Девять дней, которые потрясли...

Эхо «Славянских театральных встреч». В нашем городе они проходили с 20 по 28 мая в 15 й раз.

Это теперь случается каждую весну. Однако на сей раз подбор гостей особенно впечатлял. Представьте, что в эти девять дней к нам пожаловала столь пёстрая вереница.

Из Багдада – сам Султан с Визирем, гаремом и сво — енравной дочерью царевной Будур, а также – её настырным женихом Ала ад Дином с мамашей и Джином.

Из Испании – жительница некоренной националь — ности цыганка Кармен с контрабандистами и прочими тёмными личностями, а также – с неудачливым офицером стражником Хосе и обворожительным тореадором Лукасом.

Из Франции – знатный барон со строптивой до — черью Камилой и её рискованным женихом, нечаянно сгубившим невинную деревенскую девушку Розетту, которая повторила судьбу Бедной Лизы.

Из Витебска – Парижа – Иерусалима – гениальный Марк Шагал с матушкой, возлюбленной своей Беллой и Ангелом.

И, наконец, целая свита из России трёх последних веков. Любвеобильные мелкопоместные дворяне времён Фонвизина, Островского и Сухово Кобылина, романтичные дамы и господа Серебряного века, провинциальные актёры – родные братья Счастливцева Несчастливцева. И все норовят замуж выгодно дочерей своих пристроить, а невесты дурёхи не желают по расчёту, а мечтают по любви. И вдовы молодые и не очень – туда же норовят.

Тысячи брянских жителей, а также гости города в эти дни словно с ума посходили. Нет, чтобы заниматься чем-то  полезным: рассаду высаживать на дачах огородах, под цветущими акациями каштанами чинно прогуливаться или в ближних и дальних водоёмах жару пережидать. Наша почтенная публика зачем-то  каждый вечер, прихватив веера и бинокли, устремлялась в духоту зрительного зала, чтобы переживать переживать переживать и одаривать овациями и букетами господ артистов. Таковы печальные последствия театральной эпидемии под названием – фестивальная лихорадка.

А если серьёзно, то такие вот встречи удивительным образом облагораживают и очищают город. Именно в такие моменты население начинает осознавать себя народом, не дожидаясь пресловутой национальной идеи. Глубже чувствовать свои и чужие национальные корни и тоньше постигать то, что поэты называют мировой душой. Нынешний полуюбилейный фестиваль ненавязчиво и интеллигентно раскрыл такие качества славянской души, как всемирная отзывчивость, умение разделить радость и боль с другими народами. Хотя такие слова как «толерантность» и «интернационализм» не звучали со сцены, они были ощутимы в самой атмосфере фестиваля.

Ах, карнавал!

Мощный заряд настоящего интернационального карнавала привёз из Москвы молодой и дружный коллектив Государственного музыкального театра национального искусства под руководством народного артиста России Владимира Назарова. Широкой публике он известен как автор неофициального гимна Всемирного московского фестиваля молодёжи и студентов – «Ах, каранавал, удивительный мир!…». А столичной театральной публике – как строитель нового яркого театра, фундамент которого – музыкальная культура разных стран и народов. При этом театр остаётся истинно русским по духу.

– Мы занимаемся искусством разных народов. Но это наше русское современное видение и восприятие. Я терпеть не могу проявлений шовинизма ни в каком виде. Но мы должны оставаться верны себе и своим истокам. Мы ничего не копируем слепо, это наше ав — торское прочтение, – пояснил Владимир Назаров.

То, что театр решил показать одну из жемчужин арабской культуры в наше время террористических угроз и ближневосточных конфликтов – неслучайно. Театру важно было напомнить нам всем о том, что был и есть иной арабский менталитет.

