Химико-биологический профиль семьи Напреенко

Говорят, что любовь — это химия. Возможно, так оно и есть. Но бывают случаи, когда любовь — это химия плюс биология. Такова история супругов Напреенко: у преподавателя биологии Александра и химика Татьяны всё делится на двоих — и семья и работа. Муж — директор лицея, жена — учитель в нём. Они постоянно вместе. С первого дня знакомства. О том, что объединяет их, Александр и Татьяна рассказали журналу «Брянская ТЕМА».

— Расскажите, где и когда произошло ваше знакомство?
Александр: Мы познакомились в Брянском педагогическом университете, где вместе учились. Как было принято раньше, вузы без военных кафедр после первого курса отправляли студентов в армию, давая им возможность академического отпуска на два года. Так и я, год отучившись, был зачислен в ряды Советской армии, отслужил, восстановился в университете и продолжил обучение на курсе, где училась Татьяна. А познакомились мы с ней в колхозе, куда, как это водится, отправляли в сентябре студентов.
Татьяна: Момент знакомства был очень романтическим! Мы с девчонками ехали в автобусе и оценивающим взглядом смотрели на молодых людей, которые пришли к нам на курс после армии. А ребята пытались произвести впечатления на девчонок и старались вовсю. Только один Саша в это время… спал! И тем самым сумел привлечь к себе внимание.
Александр: Это был хитрый ход! Хотя да, я действительно спал.
— Так это было первое знакомство, а с чего началась ваша семейная жизнь?
Александр: Я жил в общежитии, Таня с родителями — в Бежицком районе. Встречались, естественно, по вечерам, иногда могли запоздниться, загуляться. Не раз бывало, что уже и троллейбусы не ходили, и общежитие было закрыто. Поэтому мне иногда приходилось залезать по балконам до своего девятого этажа. Узнав об этом, Танина мама сказала: «Пора вам жениться. Нечего ради любви жизнью рисковать!»
Татьяна: Мы поженились в конце третьего курса, в апреле. А на пятом курсе у нас родилась старшая дочь.
— Как с учёбой-то справлялись, молодые родители?
Татьяна: У нас всё было продумано! С утра я ехала на первую пару, за время второй пары успевала вернуться домой, а Саша доехать до университета. Так и учились: мои — первые пары, его — последние. Жили у моих родителей, и иногда мама помогала присмотреть за Катей.
— Какая же специальность объединила вас в семью?
Александр: У нас одна общая специальность — учитель биологии и химии. Это уже потом мы разделили «сферы влияния». Я поступал на этот факультет, чтобы стать биологом, потому что биологией увлекался ещё со школы и даже был участником всероссийских олимпиад. Химия меня не интересовала. Но поскольку в пединституте на естественно-географическом факультете не было «чистой» биологии, то я оказался на этой специальности.
До этого я пробовал поступить в МГУ, но не сложилось с сочинением по русскому языку. Хотя, как у победителя олимпиад, были дополнительные рейтинговые баллы. Я ведь и в школе хорошо учился, старался, во всяком случае. Не только из-за того, что у меня родители работали педагогами и я всё время был под контролем. У меня отец — учитель физики, мать — учитель математики. Отец за свой трудовой стаж получил, наверное, все регалии и награды, которые только мог заслужить на этой должности: лауреат премии президента, лауреат премии фонда «Семья», заслуженный учитель… Виктор Павлович до сих пор работает в посёлке Выгоничи.
— Тоже, наверное, директор школы?
Александр: Нет, он директором никогда не работал из-за своей принципиальной позиции. Ему предлагали не раз эту должность ввиду его высокого авторитета. Но он говорил: «Хозяйственная деятельность — это не про меня». А моя мама Антонина Прокофьевна вообще была первым человеком из своего села, который поступил в высшее учебное заведение!
Мои родители, как и мы с Таней, тоже учились на одном факультете. В Новозыбковском пединституте. После его окончания приехали в Выгоничи по распределению. И хотя они были первыми представителями педагогической профессии в своих семьях, заложили в детях трепетное к ней отношение. Ведь быть учителем — это действительно достойно уважения!
В нашей семье пять детей. Старшая сестра Ирина сейчас работает старшим преподавателем кафедры немецкого языка БГУ, младшая Елена — учительница математики школы №    10, ещё одна сестра Оксана — воспитатель детского сада, а брат Павел — студент БГТУ. Он один из нас не пошёл в преподаватели. Наверное, потому что представитель уже совсем другого поколения…
— А у вас, Татьяна, были педагоги в семье?
Татьяна: Да, у меня тётя педагог, заслуженный учитель России. Сестра моя тоже бывший школьный учитель. Отец — Алексей Григорьевич Титов — кандидат экономических наук, долгое время преподавал в БИТМе, а сейчас преподаёт на экономическом факультете БГУ.
— Получается, что и у вас семейная «предрасположенность» к профессии учителя…
Татьяна: Вы знаете, я не всегда хотела стать учителем. В школе моим любимым предметом была химия, и я мечтала поступить в медицинский институт. Но ни в Смоленск, ни в Москву меня не отпустили. А в Брянске из «химического» был только естественно-географический факультет педагогического университета. И я решила выбрать направление химия-биология. Только для меня, в отличие от Саши, главной была химия.
— В университете кто учился лучше — Александр или Татьяна?
Александр: Таня окончила наш естественно-географический факультет с красным дипломом. Она очень прилежная и старательная ученица. А я учился с разными успехами по разным предметам. Например, биологические предметы были мне интересны и близки, поэтому по ним пятёрки на экзаменах я получал автоматом. Каюсь, но меньше всего внимания я уделял общественным наукам. Так, очень непросто далась мне история КПСС на первом курсе. И красного диплома не получил. Но после окончания института я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимоотношения азотфиксирующих бактерий с бобовыми растениями».

