Эхо чёрного квадрата

Первые четыре дня мая были озвучены и наполнены концертами XXII фестиваля современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо. Четыре дня как четыре стороны квадрата. Четыре четверти музыкальных ритмов. Четыре музыканта струнного квартета. Четыре стороны света. Подробнее о фестивале специально для «Брянской ТЕМЫ» Татьяна Ривкинд.

«Стороны цвета». Так назвала свою первую персональную выставку, ставшую прологом фестиваля, Анна Иванина. Её фотоквадраты не просто преобразили скучное фойе «Дружбы». Они настраивали на сотворчество. Острый, свежий и вдумчивый взгляд на примелькавшуюся материю. В облупившейся штукатурке и трещинах краски, выщербленном кирпиче и выцветшем заборе, почерневшем переплёте окна и поржавевшем замке есть своя поэзия прозы, свой ритм. Номера домов и выключатели, объявления и граффити в этих магических квадратах становятся знаками. «Когда б вы знали, из какого сора…». Реальный банальный щит «При пожаре звонить: 01» на стене «Дружбы» смотрится вдруг инсталяцией — красным квадратом и замечательно рифмуется с фотоэтюдами.

А «Чёрный квадрат» Малевича для нашего дачного человека —это ещё и 6 соток чернозёма, который надо перелопатить, засеять, засадить картошкой и другими нужными семенами. И что может быть плодотворнее и полезнее. Когда планировали день открытия фестиваля, скептики сомневались: «1 мая никто не придёт — наш народ картошку будет сажать».

Директор фестиваля Любовь Пчёлкина возразила: «Наша публика на картошку не ездит!» Однако, ещё как ездит. Старается успевать между концертами и выставками, не смотря на плотную и насыщенную программу.

За двадцать с лишним лет у фестиваля вырос и воспитался свой верный зритель. И сегодня уже дети и ученики приходят на концерты и встречи. На нынешнем фестивале было как никогда много новой студенческой публики. Почти век спустя юному взгляду и слуху оказались близки по духу революционные преобразования в культуре начала прошлого столетия.

Тринадцатый

На этот раз фестиваль начался концептуальным концертом столичных артистов «На фоне эпохи… год 1913». Музыкальное приношение году, давшему старт многим знаковым событиям мировой культуры ХХ века. Художественный руководитель и вдохновитель фестиваля Марк Белодубровский обозначил их на открытии. 1913 год—это время создания НиколаемРославцем новой системы организации звука. В этот год он пишет замечательную серию романсов на стихи А. Блока, В. Брюсова, Д. Бурлюка, И. Северянина… Это год создания дерзкойфутуристической оперы «Победа над солнцем», либретто которой написал А. Кручёных, музыку М. Матюшин, а декорации и костюмы придумал сам Казимир Малевич.

Они и сегодня смотрятся авангардно и современно. 1913— год рождения «Весны священной» Игоря Стравинского—весны новой музыки, соединившей смелую форму с языческими мифами. В это же время Николай Гумилёв публикует статью «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон». Осип Мандельштам создает сборник стихов «Камень». Андрей Белый пишет «Петербург». Именно этому году посвятит Анна Ахматова свое поэтическое осмысление эпохи — «Поэму без героя», первую часть которой назовёт «Девятьсот тринадцатый год».

Первую сонату Н. Рославца, овеяннуюмистическим ореолом, в исполнении Марка Белодубровского и Михаила Дубова вполне могли бы иллюстрировать современники композитора: В. Кандинский, Н. Рерих, М. Чюрленис. «Поцелуй земли» (первая часть) из балета «Весна священная» Игоря Стравинского в исполнении Михаила Дубова и Моники Хаба наполнил зал первородной энергией языческих обрядов. Николай Рославец избегал слова «романс» и называл свои произведения этого жанра—сочинения для голоса ифортепиано. Его вокальную музыку на стихи Брюсова, Верлена и Гуро проникновенно исполнила Елена Либерова (сопрано) в сопровождении Анны Вознесенской.

