Людмила Букарева: Принцесса цирка… мотоцикла!

Мотоцикл — не женская игрушка. И мотоспорт — не женское занятие. «Разве? — удивляется Людмила Букарева. — Ну тогда я буду соревноваться с мужчинами». А в Брянске, пожалуй, ей больше и не с кем — нет у нас других мотогонщиц. О том, как ей, библиотекарю по профессии, удалось заполучить корону Первой мотоледи нашего города, Людмила рассказала «Брянской ТЕМЕ».

Мотоцикл пронесся по её детству короткой, но яркой вспышкой. И ослепляющей, и обдирающей. Буквально: руки, ноги…

— Мне едва исполнилось пять лет, когда отец решил раз прокатить нас с сестрой на мотоцикле по деревне да с ветерком! — вспоминает свою первую поездку Людмила Букарева. — И докатались — рухнули: сестра в одну сторону, я в другую, папа ещё куда-то улетел. К нам бежит мама, ещё женщины, голосят. Мы в крови все, руки-ноги сбиты, сестра в слезах, а я такая счастливая!

Упала, очнулась… хочу ещё!

Но с той поры к технике — ни шагу. Пока не повстречала своего теперь уже мужа Николая. Он вырос в Сухуми, где с детства занимался мотоспортом. В Брянск приехал, имея звание мастера спорта. На соревнованиях Людмила с ним и познакомилась: как-то  раз после очередных заездов к ней подошёл статный гонщик и предложил прокатить на мотоцикле. Та тут же согласилась.

— Но сидеть как пассажир — какой уж тут интерес?! Это — не для меня! — решительно заявила тогда Людмила. И Николай разрешил девушке самой седлать железного коня. А та на радостях и рванула, что называется, с места в карьер. Ухажёр несётся сзади, орёт: «Сбрось газ!», а Людмила знай себе, выкручивает ручку. И, конечно, на первом же повороте свалилась. Ушиблась так, что две недели просидела дома.

Однако и вторая, со времён детства, поездка на железном коне не охладила её пыл. Страх от падения прошёл быстро. Захотелось попробовать ещё.

Мотоциклы… Быстрая езда… Адреналин… На таких же скоростях и развивались отношения Людмилы и Николая. Когда они поженились, Николай подарил супруге мотоцикл, купил специальную форму и защиту.

— А я сразу понял, что в тебе что-то  есть, есть задатки мотогонщицы и у тебя всё получится, — признался он позже жене, которая к тому времени уже освоилась на железном коне и гоняла по Брянску на зависть парням. А вскоре после свадьбы молодожёны отправились на чемпионат России по мотокроссу в Раменское.

«ВЫСКОЧКА» БРЯНСКАЯ…

— Помню, перед стартом ходят такие дамочки навороченные, те, которые уже больше десяти лет на колесах. Спрашивают, откуда? Из Брянска, говорю. А это что за деревня такая? И посматривают снисходительно. Дескать, куда ты лезешь! Когда поехали, я немного отстала от них, но потом вкатилась в колею и на финиш пришла пятой! Вот у них-то лица повытянулись!!! Да и наши брянские ребята долго не верили, что такое возможно: на колесах меньше года, а такой успех.

На следующих соревнованиях в Наро-Фоминске Людмиле пришлось пересесть на «мужской» мотоцикл. Разница не только в «кубиках» — объёме двигателя (женщины гоняют на 125-ти, мужчины на 250), но и в объёме, размере самой техники.

— Мотокросс зимой был, а мы мою машину не смогли в шипованную резину переобуть, денег не хватило. Вот Коля и одолжил мотоцикл у друга. Поехала я на нём, ноги до земли не достают. Думала только об одном: если упаду — проиграю! Каким-то чудом удержалась и заняла уже четвёртое место.

Научился сам — научи малого…

Когда Людмила серьёзно увлеклась мотоспортом, её сыну Родиону едва исполнилось два года. И с той поры его регулярно возили с собой на тренировки. Насмотрелся малыш гонок, надышался, буквально, этой атмосферой и сам стал на мотоцикл проситься. Даже, кстати, толком не умея говорить: «Мама, покати!» — тянул ручки. И мать уступила просьбам сына:

— Мы проехались с ним несколько кругов, и я заметила, как у Родьки радостно загорелись глаза. С тех пор частенько устраивала для него такие «покатушки». А на пятилетие мы с мужем купили ему настоящий мотоцикл. Он прокатился на нём и долго слазить не хотел!

После стал каждый выходной гонять на своём «горбунке» всего в полсотни «кубиков», быстро освоил технику вождения. Способности, видать, в крови: во время гонок правильно «стоит» на мотоцикле, вовремя на повороте ногу выбрасывает. «Что-то у него даже лучше, чем у меня, получается», — вроде как ревниво замечает мать.

С пяти лет мальчишка начал показывать отличные результаты на мотокроссах в Брянске, Липецке, Кирове, Железногорске и Подмосковье. Всё шло хорошо, пока не появились у Родиона конкуренты. Он стал проигрывать, а после того, как раз его на финише обошла девчонка, и вовсе забросил мотоцикл. Сейчас предпочитает гонять на велосипеде. Как все…

— Сломался Родя… — констатирует Людмила. — У него, как и у всех детей, просто пропала мотивация. Год не ездит, два — вот мы и продали его мотоцикл. Но если только захочет опять, возьмём машину обратно, а форму до сих пор храним…

Впрочем, сядет Родион за руль мотоцикла или нет — ему решать, большой уже. А вот свою маленькую дочь Татьяну Людмила уже точно решила посадить верхом на железного коня. Пусть только подрастёт чуток, говорит.

