Психология дизайна

Ещё десять лет назад профессия дизайнера не воспринималась всерьёз. Уже появилось понятие «евроремонт», но планировкой, обстановкой и декором каждый предпочитал заниматься самостоятельно, черпая идеи из глянцевых журналов. Сегодня ситуация кардинально изменилась. В Брянске немало профессиональных дизайнеров и практически все они буквально завалены работой. Спрос, что называется, превышает предложение. Люди стали понимать, что дизайн – это серьёзно. Имя члена Союза дизайнеров России Ольги Василенковой хорошо известно многим брянцам. В квартирах и домах «от Василенковой» живут десятки семей. А сегодня Ольга в гостях у «Брянской ТЕМЫ».

— Ольга, ваш коллега дизайнер Джулиан Браун сказал: «Разница между хорошим дизайном и плохим подобна разнице между хорошей историей и плохой шуткой: первое можно слушать снова и снова, второе — лучше не надо!» Вы согласны?

— Да, потому что, если человеку нравится интерьер своего дома, он каждый день с радостью будет в него возвращаться.

— Как вы пришли в профессию?

— Сначала была художественная школа, потом отделение дизайна Брянского художественного училища, а затемМосковский институт рекламы. Его я заканчивала будучи практикующим дизайнером. Мне повезло, что с самого начала у меня были интересные заказы и большое поле для творчества.

Вообще к дизайнеру, как правило, приходят по рекомендации друзей, знакомых. И это хорошо, потому что уже изначально есть степень доверия и не надо никому ничего доказывать. Твои работы говорят сами за себя.

—Какими качествами, по»вашему, должен обладать дизайнер?

—Я считаю, что дизайнер, особенно тот, кто работает с частным интерьером, должен быть хорошим психологом.

Для того чтобычеловеку было комфортно в собственном доме, надо чтобы он был его «продолжением», отражал характер, привычки, привязанности, отвечал его потребностям. В процессе знакомства с заказчиком я всегда стараюсь понять, что это за человек, каковы его жизненные ценности и в зависимости от этого строить свою работу.

Однажды одна моя заказчица наш разговор начала со слов: «Оля, поедем, я покажу тебе такие вазы!» Оказалось, что она много лет их собирает, и мы начали продумывать будущий интерьер именно с этого её увлечения.

Очень часто бывает, что изначально человек настроен на что-то  одно, а потом, по мере создания интерьера, меняет свою точку зрения. Например, с порога предупреждают: «мы хотим классику», но, рассматривая каталогимебели, выбирая будущуюобстановку, вдруг западают на что-то  совершенно противоположное. А мы, как известно, живём «в мебели» и лично я в своей работе отталкиваюсь именно от неё.

И ещё: создавая интерьер, надо помнить о его функциональности. Например, напольные покрытия, тот же паркет, надо подбирать с учётом образа жизни хозяев. Будет ли по нему ездить на велосипеде ребёнок, танцевать гости, бегать собака…

— Значит, каждый интерьер неповторим так же, как неповторим сам человек?

— Да, но вместе с тем существует такое понятие, как авторский «почерк». В Брянске много хороших дизайнеров и их «рука» всегда видна и узнаваема. Вне зависимости от того, в каком стиле они работали.

Потому что настоящий профессионал сможет совместить пожелания заказчика и своё видение. Он знает, как всё должно быть в конечном итоге, и стремится к этому.

Бывают предложения от заказчиков, которые на каком-то этапе решают сменить дизайнера, при том, что часть интерьера уже сделана. Я всегда отказываюсь продолжать чью-то работу. На мой взгляд, это всё равно, что дорисовывать чужую картину или дописывать начатый другим автором роман. Я считаю, что все конфликтные ситуации можно уладить, а хороший дизайнер никогда не будет ломать свой почерк под другого. —Что, по-вашему, является основополагающей дизайна?

— Любой дизайн должен удовлетворять определённуючеловеческуюпотребность.

Я считаю, что интерьер создандля человека. Именночеловек являетсяпервоосновой. Всегда стараюсь правильнорасставить акценты. Интерьер должен дышать. В нём должно быть легко. Какой быне был выбран стиль, главное, чтобы он оставлял хозяинужилища свободное пространство для творчества и возможность насыщать дом самыми разнообразными предметами. Именно насыщать, а не «набивать». К сожалению, часто вижу, как в погоне за роскошьюполучается нагромождение. Дорогая массивная мебель плюс «богатые» обои, которые забивают собой всё вокруг… В этом нет воздуха, такой интерьер подавляет.

— А цветовые решения играют большую роль в создании интерьера?

— Безусловно. Если, к примеру, успешный бизнесмен, лидер, у которого в подчинении большой коллектив и который привык моментально анализировать ситуациюи принимать решения, вернётся после рабочего дня в «красные стены», он буквально озвереет. И, наоборот, людям замкнутым, склонным к пессимизму, немного яркого цвета поможет веселее взглянуть на жизнь, придать уверенности. Вообще существует понятие цветотерапии и хороший дизайнер, конечно, учитывает это в своей работе.

