Максим Рубцов: золотая флейта мира

Всё-таки не всегда врут те, кто говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Что это значит? А то, что талантливый человек из самой своей жизни делает произведение искусства. Максим Рубцов, каким его знали в Брянске, был необычайно талантливым юношей. И его заслуга в том, что талант свой он обрамил в изысканную оправу высокого мастерства. Максим Рубцов, каким его сегодня знает мир, — один из лучших флейтистов современности, ведь он — первая флейта Российского национального оркестра.

Несмотря на то, что он объездил весь мир (причём в буквальном смысле), Брянск остаётся дляМаксима Рубцова любимым местом. Здесь он родился, здесь начиналась его история, здесь живут люди, к которым он привязан, — семья.

Максим, гастролируя по всему миру, ни разу не выступал в Брянске, так сказать, «в зрелые годы». Регулярные концерты подающего надеждыюного дарования вместе со своей тётушкой—известным брянским концертмейстером Инной Григорьевной Ромашовой, которые проходили в зале художественного музея, давно уже стали светлымпрошлым. Возможность выступления в родном городе долгое время оставалась для Максима Рубцова лишь мечтой.

Изменилась ситуация только в этом году. В состоявшемся после двухлетнего перерыва фестивале современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо был предусмотрен один очень интересный, даже уникальный концерт. «НАШИ в городе» — так он назывался. И задумывался специально для того, чтобы представить брянской аудиториинаших земляков, которые являются творцами и исполнителями произведений современного искусства в разных городах России и зарубежья.

Максим Рубцов стал участником этого концерта и был необычайно рад этому приглашению, тем более что выступать ему довелось в одной программе с Денисом Бородицким — другом детства, с которым судьба свела снова много лет спустя. Теперь музыкант Рубцов и хореографБородицкий готовят совместныйпроект (нюансы которого пока держат в творческой тайне) и обмениваются идеями.

Выступления иМаксима, и Дениса стали настоящим откровением для брянского зрителя и слушателя. Максим Рубцов исполнил сольную программу, в которой было место и интересной современной музыке, и классике. Как в былые времена, концертмейстером выступила Инна Григорьевна Ромашова. Её творчество брянскому слушателю знакомо, пожалуй, лучше, чем исполнительский талант всемирно известногоМаксима. И в этот вечер Рубцов показал такой класс, что тётушка была явно горда и за племянника, и темфактом, что выступает именно с ним.

Так Брянск узнал Рубцова…

«Пионерское» детство

Максим рано начал свою артистическую карьеру. Но, что интересно, начинал он её, как и друг Денис Бородицкий, в качестве… танцора. Причём в том же самом брянском танцевальном ансамбле — «Пионерия».

«Так уж получилось, — рассказывает Максим, — что именно с «Пионерией» я ездил в свои первые гастроли. Танцевал и получал от этого колоссальное удовольствие. Но уже тогда занимался музыкой — играл на флейте. И вот во время выездных концертов, пока ребята+танцоры переодевались между номерами, наши художественные руководители (Татьяна и Виктор Чудаковы) придумали очень правильный ход и по тем временам, можно сказать, новаторский. Меня переодевали раньше всех и выпускали с флейтой на сцену, где я исполнял несколько популярных мелодий…»

Максим вырос в музыкальной семье. Его мама — известный в городе педагог, преподаватель по классу фортепиано в детской школе искусства №1 имени Т.П. Николаевой Виктория Григорьевна Малкина. Родители с детства прививали тягу к музыке:

«Мама—пианистка, а папа хотя и не был музыкантом, но очень хорошо пел и интересовался музыкой. Причем любимым папиным инструментом был аккордеон, ведь он, сын военного, родился в Румынии— а там это распространённый инструмент. Поэтому неудивительно, что и моя младшая сестра Люба окончила Гнесинскую академию именно по классу аккордеона».