Хотя авторы музыкальной комедии «Ала ад Дин» по мотивам известной сказки не зацикливаются на сугубо национальном акценте. Ведь у всех империй много общего. Поэт и драматург Андрей Хохлов создал современный ироничный текст в духе знаменитой «Принцессы Турандот» с прозрачными узнаваемыми параллелями. Вот, например, из речи Визиря:

«Всё идёт чередом, о великий султан: народ трудится, голодает и молится, менялы и купцы торгуют и платят откаты, муллы и сборщики податей не дремлют, стабилизационный фонд растёт, вертикаль укрепляется, … ваш рейтинг, о мудрейший из правителей, неизменно растёт…»

Сам Назаров написал яркую музыку к спектаклю, а его сын Артём Назаров (вылитый Максим Галкин!) по настоящему смешно и изобретательно поставил эту сказку для детей и взрослых.

В Брянске она была принята на ура, и понятно, что приз зрительских симпатий достался москвичам. Публика долго не отпускала со сцены замечательных артистов и певцов Игоря Томилова, Аллу Майорову, Марию Молчанову, Игоря Милюкова, других солистов, заставляя бисировать по нескольку раз. Последний – а капелла, кстати, устроил сам Владимир Назаров, чтобы продемонстрировать отдельным скептикам: всё чисто, никакой фанеры!

Два дня подряд на спектаклях москвичей зал был переполнен ещё и потому, что мюзикл – редкий гость в Брянске. Тем более – столь качественный. Многие брянцы просили москвичей приехать ещё раз с большими гастролями – «Маленьким принцем, „Поминальной молитвой“, «Лесной песней» и другими музыкальными спектаклями для детей и взрослых. Особенно вписались бы в интернациональную палитру фестиваля визитные карточки коллектива, родившиеся ещё в те дотеатральные времена, когда был ансамбль «Жалейка» – мини спектакли «Русские фрески 20 века» и «О любви на всех языках», где на 30 языках звучат свадебные, застольные, обрядовые песни и танцы 30 народов мира. И надо было слышать, как отыграв в день приезда сложный спектакль, молодёжь театра во время фуршета так заразительно и свежо грянула украинские и белорусские песни, что «друзи» и «сябры» сходу приняли этих столичных парней и девчат за своих. Тем более, что сам Назаров – родом с Украины, и ближайшие гастроли его театра нынешним летом предстоят как раз на Украине. В сентябре – большие гастроли в Гамбурге и Берлине. А Испанию театр уже покорил во время прошлых гастролей.

Мы – Сябры, мы – друзи, мы – друзья…

Светло и пронзительно прозвучала на фестивале прощальная исповедь великого художника по имени Марк Шагал – мудрого, гениального и по детски непосредственного – в спектакле «Полёты с ангелом» Республиканского театра белорусской драматургии из Минска. Валерий Анисенко – художественный руководитель театра, лауреат Государственной премии республики Беларусь, профессор кафедры театрального творчества Белорусского государственного университета культуры и искусств поставил этот камерный спектакль по замечательной пьесе Зиновия Сагалова и сам исполнил главную роль. Валерий Анисенко получил главную актёрскую награду фестиваля – приз-за лучшую мужскую роль. В основе поэтичного текста, написанного прекрасной ритмической прозой – автобиография Мастера – уникального рассказчика, музыкального живописца и графика, лирика и фантаста, который открыл невесомость и преодолел земное притяжение задолго до космической эры.

– Я играю не про Шагала – про себя, про Художника вообще, про любую творческую личность, которая проходит эти круги жизни: рождение, любовь, расставание с родиной, последний путь… Путь художника у всех один: через тернии – к звёздам. Через боль, горечь, разочарование… Просто на пути Шагала этих терний оказалось больше. Художник, если он настоящий, обнажает душу. Я от пупка своего должен оторвать и послать в зал выстраданное мною. Тогда боль и радость станет общей. Мобильную сценографию этого спектакля придумал знаменитый наш автор мемориала в Хатыни Леонид Менделевич Левин – заслуженный архитектор Республики Беларусь, лауреат Ленинской премии. Он возглавляет еврейскую общину республики, по заказу которой создан этот спектакль – «Полёты с ангелом». Мы объехали с этим спектаклем всю Беларусь, были в Германии, Варшаве, Москве… Всюду – такой благодарный приём. Самая неожиданная и лестная зрительская реакция для меня – чистокровного белоруса – была в театре на Малой Бронной, том самом, где в своё время работал великий Михоэлс. Ко мне после спектакля подошли две пожилые еврейские женщины, обняли меня: «Этот наш…».

