Семейное несчастье, или опыты театральной анатомии

Энергия полураспада Союза породила этот фестиваль шестнадцать лет назад как вызов границам и барьерам. Каждый год в канун лета съезжаются в Брянск театры трёх республик: России, Белоруссии и Украины. В этом году главным спонсором фестиваля стала Программа государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии под патронатом президента РФ. XVI Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» прошёл под девизом Года семьи.

Главная тема нынешнего фестиваля — Год семьи. Это давало простор для отбора. Классика, да и современная драматургия в конечном счете держатся на острие семейной драмы. Мы уже писали нынешней зимой, как все премьерные спектакли брянских театров неожиданно оказались созвучны теме года. ( «Год семьи в свете рампы». «Брянская тема» №1 (8) за 2008 год).

Семьи, представленные на фестивальной сцене, были далеки от идеальных и счастливых. Ещё Лев Толстой объяснил этот парадокс в «Анне Карениной»: отчего нам интересны эти самые «несчастливые семьи», каждая из которых «несчастлива поBсвоему». Чем же полезен этот негативный опыт? И что мешает семейному счастью?

Личная драма царя Фёдора Иоанновича

Московский государственный драматический «Ведогонь-Театр» из Зеленограда стал настоящим открытием и откровением фестиваля. Наконец-то на сцене Брянского театра драмы, который носит имя А.К.Толстого, мы увидели его самуюизвестную трагедию «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке режиссера Александра Кузина. «Ведогонь-Театр» у себя дома имеет помещение небольшое. Тепло свечей со сцены достигает последнего ряда. И потому спектакль москвичей получился камерным и доверительным. Зал, затаив дыхание, впитывал звучащий, свежий и живой текст Алексея Константиновича Толстого.

Спектакль получился о том, как трон мешает оставаться человеком. Быть верным и любящим мужем. Разумным и справедливым монархом.

Под удар семейное счастье может поставить корона. Семейная идиллия последнего царя оборвалась по этой причине. Немало горя принесла шапка Мономаха и прежним её владельцам.

После правления Иоанна Грозного его сын Фёдор Иоаннович хочет, наконец, мира и покоя: «Довольно крови на Руси лилось при батюшке». Но нет сил «спаять её любовью». Ход событий, окружение—всё противится этому. Его пытаются развести с любимой супругой. Губят брата — царевича Дмитрия…

Власть буквально забивает в гроб всё человеческое. Это потрясающе наглядно представлено в финале спектакля. Живого человека заколачивают в доски и под стук молотков превращают в деревянного болвана. Только выем для лица как у скворечни… Или, у надгробия.

Заслуженный артист РФ Павел Курочкин в роли царя Фёдора Иоановича ведёт эту тему проникновенно и мудро. Он покорил брянскую публику и напомнил многим Смоктуновского в роли князя Мышкина в «Идиоте».

Жюри под председательством московского театрального критика Александра Иняхина справедливо признало этот спектакль лучшим. А исполнитель главной роли Павел Курочкин, он же создатель и художественный руководитель «Ведогонь-Театра», получил приз «За лучшую мужскую роль».

Брянский краевед Владимир Деханов при участии завлита драмтеатра Ирины Дрохановой представил в дни фестиваля в фойе богатую историю сценической жизни всей трилогии А.К. Толстого, в том числе — «Царя Фёдора Иоановича» за полтора века у нас в стране и за рубежом. Теперь у этой истории появилась новая яркая страница.

Те ещё папаши

Если верить Мольеру, немало проблем на пути к нормальной семье создают отцыBсамодуры, которые подобно богачуBостолопу Аргану, лепят счастье дочери на своё усмотрение. А так как главная забота героя — здоровье, то и зять соответственно должен быть непременно лекарем. Даже если тот полный Диафуарус. Гомельский областной драматический театр порадовал свежим прочтением мольеровского «Мнимого больного» в постановке Лидии Монаковой. Отдельные герои у неё даже для бодрости духа «Марсельезу» напевают.

Публика особенно живо реагировала на злободневную и поныне тему платной медицины и врачейB мошенников. Их всех, а заодно и коварную супругу Белину. остроумно разоблачает изобретательная служанка Туанетта. Светлана Ефимова за роль служанки Туанетты была удостоена спецприза «Яркий комедийный дар». Художник Сергей Кулаженко сумел лаконично и выразительно оформить этот спектакль и стал победителем в номинации «Лучшая сценография».

