Василий Головачёв: «Ну какой я гений? я же от сохи!»

Известный писатель фантаст Василий Головачёв каждый год в конце лета приезжает в Жуковку, чтобы встретиться со своими школьными приятелями. Традиция соблюдается неуклонно вот уже на протяжении пятнадцати лет; не стал исключением и нынешний август. И вот мы – то бишь журналист Юрий Бурносов и главный редактор «Брянской ТЕМЫ» Наталья Тимченко – ожидаем Василия Васильевича у его друга, Г.В. Белого (Головачёв почему то называет его именно так, придержимся и мы правил мэтра). Сам Г. В. Белый (кстати, не только литератор, но и видный изобретатель!) зовёт писателя просто – «Васька».

– Вот, Васька приехал, – говорит он, когда возле дома останавливается синяя «ауди». Это и в самом деле Головачёв, который привёз из Москвы целый багажник книг – в подарок для районной библиотеки. При виде журналистов он тут же начинает «давать звезду» – мол, несите шампанское, без шампанского интервью не будет.

– А мы с вами, Василий Васильевич, знакомы! – говорю с ходу я.

– На «Росконе» знакомили, кажется, Лукьяненко или Дивов.

– А, Юра! Брянский фантаст! – узнаёт коллегу Головачёв, жмёт руку, спрашивает, еду ли я на фестиваль «Звёздный мост» в Харькове, и огорчается, узнав, что земляк по ряду причин не едет. Тут же снова вспоминает про шампанское, однако в библиотеке всех уже ждут чай, печенье и конфеты, так что без шампанского мы вполне обходимся.

Вручив обрадованным сотрудникам стопки книг, пи — сатель пугает нас, что ничегошеньки не расскажет, и тут же предлагает задавать вопросы. Но интервью как таковое не получается – получается беседа, некий «круглый стол», где на равных принимают участие все присутствующие. Судя по всему, собеседники интересны Василию Васильевичу так же, как и он им. На слова же местного краеведа, собирающего книгу про выдающихся земляков, о гениальности Головачёва писатель смеётся:

– Ну какой я гений? Я же от сохи!

Но если постараться и изложить всё именно в виде привычного «вопрос – ответ», получится вот что…

«Слабых книг я не писал…»

– Ваше первое произведение: помните ли вы его? Под влиянием чего или кого вы вообще начали писать фантастику?

– Первое произведение было написано ещё в школь — ные годы и напечатано (написано от руки) в школьной стенгазете. Его я, конечно, не помню.

А вот опубликованное всерьёз – случилось в 1969 году: я работал летом в строительном отряде от РРТИ, на Алтае, к нам приехали студенты журналисты из Москвы, я отдал свой рассказ «Великан на ко — согоре», и он был опубликован в газете «Студенческий меридиан».

– Угодили ли в какое то произведение родные края? Как вы вообще относитесь к тому, что многие фантасты любят вставлять в текст своих друзей, знакомых и родственников?

– Моя малая родина, Брянщина, стала местом действия героев во многих моих романах – «Человек боя», «Поле боя», «Ведич» и других. Также мои друзья часто становились прообразами моих героев, хотя практически всегда – не главными. Это нормально.

– Вами написано огромное количество книг. Существует мнение, что у каждого автора есть вещь, за которую ему стыдно и которую он, оценивая с высоты прожитых лет, ни за что не стал бы в своё время издавать. У вас есть такие? А какую книгу вы считаете своим наивысшим достижением?

– К счастью, слабых книг я не писал. Есть произведения, с которыми я работал тщательнее, эмоциональнее, но никогда – шутя или некачественно! Хороших романов много, больше двух десятков, такие как «Реликт», «Посланник», «Чёрный человек», «СМЕРШ 2», «Логово зверя» и многие другие.

– Как-то вы сказали, что ваши книги – на 90 процентов реальность. Однако всё же вы – фантаст, и с этим фактически не спорите. Хочется спросить, а не было ли мысли написать на все сто процентов не фантастическую вещь? Скажем, детектив или, чем чёрт не шутит, лирический роман…

– Мне писать такие вещи неинтересно, вот и всё.

