Святая обитель

720-летние – знаменательная дата в истории Свято+Успенского Свенского монастыря и памятный день иконы Свенской Божьей Матери. Торжество прошло в стенах монастыря 30 августа. На празднике присутствовали архиепископы Ярославской, Тамбовской, Смоленской, Черниговской и других епархий. В торжествах приняли участие представители областной администрации во главе с губернатором Брянской области Николаем Дениным. Прихожане и паломники из всех уголков России, а также Украины и Белоруссии, прибыли на праздник Свенской обители. Богослужение, которое прошло под открытым небом на руинах Успенского собора, возглавил епископ Брянский и Севский Феофилакт.

Верующие прошли от стен Свенского монастыря до Петропавловского собора, совершая остановку для молитв у часовни на Набережной, у Воскресенского, ГорнеНи кольского и других городских соборов. Николай Денин поздравил обитель с юбилеем и вручил подарок — сертификат на восстановление монастыря. Помимо праздничных богослужений был организован крёстный ход.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА

Свенский Успенский монастырь принадлежит к числу наиболее почитаемых обителей России. Древнее предание рассказывает об ослепшем в 1288 году черниговском князе Романе Михайловиче, находившемся тогда в Брянске. Зная о прославленной многими чудесами иконе Печерской Божьей Матери, он послал гонца в Киево-Печерский монастырь с просьбой прислать образ «на исцеление». После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако, достигнув в своем плавании по Десне устья реки Свени, ладья неожиданно остановилась, и гребцы не могли сдвинуть её с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков её нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде.

Князь в сопровождении приближённых, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой пришёл прямо к дереву. Подойдя к нему, князь ещё раз обратился с молитвенной прсьбой, и чудо свершилось — он прозрел. Князь вместе с присутствующими при его исцелении начал рубить брёвна для храма. Вскоре был сооружён храм во имя Успения имонастырская ограда.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Первые столетия существования обители остаются белым пятном в её истории, прослеживаемой лишь совторой половины XVI века. К счастью, сохранилась икона, доставленная в 1288 году из Киева «ко граду Брянску»: восседающая на престоле Богородица с младенцем на руках в предстоянии преподобных Антония и Феодосия Печерских. Она представляет выполненный незадолго до указанного времени список Печерского портрета, включавшего в композицию образ Богоматери, принесённый из Константинополя в 1073 году. Печерско-Свенская чудотворная икона Божией Матери находилась в монастыре до 1925 года, когда была вывезена в Москву и отреставрирована. Ходили слухи о фрагментах золотого оклада времени Ивана Грозного, якобы уцелевших на иконной доске, но в современном описании иконы о них ничего не говорится.

Археологическое изучение территории Свенского монастыря могло бы установить, действительно ли до 1560х годов он оставался деревянным. К сожалению, после «бульдозерных раскопок» в начале 2000х годов ответ на этот далеко не праздный вопрос вряд ли будет получен. Так или иначе, вряд ли деревянные постройки Свенского монастыря, возведённые в конце XIII века, могли просуществовать до времени превращения обители в великолепный архитектурный ансамбль. Последнему, скорее всего, предшествовало несколько этапов. Судя по тому, что в 1565 году Иван Фёдорович Мстиславский пожертвовал монастырю железные двери художественной работы, там уже тогда велись подготовительные работы по сооружению каменного храма, осуществлявшиеся артелью тверского зодчего Гавриила Дмитриевича Макова, по заказу и на средства Ивана Грозного, заложившего в 1566 году большой крестовоку польный пятиглавый Успенский собор. Но поставленное на откосе здание уже на следующий год частично обрушилось. Храм был завершён лишь в 1578 году.

По преданию, при Иване Грозном, неоднократно жившем в монастыре во время своих наездов в Брянск, появились также каменный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и столпообразная колокольня. Храм — небольшой, одноглавый, на подклете, с примыкающей обширной одностолпной трапезной — неоднократно перестраивался. В настоящее время от него остались подклет и часть стен. Колокольню же можно видеть лишь на старом снимке.

