Николай Патов: «Учёный должен быть полезен своему городу»

Не так уж часто в наши дни люди, связанные с наукой, оказываются у власти. Хотя искусство управлять отнюдь не из лёгких и требует зачастую научного подхода. Николай Патов — глава муниципального образования «Город Брянск», член-корреспондент Государственной академии наук «Российская академия образования», доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, директор Брянского филиала Московского психолого-социального института — является таким вот любопытным исключением. В рамках профессионального праздника российских учёных Николай Александрович поделился своими мыслями о наукотворчестве в нашем городе.

— Николай Александрович, как в Брянске обстоит дело с наукой? Какие проблемы наиболее актуальны в этой сфере?
— Может быть, эти цифры не на слуху, но в Брянске работает ни много ни мало около тысячи кандидатов различных наук, 120 человек получили докторскую степень, двое — члены государственных академий наук. Казалось бы, научная мысль должна двигать экономику вперёд, а научный прогресс — достигать определённых вершин. Тем не менее в основном научная работа в городе ведётся как бы подпольно, то есть она не на виду и явного прикладного (то есть видимого, ощутимого для граждан) эффекта не находит. Что наводит меня на такие мысли? Да всего-навсего то, что общество не ощущает той пользы, которую приносят ему учёные. И количество людей, защитивших диссертации, здесь не показатель. На мой взгляд, в науке главное (так же, как и, по большому счёту, в любом деле) — найти применение своим разработкам, принести пользу обществу. В противном случае это уже не наука, а научный эгоизм.
— Внесём ясность в определения. Многие путают науку с образованием. Отличаются ли принципиально эти понятия?
— Давайте дадим простейшее объяснение. Пересказ разделов учебника своими словами — это не есть наука. Цель науки — создание нового знания. Образование же направлено на сохранение идей и достижений, ретрансляцию знаний, полученных учёными, всему обществу. Заниматься наукой значит работать над формированием чего-то      качественно нового.
— Каким вам видится современный учёный?
— Настоящий учёный — это человек, который находится в постоянном поиске, максимум своего времени уделяет исследованиям, экспериментам, подтверждая свои теории на практике. А как же иначе? Современный учёный — так же, как и три, и пять веков назад, — тот, кто, по определению Гумилёва, постоянно мучим «жаждой незнаемого». Эта жажда и стимулирует постоянный поиск. Потому-то совмещать науку и другие виды деятельности очень непросто. Потому-то к настоящим учёным нужно всегда искать особый подход, ценить их надо, поддерживать, создавать условия, чтобы их способности — ведь это самое главное! — направились в мирное русло и получили практическое применение.
— Согласны ли вы с тезисом, что всякий учёный — мизантроп?
— Возможно. Но всё-таки, пожалуй, не каждый. Хотя, быть может, именно определённая доля мизантропии препятствует тому, чтобы знания, полученные учёными, стали общедоступны.
— Кто из учёных является для вас примером, так сказать, жизненным ориентиром?
— Для меня это целый ряд людей. Могу назвать несколько фамилий: Давид Фильштейн — вицепрезидент Государственной академии наук «Российская академия образования», Николай Никандров — президент РАО, Александр Асмолов — известный российский психолог и многие другие… Это выдающиеся учёные, именно у них я увидел этот необычный образ жизни — стопроцентное погружение в науку.
— Вы — самый молодой член-корреспондент Государственной академии наук «Российская академия образования». Являются ли мэтры научной мысли для вас безусловными «образцами для подражания»?
— Конечно, в большей степени люди, которых я перечислил, — те, на кого мне хотелось бы равняться. Но при этом я не ставлю перед собой задачу достижения столь глубокого уровня «погружения в науку», как у них. Потому что в этом случае пришлось бы отказаться от всех остальных благ цивилизации. К этому я не готов и, право, не стремлюсь.
— Как вы считаете, от чего зависит «научное» будущее человека: от воспитания, образования, личностных качеств? Что из перечисленного является наиболее важным для того, чтобы сделать карьеру учёного?
— Всё в совокупности! Во-первых, воспитание играет огромную роль: важно привить любовь к науке нашим детям, нашему подрастающему поколению. Во-вторых, значимо окружение. Ведь быть учёным одному, находясь далеко от центров научной мысли — сложно. Хороший учёный формируется из учёного сообщества, когда он принимает участие в дискуссиях, обсуждениях, присутствует на заседаниях диссертационных советов… Хотя, я уверен, в большинстве случаев стремление к науке заложено биологически. Если человек творческий, по сути своей — новатор и исследователь, его наверняка ждёт успех в мире науки. Ведь зачастую именно утопические идеи развивают мир!
— Как директор института, скажите, насколько важно для современной брянской молодёжи вести научные проекты и разработки?
— Наукой, как, впрочем, и образованием, нельзя заниматься из-под палки. Стремление к исследованию мира, безусловно, должно быть внутренней потребностью человека. У нас немало талантливых студентов, которые увлекаются наукой по собственному желанию. В частности, в брянском филиале Московского психолого-социального института работает бесплатная юридическая консультация, где студенты имеют возможность на практике применить свои знания в области права, а также исследовать отдельные аспекты современного законодательства. Думаю, не менее интересные разработки — каждый в своей отрасли знаний — ведут другие вузы. В действительности студентов, желающих заниматься наукой, очень много. Но станут ли они впоследствии учёными — другой вопрос…
— Не считаете ли вы, что нерешительность молодых людей в выборе научной деятельности как профессии связана именно с тем, что научная школа по-прежнему далека от практики?
— Увы, зачастую это так. Более того, в прямой зависимости от этого — и весьма низкий заработок современного российского учёного. Но ситуация может — и должна! — коренным образом измениться. Произойдёт это, когда изыскания учёных станут полезны в практической деятельности, а результаты их работы окажутся ценными для Брянска, области и всей страны. О необходимости этого говорилось и в Послании Президента Медведева, это подтверждает опыт абсолютного большинства развитых стран. Общество вряд ли станет вкладывать деньги в научные проекты, которые изначально не ориентированы на практическое применение. Поэтому если человек хочет обладать правом на высокое звание учёного, он должен показать, что конкретно он сделал — или готов сделать — для города и области. Конечно, наука не имеет границ. Но даже если соразмерять достижения в масштабе страны, то родина всё-таки начинается с малого…
— На ваш взгляд, является ли наука синонимом творчества?
— Конечно, это творческая работа. Но в отличие от искусства, которое создаёт ценности нематериального характера, наука в большинстве случаев генерирует материальные ценности. В этом и заключается прикладное значение науки. Но в том и другом случае в основе лежит творческая потребность человека что-то      изменить в мире, создать нечто качественно новое.

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото пресс-службы Брянской
областной администрации.

Просмотров: 1913