Лариса Садилова: «Снимать кино в Брянске меня заставил муж»

Прошлым летом режиссёр Лариса Садилова, наша землячка, снимала в Брянске свой четвёртый фильм «Ничего личного». Нынешним летом на Московском международном кинофестивале (ММКФ) картина завоевала одну из главных премий – Приз ФИПРЕССИ. После двух фестивалей, ММКФ и «Балтийские дебюты», Лариса Садилова заглянула в Брянск и дала эксклюзивное интервью «Брянской ТЕМЕ».

– Лариса, фильм «Ничего личного» видел обычный зритель?

– Да. На фестивале «Балтийские дебюты» в альтернативной программе показывались лучшие фильмы, произведённые в России в 2007 м. И картина «Ничего личного» завоевала Приз зрительских симпатий. Каждый человек в зале получал специальную карточку, на которой ставил оценки по пятибалльной системе. Очки суммировались по количеству голосов. Кстати, мы сами сидели в зрительном зале. Нам интересно было посмотреть на реакцию зрителя. Это был первый наш зритель. Нас порадовало то, что ни один зритель не вышел из зала.

– Каждый ваш фильм фести — вальный…

– Я думаю это потому что, очень серьёзно отношусь к работе. Мне предлагают снимать сериалы, я не иду. Не могу снимать быстро, потому что не могу халтурить. Серию снимают неделю, а фильм два три месяца. От фильма требуется качество, а от сериалов – количество. Я за качество. Но помимо того, что мои фильмы имеют много фестивальных наград от профессионального жюри, для меня важно ещё то, что все мои фильмы имеют призы зрительских симпатий.

– Когда в Брянске пройдёт премьера вашего нового фильма?

– Я очень хочу показать картину в Брянске. Потому что она здесь снималась, потому что я сама здесь роди — лась. И все спрашивают: когда, когда, когда? Надеюсь, что премьера в Брянске состоится в октябре. Либо в начале, либо в конце месяца, потому что в середине октяб — ря мы будем показывать фильм в Нью Йорке. В ноябре – Аргентина, Португалия, Голландия, и так до Нового года. Все поездки связаны с показом этого фильма. Другое дело, что организовать премьеру очень тяжело. Всё должно быть спланировано заранее. Приезжают артисты – исполнители главных ролей, режиссёр, все выходят на сцену и представляют картину зрителям. Но чтобы все приехали, нужно определиться с датой. Например, Валерий Баринов, Зоя Кайдановская много снимаются. У них существуют обязательства. Поэтому я должна за месяц их предупредить, а они на этот день не должны планировать съёмки.

И ещё надо определиться с кинотеатром. Возможно, картина будет показана сразу в двух кинотеатрах города: в «Родине» и в «Победе», но с разницей, скажем, в два часа. Зам. главы городской администрации Валерий Мануев приезжал на Моско — вский фестиваль, когда показывался наш фильм, и актёры ему твердо пообещали, что приедут на премьеру в Брянск. Осталось обсудить дату показа.

Брянск – почти Париж

«Ничего личного» первая картина, которую вы сняли в родном городе.

– Когда я пишу сценарий, то пишу про, то, что видела, про то что, хорошо знаю. Фильм «С любовью, Лиля» снимался в Орле, а сценарий я писала про Брянск. Музыкальная школа, рынок, улицы – это всё Бежица, в которой я выросла. Вы спросите, почему же я снимала не в Брянске, а в Орле. Так случилось, что со своим первым фильмом «С днём рождения» я приехала в Орёл на фестиваль «Сталкер», и после этого областная администрация пригласила нас снять фильм: «Приезжайте, снимать к нам в город». Я говорю: «А вы знаете, как вы намучаетесь со съёмочной группой? У нас с вами будет много проблем». Ответ был: «Справимся!». И вот мы сняли «С любовью, Лиля», а потом «Требуется няня». В Орле меня, кстати, все называли землячкой, ведь Брянск входил когда-то  в Орловскую губернию.

