Музыка как призвание

1 октября — Международный день музыки. Этот праздник ежегодно отмечается во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Нам очень повезло, ведь в Брянске вот уже 15 лет работает камерный оркестр под руководством Эдуарда Амбарцумяна.

Коллективом такого уровня может похвастаться далеко не каждый российский город, тем более не столичного масштаба. Известные камерные оркестры есть, конечно, в городах$»миллионниках»: Москве, Санкт-Петербурге, Омске… Брянск уступает им по количеству жителей, но не по уровню и насыщенности музыкальной жизни. Именно здесь родился фестиваль современного искусства им. Рославца и Габо, именно здесь ежегодно на свои музыкальные форумы собираются коллективы джазовой и духовой музыки со всей страны, именно отсюда по всему миру пошла слава брянского хора под управлением Марио Бустилло. Но дирижёр Эдуард Амбарцумян и его коллек тив — осо бое яв ле ние в куль тур ной жиз ни города, области, страны, мира. Потому что это — стиль. Потому что это — образцовая музыкальная культура. Потому что это — высочайший уровень профессионализма. В преддверии празднования 15$летия Брянского городского камерного оркестра нам удалось встретиться и пообщаться с Эдуардом Борисовичем Амбарцумяном.

— Почему вы выбрали именно музыку? Ваши родители — музыканты?

— Мои родители не музыканты, по этому ни каких династий у нас нет. Просто в детстве они за метили у меня способности к музыке. Меня отдали сначала в музыкальную школу, потом в училище и, наконец, я поступил в консерваторию. Учился игре на фортепиано. А консерваторию окончил как композитор и дирижёр.

— И решили стать дирижёром. Почему не композитором?

— Дирижёру проще самовыражаться. Ведь играешь произведения уже признанные, классику. А если ты сам композитор, то не известно, станут ли твои произведения шедеврами. Композитору вообще сложно состояться и добиться признания.

— Вы жили и учились в Ереване. Почему переехали в Брянск?

— Впервые я приехал в Брянск в 1993 году в гости к брату жены, который уже жил здесь. Мне очень понравилось, и мы с семьей решили переехать сюда.

— Но ведь пришлось всё оставить… В Ереване вы руководили камерным оркестром, а переехав, надо было начинать заново…

— Работа здесь была. Почти 8 лет я работал в драмтеатре музыкальным руководителем, на телевидении — музыкальным редактором. И параллельно занимался оркестром. Позже из-за большой занятости пришлось выбирать то, что для меня важнее. И я выбрал оркестр.

— Не жалеете?

— Нет, что вы, совсем не жалею. Музыка — моё призвание.

Брянский камерный оркестр ежегодно участвует в Международном фестивале современного искусства им. Н. Рославца и Н. Га бо, в цикле концертов классической музыки «Майские ассамблеи», в декаде искусств памяти княгини Те нишевой, Всероссийском фестивале струнно-смычкового искусства, проходившем в г. Брянске в 1997 г., Международном фестивале «Мир гитары» (г. Калуга), фестивале классической музыки «Орловская осень» (г. Орел). В-де каб ре 2006 го да по приглашению Международного фонда им. Г.В. Свиридова оркестр принимал учас тие в фес ти ва ле, пос вя щён ном 100$ле тию со дня рождения Д.Д. Шостаковича (г. Курск).

— Ваш коллектив давно сформировался?

— Вы знаете, в 1993-м, когда я только пришёл, в филармонии уже существовал оркестр, коллектив уже был сформирован. Но тогда его деятельность ограничивалась лишь пропагандой музыки в различных учреждениях — школах, детских садах… Всё это было больше похоже на самодеятельность.

— С того времени состав изменился или остался прежним?

— Изменения произошли. Кто-то ушёл, но пришли новые музыканты…

— Сколько в оркестре человек?

— Количество музыкантов зависит от программы, которую мы исполняем. Это может быть и 20-25 человек, а может быть и 60. Для сравнения: в симфоническом оркестре Македонии, которым я, кстати, дирижирую, — 120 человек. Так что наши 60 совсем даже немного.

— Но, так или иначе, коллектив всё же большой. Как вы справляетесь, выстраивая отношения с таким количеством людей?

— Конечно, к каждому нужен свой подход. Но, прежде всего, надо самому понимать, чего ты хочешь и что делать. Тогда всё получится. И люди будут это понимать и заниматься делом, ведь у нас оно общее. Когда идёт репетиция, тем более концерт, все посторонние мысли должны остаться за пределами зала.

— Ваш сын тоже играет в оркестре?

— Да. У меня двое сыновей. Старшему, Гору, — 20 лет, младшему — 8. Гор сейчас играет в нашем оркестре на контрабасе.

— Как вы думаете, он продолжит занятия музыкой?

— Сейчас ему нравится, а это самое главное. Что будет дальше — посмотрим.

Самым ярким и незабываемым событием в культурной жизни города была опера «Брачный вексель» Дж. Россини в 2006 году, которая была поставлена при поддержке Брянской компании ОКОР. К слову, в России эта опера исполнялась только в оперных театрах Москвы и Санкт-Петербурга.

