Чопнутые мастера

И что это современного человека так тянет на всё престарелое? Подавай ему руины да антиквариат. Соберёшься в США в отпуск — засмеют: «Что ты хочешь там увидеть? Самый большой в мире моток бечёвки?» Да, старья в Штатах нет. Зато именно там отлично умеют делать культ из всего современного и актуального — из ныне живущих людей и вещей повседневного обихода. Взять, к примеру, коллекцию чопперов от Тотулов — тех самых байкеров-кастомайзеров, которые каждый божий день, матерясь, что-то   мастерят на Discovery Channel.

Что нужно для того, чтобы построить добротный чоппер по всем законам жанра? В 99% случаев дело обстоит примерно так: сначала надо долго о чоппере мечтать. Потом мало-помалу собрать необходимые запчасти. Потом на досуге приступить к делу и вряд ли в итоге довести его до конца. Заходишь в гараж — и вот он стоит недоделанный, смотрит с укором, ржавеет.

Папаше Тотулу хватило запала не только на фантазии. Он создал целое семейное предприятие Orange County Choppers (ОCC). Эта мастерская только тем и занимается, что делает чопперы и другие мотоциклы, причём выпекает их как блины, с той лишь разницей, что каждый новый выходит причудливее прежних.

И вообще, если берётесь за создание чоппера, будьте готовы сделать что-то   из ряда вон выходящее, чтоб никто даже заикнуться не посмел, что видел нечто подобное раньше. Поэтому лучший способ ие повторяться — делать байк под персону или под событие. Начав создавать авторские чопперы по индивидуальным заказам и в срок (!), Тотулы вырулили на широкую дорогу большого бизнеса, а потом и шоу-бизнеса.

Как ни странно, все,что показывают на Discovery Channel, — чистая правда. Конечно, ведущие шоу «Американский чоппер» уже не скромные касто-майзеры, их знает в лицо, усы и татуировки вся Америка, как минимум. И тем не менее они действительно продолжают заниматься тем же, чем и прославились, — делать
мотоциклы.

Пятый сезон «Американского чоппера» только набирает обороты в российском эфире.

Чоппер для защитников отечества

Американцы очень любят слово «патриот», так что байк с этим греющим душу названием придумывали всей Национальной гвардией, точнее, её сухопутными
войсками — для них это более актуально. Собрались в начале 2007 года солдаты со всей страны и стали думать, как должен выглядеть чоппер, который одним своим видом будет манить в армию новобранцев и воплощать идею безопасности и демократии.

В дизайне байка нашли своё отражение все патриотические символы Америки — красно-бело-голубой окрас, звездато-полосатый флаг, эмблемы Национальной
гвардии, заднее крыло в форме звёзд. Копьеобразные спицы переднего колеса символизируют ценности армии США. На бензобаке Тотулы поместили список всех войн и конфликтов, в которых участвовала американская армия с момента своего основания. Танчик на крышке, скрывающей цепь передачи, — не что иное, как
бронетранспортёр «Страйкер». Вдоль руля нового байка тянется патронная лента автоматической винтовки М4, патроны служат подпорками, а сама М4 (или, хочется надеяться, её правдоподобный муляж) прикреплена к заднему колесу. По всей длине передней стойки рамы мастера ОСС повесили хромированные гранаты. Монстро!

Чоп-чоп-чоппер

Настоящий чоппер — это не серийная модель, а тюнингованный и заточенный под владельца байк. Это комфортный мотоцикл, предназначенный для путешествий, и на дороге его не спутаешь ни с чем. Его переднее колесо тоньше заднего и вынесено вперед благодаря удлинённой вилке, ездок вальяжно восседает в просторном седле, демонстрируя гордую осанку.

Сегодня эти мотоциклы считаются самыми консервативными. Главная их особенность — двухцилиндровый V-образный низкооборотный двигатель с объёмом
от 250 до 1500 куб. см и мощностью от 40 до 140 лошадиных сил. Чоппер отличается прекрасной разгонной динамикой — крутящий момент позволяет тронуться
на самом малом газу и быстро переключиться на повышенную передачу.

Однако чопперы не наделены особыми техническими преимуществами: по управляемости и скорости они уступают любому мотоциклу с таким же объёмом двигателя. Но чопперы и не стремятся обогнать кого-то. Эти байки не предназначены для бездорожья, их задача — обеспечить комфорт. Конечно, на них можно разогнаться до 200-250 км/ч, но кому это надо?! Девиз чоппера: тише едешь — виднее будешь.