Мои друзья, живущие в Брянске, всё время спрашивали: «Когда же ты дома фильм будешь снимать?». И вот это случилось. Хотя это не моя заслуга, а моего мужа Рустама Ахадова, который является продюсером картины. Рустам сказал мне: «Ты просто обязана снять фильм в своём городе». А у меня, наоборот, был страх. Ведь как говорится, лицом к лицу – лица не увидать…

Но, по моему, получилось. Брянск в моём фильме очень красивый. В фильме не только Бежица с её старыми дворами. Красивые ночные проезды. Лестница на Набережную, превращённая в уличное кафе – немножко напоминающая Париж.

– Лариса, ваш страх прошёл? Правда, что следующий фильм вы снова будете снимать в Брянске?

– Всё будет зависеть от следующей истории, которую надо ещё придумать. Но я хотела бы, потому что Брянск и область выдержат не один фильм. Природа, рельеф, овраги – это всё очень кинематографично.

– Перед интервью вы неделю провели под Брянском. Причём на… птицефабрике.

– Свой первый фильм снимает мой сын Володя, ему 19 лет и он учится на режиссёрском факультете. Я в данном случае выступаю как директор картины. О чём будет фильм? О маленьком мальчике, которому стало жалко птичку. Больше сказать ничего не могу. Есть такая примета, не рассказывать о фильме, пока он не снят.

– Мы много слышали о фильме «Ничего личного», а можно ли его купить на DVD для домашней коллекции?

– Буквально сегодня звонили из «Союз Видео». Если они выкупят права на фильм, мы сами уже не сможем его тиражировать. Опять же, если они выпустят тираж, им будет выгодно привезти фильм на DVD к премьере. А вообще у меня мечта сделать подарочный набор своих фильмов. Четыре фильма в одной упаковке.

– Лариса, покажут ли «Ничего личного» по ТВ?

– Мы получили предложение от Первого канала. Будет два показа в прам тайм, месяц и число показа – не знаю. Возможно, в новогодние праздники, так права на картину мы отдаём с декабря. И наконец то на ТВ, по крайней мере на Первом канале, решили покупать серьёзные отечественные фильмы. Но опять проблема – хороших современных фильмов очень мало. Их снимается, наверное, не больше десяти в год. Дело в том, что сейчас художественные фильмы снимаются в том же русле, что и се — риалы. А почему? Да, потому что каналы это долгое время покупали. Теперь они хотят хорошее, но, к сожалению, творцы настроились на ширпотреб. Ведь когда они пытались снимать настоящее кино, оно было никому не нужно. И должно пройти время, чтобы ситуация изменилась.

Сюжеты из жизни

– Вы часто снимаете в своих фильмах непрофессионалов, почему?

– Мне нравится работать с непрофессиональными актёрами. Если это не мешает стилистике фильма и эпизод небольшой, то для меня лучше снимать типаж, нежели брать актёра, который начнёт этот типаж изображать.

Например, в «Ничего личного» у меня снималась старушка, которая во время съёмок находилась во дворе, где мы снимали. Она приходила в этот двор к своей дочке. Мы даже не знаем её фамилию. Знаем только, что зовут её Дора Сидоровна. «Дора Сидоровна – это громко звучит!» – так она говорит в фильме. Дай Бог ей здоровья! Кстати, в титрах так и написано: Дора Сидоровна. Вообще, снималось очень много брянцев, а также актёров Брянского драматического театра. А одну из ролей сыграл у нас в фильме далматинец Бумер.

– Чем удивил Брянск во время съёмок?

– Когда мы снимали в прошлом году в Брянске, обратили внимание, на то, что в городе очень много беременных женщин и женщин с колясками. На то время
путинский указ ещё не вступил в силу. Радовало, что брянцы безо всякого указа стали поднимать рождаемость в России.

И ещё мужская часть съёмочной группы отметила, что у нас в городе очень красивые девушки. Кстати, мне сказали, что в Брянске во время Великой Отечественной войны итальянский полк стоял. Может, в этом секрет?