— Ваш оркестр исполняет разную музыку. Это и классика, и произведения современных авторов, и даже джаз. Есть ли у вас любимое?

— Могу сказать так: надо любить то, над чем работаешь. Когда мы играем какое-то произведение, оно на данный момент и есть любимое. Вот сейчас работаю над оперой «Мадам Баттерфляй». Очень нравится. А какого-то одного любимого произведения нет.

— Скажите, сколько времени уходит на то, что бы подготовить программу?

— Если для симфонического оркестра, то можно подготовить за неделю. А вот для камерного — не меньше месяца.

— На ваш взгляд, поддержка властей стала ощутимее?

— Не могу так сказать. Заинтересованность властей в области культуры, в частности, музыки, очень низкая. У брянских музыкантов самые низкие заработные платы. Разве 3,5 тысячи рублей — достойная оплата? Конечно, нет. И работать за такие деньги могут только увлечённые люди, приверженцы своего дела, те, кто любит свою профессию. Наши музыканты — именно такие люди.

— Скажите, чувствуется ли разница между зрителем 90-х годов и современным?

— Да. Сейчас на каждом нашем концерте собираются полные залы. Раньше такого не было, и мне это очень приятно. Основная наша публика — интеллигенция.

Люди, выбравшие классическую музыку, — это умные люди, хорошо воспитанные, с хорошим вкусом.

— Вы выступали на разных сценах по всему миру. На ваш взгляд, есть ли разница между тем, как принимает наш зритель и западный?

— Да, есть. Западный зритель много видел, он избалован, в некотором смысле. У нашего же, как говорится, нет большого выбора — чем богаты, тем и рады. Не сомненно, я хотел бы пригласить в Брянск известных дирижёров, но, к сожалению, для этого у нас пока нет необходимых средств. И тем не менее лучшая публика всё же наша. Она очень восприимчива. Я чувствую её настроение, хотя на концерте стою спиной к залу, по аплодисментам, просто по атмосфере, царящей в зале. Так же и слушатели чувствуют моё настроение.

— Кстати, а вы сами ходите на эстрадные концерты?

— Нет, не хожу. Я не вижу для себя там ничего интересного. Сейчас на нашей эстраде практически нет достойных исполнителей. А ходить на концерт, отдавая
несколько тысяч рублей, чтобы послушать фонограмму, да ещё и не самую качественную, мне кажется, просто глупо.

Эдуард Борисович — лауреат международных конкурсов. За всё время работы он был награждён множеством премий разных стран мира. А в одном из городов Франции ему даже предлагали стать его Почётным жителем. Интернациональный биографический центр Кембриджского университета включил Эдуарда Амбарцумяна в мировую антологию «Имена XXI века».

— Помните ли вы свою самую первую награду? Что это было?

— Свою первую награду я получил ещё в консерватории. Это было в 1988 году на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов. Тогда я был удостоен первой премии и путёвки в Чехию. Вот это было незабываемо.

— Самая важная премия или награда для вас — это…

— … конечно, заслуженный артист России. Этим я горжусь, и для меня она самая яркая и дорогая награда. Но всёже премии и награды для меня не самоцель. Ведь это не спорт, хотя, конечно, положительные оценки всегда приятны.

Эдуарду Амбарцумяну неоднократно поступали предложения о работе не только в других городах, но и за границей. Но, тем не ме нее, он решил остаться и работать в Брянске с камерным оркестром.

— Что планируете на ближайшее будущее?

— Сейчас начинается новый музыкальный сезон. В качестве дирижёра поеду на концерты в Хорватию, Македонию, Косово. В январе наш камерный оркестр был
приглашён на гастроли в США. В декабре этого года вместе с Государственным камерным оркестром (Москва) я еду на гастроли в Китай.

— Есть ли у вас заветная мечта, чтобы вы хотели осуществить?

— Я хочу создать в Брянске музыкальный театр с оркестром и хором. Но опять же, на это необходимы средства. Так что пока в городе это сделать не возможно. Но
есть надежда, а наш коллектив своим творчеством будет всячески этому способствовать, чтобы власти обратили внимание на культуру. И тогда музыкальное искусство в Брянске выйдет на более высокий уровень.

Яна РУСАНОВА.
Фото из архива Эдуарда АМБАРЦУМЯНА.

В тему!

Эдуард Амбарцумян окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса по специальности «композиция» в 1992 году, а в 1993-м — по специальности «дирижёр оперного и симфоническогооркестров». Во время учёбы в консерватории работал главным дирижёром камерного оркестра Ереванской
консерватории, в 1991-93 гг. — дирижёром Государственного симфонического оркестра радио и телевидения Армении и дирижёром в Ереванском академическом оперном театре им. Спендиарова.

С 1993 года живёт и работает в Брянске. Жена — Анна Амбарцумян — директор Брянского камерного оркестра. Сын Гор — играет в оркестре на контрабасе, младший Артур занимается в музыкльной школе по классу фортепиано и выступает на школьных концертах.

Просмотров: 1368