…А Максим выбрал флейту. По его словам, выбор был чисто интуитивным, но правильным. Первым его педагогомсталВикторПетровичСавкин, которыйсосвойственнойемутактичностьюиделикатностьюпреподаваллюбознательномумальчикуосновныенавыкиигрынафлейте, но при этомне давил, не заставлял «прыгать выше головы», и потомунеиспортилпервое впечатлениеомузыке, исполнительском искусстве.

И, хотя Максим никогда в детстве не думал, что будет профессионально заниматьсямузыкой, темнеменее, когданастало время делать осознанныйвыбор, онпонял: музыка выбрала его.

Талантливый мальчик часто выступал на концертах в Брянске и неоднократно становился лауреатом конкурса юных исполнителей музыки ХХ века, проходившего в рамках фестиваля современного искусства имени Н. Рославцаи Н. Габо. Основоположник фестиваля, композитор и скрипачМарк Белодубровский прочил Максиму большое будущее музыканта. Инна Ромашова настаивала, чтобы племянника везли на прослушивание в Москву…

«Так я поступил в училище имени Гнесиных, — говорит Максим. — Собственно говоря, это был переломный момент, потому что судьба свела меня с потрясающим педагогом, которому я безмерно благодарен —НиколаемИвановичем Кондрашовым. Ему уже очень много лет. Но дай Бог ему здоровья: он и сейчас бодр и работоспособен. При каждой возможности я приглашаю его на свои концерты в Москве. Это удивительный человек — чуткий, доброжелательный, большой профессионал своего дела и педагог — по призванию. От него всегда можно услышать и ценный совет, и конструктивную критику.

Прекрасно помню первую нашу встречу. Стою я на лестнице Гнесинского училища, волнуюсь, а моя тётушка Инна Григорьевна, которая всегда отличалась колоссальной энергией, очень эмоционально представляет меня Николаю Ивановичу. И вдруг он говорит: «Не люблю я брать в класс мальчишек! Они такие тунеядцы!» Меня как холодной водой обдало. Это был год, когда я интенсивно осваивал компьютер и действительно мало играл. Его слова так меня задели, что я стал заниматься музыкой с удвоенной силой. Сам. И мне стало по+настоящему интересно! Как это часто бывает, если ты делаешь что+то постоянно, с увлечением, просто потому, что хочешь в этом разобраться, у тебя начинает получаться!»

«На меня было потрачено потрясающе много времени», — с благодарностью к педагогу говорит Максим. И время это было потрачено не впустую. Сегодня выступления Рубцова показывают по каналу «Культура». Ине раз бывало, что Николай Кондрашов, снимая телефоннуютрубку и слыша в ней голос своего ученика, который звонит ему после сольного концерта в Майами, замечал: «Представляешь, а я ведь сейчас не только говорю с тобой, но и вижу тебя по телевизору. Молодец, что не забываешь, Максим!»

Оркестр — это звучит…

После Гнесинки была Московская консерватория и аспирантура. Рубцов стал учеником знаменитого профессораЮрия Николаевича Должикова, чьи воспитанники в большинстве своём стали выдающимися музыкантами+исполнителями. «Он действительно взращивал таланты и давал возможность каждому реализовать вложенный в него заряд», — отмечает Максим.

Здесь же, в консерватории, состоялось первое знакомство молодого музыканта с оркестром, от чего остались искренние и абсолютно по+детски восторженные впечатления:

«Это было в Большом зале консерватории, который славится своейакустикой. Флейтысидят поцентру сцены, вокруг — множество других инструментов, которые
играют одновременно. И, когда я оказался внутри оркестра, я ощутил столь фантастический стереоэффект, что даже мурашки побежали по телу! В первые мгновения я просто сидел и не вступал, ведь я никогда, никогда, никогда раньше не слышал вблизи такого звучания! Никогда не слышал оркестр изнутри. Поверьте, производителям домашних кинотеатров никакими средствами не добиться такого эффекта.