– Кто ваш главный критик? Муж, мама, сын…

– Посмотрев мой последний фильм, мама сказала: «Вот, ты знаешь, три твои первые фильма очень хорошие, но в этом ты уже выступаешь, как мастер!». На самом же деле у меня много критиков. Для меня важно мнение зрителя. Поэтому и мама, и сын, и друзья смотрели фильм ещё в процессе. Не для того, чтобы они меня хвалили. А для того, чтобы выяснить у них: что понятно? что непонятно? а эта сцена как?

– Лариса, в Брянске вы учились в школе № 10, под — держиваете отношения со школьными друзьями?

– Я никогда по настоящему не уезжала из Брянска. У меня не происходило отрыва от города. Здесь у меня много друзей, родственников. В Брянске живёт подруга, с которой я дружу с пяти лет. И наши дети дружат. Она крёстная моего сына. А один из эпизодов фильма «Ничего личного» вообще придумал мой одноклассник Валера Соловьёв, который у меня в фильме сыграл маньяка.

К сожалению, эта сюжетная линия не вошла в фильм. Но я обязательно введу её в какой нибудь следующий свой фильм. Он гениально это сделал! Валера сказал: «Слушай, надо, чтобы любовник героини пришёл к ней домой, когда за квартирой ведётся наблюдение». И я подумала, как же я этого не написала в сценарии?

– Коллеги и близкие говорят, что в жизни вы спокойный и очень добрый человек. А знаете, что про вас говорят, когда вы на съёмочной площадке?

– Наверное, видели со стороны, какая я добрая, как орала там? Когда я снимала фильм «С любовью, Лиля» моему сыну было 13 лет. Он впервые приехал на съёмку и увидел меня во всей красе. Я знаю, что он рядом стоял, поворачиваюсь и говорю: «Ну, что страшно тебе?» Конечно, он меня такой никогда не видел. Я дома спокойный нормальный человек. Но когда съёмки, становлюсь, словно прораб на стройке. Кстати, фильм «Требуется няня» мы снимали у себя в доме. В картине снимались настоящие рабочие, которые работают у нас в посёлке. Когда увидели, как мы пашем по 14–16 часов, сказали: «Нет, лучше мы будем всё время строить».

– А почему все фильмы снимаете по собственным сценариям?

– Потому что не попался сценарий, прочитав который, я бы поняла, что вот оно то, что я хочу. Более того, я вхожу в экспертное жюри Министерства культуры и читаю около 150 сценариев в год. Не хочу говорить плохими словами, но после прочтения всей белиберды в голове такая каша, что кажется, и сама уже никогда ничего не напишешь. Самая большая проблема у нас в кино – это хороший сценарий. Сценарий, сценарий, ещё раз сценарий. Но их очень мало, также как и мало думающих и пишущих людей.

Если приходит идея и я прихожу к сценаристу говорю: напиши, начинается мартышкин труд. Я читаю, объясняю, где не так, перечитываю, плююсь и сажусь писать сама. Хотя, честно признаться, устала вытаскивать всё из себя. Если идея возникла и сформировалась от начала до конца, как минимум два месяца уходит на написание первого варианта. Это 8 часов, я не отхожу от компьютера каждый день.

Кстати, можете помочь мне и объявить конкурс на сценарий. Я, например, хочу снять фильм, который будет называться «Оливье». Салат «Оливье». Это новогодняя история, которая состоит из множества микроисторий. Мне очень нужны новогодние истории, которые происходили с людьми. Поделитесь!

Кино как психотерапия

– Вы поступали на актёрский факультет, а ста — ли режиссёром, который снимает фильмы по собственным сценариям.

– Я училась в уникальной мастерской Сергея Апполинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Это была актёрско режиссёрская мастерская. Во ВГИК невозможно было поступить на режиссуру в 17 летнем возрасте. Да мне это и голову бы не пришло, потому что это была такая уважаемая профессия! Ре — жиссёры были просто небожители. И если я поступила в 17 лет, то на режиссуре учились те, кому было под тридцать и больше. Но мастерство у нас для актёров и режиссёров было общее. Но всё же актёрам мастера уделяли больше времени. Мы от них получили, как мне кажется, больше любви.