Зато муж… категорически против! И, главное, заявляет, что это — «не бабское дело»! В Татьяне он уже видит будущую звезду. «Певицей станет»,— решил он и каждый вечер, возвращаясь с работы, тетешкает её, поёт с ней песни.

Нету «вышки» — нет мальчишек

Хотя и тренировать Николай любит. Этим он по приезду в Брянск сразу и занялся: открыл на базе брянской школы № 38 мотоклуб, собрал вокруг себя ребят. Правда, предварительно всем объявил, что тренироваться у него будут лишь те, у кого есть своя техника: увы, мотоспорт сегодня в таком загоне, что иного выхода нет.

Дорогое это удовольствие. Мотоцикл, форма, шлем, очки и перчатки стоят дороже хорошего автомобиля — сто тысяч рублей как минимум нужно. А отдача ведь небольшая: если постоянно выигрывать на соревнованиях, то за сезон в лучшем случае не больше 15 тысяч выходит, — перечисляет Людмила.

А в той же Абхазии, вспоминает Николай, их мотоклуб регулярно получал из столицы новую технику — гоняй, не хочу. Да и Брянск был не последним городом на карте мотогонщиков всего тогда ещё Союза: здесь проходили финалы и полуфиналы всероссийских и всесоюзных гонок.

За пару лет существования клуба Николай сколотил костяк из дюжины мальчишек, для которых мотоцикл стал смыслом жизни.

— Я наблюдала за этими парнями: растут целеустремлёнными, ни пьют, ни курят. В школе успеваемость выправили, — делится впечатлениями Людмила.

И тут на тебе: помещение бывшей прачечной школы, где размещался мотоклуб, потребовался какому-то  бизнесмену. Решили клуб закрыть. Николай искал поддержки даже у теперь уже бывшего главы Брянска Игоря Алёхина. Тот твёрдо обещал не дать детей в обиду. Но клуб всё равно разогнали: нашли причину — у Николая, дескать, нет высшего педагогического образования. А без него к детям — ни ногой!

— А как же тренеры в спортшколах? Получил мастера — набирай учеников, это распространённая практика, — только и разводит руками Николай.

Клуба нет, техника распродана. Часть мотоциклов, кстати, купили парни из Клетни. И что? На всех соревнованиях в Брянске теперь призёры — клетнянцы. На некогда брянских же мотоциклах выигрывают. А у нас? Областной Совет РОСТО всё обещает выправить ситуацию, помочь с помещением, но воз пока и ныне там…

Мода на мотоботы

Людмила за вот уже девять лет своего необычного увлечения ни разу не пожалела, что села на мотоцикл. Более того, научилась разбираться в его механизме.

— Я знаю, где поршень а где коленвал находится. О любой детали могу рассказать. Но вот определять, к примеру, как муж, по стуку движка неисправность пока не могу. Да и починить мотоцикл без посторонней помощи пока не получается. Чтобы открыть коробку,даже сил не хватает. А вот девчонки, бывавшие в Штатах на стажировке, рассказывали, как при первой же поломке им механики вручили отвёртку — давай, мол, сама: женщина, ремонтирующая мотоцикл, для них вполне нормальное явление. Может, поэтому у них женский мотоспорт такой массовый?

А что мотоспорт вообще женщине даёт? — спрашиваю её. — Меняет как-то  ?

Да нет, женщина и на колёсах остаётся женщиной. Даже мотоботы должны быть только модными, — смеётся она. — А видели б мой старый, уже проданный мотоцикл! Он же блестел буквально: я после каждого заезда любую царапину замазывала. Не машина, а картинка была!

Все мужики — с-с-с…соперники!

Кстати, Людмила, поучаствовав во многих соревнованиях, сделала такой вывод: соперницы честней соперников. Да и ездят женщины аккуратней мужчин. А от «этих» можно любого подвоха на трассе ожидать.

— Их просто бесит, что какая-то «баба» может прийти к финишу первой. Вот и изощряются: то подрежут, то попытаются столкнуть с дистанции, а иногда не постесняются обругать. Конечно, очень обидно, что такая дискриминация идёт. Но я стараюсь им доказать, что женщина на мотоцикле может показать класс!

А вот пошла на днях учиться в автошколу и — оконфузилась!

— Инструкторы ж все так и высыпали на площадку — надо же, единственная мотогонщица в городе пришла! — рассказывает Людмила. — А я даже тронуться с места не смогла! Никто не поверил, думали, разыгрываю… Но на права она всё же сдала. И тут же поставила новую цель — сдать на кандидата в мастера спорта.

— Надеюсь, уже в этом году получится! — говорит она. — Утру нос нашим мужикам! Ведь и мужиков-то у нас — раз два и обчёлся. Тех, что на мотоциклах.

— Раз, там два… — загибает Людмила пальцы. — Ну, где-то  двадцать сейчас гонщиков у нас в Брянске! И она среди них — первая! Женщина…

Егор НИКИТИН.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из личного архива БУКАРЕВЫХ. А как же тренеры в спортшколах? Получил мастера — набирай учеников, это распространённая практика, — только и разводит руками Николай.

Просмотров: 1146