Я понял, что оркестр—огромная сила и особый мир, потому что без опыта оркестровой игры поначалу было чрезвычайно сложно соответствовать. Кроме того, в оркестре очень важно чувство локтя, взаимопонимание с полуслова. Как между мужчиной и женщиной, когда у них идеальные отношения. Хоть это и большая редкость. Нужно быть тонким психологом, обладать интуицией и, кроме того, хорошо ориентироваться в материале. Как, например, на дороге, когда ведёшь автомобиль… И, кроме того, надо соответствовать уровнюоркестра, ведь каждая сыгранная тобою нота — на вес золота. Коллеги по оркестру помогают тебе словом и делом, потому что объяснять нужно многое…Поначалу было сложно, но потом пришло понимание и… помогла интуиция».

С 1999 года Максим играет в Российском национальном оркестре (РНО). Этот оркестрназывают «визиткой современной российской музыки». Это один из самых гастролирующих коллективов страны, который представляет Россиюна престижных фестивалях и концертных сценахмира. Дирижирует оркестром Михаил Плетнёв — удивительный музыкант, лауреат многих государственных и международных премий, включая «Grammy» (!) и «Триумф», член Совета по культуре при Президенте РФ, кавалер ордена «За заслугипередОтечеством» III степени. «О весомом вкладе оркестра в современную российскую культуру, о заслугах и признании оркестра, несомненно, свидетельствует тот факт, что Российский национальный оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант правительства Российской Федерации», — читаем на официальном сайте РНО.

Максим не просто стал частью оркестра, но и — с 2003 года — концертмейстером группы флейт.

«Самое потрясающее для меня знакомство—этоМихаил Плетнёв, который является очень талантливым, я бы даже сказал, гениальным человеком. Он настолько разбирается в музыке, настолько тонко чувствует её, что оркестрант может следовать его указаниям не задумываясь. Он не любит репетировать, ведь репетиции превращают процесс исполнения музыки в какой-то механизм. Плетнёв делает штучный продукт. Поэтому музыканты, играющие в его оркестре, должны соответствовать самым высоким требованиям».

Однако Максим тут же оговаривается: Плетнёв ни в коем случае не подавляет оркестрантов (как это, к сожалению, зачастую делают дирижеры). Наоборот, он стимулирует их к собственному поиску. «Выже музыканты, придумайте что+нибудь!» — такуюфразу Рубцов не раз слышал от знаменитого дирижёра. Для участника оркестра это высокое доверие.

Кроме игрыв оркестре дляМаксима Рубцова есть ещё один творческий приоритет — духовой квинтет РНО. Сюда входят флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот.

«Таким составом мы, помимо оркестровых гастролей, часто путешествуем по странам и континентам, получая колоссальное удовольствие оттого, что выступаем вместе. Мы совершенно разные люди, играем на разных инструментах, но нас объединяет общая идея, общий интерес — музыка и то, что мы — единомышленники».

Став в 2005 году победителем V Международного конкурса+фестиваля камерных ансамблей в Осаке, этот уникальный в своём роде духовой квинтет (вот бы когда-нибудь  его услышали в Брянске!) побил рекорд. Ведь с 1967 года российские духовики не получали такой высокой оценки. Победа, конечно, не была ни лёгкой, ни быстрой.

«Мы прошли через три тура обязательной программы, — делится своими впечатлениями Максим. — «Контрольным выстрелом» стало исполнение квинтета Эдисона Денисова — чрезвычайно сложная штука, которуюмы в результате по+настоящему полюбили. Хоть музыка и своеобразная. Ансамбль состоит из двух частей—медленной и быстрой. Медленная вызывает зубнуюболь не только у слушателя, но даже у исполнителей. А быстрая часть похожа на непрерывный процесс создания и расщепления неких микромиров+микрокосмов. То есть хаос, вдруг образующий единое целое, чтобы потом вновь распасться… Короче говоря, победить было очень интересно!»