– Василий Васильевич, вы же по образованию инженер. Частенько приходится применять в фантастике свои инженерные знания?

– Инженер по разработке радиоэлектронной аппаратуры – это моя первая специальность. В своё время я работал в Днепропетровске в отделе конструирования спецаппаратуры. У меня даже есть три собственных изобретения. Помню, тогда получил за них 50 рублей. Но самое прискорбное, что я не могу в своих романах написать, чем раньше занимался. Меня больше увлекают звёзды, а не радиоприемники. Даже о любимом виде спорта – волейболе – в романах редко вспоминаю. Есть только один рассказ «Волейбол 3000» – он обо мне. Там герой из-за травмы не может играть, но он попадает в будущее, где его вылечили, и он стал сражаться за сборную Земли.

– Часто ваши фантастические идеи становятся реальностью?

– Почти всегда. У меня даже квартира – из фантастического мира. В ней нет прямых углов, я сам принимал участие в разработке дизайна. Ведь в душе я ещё и художник, рисую так, для себя. Когда то ещё мечтал о внучке, это мне казалось нереальным. Сейчас моей внучке уже 16 лет. Фантастика!

«По сравнению с моим фильмом „Матрица“ – вчерашний день!»

– Из большой литературы вы понемногу уходите в большое кино – продюсируете фильм «Смерш XXI» по своему широко известному произведению. Это связано с тем, что, как говорится, «в литературе уже всё сделано»?

– Нет, в литературе сделано не всё, но ведь нельзя же вечно «жить в колыбели», как писал Циолковский. Надо идти дальше. Есть ещё вершины, которых я не достиг.

– Российская кинофантастика, с одной стороны, возрождается ( «Параграф 78», «Дозоры», «Волкодав»), с другой – вызывает серьёзную критику из-за своего низкого качества. Какого мнения придерживаетесь вы?

– Вы правы, упомянутые вами фильмы далеки от совершенства, причём – по внутренним параметрам. Хочу сделать фильм, которому никто не смог бы предъявить такие же претензии!

– Василий Васильевич, как бы вы определили жанр вашего кино?

– Я бы определил жанр фильма как «городское фэнтези». Мистика – это то, что интересно современному зрителю. Обычными боевиками уже никого не удивишь, «наелись» их как отечественного, так и западного производства. В нашем фильме кроме боевых сцен присутствует метафизический мотив, борьба со вселенским злом. Главный герой в этой истории должен преодолеть себя, развить в себе сверхвозможности, выйти на некие мистические высоты. В конце романа он способен творить чудеса силой мысли. Но в этом фильме он к этому не придёт – роман слишком длинный, а это только начало истории. В сценарий фильма невозможно вместить все сюжетные линии и детали. Но я бы хотел успокоить тех, кто полюбил роман «СМЕРШ 2» – я сам писал сценарий, это моя рука, а я всё таки знаю и чувствую живую ткань романа.

Кстати, художественное руководство процессом съёмок осуществляет Егор Кончаловский. Что это значит? Не спрашивайте. Сам Егор говорит, что он контролирует, чтобы «всё шло как надо». Когда фильм начинали снимать, Егор доделывал «Консервы». Но пос — кольку именно его студия занимается производственным процессом фильма, то и здесь без него никак.

– Спецэффекты и боевые сцены – важная часть картины, не так ли?

– И не только боевые. По сравнению со «СМЕРШ XXI», с точки зрения постановки трюковых сцен и визуальных эффектов «Матрица» – уже глубоко вчерашний день. Амбициозно? Пожалуй, но хочу заме — тить, что наш каскадёр Владимир Орлов – один из самых востребованных каскадёров и постановщиков трюков в Голливуде, он работал с такими звёздами, как Курт Расселл, Николас Кейдж, Джет Ли, Джон Траволта, Расселл Кроу ( «Пираты Карибского моря», «Самолёт президента», «Маска Зорро», «Пароль – «Рыба меч»», «Кочевник» и так далее.).