После успешной войны Ивана III с Литвой в 1500—1503 годах большая часть Брянщины вошла в состав Московского государства в качестве порубежной, сторожевой области, что принесло Свенскому монастырю немало бед. В 1583 году его разграбил и разорил витебский воевода Пац, в 1607м — отряды Лжедмитрия, в 1664м—крымские татары. После объединения Украины с Россией КиевоПечерская лавра просила царя Алексея Михайловича приписать к ней несколько русских монастырей, включая и Свенский, чтобы иметь «пристанище» на случай военных действий, и 10 марта 1681 года ходатайство было удовлетворено. Вместо уволенного от управления монастырем архимандрита Никона прислали из лавры наместником Иоанна Максимовича, находившегося в этой должности до назначения его в 1696 году архимандритом Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. Через год он стал архиепископом, с 1712 по 1715 год являлся митрополитом Тобольским; в 1916 году причислен к лику святых. Иоанн Максимович оставил заметный след в истории Свенского монастыря. Принём была составлена подробная опись состояния монастырских построек. Так, Успенский храм с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи находился в полуразрушенном состоянии, хотя и простоял до 1744 года. В обители имелось 29 келий, больница, разнообразные службы, «ограда деревянная; половина ея крыта тесом, а другая половина забрана забором со столбами».

В 1690 году над святыми воротами была сооружена каменная церковь Сретения Господня в память первой встречи князя Романа с чудотворной силой Свенской иконы. На фотографии ХХ века запечатлена выразительная роспись на северном фасаде Сретенского храма. Стенопись изображала историю обретения святого образа Свенской Богоматери. Живопись утрачена в советское время и при реставрации 1970х—1980х не восстановлена. Утрачена и часовня, стоявшая на месте дуба и даже само это место теерь потеряно и забыто.

УТРАЧЕННАЯ ГОРДОСТЬ

Если главной святыней Свенского монастыря являлась чудотворная икона Богоматери ПечерскойСвенской, то основной архитектурной достопримечательностью был возведённый в середине XVIII века Успенский собор. Он представлял совершенно оригинальное сооружение в стиле барокко: пятиглавый, четырёхстолпный, центрический, без апсид, крестообразный в плане, с обособлен ными угловыми частями, с главным входом в закругленном выступе, украшенном колонным портиком. Необыкновенное впечатление производило внутреннее убранство собора, залитого светом, лившимся из огромных окон, главного купола и световых глав. Прекрасна была обработка хоров при помощи гигантского деревянного декоративного панно, искусно вырезанного скульпторомсамородком. Панно изображало кита, из вергающего из своего чрева пророка Иону.

Главным украшением интерьера собора являлся величественный семиярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху, перенесённый из прежнего Успенского храма и представляющий художественный интерес по тонкой и весьма сложной резьбе раннего малороссийского барокко. Сегодня на память потомкам остался только фотомонтаж отдельных частей иконостаса, поскольку сфотографировать его целиком оказалось невозможно. Есть снимки фрагментов резьбы. Это, к сожалению, всё.

Из монастырской книги вкладов, переписывавшейся в 1649 и 1696 годах с более древней, известно, что в 1583 году Иваном Грозным были «приложены» золотые с каменьями короны и цаты к образам — как выяснилось, похищенные в 1901 году. Царь подарил обители также два колокола весом в 200 и 40 пудов, атласную и объяринную серебряную ризы, окладные образа. Царь Михаил Фёдорович прислал напрестольное Евангелие, миткаль на ризы и медь на колокол. В 1699 году стольник Сильвестр Артемьевич Огибалов пожертвовал Еван гелие в серебряном окладе и кадило с алмазами, боярин Д. И. Годунов в 1601 году — выносной серебряный подсвечник. Большой серебряный напрестольный крест изготовлен в 1733 году келарем Манассией. Водосвятная чаша 1636 года — вклад князя И. И. Шуйского.