За рамками жанра

Максим Рубцов играет классическую музыку, но это не мешает ему выходить за рамки жанра, участвовать в интереснейших культурных проектах. Так, в 2003 году он с успехом исполнил сольную партиюКрысолова в театрализованнойсимфоническойсказкеДжонаКорильяно «Повелитель крыс». Это был успех. Ведь даже сам Корильяно (современный американский композитор, получивший «Оскара» за музыку к фильму «Красная скрипка») сразу после премьеры сказки в московском концертном зале имениЧайковского заметил: «Максимпревосходно сыграл сольнуюпартию. Он обладает всеми качествами большого артиста —обаянием, темпераментом, выдающейся музыкальностью и совершенной техникой. В сочетании с его молодостью и энтузиазмом эти качества обеспечили великолепное исполнение».

Что касается разнообразия жанров, тоМаксим очень любит джаз. В 2004 году он совместно со своими коллегами по духовому квинтету успешно выступил с известным джазовым музыкантом Крисом Брубеком (сыном знаменитого джазмена-пианиста Дейва Брубека) в США.

А ещё… он по+прежнему ищет точки соприкосновения самых изящных видов искусства—музыки и танца. Музыкально+хореографическая композиция Кончиты Минг стала основой гастролей духового квинтета на Бермудских островах. Кстати, там, на Бермудах, Рубцов сотоварищи стал почётным гостем Дайаны Дуглас — матери голливудской звезды Майкла Дугласа. И тёплым южным вечером в богемной гостиной Дугласов был дан импровизированный концерт, на котором блистали московские звёзды — квинтет солистов Российского национального оркестра, в котором наш земляк Максим Рубцов играет не последнюю флейту…

Были и другие проекты. Совместно с ансамблем «Four Strings» и солистами Большого театра Максим Рубцов выступил в постановке камерного балета «Поцелуй ветра» на музыку Андрея Рубцова (это однофамилец Максима, коллега по квинтету и РНО, талантливый музыкант и композитор).

Есть и то, что пока не реализовано. Максим Рубцов открыт для экспериментов: он продолжает мечтать о совместном проекте с Денисом Бородицким — тем самым земляком+хореографом, с которым судьба вновь свела их много лет спустя после их первого детского знакомства в «Пионерии»…

«Я много общаюсь с Денисом и получаю истинное удовольствие. Удивительный человек, очень интересный балетмейстер. Он немало пожил в Америке и, тем не менее, выбрал в качестве творческой площадки Россию. Хотя условия там были очень хорошие. У него множество потрясающих идей, неординарный подход к тому, что он делает (а занимается он очень непростым видом искусства — современным танцем). И, могу честно признаться, я восхищаюсь его великой тягой к творчеству — чистому, зрелому, свободному от догм и предрассудков. Это очень редкое качество. Сейчас у большинства людей какие+то более приземлённые желания. Денис выше этого».

Возвращение

В Брянске Максим бывает не так часто, как хотелось бы, но так часто, как может. Отношение к городу остается у него особым:

«Когда приезжаю в Брянск, думаю, что отдохнуть могу только здесь. Потому что здесь —получается. Я бы не сказал, что Брянск по-прежнему мой дом, ведь я слишком давно отсюда уехал. Но вместе с тем я ощущаю подлинное единение с нашим городом. Здесь корни, здесь частичка детства, с которой мы не расстаёмся всю свою жизнь. Поэтому хочу, чтобы именно здесь мои идеи реализовались, нашли воплощение.

Я вижу, что люди, которые живут в Брянске, на самом деле обделены возможностьювстречаться, соприкасаться с настоящиммиромбольшогоискусства. А ведь такая возможность—это ихнеотъемлемое право! К сожалению, некоторые простоне знают о том, что такая возможность существует, что есть что+то большее — огромное и прекрасное — за пределами привычного мира обыденности. Я хочу нести это знание.

