Год семьи в свете рампы

Так вышло, что брянские театры, не дожидаясь начала Года семьи и президентской команды, представили в этом сезоне сразу несколько спектаклей на тему продолжения рода и воспитания детей. А что может быть важнее в нашей жизни? Что может быть сложнее? И проще?

На этом спектакле многие плачут. Хотя в нём немало занятных сцен и смешных героев и жанр обозначен как лирическая комедия. Речь на сцене ТЮЗа идёт о спасении одной единственной не родившейся ещё жизни, и самые отзывчивые зрители оплакивают души всех прочих загубленных младенцев.

«Очень простая история» Марии Ладо бьёт под дых, при том, что ничего агрессивного и криминального на сцене не происходит. Просто герои этой истории притчи Лошадь, Корова, Свинья, Пёс и Петух пытаются понять, что происходит в семье их хозяев. Задают детские вопросы. Что такое аборт и почему за нимнадо ехать в город? Почему хозяйская дочь должна убивать своего цыплёнка телёнка щеночка жеребёнка поросёночка до его появления на свет? В этих наивных вопросах слышен голос самой матери природы, к которому люди все меньше прислушиваются. По иронии судьбы самым совестливым и отзывчивым окажется Сосед, человек вроде бы никчёмный и пропащий, по мнению Хозяина. Потому тот и не желает породниться с этим выпивохой и его сыном. Но окажется, что были они с детства друзьями, в Чапая играли, при том, что Чапаем был как раз Сосед. И любимую девушку он увёл, а когда жену схоронил, сломило его горе… Но в самый решающий момент, он жертвует собой ради чудесного спасения младенца. И появление его на сцене в образе ангела хранителя, с крыльями, выглядит естественно и под сочувственные аплодисменты зала.

МихаилЛаврушин в ролиСоседа (нафото)— одна из главных актёрских удач этого спектакля в талантливой постановке и сценографии режиссёра Олега Пронина.В иной, более гротескной и сдержанной манере решает свою роль народный артист Владимир Аверин. Чопорный, весь в белом в начале спектакля он скорее недоступный символ для обитателей сарая и прежде всего – влюблённой в него романтической Свиньи. В этой роли трогательна и почти трагична З. Заречная. Развенчивание наступит позже, когда Свинью элементарно пустят под нож. Добрая и щедрая Корова Е. Масловой и А. Денежкиной решена в духе дымковских игрушек и кустодиевских купчих. Карнавально выглядит Петух Д. Патрушева — забавная жертва радиопредач. Мудра и пластична старая Лошадь Е. Малькиной и В. Виницкой. Деятелен и отзывчив Пёс А. Исаева. Молодая человеческая пара — Даша (Ю. Курносова) и Алексей (А. Курилкин), Хозяйка (А. Бабаева) даже несколько проигрыва — ют в этом замечательном зверинце домашних (в самом прямом смысле) животных. Пернатые, четвероногие и хвостатые герои в этой «Очень простой истории» оказываются куда гуманнее людей, следуя всего лишь здоровому инстинкту природы.

Этот спектакль брянского ТЮЗа многие сравнивают с «Очень простой историей» в постановке «Свободного пространства», которуюорловчане привозили несколько лет назад. Говорят, наша – не хуже. И это очень высокая оценка. Пьеса Марии Ладо сегодня – одна из самых востребованных в театрах страны. И это хорошо. Потому что зрителям, особенно юным, очень важны такие уроки. Не будем здесь пугать печальной статистикой абортов и количеством брошенных детей. Но есть надежда, что такие «Простые истории» помогут спасти не одну жизнь и судьбу.

Ни веры, ни надежды, ни любви…

Театр драмы им. А.К. Толстого открыл нынешний сезон долгожданной классикой и представил историю одной семьи в 2 х частях по драме Максима Горького «Последние».

Спектакль «Последние» в постановке А. Цодикова в своё время был одним из лучших на брянской сцене. Народная артистка России Марина Гаврилова и заслуженная артистка России Светлана Сыряная, занятые в первом спектакле в ключевых роляхНяньки иСофьиКоломийцевой, сделали всё возможное для возрождения «Последних». И вот возвращение пьесы Горького состоялось.

Многие новые исполнители заметно уступают в мастерстве прежним. Нет Мацапуры, Сеферова, глубоко и ярко игравших роли Ивана и Якова Коломийцевых, не всё ещё получается у молодых исполнителей. Но в возрождённом спектакле, на мой взгляд, острее обнажился нерв времени. Тревога многих нынешних родителей: как раcтить и воспитывать детей в аморальном обществе.

