Виктор Грибачёв: «Без забот и ответственности мне жить скучно»

Начальник УГИБДД по Брянской области, полковник милиции Виктор Грибачёв — человек очень позитивный, контактный. Общаться с ним легко на любую тему. Нет капризов, нет снобизма. В ГАИ его знают много лет, так что любой здесь подтвердит, что шёл к этой должности Грибачёв исключительно самостоятельно и честно, за спинами других не прятался. Я убедилась, что «личное» интервью с ним возможно «в рамках служебного», потому что работой он своей живёт, за три года в отпуске толком не был. То есть официально, может, и был, но при этом проводил его в служебном кабинете. Наша беседа состоялась накануне профессионального праздника сотрудников ГИБДД, который отмечается 3 июля.

—Виктор Викторович! По вашим наблюдениям, важен ли карьерный рост для современных сотрудников ГАИ? Начните со своей биографии и служебного продвижения.

— В Госавтоинспекцию я пришёл 8 июля 1980 года. До этого работал водителем в автобусном парке в Брянске. Вообще я уроженец села Доманичи Почепского района. До сих пор люблю эти места, во мне есть ощущение моей малой родины. Оттуда меня провожали в армию, а это всегда ответственный момент для любого молодого человека, понимающего, что закончилось детство, начинается взрослая жизнь и ответственность. Служил связистом, в Ленинградской области, поэтому поBсвоему сроднился с Питером, мне всегда хорошо в этом городе, когда я туда приезжаю.

Хорошо помнюпервый рабочий день в ГАИ, когда я поступил на должность инспектора ДПС, ещё младшим сержантом. До 1987 года работал инспектором ДПС, затем был назначен госинспектором МРЭО.

До 1987 года работал в городском взводе ДПС, командиром взвода был Пётр Сергеевич Осипов. Он тоже часть истории Брянской ГАИ, а не только мой первый наставник и учитель по работе, и я вспоминаю этого человека с благодарностью.

Приходилось нам тогда работать буквально во всех районах города, транспорта в таком объёме, как сейчас, у служб просто не существовало, а спрашивали с нас строго. Я, например, в основном работал пешим.

Я участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В 1987 году находился в составе отряда по ликвидации последствий аварии в Красногорском районе Брянской области. Был там положенные всем по приказу 15 дней.

До назначения начальником Управления ГИБДД по Брянской области работал на различных должностях в МРЭО (госинспектор, потом старший госинспектор, затем— заместитель начальника отделения).

Сожалеть о службе, о своём выборе мне не приходится. Пришел самостоятельно на службу, всего добился сам. Никогда не был ничьим протеже, могу сказать это совершенно объективно и спокойно. В должности начальника ГИБДД работать, конечно, сложнее. Но только в той части, что расширилась сфера ответственности. Раньше отвечал за себя, теперь — за всех.

Прихожу на работу обычно в 7.30. Рабочий день начинается с ознакомления с дорожной обстановкой (организационные вопросы, ДТП за последние сутки, организация движения).

В первую очередь обращаю внимание на ДТП, тяжесть их последствий, гибель людей. Иногда сам себе задаю вопрос: можно ли к этому привыкнуть и спокойнее на всё смотреть? Жизнь убеждает меня, что нет, невозможно. Ну, вот на днях выезжал на ДТП. Погибли женщина молодая, ребенок… К трагедиям, наверное, не привыкают.

Что же касается карьеры в ГИБДД… Личный состав Управления — не новички, хотя есть, конечно, и молодёжь. Разумеется, они заинтересованы в продвижении по службе.

Мы всегда внимательно следим за тем, как сотрудники относятся к выполнениюсвоих обязанностей, насколько они инициативны, как общаются с товарищами. Для будущего руководителя какого-либо подразделения (когда мы рассматриваем какую-либо новую кандидатуру) всё это очень важно. Значит, нас интересуют и его личные качества.

Мы помним, что культура обращения инспекторов на дорогах—это критерий, по которому население оценивает нашу службу в целом. Работаем над формированием, что называется, положительного имиджа сотрудника ГИБДД.

— А насколько изменились сами водители?

—За последние два десятка лет—существенно. Кстати, сами административные меры снижены, водителям во многих спорных ситуациях вольготно…

Одним словом, сейчас инспекторам намного сложнее работать, чем в 80-е годы. Огромный поток транспорта, опасность террористического толка, частые угоны машин. Проблем много, что только лишний раз доказывает необходимость службы, где мы работаем.

