Нарисуй себе Россию

Для большинства неспециалистов социологические исследования – это массовые опросы и проценты, проценты и еще раз проценты. Но социология оперирует не только анкетами типа «Как вы относитесь к…?» и длинными столбцами цифр. Социологи из «Левада%Центра» провели исследование восприятия России с помощью рисуночной методики. Психологи любят заставлять людей рисовать картинки на заданную тему, например «Несуществующее животное» или «Дом%Дерево%Человек», однако для российской социологии это пока еще экзотика.

С тем, как они работают, мы познакомились на собственном опыте в рамках исследования «ЛевадаEЦентра», одной из задач которого было выяснить, каким представляется образ России в городской молоE дежной среде. Работа велась в гг городах страны; в каждом были проведены две фокус-группы с молодыми людьми (18-30 лет).

Если и вы хотите опробовать применявшуюся методику и сравнить себя с представителями российской молодежи, возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте образ России, каким вы его себе представляете. Никаких ограничений. В исследовании предлагалось сделать то же самое.

Люди рисуют охотно. Иногда, конечно, стесняются, порой говорят, что рисовать не умеют, но через минуту, видя, как рисуют остальные, тоже с увлечением берутся задело. Так, по итогам исследования было получено 193 рисунка и только 7 отказов рисовать. Собрав большой массив рисунков, социолог имеет возможность проводить Не только качественный, но и количественный статистический анализ изображений. Например, в ходе нашего анализа было выделено более бо характеристик рисунка (используемые символы, темы, I тип изображения и т. д.). Помимо этого, визуальные данные сопоставлялись с вербальными, полученными в ходе обсуждения с респондентами.

Что, как и сколько рисуют

Обезличенный мир

На 78% рисунков люди отсутствуют. Из остальных 22% только в 3% случаев изображены крупные человеческие фигуры, детализированные и прорисованные. Все прочие – маленькие, схематичные, «пустые» человечки, почти всегда лишенные органов чувств (глаз, рта, ушей, носа).

Много в ней лесов, полей и рек

Пейзаж как основная тема – наиболее часто встречающийся тип рисунков (около 29% от общего числа) – представляет собой изображение природных объектов, картину сельской/загородной жизни.

Кусочек сыра

Метафорические рисунки – второй по распространенности тип изображения (26%). Например, «Россия – лакомый кусок сыра».

Торжество индивидуализма

Изображение России как общества или как некоторой социальной ситуации встречается примерно в 4% рисунков. Такое небольшое количество соответствует результатам, полученным в ходе фокусEгрупп: в городской молодежной среде выявлен расцвет различных форм индивидуализма, неприятие коллективного действия.

Женское лицо и медвежье тело

Около 6% – это рисунки, представляющие Россию в образе человека (в основном «убогих» женщин и старух) или животного (медведя, дойной коровы, птицы).

Карту нельзя, но очень хочется

Данный тип рисунков обращается к географическому или квазигеографическому изображению страны (несмотря на нашу просьбу не рисовать карту России), подчеркивая ее размеры, столицу или примерно копируя ее карту. Таких рисунков более 6%.

Природа без настроения

Природные объекты – наиболее распространенные элементы рисунков. К ним относятся изображения деревьев (34%), солнца (29%), облаков (12%), реки (10%). Правда, природа в этих случаях не несет символической нагрузки, только изредка передает эмоции – например, улыбающееся солнце. Природных символов, выражающих положительное отношение, – 5%, отрицательное – 4%.

Домик в деревне

14% рисунков включают изображение дачного/деревенского домика, как правило, с печной трубой и дымом (8%). Все эти изображения практически идентичны: квадратный дом, треугольная крыша, окно на передней стене, крыльцо, труба.

Страна, отколовшаяся от планеты

15% рисунков выражают идею изоляции, отделенности России от остального мира, замкнутости, закрытости.

Разбитый монолит

Более 5% рисунков представляют Россию в образе расколотого, разделенного на части объекта. Хотя каждый рисовал самостоятельно, рисунки такого содержания очень похожи друг на друга.

Город без людей и эмоций

10% рисунков изображают городские здания. В основном они лишены позитивного эмоционального наполнения: дома пустынны, обезличены.

Москва как символ

К государственным символам можно отнести изображения Кремля (6% рисунков), государственного флага (5%), подчеркнутое выделение Москвы (4% помимо видов Кремля), изображение президента (3%).

Ушанки с балалайкой

Традиционные для иностранцев символы России – шапка-ушанка, валенки, балалайка, красная икра – встречаются в 4% рисунков.

Входит некто православный

Изображения православных церквей или крестов встречаются в 7% рисунков.

Наша родина – СССР

На 8% рисунков встречаются изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, памятника Ленину и т. п.

Мимо урны

Изображение мусора (подпись «мусор») встречается в 6% рисунков. По результатам фокус-групп чистота для опрошенных – очень важный параметр их отношения к городу, его значимое преимущество.

Страх иглы и бутылки

Более 8% рисунков содержат такие символы, как алкоголь (прежде всего водка), наркотики (шприц).

Дымят заводы

На 6% рисунков отмечены элементы, символизирующие российскую промышленность. При этом на большинстве рисунков отчетливо выражена тема ее неэкологичности.

Деньги из земли

4% рисунков отражают наличие в России богатых природных ресурсов (прежде всего нефти и газа), а также базирующуюся на продаже этих ресурсов финансовую выгоду и недовольство положением страны как «сырьевого придатка».

Сергей ГУРЕЕВ, «Левада Центр»

Просмотров: 1103