Замечательным завершением первого отделения стало выступление артистов камерного оркестра «ВиртуозыМосквы», объединившихся в «SoLi-квартет»: Евгений Стембольский — 1-я скрипка, Юрий Дашевский — 2-я скрипка, Сергей Овсянников — альт, Алексей Стеблев—виолончель. Музыканты свежо, с молодой энергией исполнили Струнный квартет Альфреда Шнитке и «на бис» — озорную польку Шостаковича.

В финале второго отделения они выступали в ансамбле с необычными музыкантами. Вместе с ними специальный гость фестиваля—Московский оркестр лаптопов «CybOrk» под руководством Андрея Смирнова исполнил супероригинальную электропоэму «13».

Видеорядом к музыке лаптопов, термен-вокса и струнных был экран во всю сцену, на котором компьютерная графика отражала «биение» музыкального пульса на таинственном фоне со светящейся точкой Венеры у горизонта.

Шелест и шорох природы, гул земли, щебет птиц и крики чаек, шум кроны и скрип падающего дерева, журчание воды, сменяемые жесткими механическими ритмами, железным стуком колес, пронзительными безжизненными взвизгами и таинственными голосами космоса словно с планеты Кин-дза-дза.

Звук реального невыключенного мобильника в зрительном зале на редкость органично поставил точку в этой электропоэме «13».

Руководитель Московского оркестра лаптопов АндрейСмирнов, предваряя выступление, рассказал, чтоидея создания музыки природного шума так же восходит к 1913 году и принадлежит питерскому художнику —новатору, идеологу футуризма Николаю Кульбину. Сам же Андрей Смирнов решил создать такойоркестр, увидев нечтоподобное в Финляндии: на сцене—сразу 28 лаптопов.

Сегодня в мире несколько десятков похожих оркестров. 5—6 довольно известных. «Наши компьютеры — это наши скрипки и виолончели. У каждого свой материал, свой способ игры. Почему нас девять? Могло бы быть и больше. Так сложилось. Мы вместе уже два года».

«Электропоэма 13» напомнила некоторой части публики по восприятию видеокомпозицию «Жёлтый звук», исполнявшуюся на фестивале несколько лет назад. Тогда также далеко не все приняли необычный сгусток звуковой и визуальной энергии. Некоторым увиденное и услышанное показалось слишком агрессивным. Одна зрительница, страдавшая шумом в ушах и головной болью, с удивлением и иронией обнаружила: «Я же от этого целый месяц лечусь!».

Все новое требует перестройки нашего восприятия. И самыми благожелательными слушателями оригинального оркестра оказались опытные и мудрые преподавательницы музыкального колледжа, воспитанные на признанной классике и в то же время живо, с интересом воспринимающие новые веяния и открытия. Может, поэтому среди их воспитанников так много тех, кто знает и понимает современную музыку.

Звёздочки

В конкурсе юных исполнителей «Модерн+мюзик» приняли участие около 80 воспитанников школ искусств из многих районов области и музыкального колледжа. Концерт и честование лауреатов было в Рояльном зале Художественного музея, где накануне прошел творческий вечер-портрет двух братьев Эйгесов. Их корни связаны с Брянском.

Звучала музыка Олега Эйгеса. Впервые в Брянске была исполнена его Первая соната, заслужившая одобрение в печати Николая Рославца. А на мольбертах были выставлены живописные полотна Сергея Эйгеса — художника, чью жизнь и творчество оборвала война.

Слово о композиторе и художнике сказал их потомок и исследователь творчества Сергей Волченко. 2 мая в Рояльном зале звучала также вокальная музыка Марка Белодубровского в исполнении ЕленыЛиберовой (сопрано) и концертмейстера Анны Вознесенской.