— Многие ваши сотрудники побывали в командировках в «горячих» точках?

—Конечно, это ведь служба. Многие отличились, получили награды. А ктоBто, к нашему общему горю, сегодня не с нами, кто-то  ранен.

Мы стараемся заботиться об их семьях и детях в таких случаях. Помогаем, чем можем, привлекаем спонсоров, которых в этом случае лучше просто назвать сердечными людьми.

—Насколько увеличилось количество транспорта в области за последний год?

—За 2007 год прирост транспорта составил 15000 единиц. Это очень большой показатель.. Увеличение, я полагаю, произошло за счёт новой услуги кредитования транспорта. Но, вы знаете, и в аварии иномарки в Брянске попадают намного чаще.

—Есть этому какое6либо объяснение, кроме того, что их численно очень много?

—В последнее время существенно занижены требования по получению водительских прав. Открыто очень много частных курсов, где подготовка ведётся непрофессионально, коеBкак. Это просто бизнес, выкачивание денег, но не преподавание. Или вот ещё используется метод самоподготовки. Это несерьёзно. Машина—не самокат, а скоростные трассыили городские дороги — не детская площадка!

Человек дороги

—Давайте, наконец, поговоримо личном. Какие путешествия из вашейжизни вам запомнились больше всего?

—Я вообще человек дороги. Ведь в любом путешествии отдыхаешь от работы. Отличные места — Кавказ, Кисловодск. А вот какBто ездил на лечение в Азербайджан. Знаешь, о чём я там думал? О том, что я поBпрежнему чувствую себя человеком очень большой страны — той советской страны, в которой я родился и вырос. Да, Азербайджан сейчас—это уже отдельная республика, но отношение людей не изменилось. Раньше, например, около 80 процентов отдыхающих в санатории были из России, почемуBто местные туда редко попадали.

Сегодня россиян там почти нет. Но отношение со стороны лечащих врачей, персонала, местного населения в целом — великолепное. Не чувствуется, что республики отделились. Более того, когда узнали, что я из России, стали ещё лучше относиться, активнее общаться. Людям всё интересно: что у нас изменилось, как мы живём? Они ведь там даже стали забывать русский язык, потому что выросло целое поколение, вшкольной программе которого такого предмета просто нет. Меня постоянно приглашали на экскурсии, показывали страну и, видно было, очень хотели, чтобы гостю понравилось, чтобыя всё запомнил. Пообщался, кстати, со своими коллегами — с руководителями районных полиций. У них так называется.

— Понравилась ли вам их национальная кухня, чем угощали, каков местный колорит?

—Кухня — умопомрачительный шашлык, все блюда более острые. Бросилось в глаза: куда ни придёшь—везде чай, им угощают повсюду. Невероятных ароматов, в красивой посуде. У нас ведь куда не зайдешь—пиво. Законы гостеприимства в республике те же, ничего не поменялось. По долгу службы на Украине, в Белоруссии часто бываю. У меня там много друзей. Те же внутренние ощущения — граница существует только на карте.

— Тянет ли вас в отпуске домой?

—Я и в отпуске, и в командировке надолго задерживаться, как бы там ни было, не люблю. Домой тянет и быт, и работа. Я, как оказалось, скучаю и по своей службе, и по общению с коллегами, со знакомыми. На работе мне всё же веселее. Общение даёт стимул для жизни.

— Как вы относитесь к старости?

—Не чувствую возраста. Одно понимаю точно. Человек, когда уходит на пенсию, сразу меняется, он просто выпадает из жизни. Это объяснимо. На работе нет свободной минуты. И ты развиваешься, каждый день жизнь учит тебя чемуBто новому. У меня лично так получается. По большому счёту, не расстраиваюсь, что у меня и выходных толком нет. Зато я разбираюсь во всех рабочих вопросах, мне не надо ждать доклада от кого-то.

— Какие у вас любимые занятия дома?

—Дома телевизор смотрю, все новостные программы в обязательном порядке. Другой раз фильм не посмотришь, зато новости все будешь знать. Брянскими новостями тоже интересуюсь, что в районах происходит, какживут люди, какие у них интересы.

—Что для вас является символом порядка?

— Никогда не задумывался. Дома у меня всегда спокойно, я не привередлив, не придираюсь ни к чему в бытовом плане. Конечно, бытом я не занимаюсь. Жена отлично справляется. Мои вещи строго на своём месте, потому что сам я никогда ничего не разбрасываю.