Классическая музыка настолько правдива, искренна, проверена временем, что для того чтобы её понять и полюбить, нужнопросто дать возможность её слышать и слушать. Думаю, что концерты классической музыки всегда будут иметь успех, и люди будут приходить на них, потому что именно так они получают ни с чемне сравнимый чувственный опыт. И у меня, как у музыканта, есть много такого, о чём хотелось бы рассказать зрителю. И в этом никакой кривизны, конъюнктуры, жажды наживы. Потому что это идёт изнутри…

Знаете, похоже на то, как ты, сидя дома в хорошем настроении, вдруг начинаешь напевать про себя мелодию… Состояние спокойствия и умиротворения».

Максим Рубцов — очень разносторонняя личность. Отъявленный автомобилист и любитель скоростей (чем только не рулил, вплоть до самолета!), заботливый сын и брат, заядлый курильщик, интереснейший собеседник, классный музыкант, просто, наконец, необычайно обаятельный и располагающий к себе молодой человек.

Он играет на золотой флейте, которая стала его талисманом. Этот уникальный музыкальный инструмент ручной работы был изготовлен по специальному заказу в американской компании Brannen Brothers 8 лет назад, и с тех пор Максим с ним не расстается. Егофлейта имеет свой голос—выразительный, глубокий и узнаваемый.

У него многое ещё впереди. И хочется, чтобы частичка этого многого всегда неразрывно была связана с Брянском. Чтобы всё самое лучшее, что удастся собрать, накопить, создать, исполнить, оставалось в родном городе. Чтобы мы могли гордиться своим земляком — Максимом Рубцовым, а он, где бы ни был, знал, что в Брянске думают о нем и… ждут.

А. БЕМОЛЬ.

Фото Анны ИВАНИНОЙ, Натальи ДУМКО, Игоря РЕДЬКИНА.

В тему!

Максим Рубцов родился и начал учиться музыке в Брянске. Для продолжения музыкального образования переехал в Москву, где окончил специальную музыкальную школу имени Гнесиных, Московскую консерваторию и аспирантуру.

С 1999 года — в Российском национальном оркестре, с 2003 года — концертмейстер группы флейт.

Помимо игры в оркестре, Максим Рубцов выступает в качестве солиста, а также в составе духового квинтета РНО—коллектива, ставшего победителем V Международного конкурса+фестиваля камерных ансамблей в Осаке (2005).

По приглашению известного американского дирижёра Майкла Тилсона Томаса Максим Рубцов в 2002 году играл в симфоническом оркестре Сан+Франциско на Фестивале русского искусства. Вместе с партнёрами по духовому квинтету Российского национального оркестра записал компакт+диск и гастролировал в Европе, Азии и США.

В декабре 2003 года Рубцов с успехом исполнил сольную партиюМузыканта в театрализованной симфонической сказке Джона Корильяно «Повелитель крыс» (премьера состоялась в концертном зале имени Чайковского в Москве, за пультом был главный дирижёр Большого театра Александр Ведерников).

В 2004 году в СШАМаксим Рубцов с партнёрами по духовому квинтету РНОвыступил с джазовыммузыкантомКрисомБрубеком. Втомже году состоялись гастроли ансамбля на Бермудских островах. В 2005 годуМаксим участвовал в постановке «Повелителя крыс» в Мурсии (Испания). Врамках «Русскогофестиваля вЛондоне» вместе с духовым квинтетом РНО и солистами «Кремлёвского балета» исполнил оригинальные переложенияфрагментов из оперыБизе «Кармен» (аранжировка А.Шутого) и сюитыиз балетаЧайковского «Щелкунчик» (аранжировка А. Рубцова, однофамильца Максима). Совместно с ансамблемFour Strings и солистамиБольшого театра выступил в постановке камерного балета «Поцелуй ветра» на музыку Андрея Рубцова.

Просмотров: 2246