Александр Гугля: «Когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою!»

Реклама — это способ заявить о себе! Наверное, никто не станет спорить с этим утверждением. О том, как развивается рекламный рынок в Брянске, что такое грамотная рекламная кампания и как повлияет финансовый кризис на объёмы и качество рекламы, читателям «Брянской ТЕМЫ» рассказывает генеральный директор РА «Медиа — Лига» группы компаний «Видео Интернэшнл» Александр Гугля. Человек, чьё имя уже стало синонимом понятию «брянская реклама».

—Александр, вы уже двадцать лет в рекламном бизнесе. Можно сказать, стояли у его истоков. Что изменилось за это время?

— Изменилось очень многое. Когда происходят такие существенные геополитические перемены в обществе — само общество, безусловно, тоже меняется. На смену старым ориентирам, критериям, конечным целям, если хотите, приходят новые. Не обошел этот процесс эволюции и рекламный бизнес.

Если образно сравнить нынешнее состояние рекламного дела, в частности, в нашем регионе, с этапами исторического развития общества, то я бы смело констатировал твёрдый переход от первобытно-общинного строя к развитому средневековью. Это касается и самого рекламного продукта и отношения к рекламе как к таковой.

—Звучит прямо «исторически»!

—Постараюсь кратко обосновать. Как известно, первые официальные образцы рекламного ремесла появились ещё в царской России. В период очередного легального возрождения рекламы в массовых масштабах (я имею в виду лихие 90-е годы, «когда никто не мог пройти между братвою и ментами») — её откровенно… побаивались. Да-да, побаивались! Бытовало устойчивое мнение, что реклама служила своеобразной «наводкой» на преуспевающего бизнесмена. И для силовых госструктур (налоговые органы, служба БХСС и проч.), и для криминалитета. Оснований опасаться было больше, чем достаточно: «серые» схемы, «чёрный нал» в масштабах всей страны, взаимозачёты, бартер и прочее…

И всё-таки всё новые и новые смелые предприниматели (их тогда называли «кооперативщиками») стали обращаться за помощью к рекламе, видя в ней инструмент для продвижения своего бизнеса на рынок товаров и услуг. На областном телевидении и на единственном тогда негосударственном телеканале «60-й канал», тем не менее, появились первые специализированные рекламно-музыкально-информационные программы, создатели которых стремились идти в ногу со временем. Самостоятельно пробовали снимать и первые рекламные ролики, музыкальные клипы. А для пущей важности и привлекательности в подобные передачи нередко вмонтировали фрагменты недоступных тогда широкому зрителю зарубежных развлекательных программ (с чужими клипами и рекламными заставками). Сейчас это выглядит наивно и смешно.

Проблема выбора

— Александр, а законы, касающиеся рекламы, тогда уже были?

—Рекламное законодательство того периода времени являлось в высшей степени несовершенным. Это позволяло нерадивым специалистам рекламного цеха и откровенным халтурщикам безнаказанно стряпать некачественную, недобросовестную рекламу. Ответ -ствен ность за непроверенную (а порой, и просто лживую) информацию в рекламе никто не нёс. Вспомнить хотя бы «народные» рекламные ролики известных тогда финансовых пирамид. Чего нам только тогда не обещали!

Сегодня совсем иное дело. Федеральные законы «О рекламе», «Об авторском и смежном праве» и другие, регулирующие правовые отношения создателей рекламного продукта и его потребителей, достаточно чётко и ясно определяют степень достоверности и ответственности. Конечно, идеальным и это состояние не назовешь. Но очевидно, что законодательная база меняется и поспевает за развитием современного общества в этом секторе. И реклама, в подавляющей пропорции, стала правдивой. Это факт!

—Вернёмся к «лихим 90-м»…

— Уже к 1995 году рекламный бизнес стал особенно притягательным. Для одних это был способ сравнительно легко зарабатывать деньги на доверчивых клиентах. Для других — уникальная возможность попробовать себя в новом творческом амплуа, где всё очень жестко ограничено временем. Легко ли уложить свою гениальную идею в несколько секунд?! Да и ещё непременное условие: твоя гениальная идея должна быть понятна не только тебе одному, но и широким народным массам! И обязательно должна (это я про ту же гениальную идею) понравиться заказчику!

К тому моменту в Брянске уже было три коммерческие радиостанции (назову в порядке их рождения — «НК-Парк», «Чистые Ключи» и «Серебряный Дождь»). Здесь тоже была «кузница кадров», своеобразный «горячий цех», первый рекламный «мартен»: слагались первые музыкальные джинглы (и целые гимны!) во славу заказчика, мастерились первые витиеватые рекламные слоганы, лихо рифмовались любые капризы клиента! И всё это делалось «на чистом энтузиазме и на коленках»!