—Сентиментальны ли вы? Часто ли смотрите свои старые фотографии?

—Очень редко. Я не люблю повторять какуюBто историю. В одну воду не войдешь дважды. ЧтоBто особенное, душевное я и так помню.

Не люблю смотреть фотографии молодости. Знаю: всё идёт своим чередом, и отношусь к этому спокойно. Нельзя всюжизнь оставаться двадцатилетним. Да и неинтересно.

 — Есть ли у вас ощущение, что время очень быстро летит?

— Вот с этим на сто процентов согласен. Детство длинноеBдлинное. А после сорока стал вдруг замечать, как быстро уходят годы.

Если раньше от боя курантов до боя курантов время тянулось бесконечно, то сейчас каждое 31 декабря кажется, что только что встречали новый год…

Может, из-за работы не замечаю, как уходит время. Нет времени даже на сожаление об этом. Мои достижения в жизни сугубо человеческие — дети взрослые, внук растёт. Думаю, жизнь я прожил не зря.

— Какой вы дед?

— Дети уже взрослые, значит, и общаюсь с ними по-взрослому. Внук — как второй маленький ребенок. Считаю, что детиот года до семи—самый честный возраст, общаться с ними одно удовольствие, они открытые. Сын ведь уже не скажет все, что знает. А внук всегда поделится. Он самый искренний маленький человек. В выходные мы общаемся. На машине любит кататься, гулять. Он рассказывает, как в садике дела, куда в гости сходил, как общался, кто его обидел, кого онобидел.

Мне всё интересно. Детство бывает один раз в жизни. Яже получил возможность с этим маленьким человеком прожить его частично снова.

—Историческая личность, которая вас интересует больше всего?

— Я всегда тянулся к людям военным. Замечал, что это люди более дисциплинированные, ответственные за всё в жизни. Эти качества мне симпатичны как руководителю. СамBто я тоже человек в погонах. Форма сдерживает, организует характер, манеру поведения. Вот маршал Жуков мне всегда был интересен. Выигранная война—его заслуга не в последнюю очередь. Не просто так человек получил четыре звезды героя СССР, особенно в те времена.

У нас, к сожалению, герои очень быстро забываются. Молодое поколение историю знает плохо. А историю родной страны должны помнить все.

—9 мая, можно сказать, ваш любимый праздник?

—Конечно, ведь это день Победы. Люди своей кровью, своимижизнями отстоялиродину. Забыть этот день невозможно.

—Что сейчас в вашейжизни может вас больше всего обрадовать?

— Жду отпуска. Третий год не был. Хочется отдохнуть. Думаю поехать в санаторий. Нужно привести себя в порядок.

 — Можно ли вас в чём6то переубедить?

—Принимаю решения сам, но вместе с тем я никогда не стесняюсь с кемBто посоветоваться, пообщаться, чтобы прийти к единому мнению. Руководитель, я считаю, должен прислушиваться к мнению подчинённых. В любой беседе, ссоре есть доля правды. Подчиненный ведь тоже может быть прав. Одному неправильно принимать решения, лучше коллегиально.

—К каким собственным выводам вы пришли в этой жизни?

— Я понял одно: в жизни нужно трудиться, никого не обманывать, воспитывать детей. Живем мы ради детей, чтобы оставить на земле свой след. Нет смысла жить без детей, будет очень пусто в душе. Без забот и ответственности мне жить неинтересно.

— Считают ли так же ваши дети? Как вы считаете?

— Дочь живёт для ребенка, тепло к нему относится. И он к маме теплее всего относится, она его понимает. Она с ним больше всех общается. А сын ещё не женат.

—Какие мужские качества вам удалось воспитать в вашем сыне?

—Пока ответить сложно. Но я спокоен, что он работает, не избалован. По жизни, как человек, он состоялся. Я всегда ему говорил, что человек всего должен добиваться сам, не рассчитывать на родителей.

Елена ФРУМКИНА.

Фото Геннадия САМОХВАЛОВА

В тему!

В этом году вышла книга «Дороги службыи судьбы» страницы истории ГАИBГИБДД УВД по Брянской области. Её автор—журналист, выпускница журфака МГУ им. М. Ломоносова Елена Фрумкина — проделала огромную работу: в книге представлены материалы из фондов Госархива Брянской области, уникальные фотографии (многие из них никогда ранее не публиковались), а также подробный рассказ о жизни брянской госавтоинспекции начиная с 1944 года и заканчивая сегодняшним днём.

Просмотров: 1092