ШКОЛА: ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА
— После окончания института вы сразу отправились преподавать в школу?
Александр: Я остался работать ассистентом на кафедре зоологии, потому что учился в очной аспирантуре. В университете преподавал курс зоологии беспозвоночных. А в десятую школу на должность директора я пришёл именно с должности ассистента. Часов ассистента было немного, и поэтому я сразу же начал искать дополнительную нагрузку в школе. Я должен был попасть во вторую бежицкую гимназию, но там с сомнением отнеслись к тому, что я буду совмещать должность школьного учителя и ассистента на кафедре. А Таню к тому времени уже приняли в десятую школу. И когда я пришёл вместе с ней спросить, нет ли у них несколько часов биологии, директор поинтересовалась: «У вас фамилия достаточно редкая, вы не родственник ли Виктора Павловича Напреенко». Я ответил, что его сын. Оказалось, что мой отец — это один из лучших её студенческих друзей. Но родители мои никогда не использовали знакомства и связи для достижения каких-то своих целей. Поэтому всё получилось само собой. Судьба так распорядилась. Я вёл биологию в профильных химико-биологических и медицинских классах и до сих пор веду. А в 2003 году был назначен на должность директора школы. Потом наша школа получила статус лицея.
— На своём опыте вы можете сказать, у кого больше шансов выстроить карьеру в сфере образования — у мужчины или у женщины?
Татьяна: Наверное, у мужчины. Потому что у меня на первом месте всё-таки не работа, а семья, дети. Да и не тянуло никогда меня в эти высоты…
Александр: У мужчин в нашей профессии, возможно, есть какие-то психологические льготы. Начиная с поступления в университет, где предпочтения отдавались мальчикам. И вообще считается, что в школе должны быть мужчины. А во-вторых, наши преподаватели зоологии и ботаники, которые каждое лето вывозили студентов на полевые практики, говорили в один голос: «Бери парня! Кто тебе дрова там будет рубить?» Тогда девочкам было сложнее. Сейчас нет — сертификат ЕГЭ всех уравнивает.
— Каково это — когда муж начальник, а жена подчинённый?
Татьяна: Наверное, больше хорошо, чем плохо! Ещё с 1993 года, когда мы стали вместе работать, привыкли, что видимся и дома, и в школе. Всё время вместе и постоянно общаемся. Это хорошо и легко!
— А недостатки в этом есть?
Александр: Ну, конечно, есть! Жена всё время знает, где я… Это шутка, конечно. Потому что, признаюсь честно, меня никогда не тяготило большое количество времени, в течение которого я вижу Таню. Я очень рад любой возможности посмотреть на неё хоть мельком, когда она проходит по коридору или ведёт урок.
— А дома кто начальник?
Татьяна: На кухне я! В остальных помещениях муж — начальник.
— Кто из вас более строгий с учениками?
Александр: Конечно, Татьяна строже!
Татьяна: Мне просто больше приходится работать в классах не только химико-биологического профиля, где дети действительно понимают, что им нужен этот сложный предмет и стараются учиться. Я ещё веду уроки в восьмых и девятых непрофильных классах, где разный контингент. Вот там и приходится держать учеников в строгости, чтобы они до конца девятого класса хорошо доучились и не расслаблялись. В этом возрасте, когда у них сложный подростковый период, дети требуют особого отношения.