Дирижёр с картиныЭйгеса «Концерт» во время детского конкурса словно напутствовал юных брянских исполнителей. Игривый «Полишинель» Вилла Лобоса в интерпретации Галины Огневой, воспитанницы Елены Полехиной, покорил скоростьюи уверенной техникой. Галина недавно стала победительницей Международного конкурса «Золотой феникс» в Санкт-Петербурге. Это её вторая победа в городе на Неве, так же, как второе звание лауреата в брянском фестивальном конкурсе «Модерн-мюзик».

Юная скрипачка из Новозыбкова Дарья Тризна, ученица Галины Рябичевой, проникновенно исполнила «Маленький венский марш» Крейслера. Её землячка Анастасия Селиванова, воспитанница Аллы Поздняковой, мастерски сыграла «Токкату» Металлиди. Мощно и уверенно прозвучал фрагмент сонаты Сергея Прокофьева в исполнении победителя многих фортепианных конкурсов Ильи Кайгородова, воспитанника Людмилы Урусовой.

Все они вместе с клинцовскимвундеркиндом Костей Рябченко, ученикомЛенинианыСоловьёвой, стали обладателями Гран-при конкурса юных исполнителей «Модерн-мюзик».

Не менее ярко играли и лауреаты. Задорноиоригинальнопрозвучал «Девичийхоровод» из балета «Конёк-горбунок» Родиона Щедрина в исполнении Анны Мироновой, воспитанницы Ларисы Дороговой.

Завораживающе сыграла пьесу Равеля «Печальные птицы» Анастасия Кравченко, студентка музыкального колледжа, ученица ЕленыКозловской. Самые юные получили грамоты «Надежда фестиваля» как первое признание.

Этот конкурс — стартовая площадка для многих брянских музыкантов, ставших студентами консерваторий и других музыкальных вузов. В том числе и для нынешних звёздных участников фестиваля.

Наши в городе

Флейтист Максим Рубцов на концерте «НАШИ в городе» фантастически играл виртуозный «Полёт шмеля» Римского-Корсакова и элегичную «Арию» Тактакишвили в дуэте с концертмейстером Инной Ромашовой, «по совместительству» — родной тётей музыканта. А в качестве «основного блюда» Максим специально подготовил для фестиваля и исполнил авангардную пьесу Д. Курляндского. Сегодня Максим—солист Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. Среди первых учителейонс благодарностью называет брянских музыкантов.

Когда Максим пригласил на сцену своего педагога Виктора Савкина, зал устроил им овацию. Накануне на пресс-конференции, которуюпровела заместитель председателя горсовета Надежда Виноградова, Максим признался, как много значили для него встречи с Марком Белодубровским и первое знакомство с современноймузыкой, сочинениями Артура Лурье, которые он исполнял на фестивальном конкурсе и стал лауреатом. «Вообще, дома и стены помогают, — признался Максим, — Я уже заметил, что если разучиваю сочинение в Брянске, оно получается лучше, чем в Москве. Благодарны Белодубровскому и две его ученицы, которым он давал уроки композиции. Маргарита Демиденко родом из Карачева, сегодня живёт и работает в Чернигове.

Её ученики успешно поступают в Киевскую консерваторию. Она — организатор международного конкурса молодых композиторов, в которых участвуют и часто побеждают юные брянские таланты. Маргарита преподнесла со сцены цветы своему первому педагогу Татьяне Ивановне Ягодкиной.

На концерте соната для скрипки соло Марии Никишовой прозвучала в исполнении её учителя—Марка Белодубровского. На пресс+конференцииМария призналась, что её как музыканта воспитал именно фестиваль.

Блестящим финалом стали вариации современного балета в постановке уникального танцовщика и хореографа, «играющего тренера» Дениса Бородицкого (подробное интервью с Денисом читайте в «Брянской ТЕМЕ№1 за этот год). Его имя носит коллектив B.D.D.C. (Воroditsky Dennis Dance Company), который сегодня называют одним из лучших коллективов Москвы. Вскоре после брянского фестиваля, 8 мая, он выступил в Центре Мейерхольда. Денис Бородицкий начинал в бежицком ансамбле «Пионерия» (интересно, что в детстве в этом же ансамбле занимался и Максим Рубцов). Несколько лет Денис танцевал в знаменитом Государственном ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева. Потом в не менее знаменитом шоу «Riverdance», других известных труппах. И, наконец, сам создал и возглавил свой коллектив. За одноактный балет «Nex to you» получил первую премию на Международном фестивале современной хореографии в Витебске.