Учите матчасть

Символом чоппера был и остаётся Harley-Davidson. Именно эта легендарная компания дала начало движению кастомайзинга в 30-х годах, обратившись к АМА
(American Motorcycle Association) с просьбой ввести новый вид гонок для непрофессионалов на мотоциклах с объёмом двигателя не выше 750 куб. см.

Те, кто хотел выиграть, начали переделывать свои байки. Так появился стиль bobber — мотоцикл, с которого сняли всё лишнее, а мотор получил больше мощности.

Дух свободы и независимости привлёк молодёжь послевоенной Америки. Бывшие солдаты пересели на железных коней и объединились в клубы. Гонки по треку
сменились дальними поездками, в которых была важна устойчивость байка, и модификации начали диктоваться уличными условиями. Результатом стало появление чопперов.

В 50-е годы в Америке начался чоппер-бум. Если раньше переделанный байк Harley-Davidson считался неотъемлемой частью жизни группы хулиганов, то благодаря фильмам «Дикарь» (1953) и «Беспечный ездок» (1963) это увлечение стало популярным во всей Америке и даже пересекло океан. Мотоциклы стали ассоциироваться с молодостью и свободой, романтикой и бунтарством. Чоппер стал предметом культа.

Как и любой продукт, вышедший из андеграунда, чоп-перы в итоге попали в массовое производство. Их серийный выпуск начался в 1971 году, когда на рынке
США был представлен первый Harley-Davidson Super Glide. Не утаились эти инновации и от японцев: Yamaha, Kawasaki, Honda стали делать свои чоп-перы. Сегодня красивый чоппер можно легко купить в магазине. Однако выше всех ценятся оригинальные байки, построенные с нуля и одушевлённые.

Голубой, но жёлтый

Вы думаете, что мотоцикл, названный Big Blue, должен быть выкрашен в синий? Лобовые ассоциации — не метод ОСС. Он должен быть жёлтым с синими элементами — в цветовой гамме Michigan Wolverines — «Мичиганских росомах». Это общее название 24 команд, представляющих в различных видах спорта мичиганский университет — громкое имя в баскетболе, американском футболе, хоккее и пр. Общий девиз команд — «Go Blue!»

Но опять же не стоит думать, что эта история про спорт. Она про благотворительное. Мичиганский университет задумал построить больницу, но денег на это
богоугодное дело у него мало. Вот и было придумано заказать Тотулам авторский байк и выставить его на аукцион. Не мичиганским же ботанам было посвящать
чоппер! Big Blue Bike — чоппер с 40-градусным углом наклона вилки, двигателем RevTech 100, шестискоростной коробкой передач. Без соответствующей атрибутики этот байк не выражал бы дух Мичиганского спорта, поэтому переднюю фару защищает решётка от шлема, какие можно видеть на игроках в американский футбол, а руль украшает большая буква М. Рыночная цена чоппера – около150 тысяч долларов. Где же ещё, если не на стадионе университета перед
самым ответственным матчем, этот байк мог быть представлен публике?

Его зовут не Эрл

Придумать байк для персонажа ситкома — задача не из простых. Сложность в том, что тут надо душой слиться с нацией: ведь таких героев все знают как родных.
Представьте, что вам надо всем сердцем полюбить и понять Гену Букина из «Счастливы вместе». Персонаж Джейсона Ли из сериала «Меня зовут Эрл» примерно
того же поля ягода. Актёр сам пожаловал к Тотулам и сделал заказ. Как было отказать? Во-первых, Ли большой поклонник и знаток мотоциклов — это вызывает
уважение. А во-вторых, за него все домохозяйки США — расчётливые тётки с расшатанными нервами и огромными кухонными ножами.

Вообще-то Эрл — типичный недоумок из какогонибудь внутреннего штата — с неопрятной щетиной, в линялой рубахе и идиотской бейсболке. У него идея фикс: чтобы жизнь наладилась, нужно очистить карму, а значит исправить всё плохое, что совершил. Вот Эрл составляет список плохих дел и донимает народ.

Что же делать, чтобы и домохозяйкам хорошо, и марку ОСС не запятнать? Идея: чоппер в стиле old-school. Для этого Тотулы решили использовать раму Rolling
Thunder: вышло немного винтажно и с изюминкой. Отличительными чертами байка стали: символ инь-ян, сиденье в клеточку с высокой спинкой, а венчает всё
это дело список грехов Эрла на бензобаке.

Шутки ради Тотул-старший настоял, чтобы на видном месте красовалась надпись «Меня зовут Пол-старший». Наверно, он остался доволен результатом. А как
уж там на таком байке будет рассекать Джейсон Ли — это его, Джейсона, личное дело.