Мы, белорусы, должны помнить и про то, что у нас погиб в войну «каждый четвёртый», и про свой Бабий Яр, у нас под Минском была своя Яма. Я снял фильм к 50 летию массовых расстрелов еврейского населения про пятерых пацанов, выживших в этом аду.

Благодаря Марку Шагалу мир узнал город Витебск, я оттуда родом, кстати. Но до 90 х годов Шагал был практически под запретом. Честно сказать, Марк Шагал – никогда не был моим художником. Я воспитан был на Шишкине и Саврасове.

Я признаю национальную культуру, когда она открыта миру. Нельзя отрываться от мировой культуры, как нельзя есть только одно блюдо. В Эдинбурге мы играли Шекспира так, что меня потом пригласили в Испанию читать лекцию о Шекспире. У нас в стране – двуязычие, мы играем белорусскую драматургию на русском тоже. И я благодарен Брянску, организатору фестиваля Владимиру Макарову за приглашение участвовать в вашем замечательном театральном форуме.

Для тех, кто помнит, на прошлом фестивале минчане получили специальный приз жюри за документальную драму «Чернобыльская молитва» по прозе Светланы Алексиевич – за высокую гражданскую позицию и волнующее воплощение общей трагедии трёх республик. А ещё раньше – была потрясающая
«Последняя пастораль» по повести Алеся Адамовича на ту же «радиоактивную» тему, получившая Гран при «Славянских театральных встреч». Минчане и на этот раз напомнили нам всем, что «чужого горя не бывает».

Эту актуальную гражданскую ноту, заявленную в спектакле Брянского театра драмы им. А.К. Толстого «Белый танец» (Вера, Надежда, Война) в постановке Бориса Ярыша по пьесе нашего земляка Николая Иванова, высоко оценило руководство области. Театр драмы получил специальный приз губернатора Николая Денина за верность военно историческим традициям. А актёр Игорь Игнатов, убедительно сыгравший роль кавказца Бауди, получил приз жюри за лучшую роль второго плана. В этой номинации призы получили также актёр Брянского ТЮЗа, заслуженный артист Владимир Аверин (Чугунов в спектакле «Золотые люди» ( «Волки и овцы») и актёр Владимирского областного академического театра драмы Борис Тартаковский (Расплюев в спектакле «Свадьба Кречинского»).

Кулисы пахнут одинаково

Женские роли второй год подряд остаются без призов. По мнению жюри, достойных не оказалось.

Ни голосистая и прелестная москвичка Мария Молчанова в роли Будур.

Ни талантливая и очаровательная актриса Брянского ТЮЗа Светлана Малькина, смело и самоотверженно сыгравшая возрастную роль помещицы Мурзавецкой в спектакле «Золотые люди» ( «Волки и овцы») по Островскому.

Ни талантливые и яркие орловчанки в комедии «Любовью не шутят»: трогательная и неожиданная Розетта – Елена Крайняя, которую брянские зрители помнят ещё по нашему ТЮЗу, страстная и изящная Камилла – Светлана Нарышкина и гротескная и уморительная Дама Плюш – Маргарита Рыжова.

Ни минчанка Анна Полупанова, молодая партнёрша Валерия Анисенко, замечательно сыгравшая сразу несколько ролей: Ангела, матьШагала, его прекрасную спутницу Беллу и разнузданную революционерку.

Ни темпераментная и пластичная смолянка Инна Флегантова в роли жрицы любви Кармен.

Смоленская «Кармен» о роковой страсти, погубившей героя, вообще вызвала отторжение у жюри и его председателя Марины Корчак, заведующей кабинетом драматических и национальных театров СТД:

– Это дурной спектакль. Непонятно, что хотел сказать режиссёр и для чего его ставил. Мы всё это видим и так, в реальной жизни. Особенно страдает дурновкусием финал, когда на наших глазах вешают героя и он долго висит над сценой… Что же касается спектакля Брянского ТЮЗа «Золотые люди», то заявка на возрастную роль у Светланы Малькиной была очень интересной, но до конца не проработанной режиссёрски, как и весь спектакль в целом.