То, что мы увидели в Брянске, было похоже на прекрасный и завораживающий сон, где всё невозможное возможно. Где пластику диктует сама природа человека. Он слушает и слышит свои тело и душу. И пунктир сюжетных линий не мешает зримой музыке движений — свободных и одухотворённых. Музыка Алексея Айги наполнила эти сновидения явью и драматизмом.

Впрочем, и после завершения финального концерта фестиваль продолжался. Андрей Смирнов и Денис Бородицкий провели мастер-классы, воспитывая в Брянске своих последователей. Работают выставки брянских художников: взрослых — «Свой взгляд» и юных — «Модерн-Арт».

Любовь к геометрии

Вместе с юными музыкантами в Художественном музее чествовали и победителей конкурса юных художников, представленных на выставке «Модерн-Арт» в Выставочном зале на бульваре Гагарина и Выставочном зале Брянской городской ДХШна улице Горького. Гран-при получил воспитанник ДШИ из Трубчевска Николай Макаренков, ученик Ольги Кашликовой. Воспитанницы Лилии Астаховой лауреаты конкурса Екатерина Бельцева и Мехрана Мехтиева (БГДХШ) представили оригинальные макеты костюмов: фантастическую «Аэлиту» и гротескно-философский «Наедине с Собой». Также выразительныи работы других лауреатов конкурса. Ученица Владимира ХроменковаМария Логвинова (БГДХШ) запечатлела «Музыку окна» и «Двор», уловив геометрию города. Другие юные графики и живописцы нащупали эту самую геометрию в цветах, деревьях и даже муравьях. Алёна Ананьева, ученица Натальи Черняковой из ДШИ№1 г. Брянска, изобразила фантастических мурашей-труженников в их сказочном городе с помощью квадратиков и треугольников. А воспитанник Рогнединской ДШИ Евгений Зуев под руководством преподавателя Николая Яшутина создал оригинальный декоративный портрет великого конструктивиста Наума Габо. Юные художники показали не только владение композицией, но и умелое обращение с цветом. Дипломант конкурса Екатерина Богданова (БГДХШ) благодаря своему учителю, чуткому колористу Владимиру Алдошину, сумела в натюрморте «Розовый холод» передать тончайшие оттенки серого цвета: от дымки и пара до мглы и тумана.

Лицо Брянска

Лауреаты и дипломанты конкурса «Модерн-мюзик» вместе с грамотами получали в подарок книгу «100 великих композиторов». Среди них нет имени нашего земляка Николая Рославца. Но есть те, для кого он много значил, — ЭдисонДенисов, АльфредШнитке…Ипока ни Саратов, родинаШнитке, ни Томск, откуда родом Денисов, не могут похвалиться столь масштабным и долговечнымфестивалем, как Брянскийфестиваль современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо За эти годы фестиваль создал свою публику. Он повлиял на имидж города в целом. К сожалению, из-за отсутствия средств ранее ежегодныйфестиваль теперь будет проходить раз в два года. Организаторы фестиваля—Культурныйфонд «РАГД» (художественный руководитель—Марк Белодубровский, директор — Любовь Пчёлкина, креативный директор Борис Пчёлкин), а также областное и городское управления культуры не теряют надежды, что уникальный форум обретёт, наконец, постоянных спонсоров инормальнуюфинансовуюпомощь. Фестиваль на сей раз проводился при поддержке главы города Брянска Игоря Алёхина. А это уже многое значит.

Татьяна РИВКИНД.

Фото АнныИВАНИНОЙ, Игоря РЕДЬКИНА.

Просмотров: 982