Цыганское счастье

В дом семьи Волшаниновых невозможно забежать «на минутку». Хозяева и их многочисленная родня тут же затащат вас на уютную кухоньку, начнут угощать, расспрашивать, рассказывать… В этой обычной четырёхкомнатной хрущёвке на первом этаже панельной пятиэтажки в районе самолёта особенная атмосфера. Здесь бывала знаменитая Алла Баянова, пели руководитель театра «Ромэн», актёр Николай Сличенко и исполнительницы романсов Валентина Вишневская и Валентина Пономарёва… А недавно в гостях у этих замечательных артистов побывала «Брянская ТЕМА».

На стенах квартиры – концертные плакаты семейной группы «Очи чёрные». На комоде в рамочке стоит фотография со съёмок фильма «Табор уходит в небо», в котором сыграли Волшаниновы. Рядом маленькое чёрно белое фото: чёрноволосая стройная красавица и парень с гитарой, влюбленно на неё смотрящий…

Любовь с первого шага

В октябре этого года у Ольги Николаевны и Виктора Васильевича Волшаниновых золотая свадьба. Пятьдесят лет вместе! Сын, три дочери, сотни концертных номеров, тысячи выступлений, десятки тысяч километров гастрольных поездок…

«Я увидел Ольгу в Москве на репетиции цыганского ансамбля, в котором она танцевала, – рассказывает Виктор Васильевич, – и влюбился с первого её движения… С предложением руки и сердца долго не тянул, надо было в Брянск возвращаться. Мы в то время вместе с нашим ансамблем «Мелодии Ромэн» организовывали областную филармонию. Наша большая семья приехала в Брянск из Киева в 1952 году по вполне банальной причине: нам пообещали квартиры. А цыгане, хотя и кочевой народ, но тоже хотят возвращаться в родной дом. До этого мы приезжали в Брянск на гастроли и так понравились тогдашнему руководству, что они пообещали дать нам жильё в кратчайшие сроки. И обещание своё выполнили».

Коренная москвичка Ольга Степанова предложение заезжего провинциального артиста приняла и, не задумываясь, променяла яркую столичную жизнь на семей — ное счастье. Свадьбу сыграли шумную, артистическую. А потом снова репетиции, концерты, поездки по всему Союзу… Колыбелькой для Маноны, Ляли, Кости и Галины служил чехол от гитары. Малыши посапывали в нём за кулисами, пока родители блистали на сцене.

Все дети Волшаниновых получили музыкальное образование. Сейчас в Брянском музыкальном училище учится сын Ляли, а сын Константина тоже собирается продолжить семейное дело. Парни уже выступают с родителями на одной сцене. Музыкальная группа «Очи чёрные» – это две певицы и танцовщицы Ляля Волшанинова и Маргарита Лукьяненко, скрипач Джанни Лиманский (он племянник Виктора Васильевича, из музыкальной цыганской семьи) и Константин Волшанинов. Кроме того, артистам на выступлениях всегда помогают многочисленные родственники из семей Волшаниновых и Лиманских.

Сейчас при поддержке продюсерского Центра «Живая вода» под руководством Виталия Чудакова записывается новый альбом группы «Очи чёрные». Композитор и аранжировщик новых песен – Константин Волшанинов.

Надо сказать, что Константин – крёстный отец недавно трагически погибшего финалиста «Фабрики звёзд», солиста группы «Банда» Ратмира Шашкова. С родителями Ратмира Константин дружен много лет.

Младшая дочь Виктора Васильевича и Ольги Нико — лаевны Галина живёт в Москве. Она солистка театра «Ромэн», четыре года выступала на парижских сценах. В Париже у Галины и её мужа Сергея (он гитарист из семьи Сличенко) родилась дочь Орнелла. Малышка в свои пять лет уже успела сняться в телефильме (пусть и в массовке, но всё же!) и настолько очаровательна и артистична, что брянские и столичные зрители в ней души не чают, заваливая подарками. Младшей сестрёнке Орнеллы – Пауле пока полтора года. Но она уже пробует петь и танцевать. Не даром же говорят, что настоящий цыган с колыбели артист!

Столичные звёзды

Все, кто хоть немного интересуется цыганской культурой, наверняка слышали про дуэт Рады и Николая Волшаниновых. Николай – двоюродный брат Виктора Васильевича. Он тоже когда-то  жил в Брянске и выступал в составе «Мелодии Ромэн». А жену, как и брат, нашёл в Москве. Рада в девичестве Золотарёва – чистокровная цыганка из культурной московской семьи, мать была знаменитой, как её называли, «неистовой» плясуньей.

В 1958 году семейную пару увидел Николай Сличенко и пригласил в театр «Ромэн», где они участвовали во многих спектаклях. Но особый успех Рада и Николай Волшаниновы по прежнему имели на эстраде, много выступали не только в сборных программах, но и с собственными сольными концертами. Пели много, легко, самозабвенно…

На протяжении почти полувека дуэт пользовался популярностью у любителей цыганского жанра как в России, так и за рубежом. Этому способствовали многочисленные гастроли, выступления по радио и ТВ, записи на пластинки и компакт диски, участие в кинофильмах (снимались в «Войне и мире», «Табор уходит в небо», «Братьях Карамазовых», «Опасных гастролях» и др.).