– Специалисты по единоборствам уже говорят, что и стиль, так сказать, кинодрак в «СМЕРШЕ» будет отличный от того, что нам приходилось видеть…

– Да, в картине будет использован так называемый «русбой» – термин это современный, появился он всего лет 12 назад. Но я считаю, что все восточные единоборства уходят корнями в древнюю гиперборейскую систему самозащиты. Не японцы здесь первые, а русские, славяне, которые начинали ещё задолго до появления японской, китайской цивилизаций … Я и сам нем — ного занимался восточными единоборствами. Начинал, естественно, с карате, лет 20 назад, когда это было еще запрещено, занимался самбо. У меня очень хорошие были учителя, так что движение в этом виде спорта я знаю не понаслышке.

Честно говоря, про термин «русбой» я узнал случайно. То есть, когда я писал роман, я не знал, что этот термин уже существует. А потом оказалось, что он есть, и не только в литературе, но и в реальности, и это удачно сочетается с тем, что я знаю, и что существует в конкретике нынешних единоборств у нас на Руси.

Что касается кино, то, к моему сожалению, некий конкретный стиль типа «русбоя» показать на экране очень сложно. Скажем, японские, китайские фильмы о кунг фу, айкидо, карате очень специфичны, очень угадываемы, чего нет в русбое. Но могу успокоить всех любителей схваток, что бои в фильме поставлены профессионально.

«У меня хватает недостатков…»

– Возвращаясь к книгам: вы все свои романы пишете от руки?

– Да, если под рукой нет компьютера. Но написанное потом всё равно переношу в машину. Просто не могу сидеть без дела, особенно, когда я с головой «в романе». Хочется скорее написать продолжение. Я ведь жи — ву в том мире, о котором пишу.

– А выходные, отпуск у вас бывают?

– Бывают иногда. После каждого написанного романа устраиваю себе месяц психологической разгрузки. В это время могу писать рассказы, готовить матери — ал для следующего романа. Не могу просто лежать на диване. Даже когда с семьёй выбираемся на отдых.

– Нелегко, наверное, вашей супруге жить с человеком, который большую часть времени проводит в своих фантастических мирах?

– А какой жене легко со своим мужем? А уж с таким, как я, и подавно! У меня хватает недостатков. К примеру, я собираю книги. Пожалуй, это мой главный недостаток. Жена всё время опасается, что у нас дома рухнет пол – у меня книгами забиты все щели. Да и квартира, а она у меня немаленькая, больше походит на библиотеку. В этом деле я фанат. Ну и потом – ещё люблю в картишки поиграть.

– А достоинства то имеются?

– Конечно! Я не ленивый. Правда, на кухне не люблю возиться. Хотя в молодости всё готовил: и супы, и борщи. А грибы какие я делаю – объедение! Без лишней скромности скажу, я их готовлю, как никто. Рецепт мне как-то  мой друг грибник рассказал.

– Так вы ко всему ещё и грибник?

– О, ещё какой! Сейчас, правда, реже в лес выбираюсь. У меня грибы прямо на даче растут. По четыре пять урожаев маслят собираем. А в прошлом году появились подберезовики, в этом – обнаружили ещё и подосиновики. Но я люблю по лесу побродить. Я же деревенский человек.

– Понятно, что свободного времени у вас крайне мало. Однако какие книги вы читаете, какие фильмы смотрите, чем занимаетесь в часы досуга?

– Художественные книги читаю мало, нет времени, хотя иногда случается. Это книги известных мне авторов: Гуляковского, Бушкова, Михайлова. Изредка читаю романы молодых писателей… чтобы потом повздыхать с грустью: мы не были такими меркантильными и жестокими. Мой досуг случается также очень редко – раз в месяц, а то и реже – когда я играю с компанией друзей в преферанс. А так – постоянная работа с информацией и над собой, постоянная борьба с психикой, с разумом, который, подлая скотина, всегда шепчет отступить, отдохнуть, перенести какую то работу на потом.

– Вы сказали, что у вас огромная библиотека. Какие то конкретные книги собираете?

– Фантастику, конечно же. Причём не всю подряд. У меня чётко ограниченный период: с начала прошлого века и до 1993–1994 годов. Когда распался Союз, прилавки книжных магазинов захлестнул поток литерату — ры. Лучшее выплеснулось за три четыре года, а потом пошла серятина. Сейчас в книжных магазинах горы ма — кулатуры. Поэтому современную фантастику собирать просто невозможно. Но из фантастики прошлых лет я ещё не всё собрал – для полной коллекции не хватает около 350 книг. Но мне не столько важен результат, сколько процесс.