—Сейчас, когда проблемы экологии стоятна первом месте, много говорят об экостиле в дизайне.

—Эконаправление пришло к нам из стран западной Европы. Для него характерны откровенно натуральные декоративные материалы, тёплая комфортная палитра цветов земли, песка и коры, мебель из дерева с выразительной игрой линий на спиле доски, модный сегодня бамбук, грубовато%льняной текстиль, любующийся неровностью нити, сотканной в рогожку.

Люди, живущие в таком интерьере, становятся добрее и спокойнее — они начинают замечать красоту самых простых вещей, потому что они близки человеку по своей природе, неагрессивны и романтичны.

Кстати, в Европе сейчас очень популярны бумажные обои. Не такие, конечно, как производились у нас в советское время. Они прекрасного качества и достаточно дорого стоят.

— Какие ещё направления в дизайне являются на сегодняшний день приоритетными?

—Вообще во всём мире сейчас на пике популярности эклектика – сочетание стилей. Эклектика прекрасно уживается в современноммире, и я считаю, что именно за этим направлением – будущее дизайна. Сочетание разных стилей можно наблюдать не только в отделке, но и в мебели.

— Часто ли вам приходится выезжать в Москву за отделочными материалами?

— Раньше приходилось довольно часто. Сейчас в Брянске появились салоны и магазины, в которых можно подобрать материалы самого высокого качества. И цена практически такая же, как в столице. Поэтому сейчас заказчики предпочитают не тратить своё время на поездки, а приобретают всё необходимое здесь. И создать стильный интерьер, не выезжая за пределы Брянска, вполне возможно.

— Владельцы этих салонов и магазинов советуются с дизайнерами, собираясь приобретатьте или иные отделочные материалы?

— Те, которые понимают, что это необходимо, советуются. Кому как не дизайнеру знать о новых тенденциях и о том, что на данный момент наиболее востребовано. Мывсегдаможем подсказать, чего не хватает в городе, и на что надо обратить внимание.

— У вас есть любимые отделочные материалы, с которыми вам интереснее работать?

—Я очень люблюработать с керамической плиткой. Предпочитаю итальянскую. Новые коллекции просто завораживают своей красотой. Современные текстуры позволяют построить весь интерьер на керамической плитке. Некоторые керамические панелиможно устанавливать с подсветкой за ними, и получается очень эффектно. К тому же производители не стоят на месте и всё время придумывют что%то новое. Вот, например, керамические панели с кварцевыми вставками смотрятся просто космически. Да, это дорого! Но красота стоит денег.


— Значит, на хорошем интерьере нельзя сэкономить?

— Конечно, я всегда могу посоветовать, чем более дешёвым заменить тот или иной материал. Особенно если он в нашем случае является второстепенным. И это тоже часть моей работы – помочь заказчику вложиться в предполагаемый бюджет. Но надо понимать, что экономить можно до определённого момента. Есть материалы, которые просто не имеют аналогов.

—Наша фотосъёмка проходила в интерьере бутика DONNA, который создали вы. Как проходила работа?

— В творческой, дружеской атмосфере. Во-первых, мне очень симпатичны заказчики – креативно мыслящая супружеская пара.

Во-вторых, у нас действительно получилось партнёрство, а я очень ценю в работе, когда заказчик и дизайнер стараются слышать и понимать друг друга. Поскольку это бутик очень интересной модной одежды, хотелось, с одной стороны, чтобы интерьер от неё не отвлекал, а, с другой, —создавал атмосферу моды и стиля. И нам это удалось!

—Откуда черпает вдохновение дизайнер Ольга Василенкова?

—В хороших эмоциях, в любви к семье, к людям, вообще к миру. Я человек домашний и моя семья, мой муж и сын – это моя главная опора в жизни, работе и творчестве.

—В Брянске постоянно открываются новые кафе, салоны, магазины… Что вас, как дизайнера, порадовало за последнее время в работах ваших коллег?

—Многое. Вот, например, кофейня «Беллини» сделана очень интересно. «Ла Веранда» успешно поддерживает стиль итальянского кафе. К тому же стоит отметить, что владельцы не остановились на внутренней отделке, а одни из первых в Брянске озаботились ландшафтным дизайном, превратив кусочек сквера в неповторимый уголок, радующий глаз. Ещё несколько лет назад самого понятия ландшафтного дизайна у нас в Брянске не было. Его путали с благоустройством территории. А это совершенно разные вещи. Приятно сознавать, что город развивается, и в этом направлении — тоже.

Беседовала Наталья ТИМЧЕНКО.

Фото Геннадия САМОХВАЛОВА, фото частных интерьеров и проектного предложения для фирменного магазина ОАО «Брянконфи» от дизайнера Ольги ВАСИЛЕНКОВОЙ.

Просмотров: 991