Награды фестиваля был удостоен и исполнитель главной роли Аргана Владислав Карако. По иронии судьбы, он играл «Мнимого больного» после двух инфарктов и реанимации, и жюри вручило ему специальный приз» За верность актёрской профессии».

Любопытно, что столь же неблагодарную роль— губителя счастья своей единственной дочери — отвела отцу семейства автор современной сказки «Очень простая история» Мария Ладо. Народный артист РФ Владимир Аверин очень непрост в роли Хозяина в тюзовском спектакле по этой пьесе.

Появляясь в хлеву весь в белом, он словно Остап Бендер в Рио-де-Жанейро, мечту свою материализует. Идеал для сказочных персонажей — обитателей хлева. 

У Владимира Аверина вышел замечательный дуэт — поединок с Михаилов Лаврушиным в роли забулдыги Соседа. Противостояние эгоизма и самопожертвования. Финальная исповедь Хозяина за стаканом самогонки и общая песня «Но как на свете без любви прожить» звучат так, как будто бы душа Соседа теперь в него вселилась… Такой вот катарсис по-русски.

Актёрский дуэт этот не мог быть не замечен жюри и получил специальный приз. Вообще «Очень простая история» Брянского ТЮЗа отличается удивительно слаженным ансамблем. Хороши все исполнители ролей животных: З. Заречная (Свинья), А. Денежкина (Корова), В. Шевченко (Пёс), Д. Патров (Петух). Но особенно ярко и драматично ведёт свою роль Светлана Малькина в роли Лошади. Жюри признало её работу «Лучшей женской ролью второго плана».

Криминальная любовь

Русская печь словно храм на крови. Мельничный круг как колесо фортуны и как орудие пытки. Железная кровать —она же весы и клетка. Так многозначна и функциональна сценография заслуженного художника РФЮрияМуравьева в спектакле «ЛедиМакбетМценского уезда» (приз» За лучшую сценографию»). Вышневолоцкий областной драматический театр представил лесковскую драмуBочерк в постановке главного режиссёра театра Владимира Коломака, он же—автор инсценировки.

Спектакль обрамляют обрядовые языческие сценыиз Ивана Купалы. И это не просто дань фольклору. Так заявлена стихия воды. В страшной финальной развязке на Волге героиня — не утопленница. Утопительница. Она же—отравительница и душительница. Три её жертвы в финале — на переднем плане лицом к залу. Как приговор. Как укор совести.

Деревянное колесо, проросшее цветущими ветками. На программке героиня на колесе, как на кресте распята. Жертва чего? Любви? Или ненависти, мести? Катерина Измайлова, которую любят изображать, особенно в опере, зрелой женщиной—совсем девчонка по нынешним понятиям. 23 года. Актриса Ольга Егорова — точное портретное совпадение. Но недостаёт молодой актрисе того, что Лесков определил как «характер пылкий».

Однако специальный приз «За оригинальную трактовку роли Катерины Измайловой в спектакле „Леди МакбетМценского уезда“ Ольга Егорова получила не случайно. Её Катерина сыграна жёстко и современно. Без театральных штампов и надрыва.

Самому юному участнику фестиваля—Филиппу Лещеву, исполнителю роли Феди, погубленного Екатериной Измайловой, достался спецприз — «Лик детства».

«Жертвы века»

Заезженными приёмами, отсутствием внятного стилевого решения, навязчивой эклектикой поразил театралов Курский областной драматический театр им. А.С.Пушкина. Он представил на суд зрителей фантазию на тему широко известной комедии А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке народного артиста России Юрия Бурэ под названием «Жертвы века». Старейший театр удостоен был лишь утешительноBироничного приза «За творческий поиск».

На фоне сугубо классического добротного оформления рефреном шёл не очень ловкий канBкан. Для особо непонятливых ещё менее складная рокB четвёрка поясняла в как бы зонгах, что же имел в виду Островский:

«Здесь все торгуют дружбой и любовью,

Что жизнь? Она разменная монета

В игре, где платят страшною ценою»

И дальше в том же роде.

Если верить классикам, то сплошь и рядом семейная жизнь в ностальгической «России, которуюмы потеряли», сводилась к элементарной куплеBпродаже. Когда какойBнибудь «Фрол Федулыч за внучку 500 тысяч даёт». И не страсти рвутся в клочья, а купюры и векселя. Почти весь Островский — об этом.

