Пётр Тарико: «В руках учителей будущее нашей страны»

2010 год объявлен в России Годом учителя, и это тема, которая касается каждого из нас. Мыслями о роли учителя в жизни каждого человека с журналом «Брянская ТЕМА» поделился директор Департамента общего и профессионального образования Брянской области Пётр Тарико.

— В России стартовал Год учителя. Пётр Васильевич, скажите, чем в практическом плане он важен для каждого конкретного представителя этой профессии и для системы образования в целом?
— Уже с первого рабочего дня 2010 года началась активная работа в этом направлении. Вначале на оперативном совещании с заместителями, а потом и на расширенном совещании губернатор Николай Васильевич Денин поздравил всех с начавшимся Годом учителя и обозначил круг вопросов, которые необходимо решить в данном направлении.
Так, до первого февраля Департамент должен выдвинуть свои предложения по увеличению грантовой поддержки педагогических работников и талантливой молодёжи.
Кроме того, мы планируем возобновить такое направление деятельности, как проведение конкурса «Лучшее общеобразовательное учреждение Брянской области». По предварительной договорённости сумма грантовой поддержки для этих целей будет увеличена в полтора-два раза.
Что касается самой злободневной проблемы — повышения заработной платы учителям, то этот вопрос также принят к рассмотрению. Механизм повышения оплаты труда педагогов в данный момент прорабатывается. И здесь существует два варианта. Во-первых, десятипроцентная индексация. Во-вторых, это может быть какая-то определённая фиксированная сумма прибавки к заработной плате учителя. Какой вариант окажется более предпочтительным — пока ещё не решено. Но повышение будет — это однозначно.
— Вы сейчас говорите о материальном аспекте повышения статуса учителя, а проводится ли какая-либо работа в идеологическом плане?
— Да, проводится. И мы хотим, чтобы в этот Год учителя каждый житель Брянщины высказал своё мнение по поводу того, какой он видит роль учителя в современном обществе.
Губернатор уже дал поручение Департаменту образования провести в каждой школе родительские собрания с целью обсудить тему роли учителя в современном обществе и предоставить родителям и ученикам возможность высказать свои предложения по этому поводу.
Сейчас такая работа уже ведётся. В конце февраля отчёт, основанный на этих данных, будет предоставлен губернатору для того, чтобы выработать основные идеологические установки по формированию положительной роли учителя в современном обществе. Каждый из нас должен понять, что учитель формирует будущее государства, будущее нашей страны. Ведь ценностные ориентиры ребёнка формируются не только в семье, но и в школе — под влиянием учителя. И сейчас стоит задача сделать так, чтобы каждый учитель был горд за свою профессию и чтобы им гордились его ученики и их родители.
— С какой «базой» Брянская область входит в Год учителя: каким был 2009 год для нашей системы образования? Был ли он успешным? Что удалось реализовать?
— Отмечу, что 2009 год прошёл без происшествий, и это самое главное. Если же говорить конкретно, то в прошлом году мы смогли привлечь необходимые материальные средства на ремонт школ. Часть из них — это родительская доля, спонсорская помощь, областной и муниципальный бюджеты.
Нам удалось ликвидировать замечания, предписанные государственным противопожарным надзором по учреждениям с круглосуточным пребыванием детей, а это в основном школы-
интернаты и кадетские корпуса.
Конечно, радует ещё и то, что баллы, полученные нашими учащимися по Единому государственному экзамену, оказались выше, чем в среднем по всей России. Исключением стали только литература и обществознание, которые ученики брянских школ впервые сдавали в форме ЕГЭ. Выше оказалось и количество «стобалльников» по сравнению с другими регионами. В нашей области их было пятнадцать — а это уже уровень, например, Татарстана.
В прошлом году у нас было больше (по сравнению с 2008 годом) победителей и призёров всероссийских олимпиад.
Нам удалось выполнить план набора учащихся в учреждения начального профобразования. И это тоже очень важно, поскольку с каждым годом количество выпускников в значительной мере сокращается. Много хорошего было, но были и проблемы, которые мы стараемся решать.
— Пётр Васильевич, одна из актуальных проблем современной действительности — это существование значительного разрыва между качеством среднего образования в городе и в селе. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
— Согласен, разница есть, и она существенна. Всё дело в том, что около семидесяти процентов школ Брянской области— это малокомплектные школы. И если десять лет назад у нас было более двухсот тысяч учеников, то сейчас их только сто восемнадцать тысяч. Вот и получается, что в сельских школах, которые строились на пятьсот человек, сейчас, как правило, занимаются всего пятьдесят — семьдесят учеников. А ведь надо содержать здание, учителям платить зарплату… И действительно, по результатам анализов, успеваемость в малокомплектных школах ниже, чем в среднем по Брянской области.
Причины разные. Во-первых, отсутствует соревновательность между учащимися. Особенно в неполных классах, где обучаются по два-три человека. Во-вторых, где мы наберём хорошего физика, хорошего математика в сельской малокомплектной школе? Вот и получается, что учитель биологии преподаёт физику, иностранный язык, пение, физкультуру.
Поэтому мы сейчас собираем данные, чтобы у нас была полная картина: есть специальность по диплому и есть предмет, который учитель ведёт. И это тоже очень серьёзная проблема, потому что учитель русского языка не научит математике. Одно, может быть, утешает, что это проблема не только Брянской области, но и всей страны в целом.
— А есть ли пути выхода из этой ситуации?
— Если сейчас мы не обратим на эту проблему серьёзного внимания, то лет через пять-шесть ученики сельских школ, которые подойдут к выпуску, справедливо обвинят нас в том, что мы вовремя не дали им качественного образования. Конечно, есть разный уровень учащихся и разное отношение родителей к образованию ребёнка. Но ведь и за руль трактора важно сесть знающим и в необходимой степени образованным!
Выход я вижу в создании базовых школ. Например, есть в районе крепкая школа, которая хорошо оснащена, имеет базу. И на её основе необходимо создавать школу-интернат с постоянным пребыванием детей. Либо же обеспечить село школьными автобусами. Это сложный вопрос. И чтобы перейти к этой системе, важно прежде всего убедить родителей и учителей. Я сам учился в сельской школе, жил в интернате…

