«Конфетки» судьбы Татьяны Коровушкиной

У Татьяны Коровушкиной глаза неодинаковые по характеру: правый — весёлый, душа компании, а левый — грустный, отшельник! У Татьяны Коровушкиной короткая стрижка и джинсовая рубашка (таких у неё наберётся целая коллекция). Татьяна Коровушкина — молодой, но уже достаточно именитый брянский писатель… Дебютировав с мистической повестью «Младенец и ведьма», Татьяна сразу заявила о себе как о литераторе сложившемся, со своим особым видением мира и знанием жизни. И это, оказывается, неспроста. Отчего — читайте в её монологе для «Брянской ТЕМЫ».

Родилась я в Карачеве, но в детстве с родителями перебралась в город Тутаев Ярославской области. Поехали туда за квартирой, как это было в те времена: где-то  дают, где-то  нет. А потом купили в Тутаеве дом на Волге. Старинный, 1631 года постройки, длинный,в девять окон. И построен он в форме гроба. Никто никогда этого не замечал, а мы рассмотрели лишь тогда, когда его план развернули. В этом доме раньше и жандармерия была, и городская Дума заседала… После перешёл в частное владение купцам. У нас было полдома. И вся мистика началась именно там, мне тогда 16 лет было. Пошли скрипы, тени, шаги по потолку. Запахи появлялись ниоткуда. Например, чеснока — исчезал потом так же внезапно, как и появлялся. А раз думали — электропроводка тлеет, запах по всему дому. А мы вишню собирали в саду, дом закрыт был. Искалиискали «на нюх», откуда тянет — и нашли! Никакая не проводка, просто шторы прогорели дырами, сами собой. И погасли. Такой вот дом! Прожили в нем 13 лет.

Я пытаюсь о нём сейчас роман «Вечный дом» написать, но, кажется, ничего путного пока не выходит…

Проба пера

В детстве писала стишки, рассказы о маленьких человечках, путешествующих по реке в скорлупке грецкого ореха. После школы написала молодёжный роман. Высосала, что называется, его из пальца: две подростковые компании времён перестройки, «Ласковый май» и всё такое… Отнесла его в тутаевскую «районку», мне кивнули «Угу!», и я повезла его в Ярославскую писательскую организацию. Там роман в пух и прах разбили, но сказали, что кое-чего можно и поправить. Дали рекомендацию в десять заповедей. Но я же Овен, человек-мгновение — сходу напишу, а переделывать лень. Забросила роман на чердак. Даже названия его сейчас не вспомню. И не писала ничего долгое время: зачем, думаю, раз есть люди, которые это делают лучше меня? Займусь-ка чем-то  другим…

За баранкой троллейбуса

В Тутаеве я закончила школу и, сменив ряд мест, устроилась работать в троллейбусное депо Ярославля. Почему? Я простор люблю, а цеха и замкнутые пространства вообще не для меня. А куда пойти ещё учиться? Нет, на одних гуманитарных далеко не уедешь, а с точными науками не дружу, сплошные «тройки» по ним были, и даже если что-то  выучу — забуду через минуту. Голова так устроена! Решила от ученья сбежать подальше и побыстрее зарабатывать деньги.

Начинала трудно: теория давалась легко, что для меня даже странно — электротехника, механика, пневматика… Не моё это. Но с практикой вообще беда! А меня сразу предупредили: кто трудно начинает, тому дальше легко. Вот так легко и отъездила восемь лет…

Я дружила со своими троллейбусами. Был у меня 15-й троллейбус, я на нём пять лет проездила. И он меня понимал. Я с ним здоровалась утром и знала все его «странности». Например, что кабину мыть нельзя — не к добру. Лишь веничком грязь обмахивала. А мыла уже напарница — она-то уже знала, что если затею генеральную уборку, то как пить дать — три дня минимум на ремонте сидеть будем! Мыла кабину она сама — и никаких фокусов. Начала было писать про троллейбусы книжку, да мама почитала и сказала: скучно, только водителям троллейбуса и интересно будет, а для остальных это всё — чужое… Я и оставилаеё, книжку-то. Зачем скучать моему читателю?