И тамбовский спектакль по «Обыкновенной истории» И. Гончарова — тоже о том, как расчёт и карьера подменяют любовь и брак. И нынешние нравы новых русских во многом — повторение пройденного. И музыкальная партитура спектакля — от «Любовного напитка» Доницетти до популярной современноймелодии из «Амели».

СтарейшинафестиваляТамбовский государственный драматический театр, завершающий 221-й сезон, дал своего рода мастер-класс и был логично отмечен призом»За верность классике». «Любовь и разочарования молодого человека» в постановке заслуженного деятеля искусств Бориса Голубицкого, главногорежиссёра орловскойдрамы, порадовали добротнойрежиссуройисценографией, а также—актёрскими талантами. Молодой исполнитель роли дядюшки Петра Адуева Сергей Ильин удостоен приза «За лучшую мужскую роль».

Гнездо Дворянкиных — Лепёхиных

Точнее других главной заявленной теме следовали хозяева фестиваля. Все три премьерных спектакля брянских театров оказались о проблемах семьи и что примечательно—по произведениям женщин. Во всех трех оказались заметные актёрские работы. Жюри отметило призами восьмерых брянских актёров. Троих — за яркие образы в «Очень простой истории» в ТЮЗе.

Приз «За актёрское трио в стиле „ретро“ получили народный артист РФ Иосиф Камышев (Дюдя), заслуженная артистка РФ Светлана Сыряная (Наталья Ивановна) и актриса Нина Камышева (Маканя) в спектакле «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой на сцене Брянского театра драмы.

Борис Ярыш, следуя за авторской постмодернистской игрой с пьесами и героями Чехова, буквально перенёс в спектакль фрагменты своей прежней постановки «Трёх сестёр». На видеоэкране актёры произносят чеховские тексты под гул антракта. Бессмертная классика превращается просто в шум ифон. А на фестивальном показе она оказалась вообще вынесенной за скобки и звучала перед гимном России. Чехова жаль. Как и то, во что превратились потомки Прозоровых, Раневских и Лопахиных. Лопахины стали Лепёхиными. Дворяне—Дворянкины. А вишнёвый сад— вареньем на продажу за валюту.

Трио «стариков» эту тему в духе «ностальжи» ведёт достаточно умело. Но авторскуютонкую ирониюпо отношению к своему персонажу, его неоднозначность и современную остроту пока в большей степени удаётся передать народным артистам Иосифу Камышеву в роли Дюди и Марине Гавриловой в роли Макани. Впрочем, работа последней оказалась за рамками фестивального показа.

Брянский театр кукол представил новую работу «Принцесса Крапинка, или Ведьмы и все прочие». Поставил её московский режиссёр Павел Аникин. Трогательная история о принцессе, выпорхнувшей из королевского гнезда, все время прерывался пикировкой двух актрис.

В инсценировку этой сказки шведской писательницы АнныШмидт режиссёр Курского театра кукол Валерий Бугаев включил живой план с разборками, мало интересными детской аудитории. Однако сами актрисы и их кукольные персонажи были на высоте. Заслуженные артистки РФ Наталья Исаева и Елена Сафронова получили специальный приз «За верность теме фестиваля».

Любовные многоугольники

В комедии «Квартет для двоих» по пьесе Анатолия Крыма Нежинского украинского драматического театра им. Коцюбинского сюжет банален и узнаваем, как анекдот. Композитор предпенсионного возраста приводит в дом новую юную музу из своих учениц. Умная и находчивая жена вместо скандала делает встречный ход: принимает бойфренда, который в финале окажется работником фирмы по вызову.

Однако ещё до развязки ей удастся получить сатисфакцию и посрамить неудачливого супруга. Зрелище могло оказаться довольно пошлым, если бы не чёткая пластика, не ироничная актёрская игра актеров Ирины Олейник, ГалиныКоршиковой, Юрия Муквича и других артистов, а также — бесподобная «ридна мова».

Приз «Играющий лидер» получил—директор театра, он же исполнитель главной роли Юрий Муквич.