«МНЕ ПОВЕЗЛО С УЧИТЕЛЯМИ»
— Пётр Васильевич, а откуда вы родом?
— Из Красногорского района. Учился в восьмилетней сельской школе, окончил с отличием восемь классов. Затем перешёл в красногорскую среднюю школу №   1, окончил её с золотой медалью в 1986 году. В том же году пробовал поступить на журфак МГУ. Не получилось, и я поступил на факультет русского языка и литературы Брянского педагогического университета. С первого курса был призван в ряды Советской армии. Попал в погранвойска. В мае восемьдесят седьмого — Афганистан. В декабре восемьдесят восьмого — дембель.
Вернувшись из армии, я продолжил своё обучение на факультете русского языка и литературы, в 1993-м окончил его с красным дипломом. Работал лаборантом, поступил в аспирантуру. Научным руководителем был бывший ректор, к сожалению, покойный ныне Юрий Васильевич Журов.
В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Тема была «Общественно-политическая деятельность Максима Горького. 1917–1921 гг.».
Литература и история — очень близкие дисциплины. Нельзя их разъединять. Да и тема была соответствующая. Начало двадцатого века — это сложное, тревожное, неоднозначное, но в то же время интересное время.
Ещё одна значимая веха в моей биографии: в 2000 году вместе с Андреем Викторовичем Антюховым был у истоков становления отделения журналистики БГУ. Потом работал доцентом кафедры русской литературы XX века, заведующим отделением журналистики Брянского госуниверситета.
С 1 февраля 2006 года был назначен заместителем директора Департамента общего и специального образования Брянской области. Затем стал первым заместителем, и вот с 22 октября назначен директором Департамента образования. Женат, имею дочь — учащуюся Брянского городского лицея №   1.
— Коротко и ясно. По-учительски. И всё же попробуем добавить немного лирики в вашу автобиографию: кого вы могли бы назвать своим главным учителем по жизни?
— Наверное, мне везло на хороших учителей. И одного какого-то учителя я не могу выделить. Поскольку и в восьмилетней школе, и в средней красногорской школе у меня были достойные учителя, у которых я мог многому научиться. Моя первая учительница Александра Фёдоровна, к счастью, ещё жива. Недавно ей исполнилось восемьдесят шесть лет. В основном звене у меня тоже были замечательные учителя русского языка и литературы, истории, права… Годы идут, некоторых уже нет в живых, но память остаётся.
— А в семье вашей как относились к образованию? Была ли обязательная установка — получить высшее образование?
— Я бы не сказал, что была именно такая установка. От нас требовалось просто хорошо учиться, чтобы не было стыдно. Нас в семье было четверо учеников — я, два моих брата и сестра. И мне было приятно, когда отец или мать приходили с родительского собрания довольные тем, что их ребёнка похвалили. Было желание не подвести учителей, не подвести родителей. А куда потом жизнь толкнула — это уже, скорее, следствие хорошего отношения к учёбе. У меня ведь разные были увлечения.
— Например…
— Мечтал быть агрономом, военным, журналистом, преподавателем… А в том, что я пошёл на факультет русского языка и литературы, в хорошем смысле этого слова «виноват» Владимир Александрович Снытко — мой учитель русского языка и литературы красногорской школы №   1. Поскольку, ещё обучаясь в средней красногорской школе, я печатался в местной районной газете, то, конечно же, мечтал стать журналистом. А когда не поступил в МГУ и оказался ближе к дому, то мой учитель так сказал: «Никто тебя не научит писать, пока сам не научишься». И действительно, и на журфаке, и на литфаке обучают одним и тем же базовым предметам, которые необходимы для того, чтобы стать хорошим журналистом или хорошим филологом. И так получилось, что с годами ближе мне стала не журналистика, а филология.

