Владимир Татаринов: «Малый бизнес — надежда России»

В «Брянской ТЕМЕ» №2 мы затронули вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства в Брянской области, опубликовав интервью с директором департамента по внешне кономической деятельности Владимиром Татариновым. Он рассказал о работе первого на Брянщине бизнес-инкубатора, ставшего стартовой площадкой для тех, кто только делает начальные шаги в бизнесе. Недавно были подведены итоги и объявлены победители первого конкурсного отбора на получение грантовой поддержки для создания собственного дела. Об этом и о том, как малое предпринимательство способно на большие дела, наш сегодняшний разговор с Владимиром Татариновым.

— Владимир Алексеевич, вы довольны результатами первого конкурсного отбора?

— В целом, да. Из 169 поданных заявок, 37 были удовлетворены. А это больше двадцати процентов. Такой эффективностью не каждая область может похвалиться. Можно сказать, что ряд направлений бизнеса, которые мы поддерживаем, благодаря эти трёмстам тысячам грантовских рублей смогут начать успешно развиваться. Кроме того, трудоустроены 321 человек, а привлечённые личные средства по программе составили 18,5 миллиона рублей!

— Кому отдавался приоритет при рассмотрении представленных бизнес-планов?

— Прежде всего тем, кто в силу экономического кризиса лишился работы, но решил в наше непростое время оформить свидетельство индивидуального предпринимателя и заняться собственным бизнесом. Малым и средним предприятиям, которые предусматривали в своих проектах создание новых рабочих мест, тем, у кого хорошие перспективы для дальнейшего развития: сельскохозяйственные и промышленные направления, сферы ремонтных работ, бытового обслуживания, обучения, IP-технологии… Среди тех, кто гранты не получил, есть, конечно, недовольные. Но надо понимать, что решение по каждому конкретно участнику принималось путём голосования всех членов комиссии. А в неё вошли депутаты областной думы, представители общественных организаций «Опора России» и «Фермеры Брянщины», Брянской торговопромышленной палаты, специалисты Финансового управления Брянской области, Государственной службы занятости населения Брянской области, областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию. И, поверьте, каждая заявка была внимательно изучена. К тому же все участники конкурсного отбора могли сами прикинуть свои шансы на получение гранта. На сайте администрации Брянской области, в разделе «Малый бизнес», мы опубликовали подробную таблицу критериев оценки конкурсных заявок. С ней и сейчас можно ознакомиться: сейчас идёт вторая волна конкурса.

— А сколько заявок было подано на этот раз?

— Чуть больше 187. Вскрытие конвертов с документами и бизнес-планами прошло 3 сентября. Процедура была открытая, и на ней смогли присутствовать все те участники, которые этого пожелали.

— Владимир Алексеевич, а были ли среди участников выпускники брянских вузов? Им сегодня особенно трудно трудоустроиться.

— Были, и я за них болел. Среди выпускников, желающих начать своё дело, провели достаточно жёсткое анкетирование. Из трёх с половиной тысяч вчерашних студентов отобрали восемьсот человек, которые в рамках молодёжного парламента прошли обучение по составлению и защите бизнес-планов. Я на этих защитах присутствовал и порекомендовал нескольким ребятам принять участие в нашем конкурсе. В результате двое из них получили гранты: на организацию праздничного агентства «Креатив+» и ремонтноотделочной бригады.

— Владимир Алексеевич, а вы смогли бы подсказать несколько идей для тех, кто хотел бы организовать свой бизнес, но не знает, каким видом деятельности заняться?

— На самом деле незанятых ниш хватает. И это демонстрируют рассматриваемые нами бизнес-планы. Вот, например, производство плетёной мебели. Если грамотно к этому делу подойти и закупить хорошее оборудование, конкурентов на данный момент у производителей не будет. А вот спрос на экологически чистую и красивую мебель есть всегда.

Вторая ниша — создание игровых и обучающих мини-центров для детей дошкольного возраста, в которых малыши смогли бы находиться длительное время. Пока родители заняты своими делами, дети будут в игровой форме учить иностранные языки, заниматься по развивающим программам. На мой взгляд, очень интересный и перспективный проект. Мы за счёт гранта субсидируем аренду помещения, закупку необходимого оборудования и программ, обучение персонала. А дальше ребята начнут зарабатывать сами. Таких центров на сегодняшний день в Брянске нет, а востребованность высокая.

— Как оценивает Министерство экономического развития, которое курирует программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, работу возглавляемого вами департамента?

— Могу сказать, что мы — на хорошем счету. Наше сотрудничество началось в 2007 году и первой нашей позицией стало создание областного бизнесинкубатора. Мы смогли не только грамотно и быстро реализовать полученные средства, оснастить бизнесинкубатор по последнему слову техники, но и в краткие сроки провести конкурсный отбор среди арендаторов. Проделанная работа получила высокую оценку, и с нами стали сотрудничать дальше.

— Среди тех, кто уже получил гранты, много предпринимателей и предприятий из районов области. Как вы считаете, они найдут поддержку со стороны местных властей?

— Очень важно, чтобы главы муниципальных образований понимали: помогая начинающим предпринимателям, мы развиваем налоговую базу. Все налоги будут поступать непосредственно в казну этих муниципальных образований. Поэтому очень важно оказывать поддержку малому и среднему бизнесу на местах и создавать нормальные условия работы. Наша задача не просто раздать деньги и получить за них отчётность, но и сопровождать бизнес на пути его становления и развития.

Я считаю, что именно сейчас, в тяжёлой экономической ситуации, одной из главных задач для руководителей разных уровней должно стать увеличение рабочих мест и налоговых доходов именно с малого бизнеса. Главы муниципальных образований должны стать застрельщиками в деле поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляя всем желающим площадки для развития производств любого направления.

Малый бизнес мобилен, он легко перестраивается в соответствии с нуждами потребителя и в кризисных условиях выжить ему проще, чем крупным предприятиям, которые зависят от конкретных заказов и сбыта. Именно налоги с малого бизнеса сегодня реально наполняют муниципальный бюджет. И главам муниципальных образований нельзя стоять в стороне и быть иждивенцами, выжидая, когда из областного центра им подкинут деньги на то, чтобы они смогли залатать дыры в своём бюджете. В идеале бюджет должен на сто процентов формироваться из собственных налоговых поступлений. Повторюсь, все программы, которые мы
сегодня реализуем, направлены, в первую очередь, на поддержку муниципальных образований. И при распределении бюджетных средств следующего года главной оценкой эффективности будет именно их работа с малым бизнесом.

Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

Просмотров: 1354