Московский драматический театр им. К.С. Станиславского получил «Приз зрительских симпатий» за кассовую комедиюпо пьесе Ж. Брикера иМ. Ласега «Мужской род, единственное число» с участием народного артиста России Владимира Коренева. РежиссерBпостановщик — народный артист России Семён Спивак из уморительной западной комедии положений вместе с пятёркой классных актеров создал настоящее французское шампанское. Мамочка, вернувшаяся после долгих лет в свой дом… американским полковником мужского пола, служанка, забеременевшая то ли от папочки, то ли от сыночка… Это даже не любовный треугольник, и не четырёхугольник, а многоугольник. Всё это изящество и блестящее мастерство также было бы зрелищем на потребу про нравы вырождающейся Европы и армию любовников, если бы не трогательные ноты, настойчиво звучащие в этой феерии. Тоска по нормальным семейным отношениям и ролям. Луи (Евгений Самарин) грустит о матери. Фрэнк (народный артист России Владимир Коренев, он же —Ихтиандр) тоскует по сыну. В Матильде (заслуженная артистка Людмила Лушина) просыпается здоровый инстинкт материнства. А значит, не всё потеряно для Её Величества Семьи в старушке Европе и на Западе.

В этом убеждает и трогательная поучительная история о переживаниях смертельно больного ребёнка, от которого поначалу отвернулись родители. Их мальчику заменила Розовая мама. В спектакле Могилёвского областного драматического театра» Только ОН вправе меня разбудить» — «Оскар и Розовая дама» по пьесе Э. Шмитта в постановке Андрея Гудзия заняты всего две актрисы: Елена Дудич (Оскар) и Евгения Белоцерковская (Розовая Дама).

Спектакль-агония—не самый приятныйжанр. Сложно не впасть в слезливость. Но действо могилёвцев было исполнено мудрости и благоговения перед жизнью. Получился очень важный и поучительный разговор о том, как достойно уйти из жизни, даже если тебе всего 10 лет. Могилёвцы были удостоены почетного приза «За веру, надежду и гуманизм».

На всех одиннадцати спектакляхфестиваля был аншлаг. А значит, интерес и публики, и самих театров к фестивалю не проходит. В этом году 6 театров участвовали в «Славянских театральных встречах» впервые. Акцент нынешнего фестиваля был сделан на глубинку и малые города России.

На пресс-конференции главный организатор и директор фестиваля секретарь СТД Владимир Макаров объяснял, как непросто было отобрать участников из нескольких десятков заявок. Театров из дальнего славянского зарубежья: Болгарии, Польши и т.д. в афише вновь не оказалось из-за сложностей с визами.

Жаль, что не было на нынешнем фестивале и ведущих театров Киева и Минска. От Черниговского же оргкомитет отказался сам из-за сомнительного художественного решения предложенного спектакля.

Скандал под зановес

Когда завершился фестиваль, на сайт Брянского театра драмы пришло такое послание. Уважаемый директор Брянского театра господин Макаров!

Нужно Ваше личное вмешательство и помощь. В этом году на фестивале «Славянские театральные встречи» от Украины принимал участие Нежинский украинский драматический театр. В спектакле, который они представляли, главную роль играла артистка Черниговского академическоготеатра им. Т.Г.Шевченко Ирина Олейник. По возвращению из Брянска И.Олейник преследуется директором театра Семененко и худруком театра Карасёвым. Ей объявлен выговор, сняли с ролей со всех спектаклей, в табеле проставили прогулы и готовится приказ об увольнении по статье. Управление культуры пыталось за неё заступиться, но безрезультатно. Директор театра Семененко не подчиняется. Прошу, если это в Ваших силах, написать письмо или позвонить Губернатору Черниговской области Хоменко и попросить, чтобы он лично вмешался в данную ситуацию. Ведь И. Олейник не прогуляла эти дни, она выступала от Украины на фестивале, пусть и с другимтеатром, в своёмже она всё равно была не занята…

Пока верстался номер, В.А. Макаров обратился к руководству области и СТД. Этот международный скандал, надеемся, разрешится на высшем уровне. Актриса Ирина Олейник не должна оказаться его жертвой. Она полна творческих сил и замечательно сыграла Алёну в спектакле «Квартет для двоих». Будет искренне жаль, если политические и закулисные интриги возьмут верх над искусством и повредят давно сложившимся культурным связям.

Татьяна РИВКИНД, член жюри Международного фестиваля «Славянские театральные встречи».

Фото Виктора ЛАЗАРЕВА.

Просмотров: 1034