Любовь чистая, но нескромная

Любовь чистую, но нескромную показал нам на своих последних гастролях сезона Театр Сатиры на Васильевском…

Питерский театр открывал в Брянске гастроли в один вечер и в один час с началом знаменательного футбольного матча между брянским «Динамо» и питерским же «Зенитом». На один вечер скромное обаяние Питера овладело брянскими жителями, охватив всю культурно спортивную сферу нашего города практически без остатка. Победила любовь. Любовь к хорошему театру и хорошему футболу. Благодаря «Зениту» брянские болельщики ещё больше полюбили наше «Динамо». Благодаря театру на Васильевском брянские театралы провели десять вечеров в упоительном блаженстве. Спасибо, Питер!

Выбор репертуара гастролей предотпускной. От вдовьей любви по американски в итальянском розарии страстей «Татуированная роза» через «Последнюю жертву» Островского, где до удивления актуально живописуются наивные любовные метания и жестокие трагедии людей богатых, но неумных, до откровенной буффонады, в которую превращается «Любовь втроём» без особой взаимности, но зато с изрядной долей эпатажа. Да! Не забыть бы про искромётное «Еврейское сватовство»! Всего один спектакль, показанный в Брянске, вызвал значительный ажиотаж. Во время представления этой истории одиночества посредством излюбленных сатирических приёмов (здесь питерский театр преуспел) в зале не было свободных мест.

Персонажей этих пьес объединяет, пожалуй, то, как искренни они в своих заблуждениях. И это делает лирических, трагических и комических героев подкупающе правдоподобными. Артисты театра от спектакля к спектаклю всё увереннее совершают экспедиции в святая святых душевных переживаний, а зритель еле успевает за хитросплетениями сюжетов и их поворотами. Как выразила общую идею народная артистка РФ Наталья Кутасова – прима Театра на Васильевском: «Каждая роль, каждый спектакль должен быть любимым. Я должна выходить и получать удовольствие от того, что я сейчас созидаю на сцене. И каждый из моих коллег – то же самое. Вы же, как зрители, получаете радость энергетическую именно когда не можете отделить персонаж от актёра. Для нас это самое дорогое: когда вы, зритель, теряетесь, где личность актёра, а где персонаж. Вы приходите за живой энергией, за настоящей болью или радостью. Подменить их невозможно…».

Так они играли – азартно, с отдачей, с самозабвением, стирая эмоциональные грани, заставляя сопереживать и награждая зрителя изрядными порциями здорового юмора. Впрочем, прибегали и к максимально наглядным приёмам, чтобы обнажить правду жизни: раскрывая ту или иную черту характера своего персонажа, артисты смело и беззастенчиво распахивали свои одежды, задирали юбки, устраивали лёгкий, изящный стрип — тиз, словно говоря: «Признайте, господа, что чистая любовь необязательно бывает скромной!..».

…Итак, остановимся на том, что питерцы показали нам добротный репертуарный театр. И это несмотря на то, что изначально в Брянск планировали приехать совсем другим составом и с несколько иным подбором пьес. Отсюда и несоответствие информации на афишах тому, что в реальности творилось на главной театральной сцене города.

Так, к нам ехал вполне шекспировский «Макбет» в постановке Алексея Утеганова. Однако на полпути он был заменён на «Вертепъ» пo poмaнy Фёдора Coлoгyбa «Meлкий бec» (постановка Романа Смирнова). Причина – занятость в киносъёмках артиста Евгения Дятлова. Когда выяснилось, что Дятлов не может, то оказалось, что не может и Юрий Ицков, занятый в «Вертепе». Пришлось перекраивать афишу по живому.

А ведь и Ицкова, и Дятлова в Брянске ждали. Знают, как говорится, помнят и любят. Ицков – «народный», снимался во многих сериалах и фильмах, включая «Убойную силу 4» и «Бандитский Петербург». Дятлов – артист на пике карьеры, «медийная звезда». В этом году он особенно востребован на ТВ: вёл серию передач»Век кавалергардов» и пел в «Романтике романса» на канале «Культура», боксировал со звёздами на «Первом». Вот такая разноплановая личность. Ещё Евгений снимался более чем в 17 кинофильмах и телесериалах, в числе которых «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Охота на Золушку», «Убойная сила», а также в рекламе «Сила лета». Пpинимaл yчacтиe в дyблиpoвaнии фильмoв «Бoйцoвcкий клyб», «Пёpл Xapбop», «Дecпepaдo 2», «XXX», мyльтфильмa «Кopпopaция мoнcтpoв».

По мнению директора Санкт Петебургского общественного фонда «Театральный остров» Валерия Арсентьевича Синельникова (он и есть тот самый человек, который привёз театр на Васильевском в Брянск), «сериальная слава» только на пользу: «Театр идёт на уступки любому артисту, потому что это тоже, прежде всего, реклама театра».