ТРУД УЧИТЕЛЯ — ТРУД ЕГО УЧЕНИКОВ
— На сегодняшний день существует такая мода, если так можно сказать, — получать высшее образование. Скажите, настолько ли это необходимо сейчас молодым людям — обладать корочкой диплома о высшем образовании?
— Начиная с прошлого года, согласно положениям нового законодательства, Россия перешла на трёхуровневую систему высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. И брянские высшие учебные заведения успешно в эту систему вошли. Я сказал бы так: важно не то, какое профессиональное образование ты получил, а как ты его получил и как будешь потом работать по этой специальности.
Конечно, есть моменты, когда мы не очень серьёзно относимся к выбору профессии. Здесь есть ряд причин, но главная из них — это ложная ориентированность в получении профессии самими родителями выпускников. Они убеждены, что ребёнок будет успешен, если получит специальность юриста, менеджера, экономиста, бухгалтера. Да, эти специальности тоже нужны, но чтобы стать хорошим юристом или экономистом не столь важно иметь корку диплома, а важно состояться в этой профессии. Но в то же время можно быть хорошим парикмахером, хорошей швеёй… Важно, чтобы и этот профессиональный труд хорошо оценивался обществом.
Я вспоминаю одну интересную фразу, которая прозвучала однажды из уст заместителя генерального директора одного из брянских заводов. Он сказал: «У меня хорошо за станками стоят четыре юриста».
Понимаете, они проучились пять лет на юридическом, почти не сомневаюсь, что родители платили за их обучение в течение этих пяти лет. А потом, когда ребята вошли в бурное море жизни и решили попробовать себя в специальности «юриспруденция», они поняли, что не смогут построить карьеру и добиться успеха в этой сфере. Затем они получили специальность токаря или фрезеровщика и теперь успешны в своей работе. Но потеряно время, потеряны деньги.
А ведь даже работая на заводе и имея желание учиться, совершенствоваться в профессии, можно впоследствии получить высшее образование, стать хорошим специалистом.
Конечно, высшее образование многое даёт человеку. В том числе и воспитывает. Так мы опять вернулись к роли учителя, который формирует не только профессиональные качества, но и сознание, душу человека. Поэтому мы переходим к новой системе оплаты труда, чтобы оценить работу учителя по достоинству.
Я хочу, чтобы каждый преподаватель почувствовал, что за его спиной будущее. Хочу пожелать, чтобы никто не болел. Чтобы всё прошло без происшествий. Чтобы каждый учащийся смог реализовать свои возможности.
Хотелось бы, чтобы студенты, которые сейчас оканчивают высшие учебные заведения, смогли вернуться на родину и найти себе применение в профессии, чтобы экономика нашей области развивалась эффективно и динамично. Это именно тот случай, когда труд учителя оплачивается трудом его учеников.

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из личного архива Петра ТАРИКО.

Просмотров: 2747