БУДУЩИЙ ПРАВОВЕД И ПРИНЦЕССА-ЛЯГУШКА…
— Расскажите про ваших дочек.
Татьяна: Катя учится в одиннадцатом классе нашего лицея, а младшей Маше пять лет.
— Как у старшей обстоят дела с учёбой?
Татьяна: Катя у нас умница. Несколько лет подряд побеждала на областных олимпиадах по праву. В девятом классе в составе брянской делегации ездила в Уфу на всероссийскую олимпиаду и заняла там третье место. В прошлом году в Белгороде стала победителем в номинации на «Лучшее знание семейного права».
Александр: Любой родитель хвалит своего ребёнка, и хорошо, когда есть повод похвалить. И я уверен, что дочка добьётся цели, которую ставит перед собой. Она хочет получить юридическое образование и найти хорошую работу в столице.
— Расскажите про вашу младшенькую…
Александр: В свои пять лет Маша может очень серьёзно поговорить с родителями. Она получила, наверное, большую порцию родительской любви, потому что Катя — студенческий ребёнок. При всём желании мы не могли уделять ей много времени. Татьяна ведь даже в декрете не была! После диплома сразу же приступила к работе на полную ставку. Катю воспитывали всей семьёй сообща. А Маша получила целый букет родительской заботы, внимания и любви. И я счастлив, когда свободное время могу провести со своими девочками.
— А у Маши есть склонность к науке или преподаванию?
Александр: Её любимый сказочный персонаж, любимая игрушка и любимый природный объект — лягушка. Класс земноводных! А куклы её не привлекают. Мы живём недалеко от Десны, поэтому прогуливаемся часто возле речки, и Маша всегда настаивает, чтобы на прогулке я наловил ей лягушек. Одну она несёт в руке, другую — запихивает в карман… И от этого счастлива безмерно!
Татьяна: Да, видимо, есть у неё интерес к биологии.

«ПРИНИЗИТЬ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НЕВОЗМОЖНО…“
— Трудно ли живётся учительским» семьям в материальном плане?
Александр: Честно сказать, непросто. Учитель на свою среднюю зарплату не так уж и много может себе позволить. В последние годы главным мерилом жизненного успеха и удачливости, мерилом полноты жизни и счастья являются деньги. Но это не единственное, что есть в жизни. И учительская профессия имеет в себе массу позитивного, массу положительных моментов.
Прежде всего, это возможность общаться с детьми, которую, на мой взгляд, самые искренние, честные, открытые. В каждом возрасте ребёнка — своя прелесть. Удовольствие — работать и в одиннадцатом классе, и в первом. Учительская профессия требует очень большого набора качеств, которыми должен обладать хороший наставник. Это интеллект, артистизм и все те душевные качества, без которых работать в школе очень трудно. И случайные люди надолго в школе не задерживаются.
— В таком случае какую роль, на ваш взгляд, играет учитель в современном обществе?
Александр: Мы помним высказывание Ленина о той высоте, на которой должен быть поставлен учитель в нашем обществе. Эту фразу сейчас почему-то воспринимают с иронией и улыбкой, но, на мой взгляд, принизить роль учителя невозможно. Мне не нравится, что кто-то    старается привлечь внимание публики такими дешёвыми приёмами, как, например, телесериал «Школа». Нельзя на такой «чернухе» зарабатывать деньги! Потому что школа, на мой взгляд, это оазис, который может спасти, который сбережёт душу ребёнка. Школа заменила многовековой институт религии, воспитывавший в наших предках беспрекословное подчинение нравственным заповедям. Это было сдерживающим фактором, который созидал нравственное пространство нашей нации. Исчез этот рычаг, и взамен появилась школа. На плечи учителя легла тяжёлая ноша по формированию нравственности будущих поколений. Я думаю, в этом и состоят суть и главное предназначение школы в современном обществе.

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из семейного архива НАПРЕЕНКО.

Просмотров: 3563