В общем-то, логично. На многих полюбившихся «мыльных» героев зритель идёт с большим удовольствием и желанием. Такова уж всепоглощающая сила кино. А театр… Для ряда людей он таким образом превращается в возможность поглазеть на телезвезду вживую! Что ж, на то он и зритель, чтоб глазеть…

Но не таков, сказать по чести, брянский театрал. Сдаётся, что для «наших» поход в театр так и остался возможностью «прикоснуться к искусству». Возможностью, которой грех не воспользоваться, когда выпадает шанс посмотреть приезжий театр высокого уровня.

Впрочем, на этот раз тоже было на кого поглазеть.

Артём Цыпин – «самый молодой заслуженный», как говорят о нём соратники по цеху. Его считают одним из наиболее интересных артистов Петербурга за его разноплановость, характерность, индивидуальную трактовку материала. В Брянске он блеснул в «Татуированной розе», «Еврейском сватовстве» и «Любви втроём». Кроме того, Артём Цыпин известен тем, что снимался в доброй дюжине фильмов, среди которых «Нирвана» (это последняя его работа в кино), а также «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь», «Секретная служба Его Императорского Величества», «Золушка в сапогах» и, конечно же, «Улицы разбитых фонарей». Кстати, в «Улицах» более или менее заметно переиграла, наверное, добрая половина всего актёрского состава театра. Что, впрочем, неудивительно: Питер!

Народная артистка Наталья Кутасова (непревзойденная Серафина делла Роза в «Татуированной розе», за которую, кстати, получила театральную премию «Золотой софит») снималась в таких фильмах, как «Тайны следствия», «Роман императора», «Агентство НЛС», «Опера», «Секретные поручения»…

Игорь Бессчастнов (его можно было видеть в спектаклях «Последняя жертва», «Любовь втроём», «Татуированная роза»), кроме «Улиц…», снимался в «Империи под ударом», «Золушке в сапогах», «Секретных поручениях» и других фильмах.

Артистка Татьяна Мишина (участвовала в «Татуированной розе» и «Последней жертве») снялась в «Женском романе», «Убойной силе», опять же, «Улицах…»… Последний эпизод с её участием – в фильме «Платки» режиссёра Юрия Павлова.

…Спектакли шли с аншлагом, и, хоть Синельников сетовал, что в соседних Калуге и Смоленске не удалось добиться приличных сборов из-за душной погоды и дачного сезона, эпицентр страстей для брянцев оказался отнюдь не среди окученных грядок, а в ложах, на балконах и в партере… Пятнадцать минут в очереди в буфет – и вновь в упоительную прохладу под необъятными театральными сводами.

Интересно ли современному зрителю смотреть и пересматривать Николая Островского, Теннесси Уильямса, водевили начала прошлого века?.. Актуальны ли столь отдалённые от нас по времени их создания пьесы? Всё же в своём репертуаре театр опирается на классику. «А классика, – говорит Валерий Синельников, – потому и есть классика, что звучит современно. Весь ре — пертуар мы стремимся сделать понятным для сегодняшнего зрителя. Мы стараемся говорить со зрителем и в «Макбете» о современности, и в Островском – о современности. Во всех пьесах, которые мы берём, мы так или иначе говорим о сегодняшнем дне, сегодняшним языком». Правда, что касается современной драматургии, то с ней проблемы во всех театрах.

Санкт-Петербургский Государственный Театр Сатиры на Васильевском – один из самых молодых театральных коллективов Санкт-Петербурга, через два года он разменяет лишь второй десяток… И тем не менее это один из самых живых и развивающихся театров страны. Ежегодно – от четырёх до семи премьер. Активные гастроли, повсеместная, как говорятся сами артисты, «попу — ляризация театра». Особенность этого театра в том, что он – продюсерский. Режиссёров постановщиков сюда приглашают под конкретные проекты. И, отсюда, в общем, и разноплановость, и свежесть в подаче материала.

Правда, сегодня труппа на рубеже больших перемен. Во первых, у театра появился польский главреж Анджей Бубень. Около десяти лет назад он поставил здесь «Дон Жуана» и «Женитьбу Фигаро». А начиная с этого года работает на постоянной основе. Во вторых, «под него» (вернее, под общетеатральный творческий эксперимент) в это межсезонье перестраивается сценическое пространство театра – сцена «сращивается» со зрительным залом, в результате возникает некий театр трансформер. Он создаётся для того, чтобы устранить барьер между зрителем и действом, расширить творческие рамки, привнести новаторство подачи в знакомый материал. Варьироваться будет даже число зрителей, ведь пространство может расширяться или сужаться в зависимости от художественного и продюсерского замыслов.

Одним из первых спектаклей, срежиссированных Анджеем Бубенем на питерской сцене театра сатиры, стала «Саранча» по пьесе Биляны Срблянович.

На пресс конференции с участием труппы театра брянские журналисты выразили надежду, что в будущую гастрольную афишу будет включена и эта многообещающая постановка.

Конечно, неплохо было бы, чтобы и наш, Брянский театр, в Питер приглашали. Над этим ещё стоит поработать уважаемому Владимиру Макарову, директору БДТ. Тем более, что с Валерием Синельниковым они друзья… Но уже хорошо то, что питерцев приглашают к нам. И на фестивали, и на гастроли.

Анна ИВАНИНА.

Фото автора.

Просмотров: 973