Елена Шеболаева: «Сначала ты управляешь дизайном, потом он тобой!»

Глоток Средиземноморья в ресторане «Понтиле», атмосфера уюта в бежицком «Бухтиловъ», солнечное настроение кафе «Райзе» всё это отражение творческого вдохновения дизайнера Елены Шеболаевой. И именно ей доверяют оформление своего жилища многие известные люди нашего города. Сегодня Елена — гостья «Брянской ТЕМЫ».

— Елена, каким был ваш путь в профессию?

— Не прямым, это уж точно. Хотя мой папа — архитектор и я росла в окружении чертежей и художественных альбомов. Это определённо сыграло свою роль. А по образованию я экономист международных отношений. Окончила престижный Московский государственный открытый университет. Ещё во время учёбы я искала, где применить свои знания в области экономики и иностранных языков, и занялась дизайном. Потом приняла участие в международной программе по поддержке малого и среднего бизнеса и поехала на стажировку в США.

В анкете я указала, что увлекаюсь дизайном, и меня поселили в семью, где жена была профессиональным дизайнером. Как только она поняла, что на самом деле меня интересует вовсе не экономика, показала мне всё, что можно, поводила по выставками и даже устроила поработать на несколько дней в крупную дизайнерскую фирму. Вот так я и поняла, что дизайн не хочет меня отпускать. Я и сегодня учусь где только возможно. Это процесс увлекательный и бесконечный. Стараюсь не пропускать дизайнерские выставки, часто бываю в Италии. Последние два года вплотную занялась мебелью. Наладила взаимоотношения с итальянскими фабриками и вожу мебель под заказ. Собираюсь открывать офис, буду работать по каталогам. Мои клиенты давно ждут от меня этого шага, а мне это сэкономит много времени.

— Свой первый заказ помните? Когда это было?

— Пятнадцать лет назад. Даже не верится, что так давно! Так получилось, что это был дом моих родителей, который спроектировал папа. По тем временам наш дом был очень новаторскими, и все обращали на него внимание. Когда я занялась его интерьером, папы уже не было с нами, к сожалению, он не дожил до того момента, как я стала заниматься дизайном. После нашего дома я сделала интерьер квартиры для сестры моего мужа, а третий заказ был уже коммерческим.

— Когда вы начинали работать, чем вдохновлялись и откуда брали идеи?

— Во время своей учёбы в Москве я на книжных развалах покупала французские журналы «Мезон» (с французского «дом»), листала их и черпала какие-то идеи. На тот момент у нас в стране никаких журналов по дизайну и интерьеру вообще не было. Сейчас вдохновляют совсем другие вещи: предметы искусства, природа, путешествия или что-то  совсем неожиданное, например, дизайнерская одежда. А вот интерьерные журналы — в последнюю очередь.

— Елена, вы стали заниматься интерьером и декором одной из первых в Брянске. Да и сейчас дизайнеров у нас не так много. А женщин в вашей профессии вообще единицы. Мужчины-коллеги как к вам относятся?

— Во-первых, я никогда не ввязывалась в конкурентную борьбу и не пыталась перехватить клиентов других дизайнеров. Среди дизайнеров интерьера с мировыми именами очень много женщин. Вот архитектура — это, безусловно, мужское: масштабы, объёмы… Но у нас в стране долгое время вообще понятия дизайна, как такового, не было. И когда назрела необходимость, то им стали заниматься те, кто ближе всего к дизайну стоял — люди с архитектурным образованием. А это в основном мужчины. Приходилось слышать такую фразу: «Когда нечего сказать, вступают декораторы».

Ну скажите, кому заниматься интерьером, как не женщине? Это испокон веков наша территория. А если серьёзно, то я считаю, что над интерьером должна работать команда: архитектор, дизайнер и декоратор. Это идеальный вариант, но, к сожалению, так не получается. Собрать вместе людей творческих очень тяжело. У каждого своё видение, и каждый тянет одеяло на себя. В результате сложно выбрать единое направление. Я бы очень хотела работать в команде, но пока не получается.

— И вам самой приходится брать на себя функции архитектора?

— Иногда. К счастью, как мне кажется, у меня неплохое пространственное видение, есть чувство сомасштабности пространства и мне удаётся найти верное решение.

— Лена, вы работаете и над интерьерами ресторанов, магазинов, и над отделкой квартир и частных домов. Какие объекты для вас наиболее интересны — социальные или жилые?