Дебют

Не писала ничего долгое время. После, когда в троллейбусном депо нам в первый раз задержали зарплату, сидела в общежитии грустная и думала, что бы такого сделать? И написала тогда рассказ «Жизнь в подарок». Сделала его кое-как, сляпав из двух частей — мистики и «крутизны». На потеху нашим, общежитским… А через месяц быстро написала «Младенец и ведьму»: в тот период я ни спала, ни ела, ходила на работу как сомнамбула — меня к тетрадке тянуло, к моим героям. Написала повесть до середины и думала уже закончить на этом, как вдруг во сне увидела продолжение — о привороте.

Написала и отвезла, уже больше ради интереса, в еженедельник «Городские новости» — пусть скажут, что получилось… Там был поэт Леонид Викторович Королёв, возродивший литературное приложение «Полушкина роща» — есть такая улица-набережная в Ярославле, кстати, мой троллейбусный маршрут. Назвали её в честь купца Полушкина, отчима, между прочим, Фёдора Волкова. Вот Королёв и опубликовал и «Жизнь…» и «Младенца…». Отзывов не слышала. Нашим в депо понравилось, приходили подписывать газету, раздавала первые автографы. А через год ушла с этой работы, всякий жизненный период когда-нибудь  заканчивается. Да и Карачев меня звал, город детства.

Уроки рынка

Бабушка в Карачеве квартиру мне оставила. А я решила попробовать торговать. Стажировалась два месяца на «химии», присматривалась к рынку. Потом проработала на себя три года, две палатки наша семья на рынке поставила. Торговали постельным бель ём, потом — игрушками. Больших каких-то денег это не принесло, элементарное зарабатывание на жизнь. На рынке зависть развивается у торгующего: при большой конкуренции и малом покупателе даже золотая душа от зависти заржаветь может. Я как-то  задумалась об этом и стала воевать с собой, с ростками зависти, которые проклюнулись. Победила! Нашла нехитрый такой рецепт для себя: не завидовать нужно, а, напротив, желать лучшего тому, кто удачливее тебя на данный момент. От этого и свои дела в гору пойдут, насколько обстоятельства позволят, конечно. А моменты — они разные, сегодня — на коне, а завтра — под конём. Зависть умирает, если её не подкармливать…

Видела интересный сон, после которого вообще перестала беспокоится о деньгах. Это как раз был последний год, когда я работала на рынке. Снится, что кто-то  ведёт меня за руку по рынку. Кто, не видно, лишь край рукава с вышитой тесьмой. Ведёт меня за руку и я этой же рукой могу брать с прилавков всё, что захочу: персик, яблоко, помидор…. А люди вокруг бегают, набивают продуктами свои авоськи. Думаю, и мне ж надо авоську — про запас. А мне голос: хочешь набить авоську, надо долго и тяжело работать, а если просто хочешь кушать — кушай даром. Так что если мне что-то  нужно, то судьба даёт мне это даром, само сваливается на меня. А если не даёт, то надо долбить, чтобы получить это, копить… И что в результате? Пыль!

Мистика и жизнь

Мистические вещи часто со мной происходят — мелочь, а приятно. Вот снится, к примеру, парень на мотоцикле. Волосы длинные, усики — симпатяга такой, смеётся всё. По плечу хлоп меня и — др-р! — поехал. Вот, думаю, где я его видела: очень знакомое лицо. И тут приходит соседка, просит карты разложить — мужик у неё уехал и нет вестей. Разложила карты, раз — и трефовый валет выпадает. Берет, алебарда — а лицо то самое, из сна. Ах ты, думаю, вот кто это был! Трефовый валет — казённые хлопоты, а он ещё и на транспорте. У меня потом всю неделю троллейбус ломался: вот как лихо валет мимо меня проехал! Немного тогда на картах гадала. Видела, как другие гадают, попробовала, получилось. Но ничего в гадании мистического нет: это всё наше подсознание. Карты — бумажки, которые ничего не стоят. А уж вытаскивает их наша рука, которой управляет подсознание. Но давно уже я это дело бросила, всему есть свой срок…