Самый главный приз – Гран при жюри присудило бесспорному лидеру нынешнего фестиваля – Орловскому государственному театру для детей и юношества «Свободное пространство» за комедию «Любовью не шутят» Альфреда-де Мюссе в постановке Геннадия Тростянецкого и его ученика Романа Ильина. Лауреат Государственной премии, ученик Георгия Товстоногова Геннадий Тростянецкий признан также лучшим режиссёром фестиваля. В начале июня этот спектакль будет показан также на фестивале «Радуга» в Санкт Петербурге, и есть уверенность, что без призов также не останется. Выбор жюри полностью совпал с реакцией зрителей, оценивших игровое начало, изящную форму и прекрасную работу актёров. Переполненный зал аплодировал во время спектакля не только актёрским удачам, но и остроумным режиссёрским находкам.

Стиль и внешний рисунок спектакля, по словам режиссёра, был создан под влиянием изящного японского искусства созерцания и гармонии. Именно оно оказало в своё время влияние на французских импрессионистов и потому оказалось столь уместным в спектакле, ставшем гвоздём французского сезона в «Свободном пространстве». Следующий сезон у орловчан – польский, что впрочем тоже вписывается в идею «Славянских театральных встреч», которым давно пора выходить из ближнего в дальнее зарубежье.

Директор фестиваля и по совместительству секретарь российского СТД Владимир Макаров считает, что орга -низационно это сделать несложно. Были бы средства.

– Конечно, географию расширять нужно. Я сейчас еду на московский «Славянский венец», наш театр участвовал в этом фестивале. Есть предварительная договоренность с Чехией, Словакией, с албанцами и поляками. Но всё дело в финансах. Мы пока не готовы к приему европейских театров. 150 тысяч рублей из областного бюджета и 60 тысяч рублей – из федерального – капля в море для «Славянских театральных встреч» даже в нынешнем масштабе. Бюджет фестиваля сегодня – больше миллиона, и если бы не спонсоры, мы бы вряд ли смогли провести эти 15 е встречи.

– Кулисы всех театров мира пахнут одинаково, – сказал, приветствуя брянскую публику, Геннадий Тростянецкий. – Мы ездим очень много по стране и Европе. Недавно с успехом гастролировали в Польше. Но, поверьте, такого чуткого и отывчивого зала, как на брянском фестивале, мы до сих пор не встречали. Ради душевной крепости, ради наших детей, ради таких минут стоит работать. Давайте собираться чаще!

Художник Вера Жлудько получила приз-за яркие костюмы к спектаклю «Кумир души моей» Черниговского областного академического украинского музыкально драматического театра им. Т.Г. Шевченко. Украинский спектакль по фонвизинскому «Бригадиру» в постановке молодого режиссёра Николая Карасёва шёл на «ридной мове» и был решён в духе эротического балагана с дискотечной музыкой – от Джо Дасена до рок н ролла. Некоторых коробило. Однако применительно к нынешним прозападным устремлениям наших соседей фонвизинское высмеивание слепого преклонения «москалей» перед Парижем выглядело удивительно актуально и саморазоблачительно в этой «гламурной слёзной комедии» под названием «Кумир души моей». Кто нынче у нас в кумирах?

Жюри учредило также специальные призы. Их обладателями стали:

Владимир Макаров – создатель, организатор и бессменный директор фестиваля – за верность идее дружбы славянских народов и преданность театральному делу.

Юрий Томилин – заслуженный артист России – за яркое воплощение роли Актёра в моноспектакле «Русский актёр. Биография» (Тамбовский областной драматический театр).

Брянский театр кукол – за искреннее желание пробудить в самых маленьких зрителях чувство милосердия и добра и успешное воплощение этой темы в спектакле «Серая шейка» (режиссура и сценография Ольги Сидоренко).

Гомельский областной драматический театр – за верность фестивалю «Славянские театральные встречи» и преданность театральному братству.

Татьяна РИВКИНД, собкор газеты «Культура» специально для журнала «Брянская ТЕМА».

Фото Виктора ЛАЗАРЕВА.

Просмотров: 1316