— Сложно сказать, что интереснее, но что это разное, точно. Если работаю для семьи, то приходится быть не только дизайнером и декоратором, но и выступать в роли психолога. Прежде чем приступить к работе, я всегда знакомлюсь с членами семьи, с их образом жизни… И стараюсь предложить в решении интерьера то, чего в их повседневной жизни им недостаёт: тепла, покоя или, наоборот, движения, эмоций…

В редком случае люди знают, чего они хотят. Это всегда взаимный поиск. Если мы говорим об интерьере и декоре высокого уровня, то он должен быть как хороший дорогой костюм, сшитый на заказ. Такой костюм подчеркнёт твои достоинства, скроет недостатки, и при этом ты будешь чувствовать себя в нём максимально комфортно. В этом плане я всегда работаю под конкректного человека и для человека. А что касается ресторанов, кафе, магазинов, торговых центров, то здесь уже можно проявить себя, своё видение стиля, места, пространства, позволить себе заняться самовыражением.

— Что диктует ваши те или иные решения?

— У меня есть своя концепция по этому поводу. За пятнадцать лет работы я поняла, что до определённого момента ты ведёшь объект, а потом он ведёт тебя. И я научилась чувствовать эту переходную точку. Главное — не сопротивляться, а, наоборот, дать себя увлечь. И часто приходится менять что-то  уже по ходу, потому что объект «не хочет» быть таким, каким ты его изначально задумала. Особенное счастье, если при этом находишь общий язык с заказчиком и тебе доверяют делать всё по своему усмотрению.

— Приходится ли что-то  дорабатывать своими руками в уже готовых предметах интерьера?

— И очень часто! Много чего допридумываю, доделываю в соответствии с выбранным стилем. Часто искусственно состариваю мебель. Действительно, интересные предметы интерьера, особенно с элементами старения, стоят весьма дорого и не все могут себе этопозволить. Приходится что-то  дорабатывать.

— А текстилем любите заниматься?

— Очень. Особенно сейчас, когда в распоряжении богатейшая линейка материалов с различными фактурами. Появилась возможность заказывать на тех же итальянских фабриках мебель с нашей обивкой. В Брянске, к сожалению, практически нет фирм, которые бы работали с текстилем. Могу отметить только «Рио». Они работают по каталогам с ведущими производителями, и я частенько обращаюсь к их услугам.

— Вы возвращаетесь в свои интерьеры. Чтобы отследить их судьбу?

— Недавно я разговаривала со своей подругой, и она сказала мне, что моя профессия сделала меня счастливым человеком, который смотрит на окружаюРеклама щий мир сквозь розовые очки. Это действительно так. Моё окружение эти очки мне и надевает. Мне кажется, что все живут в красивых домах, ходят в красивые рестораны и у всех всё хорошо. Хотя я, конечно, понимаю, что это не так.


Мои клиенты в процессе совместной работы становятся друзьями, к которым я потом захожу на чашку кофе поболтать о том о сём. Так что за своими интерьерами я всегда наблюдаю. И это хорошо не только для меня, но и для хозяев. Мои визиты держат их в тонусе. Причём знаю, что к моему приходу подготовятся и постараются сделать так, чтобы всё было на своих местах. Я не сторонница позиции, что после работы дизайнера хозяева сами дополнят интерьер на свой манер и подгонят его под себя. Уверена, что если дизайн досконально продуман, то в нём не захочется что-то  менять и он будет оставаться в своём первоначальном состоянии долгие годы, пока что-то  не обветшает от времени и не потребует замены. Надо лишь «поймать» и «воплотить».

— Лена, есть ли у вас объекты-любимчики?

— Это те интерьеры, которые близки по духу мне самой. Те, в которых я бы сама с удовольствием жила. Вот, например, квартира одного известного брянского политика. Я её сделала в стиле кантри. Но кантри с элементами классического декора, слегка минималистичное. Это даёт ощущение, что, с одной стороны, ты прожил в этом доме века, а с другой, такой интерьер каждый день вдохновляет тебя на что-то  новое. Благодарна этой семье, что они мне доверились и практически ничего не меняли из предложенного. А из социальных объектов мне близок ресторан «Понтиле». Потому что я люблю средиземноморский стиль.

— А в других городах вы работаете?

— У меня есть объекты в Москве и в Орле. Скажу, что в Москве работать сложнее. На периферии люди более открыты и легче идут на контакт. Они готовы экспериментировать и искренне радуются результату.

— Насчёт новаторства уговариваете?

— Я никогда никого «не ломаю». Стараюсь находить компромиссы. В очень редких случаях, когда я стопроцентно уверена, что надо сделать только так, а не иначе и что, увидев конечный результат, заказчик его оценит, я могу покапризничать.

— А если муж и жена не могут прийти к общему решению в вопросах интерьера и декора?

— Тогда мы ищем компромисс. Ищем, пока не найдём. Здорово, когда слышу от своих заказчиков: «Лена, мы всё поняли и тебе доверяем. Позовёшь, когда всё будет готово». Это для любого дизайнера счастье!

Беседовала Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из архива Елены ШЕБОЛАЕВОЙ.

Просмотров: 1252