Карты — всего лишь одна из первых игрушек, попытка осмыслить и «вычислить технику работы» Провидения, узнать, что будущее, которое ещё не свершилось, где-то  реально существует, и в него можно заглянуть. Что можно изменить в нём, а что нельзя — что дозволено изменить и что не разрешается? Провидение не покажет человеку больше, чем нужно. Уж если оно решило «отнять конфетку» дня завтрашнего, так только для того, чтобы послезавтра «вручить торт». Вот оно, смирение — если судьба чего-то  не даёт, значит, это не твоё, не стоит и расстраиваться. Но не всякому полезно знать о предстоящем «лишении конфетки», судьба бережёт человека от вредного знания, чтоб не наломал дров, не лишил себя «торта послезавтрашнего». То есть, что Бог даёт, то к лучшему!

Человек вряд ли придумает что-то  лучше, ведь он же не планирует для себя «обломы», хочет только хорошего. А чему научишься без «обломов»? Останешься слабым и глупым. А судьба всё предусмотрит. Так что карты — всё из того же ряда, что и эксперименты сводой, вещими снами, попытками увидеть те знаки и предупреждения, что посылает судьба.

Есть более простые способы заглянуть в будущее. Вот вода — хороший проводник, она отлично держит информацию. Поэтому петь нельзя на реке или моясь в душе — вода уносит, смывает весь позитив… Лучше воде отдавать печаль. Недаром русские бабы всегда уходили на реку голосить да причитать…

Японцы провели эксперимент: в три банки насыпали рис и залили водой. Над рисом в первой банке говорили «Я тебя люблю», второй «Ты дурак!» а на третью не обращали внимание. В итоге рис в первой банке пророс, во второй почернел, а в третьей заплесневел. И я подумала, почему дети современные такие чёрствые, жестокие. А какое к ним обращение? Поел, уроки сделал — всё, иди отсюда! Мы же все, как огурцы, из воды состоим. И вода всё запоминает. Вот почему мы, когда пьём, тосты произносим? Жидкость запоминает все хорошие слова и пожелания. И выпитое — во благо…

Техника письма

Мои произведения на меня сваливаются. Если я что-то  пишу и ничего не получается, значит, нужно отложить, иначе испорчу. А если вот так с неба упало, и я успела всё поймать, то мне остаётся лишь технически собирать и записывать. Вот перед этим Новым годом у меня не было никаких задумок, и я перед сном прошу: если есть для меня рассказ, то дайте. Я хотела написать что-нибудь  о времени. И проснулась с рассказом в голове! Вернее, не с рассказом, а с тем, чем следовало его начинять. Так родилась «Ловушка времени». Моя героиня просыпается каждое утро в разном возрасте, то она старая, то молодая… Так и скачет по времени всю жизнь, не зная, куда она попадёт завтра — в прошлое ли, в будущее…

Реальные люди меня вдохновляют, но редко. Я обычно делаю собирательный образ: характер, повадки, внешность. А реальный человек он уже есть таков, каков есть, с ним трудно что сделать. Вот и приходится собирать…

Тайны творчества

Сейчас не пишу ничего. Творчество это ж как: вышел весной землю вскопать, копаешь и тебе хорошо — вот творчество. А если тебя заставили — это уже не творчество. Зажгло в тебе, сел и пишешь — вот творчество. А если ты сказал: я писатель и буду писать, хоть и не пишется, сидишь, скрипишь что-то  … Это не писатель, это дурак! Поэтому я и не привязываю себя к авторучке на всю жизнь. Хочу делать то, что мне хочется. Вот купила себе видеокамеру, снимала снегопад. Учусь монтировать, подставлять музыку. Хочу снять фильм: переход из зимы в весну. Хочу остановить мгновение…