Не чоппер

Мотоцикл по имени Gander Mountain посвящён всем нормальным мужикам — поклонникам охоты, рыбалки и прочих достойных занятий на свежем воздухе.
Древние инстинкты охоты и собирательства регулярно гонят лучших из нас в непролазные чащи, заставляют преодолевать горы и топи.

В нашу честь ребята из ОСС собрали байк, который сильно отличается от всего того, что они делали раньше. Из ангаров мастерской выехал гибрид уличного
байка и эндуро, лучший мотоцикл для единения с природой.

На таком железном коне можно спокойно съехать с асфальта, при этом не боясь ухабов, колдобин, бордюров, лестниц и прочих сюрпризов. Малый вес и большой
двигатель Harley — вот его основные козыри.

Хром в такой машине был бы неуместен. Поэтому Тотулы не поленились и разобрали готовый байк, чтобы отвезти бензобак, крылья и другие детали в компанию
Tarjac, мастера которой владеют специальной технологией камуфляжной покраски. С виду байк стал напоминать старинный военный мотоцикл, но его начинка
соответствует всем современным стандартам мотостроения. Это чудо техники можно считать самым функциональным и маневренным байком, который когда-либо   создавали в ОСС.

Памятник фигне

Заканчивает мотоэнциклопедию американской жизни дуэт чопперов с громкими для Штатов именами DieHard и Craftsman. Наверно, вы подумали, что DieHard
имеет отношение к «Крепкому орешку»? Отнюдь. Под этим мужественным именем выпускаются аккумуляторы. А словом Craftsman называются всякие газонокосилки, мотокультиваторы, бензопилы, гидравлические стулья и даже такие незаменимые в хозяйстве вещи, как подносы. Это в Старом Свете такие предметы считаются чем-то   мелким и тривиальным. В Америке это источник вдохновения.

Тотулам уже доводилось потешаться над газонокосилками Dixie. Их производители настаивают, что Dixie — самые быстрые в мире. Кроме того, только каким-то
чудом слово chopper не означает «газонокосилка» — подходит ведь по всем статьям!

Тогда Тотулы взяли мотор Dixie, как-то   там над ним поколдовали, заделали его в чоппер и вывезли эту мотошутку на шоу в Дайтоне. Работу над DieHard и Craftsman они тоже превратили в потеху. DieHard делал Пол-младший, a Craftsman — Пол-старший — наперегонки.

А теперь посмотрите на фото и подумайте: ну разве имеет значение, что идеи для этих мотоциклов подсказаны какими-то там батарейками и бензопилой? Премьеры чопперов состоялись на международных мотошоу в Орландо и в Ро-земонте, штат Иллинойс, где их приняли с восторгом. Так-то.

Виктор САМОДЕЛКИН.

www.profilemedia.ru

В тему!

Тотулы и титулы

Как и многие его ровесники, Пол Тотул-старший в молодости был обычным байкером, но вскоре понял, что мотоцикл можно и нужно переделывать под себя. В 1970-х годах в 80 милях к северу от Нью-Йорка Пол открыл слесарную мастерскую Orange County Ironworks. К 1999 году на базе семейной мастерской выросло целое предприятие — Orange County Choppers (ОCC), и был представлен первый кастомизированный байк True Blue.

Трое сыновей Пола пошли по стопам отца. Старший — тоже Пол — уже в 12 лет был на подхвате в мастерской, а повзрослев, стал главным дизайнером и конструктором ОСС. Средний сын Дэнни — главный менеджер компании, а самый младший в семье Майкл (Микки) по идее должен заниматься логистикой, но на деле он больше дурачится и веселит всех в мастерской. Чопперы из округа Орендж довольно быстро стали известны всей Америке.

В 2002 году, по версии журнала American Iron Magazine, компания Тотулов ОСС вошла в дюжину лучших производителей байков. Поэтому, когда на Discovery Channel возникла идея снять сериал о самых крутых байках, Тотулы были первыми кандидатами. Более ярких и харизматичных персонажей, которые отлично знают и любят своё дело, найти было бы сложно.

Дух настоящей мастерской и технические детали новых шедевров сделали программу «Американский чоппер» мегапопулярной. В мастерской Тотулов уже собрали десятки эксклюзивных байков — специально для голливудских звёзд, в честь национальных героев, огромных корпораций и по случаю значимых событий.

Нью-йоркские спасатели, работавшие на Манхэттене 11 сентября, легендарный велосипедист Лэнс Армстронг, актёры Уилл Смит, Билл Мюррей и даже Санта-Клаус получили свои уникальные мотоциклы.

Просмотров: 1634