—Зато сейчас рекламный рынок поистине бескрайний…

— Сегодня к услугам современных рекламщиков доступная теоретическая литература, огромное количество «шаблонов и заготовок» в Интернете, богатейшая фонотека шумов и звуков, не меньшее количество «литераторов-рифмологов» (сказать — «рифмоплетов» не хочется, всё-таки их труд не каждому под силу). Прибавьте сюда далеко шагнувшие возможности специального оборудования в области обработки, записи и монтажа видео- и аудиоматериала. Кстати, хочу ещё заметить, что многие нынешние мэтры Большого Кинематографа, так горячо любимые всеми нами, начинали именно в период 80—90-х годов как производители первых отечественных музыкальных и рекламных клипов. Неоценимая школа и опыт.

— Первая реклама на ТВ веселила, потом стала откровенно раздражать, и зрители не уставали ругать рекламные паузы, прерывающие телефильмы и любимые передачи. Как, по-вашему, отношение к рекламе у простого потребителя изменилось?

— И сегодня только ленивый не ругает рекламу. Но теперь подавляющее большинство населения прекрасно понимает её функции в современном обществе. Вот только количество рекламного продукта вызывает недовольство! Ведь чем больше рекламы, тем больше информации. А чем больше информации, тем острее проблема выбора. А проблема свободы выбора, как известно, самая трудная. Вот и думайте: реклама — это хорошо или плохо? А пока думаете, честно признайтесь самому себе, что хоть разок, но цитировали понравившуюся фразу из какого-нибудь рекламного ролика! Как раньше из любимого фильма или книги! А анекдоты! А международные фестивали! Это ли не высшее проявление признания рекламы?

Научная индустрия

—Александр, можете ли вы сделать краткий обзор брянской рекламы? Есть ли то, что вас, как профессионала, восхищает или, наоборот, раздражает?

— Я убеждён, что у большинства серьёзных людей время личных субъективных симпатий на уровне «нравится — не нравится» давно прошло. Сегодня реклама — это целая научная индустрия. Всё просчитывается, прогнозируется. Нужно просто уметь этим пользоваться.

Ветер перемен долетел и до Брянска; глядишь, то там, то тут стали появляться даже не в самых крупных предприятиях должности маркетологов, специалистов по рекламе. Другое дело, кто там пока сидит. Но факт, сам по себе, отрадный.

Лучше меня и гораздо красноречивей рынок региональной рекламы охарактеризуют цифры из исследований компании «GFK „Русь“ — «Медиа карта. Брянск». Подобные замеры и исследования наше Агентство заказывает весной и осенью. Услуга эта не из дешёвых. Но мы помним, что «скупой платит дважды». Приведу здесь лишь некоторые фрагменты этого исследования. Цифры — вещь упрямая. Правда, здесь речь идёт только о телевизионной рекламе.

А насчёт «похвалить-покритиковать» продукцию коллег по «рекламному цеху», скажу только одно: очень неправильно, что, практически, один и тот же голос (или два) звучат в большинстве местных рекламных роликов. Скучная какая-то картинка получается, сливается всё, не запоминается, «не выстреливает». Не надо слишком уж экономить. Сейчас есть прекрасная возможность по доступной цене (при помощи того же Интернета) заказать хорошую, профессиональную «озвучку» (актёры Москвы, Питера и др.) с приятными, красивыми тембрами голосов.

— Александр, хотелось бы услышать от вас о перспективах развития рекламного бизнеса в условиях финансового кризиса.

— Вы будете удивлены, но в рекламном сегменте аналитики предсказывают всё-таки рост объёмов рекламных продаж. Не такими темпами, конечно, как это было в 2007 году или в этом.

Но тем не менее. При этом цены на рекламные услуги у основных игроков подниматься не будут. Они уже зафиксированы в бюджетах следующего года. Думаю, в целом и наш региональный рекламный рынок повторит эти тенденции.

Безусловно, мелкий рекламодатель сейчас волнуется больше всего и очень опрометчиво пытается сократить свои рекламные бюджеты. А ведь именно ему будет труднее всего в условиях кризиса предлагать свой товар или услугу потребителю. Здесь, несомненно, поможет грамотно составленная рекламная кампания. А как ещё иначе можно донести до адресата ценную информацию о преимуществах только вашего продукта?!

Представители среднего и крупного бизнеса — напротив, именно сейчас наращивают рекламные бюджеты, справедливо полагая, что напуганный потребитель хочет сориентироваться: куда ему сегодня выгодней вложить или потратить пока ещё крепкую национальную валюту.

Да и малый бизнес, раздумывая о тактике и стратегии поведения, освобождает рекламные объёмы для более расторопных предпринимателей. Не забывайте: когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою!

Я же в канун Нового года хочу искренне пожелать читателям «Брянской ТЕМЫ» исполинского терпения и непоколебимой веры в лучшее! Проживите предстоящий Год Быка в мире и любви! В том числе и к рекламе.

Беседовала Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

Просмотров: 1213