– А правда, что всё началось с… агитбригады?

– На самом деле всё началось с кукольного театра, в котором я занималась. Потом уже был агиттеатр. Я пришла в театр кукол, когда мне было лет десять. У меня был замечательный руководитель, очень хороший художник, они вместе с женой придумывали и сами делали куклы.

А потом я пришла в коллектив Валентины Суторминой, которая окончила Московский институт культуры и приехала по распределению в Брянск. У нас была агитбригада, с которой я много поездила по Брянской области. Это был колоссальный опыт. Помню, как однажды в сельском клубе погас свет и люди, сидящие в зале, вдруг включили фо — нарики, осветили сцену. Такого не забудешь. А потом был ВГИК.

– Лариса, было интересно бы узнать имена ваших однокурсников.

– Знаете, почему я сейчас улыбнулась? 1 сентября, когда мы уже поступили во ВГИК, нас собрали в акто — вом зале. Ректор вышел на сцену. А мы все такие ма — ленькие… –

…гении?

– Маленькими гениями мы стали только в конце первого курса. Кстати, у нас говорят: «На первом кур — се ты народный артист, на втором заслуженный, на третьем – просто артист, а на четвёртом – никто. А тогда первого сентября мы сидели, еще ничего, конечно же, не зная этого. Представляете, у нас из шести тысяч абитуриентов на курс взяли только шестерых актёров! Отбор был – один человек на тысячу! И здесь, огромное спасибо моему педагогу Тамаре Федоровне Мака — ровой. Первый поток прошёл через неё. И конечно, если бы не она, то Герасимов во втором туре мог бы меня не увидеть.

Так вот почему я улыбнулась. Ректор говорит: «Сейчас в этом зале сидите вы. А вообще, здесь ког — да то, тоже 1 сентября, сидели другие студенты. Сейчас это очень известные режиссёры, сценаристы, актёры. – И ректор стал перечислять имена выпускников ВГИКа: Бондарчук, Тарковский, Кончаловский, Гурченко, Ерёменко и.т.д. – Может, кто-то  из вас тоже станет известным. И мы будем говорить будущим студентам о вас. И будем называть ваши имена». Я сижу и думаю: «Это про меня. Это точно про меня!». Я была уверена на сто процентов! (смеётся). А на курсе со мной учились: актриса Оля Машная, режиссёрыЮра Кара ( «Воры в законе», «Мастер и Маргарита») и Юра Мороз ( «Каменская»), актёр Женя Золотухин, который сыграл Петра Первого в фильме у Герасимова. Есть много подружек актрис, которые хотят у меня сниматься.

В общежитии в одной комнате я жила с Таней Лютаевой. Мы дружим уже 25 лет. Её дочь Агния родилась с моим сыном Вовой в один год. Но Таня ни разу у меня не снялась. Она очень хочет, но нет для неё материала, несмотря на то, что мы дружим и каждый день созваниваемся. Кстати, относительно города Брянска и актёров. Я очень рада, что у меня в картине снимались актёры нашего драматического театра.

В частности, Юра Киселёв, который попал в картину случайно. Мне нужен был парень, который должен быть любовником моей аптекарши. Нужно было просто его сфотографировать для портрета, который должен был висеть в квартире героини. Пригласили актёра, сделали снимок и повесили на стенку. Потом я стала додумывать историю их взаимоотношений. Так получилась целая роль. Я думаю, что брянских артистов заметят мои коллеги и обязательно пригласят сниматься.

– Кустурица как-то  сказал, что «кино – это бизнес или психотерапия». А для вас кино что?

– Психотерапия. Это правда, и думаю, что для него тоже так. Потому что он не может продавать свои фильмы. Они для фестиваля, для кино… Мне вообще не интересно заниматься кино, как бизнесом. Если б я хотела заниматься бизнесом, занялась туризмом, чем, кстати, и занималась, когда не снимала кино. Это было до первого фильма. Мы продавали путёвки в один из пансионатов Алушты, где у моей мамы знакомая была директором. Клеили объявления по Москве и зарабатывали неплохие деньги. А потом мне дали 10 тысяч долларов. Прибыль от туризма была в 3 раза больше. Я встала перед выбором: снимать кино или продолжать продавать путёвки. Выбрала кино. Потому что я такой человек, могу и без денег жить. Мне не много надо. Много не ем, одежды тоже много не надо, драгоценности не люблю.