Литературные пристрастия

Сейчас ничего не читаю, вот лишь перечитала любимого с детства Владимира Яна. А самый сильный импульс был после прочтения «Мастера и Маргариты» Булгакова. Я подумала: ну и что после этого я могу написать? И не писала долго: казалось, всё, что нужно, человек в литературе уже сделал, ни добавить, не убавить. Гоголь нравился раньше. Но и до сих пор нравятся «Мёртвые души» — вечная книга, жаль, что он сжёг второй том, я бы почитала… А вот свои «Души» написать — слабо: не настолько хорошо знаю людей… Люблю Пикуля, Набокова… Достоевский не идёт. Тяжёлый язык: можно всё тоже, но проще и лучше…

Россия и кризис

Кризис плохо на всех нас скажется. И не три года он продолжится, как все говорят-пишут. Больше, гораздо больше. Все на Америку глядят, но ей-то ничего, она справится. А мы на нефти сидим, на нефть уповаем. Но у нас столько стариков, что политика добавления им пенсий по крохам — это политика умерщвления. Старики ведь работать или уровень демографии повышать уже не могут, сплошные расходы государственным мужам на их содержание! А у Шукшина вообще вычитала очень интересную мысль по поводу «Мёртвых душ»: ах, мол, Русь, птица-тройка, куда мчишься ты? Кто в твоей бричке? Чичиков, жулик! Она его везла и будет везти всегда. А кто не успел на бричку, будет либо следом бежать, либо под ней лежать. Россия — жестокая страна. Все говорят — сейчас просто тяжёлое время. Да у нас всегда тяжёлое время. С России начнётся возрождение? Начнётся, конечно, но — духовное. Богатства-то ей никто не обещал. Люди не могут здесь жить богато. Кому нужны деньги, может валить отсюда, а кому хватает духовного, тот будет сидеть и на картошке с селёдкой. Духовность — это не всегда книги. Как говорится — не всё свято, что в книгу вмято. Бывает человек и неграмотный, а с духовностью у него всё в порядке. Не прочёл ни одной книги, но любит лес вокруг, любит храм, жалеет разрушенную старину — это уже духовность. Ты вышел на крыльцо, радуешься солнышку, небу — всё! А если вышел и думаешь: ох, денег не хватает на новые игрушки! Если только об этом и думаешь, и плевать тебе на всё другое — ты пропал. Нужны и игрушки тоже, но нельзя же к ним в рабство идти! Тебя завтра в землю закопают, а игрушки твои так и останутся…

Божий промысел и главная заповедь

Бог один, как бы Его не называли. Просто в каждой стране свои обычаи, свой язык — и нельзя ко всем применять одно и то же. Бог — это всё вокруг нас. Имя Бога — мир, то есть всё, что создано вокруг нас — не нами. Воля мира — любовь. А, главное, к чему сводятся заповеди всех религий мира? Не обижай! Не убий, не укради, не завидуй… Всё просто: если ты обидел и понял это, тебе стыдно, ты ещё человек, а если нет и не осознал этого даже после — всё, дело плохо. А зажигать ли свечки, махать кадилом или созывать к молитве с минарета — это дело второе. Ритуалы. Платье можно шить разное, ведь главное — одеваться надо. А мода тоже может быть разная.

«Загад не бывает богат». Просто все знаки собираются в одно, и ты понимаешь, куда тебе надо двигаться. С судьбой ведь надо идти за ручку, иначе она тебя за волосы притащит. Есть дураки, борются с судьбой. Но они тупо преследуют лишь своё материальное «хочу!» И думают, что если чего-то  добились, то победили судьбу. Да они просто себя обокрали! И больше им судьба ничего не даст. Если судьба держит на цепи — сиди, а ведёт — иди. Бороться с этим, что лопатой туман разгонять. Судьба перехитрит человека всегда.