В прошлом году Николая Волшанинова не стало. На гастролях в Майами не выдержало сердце. Так получилось, что в это время в Америке бушевал ураган Катрина, властям было не до заезжих звёзд, и тело артиста полтора месяца не могли вывезти на родину. Помог Иосиф Кобзон, который всегда был поклонником творчества дуэта.

Сегодня дело родителей продолжает дочь Николая и Рады – Калина – победительница телеконкурса «Утренняя звезда». Кстати, Калина – крестница ещё одной поклонницы Волшаниновых Людмилы Зыкиной.

Танцы на раскалённой жести

Фильм Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» стал кинохитом 1976 года и получил множество кинопремий как у себя на родине, так и за рубежом. История любви гордой цыганки Рады и конокрада Лойко Забара покорила сердца миллионов кинозрителей. Эмиль Лотяну приготовил для Виктора Васильевича Волшанинова одну из главных ролей, но тот был вынужден отказаться. «Я тогда руководил ансамблем „Мелодии Ромэн“, и мы активно гастролировали, – вспоминает Виктор Васильевич. – Принять заманчивое предложение Лотяну не было никакой возможности. Но я, моя старшая дочь Манона и брат Николай всё таки снялись в эпизодах, выбираясь на съёмки между концертами. Я помогал ставить танцевальные номера, давал консультации по костюмам. А моя племянница Нелли сыграла сестру Забара».

А вот как вспоминает работу в фильме исполнитель — ница роли Рады Светлана Тома: «Это была самая тяжёлая роль в моей жизни. Снимали, как всегда, в Карпатах: пыль, жара, цыгане вокруг. Режим Эмиль установил страшный: вставали в пять утра и работали до изнеможения…»

Дело в том, что у Лотяну был свой секрет – на съёмочной площадке он всегда кричал: «Это плохо, невозможно плохо, бездарно!». Режиссёр делал это нарочно, чтобы напряжение актёров передалось потом зрителям. Бытовой форс мажор сопутствовал каждой сцене.

Одним из самых ярких и сложных моментов в фильме был танец в поле. В нём необходимо было пластически передать любовный диалог: рождающуюся страсть и одновременно соперничество. Станцевать, как этого хотел Лотяну, не получалось – мешали каблучки Рады и неровная поверхность. Тогда режиссёр распорядился выровнять площадку и заставил актёров снять обувь. На землю положили кусок жести. Танец исполнялся босиком на раскалённом металлическом листе.

На съёмках фильма случилась ещё одна история. Снимали в Карпатах, и один из местных цыган положил глаз на племянницу Виктора Васильевича. «Едва не украли нашу Нелли, – смеётся Виктор Васильевич, – да мы все их планы сорвали и объяснили что к чему. Больше этого горе жениха не видели…»

Мадонна уходит в небо

Виктор Васильевич достаёт газету «Московский комсомолец» и журнал «7 ТВ» за август этого года и с гордостью показывает две статьи: «Вот, посмотрите, про моего брата Александра Колпакова написано…». Оказывается, что трио Колпаковых выступило на дне рождения самой Мадонны. Поп дива уже несколько лет увлечена цыганским песнями. В её шоу даже вклю — чено конное выступление, в котором звучит гитара Александра Колпакова. С ним она познакомилась нес — колько лет назад. Зажигательные песни русских цыган так понравились звезде, что она пригласила Колпаковых к себе на день рождения в лондонское поместье. Все путевые расходы Мадонна взяла на себя. Гостей встречала радушно – поила английским чаем и водила в свою конюшню хвастаться лошадками. Целовала мор — ду своего любимца – настоящего русского рысака.

Колпаковы зажгли на дне рождении так, что Мадонна и её муж – кинорежиссёр Гай Ритчи несколько раз пускались в пляс, подпевая «Калинку малинку». В середине торжества Колпаковы затянули по русской традиции «Величальную» и подошли к имениннице с чаркой, полной коктейля. Мадонна под дружное «пей до дна» осушила чарку и пообещала пригласить Колпаковых с концертными номерами в своё мировое турне.

«Гилори» – жизнь с песенкой

Группа «Очи чёрные» – единственная в своём роде не только в Брянской области. В соседних также нет ничего подобного. «Мы даём по четыре пять выступлений в неделю. А с 22 декабря по пять в день! Вынуждены отказывать людям, – делится Виктор Васильевич. Выступаем на корпоративных праздниках, свадьбах, юбилеях. Побывали на праздниках едва ли не у всех руководителей области и города. Не так давно ездили выступать на торжестве у мэра Калуги».