Архивные документы показывают, что монастырь являлся не только духовным центром и архитектурным ансамблем, но и развитым хозяйственным комплексом. Хозяйственные заведения находились преимущественно запределами монастырских стен. Здесь был Конюшенный двор на 28 лошадей с конюшней, колясочным и сенными сараями, избами конюхов, амбарами. Рядом располагались бондарская, колесницкая, маслобойная, кузница, имелся Гуменной двор с избами, амбарами, сараями, тремя овинами и огородами.

В 1761 году в Свенском монастыре было два сада. На берегу Десны стояла торговая баня. В собственности обители были соседнее село Супонево и деревня Тимоновка. Рядом с Успенским собором находилась историческая достопримечательность — небольшой каменный домик, в котором Петр I останавливался во время посещений обители. По преданию, именно от сюда он отправился под Полтаву.

ЗНАМЕНИТАЯ ЯРМАРКА

Экономическое процветание монастыря кроме того определялось знаменитой Свенской ярмаркой, существовавшей с начала ХVII века. Десятидневный торг с 15 августа по 1 сентября ежегодно проводился у западной стены монастыря. Количество торговых мест доходило до 700. Жители брянской земли продавали хлеб, мед, воск, поташ, деревянную посуду и металлические изделия. С Макарьевой ярмарки привозили волжскую рыбу и сибирскую пушнину. На Свенской ярмарке были кружевные, холщёвые, крашенинные, москательные, серебряные ряды. Особый «греческий ряд» занимали купцы из Греции, Украины, Литвы, Молдавии и Сербии. У входа в монастырь торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. По своему товарообороту Свенская ярмарка была второй в России после Макарь евской. Ярмарка перестала функционировать во второй четверти ХIХ века. Её территорию занял монастырский сад, а роль торгового центра на себя взяли вновь построенные сельские лавки и торжки, периодически собиравшиеся на широкой супоневской улице.

В 1922 году Свенский монастырь пережил изъятие ценностей. В 1924 году его закрыли, а в сентябре 1926 года передали губернскому музею. В 1928—1930 годах архитектурный ансамбль Свенского монастыря подвергся разорению. Были взорваны: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских со старой трапезной палатой, колокольня, домик Петра I, часть стен и башен ограды.

МОНАСТЫРЬ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

16 октября 1992 года патриаршим указом наместником монастыря был назначен архимандрит Никодим. Обитель была передана церкви в неприспособлен ном и неустроенном виде для совершения богослужений и проживания монахов.

Трудами наместника монастыря и немногочислен ной братии, а также с помощью прихожан и благотворителей обители за несколько лет удалось поднять и монастырский уклад жизни, и хозяйство.

Проведена реставрация наружного фасада Преображенского храма, ремонт алтарной и храмовой части, установлены иконостас и престол. В монастырь проведёны водопровод и газ. Устроен скотный двор, внутри обители посажены фруктовые деревья. Монахи обрабатывают семь гектаров яблочного сада и четыре гектара пахотной земли.

Открыты монастырские подворья в Брянской области. Монастырь поддерживает взаимоотношения с Вооружёнными силами и УВД Брянской области, проводятся экскурсии для учащихся школ и вузов. СвятоУспенский Свенский монастырь в настоящее время является одним из самых посещаемых центров духовности, культуры и просвещения.

Для пожертвований даём банковские реквизиты монастыря:
Брянское ОСБ №8605 РФ г. Брянск
БИК банка 041501601
ИНН монастыря 3207003194
Р/монастыря 40703810108000108013
Кор. счет 30101810400000000601

Материал подготовила директор Брянского областного центра историко-культурного наследия Елена ЗУБОВА. Фото Алексея ЖУЧКОВА и из музейных архивов.

Просмотров: 868