Если у кого что-то  не выходит, не везёт, значит — не то делает человек. Вот пойду я в слесари. Я ничего не умею, не знаю этих железок. В итоге у меня ничего не выйдет и кто мне будет виноват? Чего я полезла не в своё дело? Надо заниматься тем, что по душе. Лучше иметь небольшую зарплату и каждый день с радостью бегать на любимую работу, ведь она воспринимается, как хобби, болеешь за дело всей душой. Это для меня лучше, чем получать большую зарплату и ненавидеть то, чем занимаешься.

Дьявола нет. Не существует его, как такового. Дьявол — в человеке самом. Если не останется ни одного человека на всей планете, то кого совращать дьяволу? Птиц, рыб, насекомых? Пока существует человек — существует и дьявол. А значит, и ад наш — тут, на земле, в нас самих и от нас самих. Вопрос в том, чтобы задавить в себе сатану, посадить собственного дьявола на цепь. Получается, цель жизни — стать лучше. Именно это, а не какие-то материальные достижения. Хотя и они тоже нужны, ведь во многом человек утверждается через материальное созидание. Тут вот такой пунктик есть: материальное тоже разное бывает. Одно дело — купить дорогущую вещь для своей радости и совсем другое — «из престижу», чтоб похваляться ею в своём маленьком мирке — перед роднёй, друзьями. Как говорится, придя с работы, что вперёд всего сделаешь? Супчику съешь или книжку читать кинешься? Так что «супчик» — наше материальное — важный аспект, но только вот обжираться не стоит. А изменить себя, стать лучше, чем есть, — это большое дело. Почти всякий человек пытается перевоспитать ближнего на свой лад, а ведь переделать другого невозможно. Изменить можно только себя.

Много знания — во вред

Желание усовершенствовать оружие толкает прогресс, а что не пригодилось для убийства — перепадает нам для комфорта. Любое новое знание человек использует для войны, для того, чтобы иметь власть над другими. Сколь не дай знаний — цель примитивна, как и много веков назад. Знание «тонкого мира» не должно открыться человеку, ведь он и из этого «сделает танк». Поэтому многие религии запрещают гадания, попытки заглянуть в будущее — в «замочную скважину мастерской Создателя». Наверное, так и нужно. Желающий заглянуть в эту «скважину» должен присмотреться, как обучают восточным единоборствам. Ведь там сначала человека духовно готовят, учат быть добрым, справедливым, учат не использовать во зло будущее умение — и только после этого начинают учить искусству ведения боя.

Судьба учит меня. А я учусь у неё. Это бесконечно. И всё, о чём я сейчас говорю, — это моё видение, мой опыт, мои выводы. У меня нет никакого особого знания, просто я ко всему присматриваюсь, пытаюсь понять… Если получится написать книгу, которая будет полезна людям на протяжении долгого времени, — я буду рада, что что-то  сделала полезное. Люди — как дети, они любят сказки, поэтому им нравятся мистические рассказы. «Валентино, брависсимо!» — один из первых моих немистических рассказов. Постаралась и здесь не разочаровать читателя…

Если бы…

Если б я могла жить спокойно и не заботиться о заработке, я бы поехала по свету, посмотрела бы, как люди живут. Жила бы по месяцу в каком-нибудь городке провинциальном заграничном, за людьми и их бытом наблюдала… В столицы да в мегаполисы меня как-то  не тянет… Да просто по деревням нашим русским хотела бы проехать, собрать песни, поговорки да былины… Сейчас, оглядываясь на пройденный путь, думаю: если бы знала тогда то, что знаю сейчас, то где судьба давала, брала бы побольше, а где нет — вела бы себя достойнее…

Записал Егор НИКИТИН.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

Просмотров: 1037