Виктор Васильевич с улыбкой вспоминает, как при Крахмалёве их срочным порядком вызвали с гастролей в Алма Ате. В Брянске тогда проходил какой то крупный партийный съезд, и руководитель города очень уж хотел похвастаться цыганским коллективом.

Действительно, конкуренции у них нет. Но и артисты с годами не молодеют. Поэтому Волшаниновы решили создать на базе ДК ОАО «БМЗ» школу студию цыганского искусства «Гилори», что в переводе с цыганского «песенка». С сентября в студии занимаются пятнадцать цыганских детей.

«Мы сейчас шьём новые костюмы, обновляем программу и планирует сделать концерт с нашими воспитанницами, – делится планами Виктор Васильевич. – Спасибо директору ДК ОАО «БМЗ» Николаю Геннадьевичу Морозову за то, что поддержал нашу идею и всячески нам помогает!»

О делах цыганских…

«К моему отцу часто обращаются за помощью цыгане из неблагополучных семей, – рассказывает Ляля Волшанинова. У нас в Брянске нет настоящего цыганского барона, и мой отец по всем канонам мог бы им стать. Но он очень не любит таких разговоров. Отец очень отзывчивый человек и всегда старается помочь. Больно смотреть на грязных цыганских детей, которые попрошайничают на рынках и вокзалах. К сожалению, в нашем обществе складывается впечатление о цыганах, именно благодаря таким вот семьям. Мы бы очень хотели привлечь в свою школу студию детей из неблагополучных цыганских семей, но, к сожалению, это практически невозможно. У их родителей другой склад жизни, который их устраивает…»

Волшаниновы гордятся, тем, что принадлежат к старинной нации с богатой историей и культурой. Ляля Викторовна вспоминает, что когда в шестнадцать лет получала паспорт, ей предложили написать в графе национальность «русская». Думали, наверное, облагодетельствовать, а на самом деле оскорбили.

Невозможно не спросить цыган о гадании. С этим искусством у Волшаниновых связана забавная история. Ляля Викторовна рассказала, как в 1992 году она с артистами была на гастролях в столице Коста Рики Сан Хосе. Цыганских музыкантов пригласил к себе на официальный приём тогдашний президент республики Рафаэль Анхель Кальдерон Фурнье.

«Представьте себе: роскошный приём, изысканная публика, и тут к нам подходит импозантный мужчина в сопровождении своей дамы, – вспоминает Ляля Волшанинова. Незнакомец сначала немного замялся, но потом спросил: «Извините, мне сказали, что вы – цыгане. Дело в том, что я собираюсь баллотироваться на будущих выборах в президенты. Но я в сомнениях. Не могли бы вы предсказать, стоит ли мне это делать?» Ляля Викторовна с подругами уверили мужчину в правильности его стремлений. Через два года президентом был избран Хосе Мария Фигерес Ольсен – тот самый сомневающийся кандидат.

Наталья ТИМЧЕНКО.

Фото Геннадия САМОХВАЛОВА. В съёмках участвовали лошади Жизель и Фигаро из конно спортивного клуба «Казачок».

В тему!

В середине 1990 х годов кинорежиссёр Эльдар Рязанов вёл телепередачу. Один из гостей – певец Пётр Деметер – выдал в эфир такую версию о происхождении цыганского народа:

– О том, что в Индии есть большая река Ганг мы все знаем. А о том, что есть небольшая речушка Ци, которая берёт своё начало в горном Китае, знают только специалисты. И в междуречье когда-то  жило племя, которое называли по этим двум рекам: ци ган — ги. Вот это и есть наши далёкие предки.

Они занимались не только тем, что пели, плясали – они были кузнецами, медниками… Но они не были воинами, не могли защитить себя!

И вот тогда мусульмане ворвались ночью туда, где спал этот табор и раскололи его. Те бросились бежать в разные стороны: одни в Египет, другие в противоположную сторону…

А вот, что думают по этому поводу учёные. Во первых, никакой речки Ци в атласе мира нет. Если верить телепередаче, то предки цыган жили между рекой Ганг и горным Китаем. Это восточная часть Индии. Между тем, лингвисты установили, что предки цыган жили на северо западе этой страны. Рассказ о нападении мусульман – тоже чистый вымысел. Предки цыган вышли из Индии между V и VI веком нашей эры. А ислам возник только в VII.

Слово «цыгане» греческого происхождения. Когда кочевые таборы добрались до средневекового государства Византия, там существовала таинственная религиозная секта. Звали этих раскольников «атсинганами». Эти люди были христианами, но имели репутацию колдунов и предсказателей будущего. Официальная церковь сумела подавить секту, но к этому времени их имя по ассоциации «приклеилось» к кочевому народу. Ведь цыганки гадали и ворожили. Простые греки стали называть вновь появившийся народ словом «атсингане». Постепенно выходцы из Индии привыкли к этому имени и далее назывались им в каждой новой стране.

Естественно, в разных государствах греческое прозвище коверкали на свой лад. В русском языке закрепился вариант «цыгане».

Просмотров: 2413