Понимающим горьким смешком встречает публика звучащие со сцены слова: «В России никто никого не уважает». И сегодня по прежнему актуальна эта история вековой давности. Погрязший в коррупции силовик, экс полицмейстер Яков Коломийцев не выдерживает экзамена на звание отца семейства.

Имена-символы Вера, Надежда, Любовь трёх дочерей героини — «матери их Софьи» — в спектакле звучат горькой авторской иронией. Не вышло в их жизни ни чистой любви, ни твёрдой веры, не оправдались материнские надежды. Героиня казнит себя:» Простите меня, дети, за то, что я родила вас, — вот что я могу сказать…» и винит своего аморального мужа.

Светлана Сыряная в роли Софьи достигает поистине трагического накала. В своё время на фестивале «Славянские театральные встречи» она была удостоена приза за лучшую женскую роль в этом спектакле. Годы добавили ей глубины и мудрости в этой роли. Убедительна и узнаваема в точных хлёстких репликах нянька Федосья в исполнении Марины Гавриловой.

Большинство актёров впервые вышли на сцену в этом спектакле и в отсутствии режиссёра одолевали сложную и многоплановую классику. Потому заслуживают горячей поддержки. В «Последних» достойно представлено старшее поколение – В. Никитин, Б. Матвеев, Л. Гой и Л. Борисова, среднее – С. Рязанцева и Т. Сычёва и самые молодые — Е. Дигина, Ю. Кисилев, О. Чиганов и студент актёрского курса колледжа искусств и культуры А. Савченко.

«Жестокие игры» для нового поколения

Ответственности юных и их родителей за будущие жизни посвящена и ещё одна работа в этом сезоне.

«Потом он подрос… Ходил на прогулку… и шёл между нами, дав каждому ручку, зная, чтомыподдержими на — учим его уму разуму, чувствуя нашу нежность и даже любовь…»

Эти строки Эдварда Олби из пьесы «Не боюсь Вирджинии Вулф» Алексей Арбузов взял эпиграфом к своей пьесе «Жестокие игры», ставшей тридцать лет назад откровением. Певец «Сказок старого Арбата» и «Старомодных комедий» совершил прорыв, дав свежо и остро характеры и проблемы 20 летних. Поколение это называли танцующим. И в том, что оно не готово взять на себя родительский груз и в том, что дети для них — лишь обуза в карьере, помеха в романтике, автор ощущал тревогу и вину старших, общества. Многодетные ходили в чудаках и неудачниках.

Эту авторскую тревогу всё же удалось уловить и передать создателям далеко не совершенного спектакля. Премьера спектакля по пьесе Арбузова стала экзаменом для актёрского курса колледжа искусств и культуры. Пока что без особых потрясений и открытий.

Для зрителей старшего поколения, искушённых и влюблённых в драматургию Алексея Арбузова, новая режиссёрская работа Бориса Ярыша в театре драмы стала скорее разочарованием.

Юные исполнители, воспитанники его актёрского курса А. Савченков (Кай), А. Цыкин (Никита), С. Кащеев (Терентий), Ю. Ландина (Неля), к сожалению, не владеют пока в достаточной мере ни мастерством, ни глубиной проникновения в особенности характеров и авторские тонкости интонации.

В арбузовских текстах очень важен подтекст, который пока не услышан и не прочувствован юными исполнителями. Проблемы у молодых также с музыкальностью и пластикой, которые так важны в этой работе, поскольку рефреном в пьесе — танцы героев. Здесь они важны не менее слов.

Упрощенно в традиционном бытовомрешении спектакля выглядит условная чёрно белая сценография Александра Малыгина, решённая в духе графики журнала «Юность» 70 х. В итоге эта тревожная история на столь важную тему — ответственности молодых и не только молодых за детей, будущих и настоящих, пока что не прозвучала столь тонко и проникновенно, как это бывает и может быть в арбузовских пьесах.

Однако достоин похвалы сам выбор драматургии. Молодым зрителям этот спектакль о поколении их ро — дителей всё же близок и интересен. Во многом драматургия выручает. Они переживают за Нельку и судьбу ребёнка, который стал почти родным для героини. Желают удачи Каю и Никите и всем прочим героям, по сути своей, очень даже неплохим людям. Как это часто бывает у Арбузова.

Татьяна РИВКИНД.

Фото Ксении БАРЗАКОВСКОЙ.

Просмотров: 798