– Есть мнение, что актёр – профессия зависимая, а вот режиссёр – это творец и от него зависит карьера артиста.

– Это относится к временам пятилетней, а то и десятилетней давности. То, что происходит сейчас – это катастрофа. В стране громадное количество продюсеров дилетантов. Поэтому всё сейчас зависит от них. Это просто «дядьки с улицы», которые занимались нефтью газом, потом начитались прессы о том, что кино приносит большие деньги. И ринулись в кино. Эти дядьки и, кстати, тётки тоже – пытаются превратить режиссёра в наёмного рабочего, в тряпку, о которую можно вытирать ноги. Им это почти удалось. Поэтому мы не видим режиссёрского кино. В основном это кино продюсеров, которые дорвались.

– У вас привилегированное положение, муж – продюсер…

– У меня привилегированное положение не потому, что муж – продюсер. А потому что мы принципиально не берём деньги у инвесторов, так называемых «генеральных продюсеров» – они очень любят себя так называть. Мы принципиально берём средства только у Министерства культуры. Лучше мы будем снимать за маленькие деньги, зато ни один дилетант не подойдёт ко мне и не скажет: снимать будешь этого актёра, и так, как я тебе скажу. Возможно, именно поэтому картина получается фестивальной. У меня нет задачи, угодить инвестору, который хочет заработать. Ещё Шукшин писал в своей книге: «Ну почему ко мне может подойти любой человек и сказать: „А вот надо было так снять“. Я же, – говорит он, – к хирургу не подхожу, не говорю, возьми скаль — пель, вот тут чикани, здесь отрежь». Кино – это такой вид искусства, которое для всех и про всех. Как в жизни! Да это же про меня! Поэтому большинству кажется: «Да я тоже так могу! Да я лучше могу! Дайте мне камеру, я покажу как надо!» Поверьте, это очень ошибочное мнение.

Беседовала Ирина СОКОЛОВСКАЯ.

Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из личного архива Ларисы САДИЛОВОЙ.

В тему!

Лариса Садилова, актриса, режиссёр. Родилась в Брянске. Окончила актерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Первую роль в кино сыграла в картине Герасимова «Лев Толстой». В 1998 годудебютирует как режиссёр с фильмом «С днём рождения!». «С любовью, Лиля» – второй полнометражный фильм. Её новая картина, «Требуется няня», была выпущена в 2005 году.

Фильму «С любовью, Лиля» в 2003 году был присужден главный приз Роттердамского кинофестиваля, а также главный приз Варшавского кинофестиваля. Приз-за лучшую женскую роль МКФ в Брюсселе.Приз-за лучший сценарий и приз жюри дистрибьюторов фестиваля «Киношок 2002». Приз-за лучшую режиссуру и приз-за лучшую женскую роль фестиваля «Московская премьера 2003».

Фильм «С днём рождения» получил более 20 наград в России и за рубежом. Среди них: Гран при конкурса дебютов «Кинотавр 98»; Гран при МКФ в Критее (Франция); Приз Жоржа Садуля (Франция); Приз ФИПРЕССИ МКФ в Мангейме (Германия); Приз ФИПРЕССИ МКФ в Котбусе (Германия);Приз-за лучшую режиссуру МКФ «Евразия 98»; Главный приз «Хрустальное зеркало» минского Международного фестиваля женского кино 99.

Приз жюри Международной организации ки — нокритиков (ФИПРЕССИ) существует более 50 лет и имеет 60 отделений в разных странах. Свои призы организация вручает на 80 кинофестивалях мира.

Фильм «Требуется няня». Приз критики за луч — шую женскую роль М. Зубановой. Специальный приз кинофестиваля «Сталкер».

Просмотров: 1491