– Какую книгу из своего собрания считаете самой ценной?

– Если подходить творчески и коммерчески одновременно, то это Евангелие 1673 года. Книга написана от руки, в переплёте из воловьей кожи. Очень горжусь этим экспонатом. Кстати, подарил мне её губернатор Харьковской области Арсен Аваков.

– Вы всю свою библиотеку перечитали?

– Нет, конечно. Это невозможно. У меня больше 6000 книг. А по статистике, за всю жизнь человек может прочитать до трёх тысяч томов. Наверное, эту норму я уже выполнил. Сейчас читаю в основном специализированную литературу, которая нужна для работы.

– А свои книги перечитываете?

– Да я их вовсе не читаю! Разве что, когда пишу цикл, приходится перечитывать первые тома, чтобы восстановить в памяти, о чём писал.

– Рука не тянется что-то  исправить, переписать?

– Нет. Править можно до бесконечности, но это бессмысленно. Когда книгу напечатали – она уже ро — дилась и ушла. Зачем что-то  переделывать? Сочувствую редакторам издательств. Ведь им нужно из кучи навоза – а пишут сейчас все, кому не лень, и что попало – найти рациональное зерно. А его очень тяжело отыскать.

Сейчас в основном сочиняют сказки, потому что выдумать мир легче, чем описать реальный. Научная фантастика вовсе канула в прошлое. Никто не хочет работать с наукой – это тяжело.

– Довольно избитый вопрос, но вместе с тем и универсальный, позволяющий многое узнать о человеке: какие пять книг вы взяли бы с собой на необитаемый остров?

– За пять книг не знаю, но обязательно взял бы с собой томик новелл О.Генри, прозу Пушкина и «Аэлиту» Толстого.

– Вы – верующий человек? Как вы относитесь к тому, что религия в последние годы становится чем-то  типа моды?

– Я верующий, но – иначе. Мои боги – боги русской ведической цивилизации, уступившие место чужим богам. Что печально.

– В фантастической литературе не всё ладно. Недавно писатель Александр Громов сказал, что сейчас в ней «время подмастерьев» – пишут все, кому не лень, а издательства всё это издают. Как, по вашему, это скажется на судьбе российской фантастики?

– Время неумолимо. Фантастика как таковая уходит, уступает место просто хорошей литературе, умной, эмоциональной, глубокой, нестандартной. Хочется верить, что в будущем перестанут делить литературу на жанры, а будет востребован лишь один жанр – интересный!

– Что бы вы посоветовали тем, кто только собирается ступить на литературный путь? Может быть, есть какой то секрет настоящих писателей?

– Работать! И не думать о признании.

ВВГ – о человечестве

«Человек разумный – тупик развития… Потому что человеческая агрессия Вселенной не нужна. Можно обойтись и без взаимного поедания – в прямом и переносном смысле. Человечество – одна из попыток реализации разума, который может быть равным Творцу. Но, к сожалению, эта попытка оказалась неудачной. И мы когда-нибудь  вымрем… даже не заметив этого. Породившая нас Вселенная очень красива и без нас. Мы уйдём, а она останется. Стоит в два часа ночи выйти и поглядеть на звёзды – и ты поймёшь, что звёзды могут без нас обойтись. Мы без них – нет».

ВВГ – о семье

«С моей женой Зоей Вячеславовной мы вместе уже тридцать восемь лет. У нас сын и дочь, уже есть шестнадцатилетняя внучка. С Зоей я познакомился, когда она была медсестрой, а я студентом, в Днепропетровске. Она такая девочка была – красивее я не видел! История нашей встречи очень интересна: она ехала по свои делам, я тоже куда то ехал. Увидел её – и чуть не упал. Вышел на чужой остановке и тут же пожалел, что не познакомился сразу.

И вдруг через год мы встречаемся в спортзале нашего института: она сидит, окружённая толпой ребят. Это был ещё один удар. Тут я её уже не выпустил: был говорлив, всех отшил.

А через год мы поженились. Иначе было нельзя: ребята все ушлые, а девочка очень красивая. Это было потрясение, которое запомнилось на всю жизнь. Я бы много дал, чтобы вернуться назад и вновь испытать подобное».

Юрий БУРНОСОВ.

Фото из личного архива Василия ГОЛОВАЧЁВА.

В тему!

Василий Васильевич Головачёв родился 21 июня 1948 года в г. Жуковке, Брянской области. В 1972 году закончил Рязанский радиотехнический институт по специальности инженер конструктор радиоэлектронной аппаратуры.

С 1972 по 1974 год служил в армии на Дальнем Востоке (пос. Пограничный). В 1974 году переехал в Днепропетровск (Украина) и устроился на работу в Украинский государственный проектно конструкторский институт «Металлургавтоматика». Работал инженером, руководителем группы, начальником конструкторского отдела. В 1989 году оставил институт, целиком посвятив себя работе писателя.

Василий Головачёв – член Союза писателей России (и Украины) с 1983 года. Автор тридцати пяти романов и трёх десятков повестей и рассказов, переиздававшихся (и переиздающихся по сей день) многотысячными тиражами (тираж романа «Смерш 2» достиг почти двух миллионов экземпляров). Романы «Смерш 2», «Перехватчик», «Бич времен», «Схрон», «Посланник», «Чёрный человек», «Человек боя», «Бой не вечен» и другие на протяжении последних лет регулярно становились бестселлерами.

Василий Головачёв неоднократно становился лауреатом издательских премий: в 1992 году – издательства «Змей Горыныч», в 1995 году– издательства «Армада», в 2003 году– издательства ЭКСМО и меж — дународного конвента фантастов Роскон – как фантаст года. Кроме того, ВВГ был награждён призами: в 1997 году – Фанкона, г. Одесса, приз читательских симпатий, в 1999 году – премией Укркона «Звёздный мост» (г. Харьков), в 2000 году – призом Фонда РФ «Третье тысячелетие» – «Золотой шлем». В 2003 году ВВГ стал кавалером Ордена рыцарей фантастики. Итогом 2004 года стало получение двух премий: «Аэлита» (г. Екатеринбург) и «Золотой кадуций» – на конвенте «Звёздный мост 2004», (г. Харьков). В 2005 году имя ВВГ внесено в Российскую Книгу рекордов Гиннесса как автора 40 оригинальных книг (полное собрание сочинений на сегодняшний день; впрочем уже сдана в производство 43 я книга); награждён премией имени Александра Фадеева с вручением медали и Диплома в связи с 35 летием творческой деятельности. В 2006 году – дипломом и призом «Большой Роскон» как лучшему составителю сборников фантастики.

Кроме того, Василий Головачёв награждён медалями: им. Фадеева, им. Суворова, Союза Космонавтов (как писатель фантаст №1 России), а также медалью 60 летия Победы в Великой Отечественной войне; орденом Союза ветеранов боевых действий как писателю, адекватно отразившему образы молодых героев современности.

В сентября 2006 года в «Звёздном городке» состоялось вручение ВВГ звезды, названной именем «ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОЛОВАЧЁВ»! Это Рубиновая сверхблизкая звезда девятой величины находится в созвездии Близнецов, под покровительством которого 21 июня родился писатель. Координаты небесного тела 98,97930 / 19,13706. Расстояние от Солнца – 97,4 световых года.

Известен и как художник. Он дипломант конкурса журнала «Техника молодёжи» в 1977 году «Мир завтрашнего дня». Две своих книги иллюстрировал сам. Его рисунки использовались издательством «Флокс» (г. Нижний Новгород) в 1992–94 годах, издательством ЭКСМО в 2003 году, а также экспонировались на выставках в Днепропетровске и Москве, входили в альбомы фантастических картин.

Он мастер спорта по волейболу. Женат, имеет двоих детей, сына и дочь, а также внучку Настеньку. В настоящее время проживает в Москве.

Почти все произведения Головачёва вошли в серию издательства ЭКСМО «Шедевры отечественной фантастики», а общий тираж книг достиг 20 млн. экземпляров.

Просмотров: 744