Чёрно-белые ступеньки Даши Зарицкой

В ноябре 2009 года в небольшом итальянском городе Гориция состоялся IX Международный конкурс пианистов «Citta di Gorizia». Возможно, этот конкурс благополучно обошёл бы стороной наш город. Если бы не одно обстоятельство: восьмилетняя брянская школьница Дарья Зарицкая одержала блистательную победу в самой младшей группе исполнителей. За победу Дарье вручили диплом и кубок — в Италии, коньки и куклу — в Брянске, на приёме у губернатора. Журнал «Брянская ТЕМА» узнал, как зажигаются звёздочки на музыкальном небосклоне нашего города.

Даша Зарицкая — обычная брянская третьеклассница: русая коса, чёрная юбочка в складку, белая блузка, забавные девчачьи сапожки… Но это только внешние «характеристики» необычной брянской школьницы.
Когда Даше исполнилось пять с половиной лет, мама привела её в детскую школу искусств №     2 имени П.И. Чайковского к замечательному педагогу Ларисе Игошиной, которая «по совместительству» является мамой известной пианистки, лауреата международных конкурсов Валентины Игошиной.
Правда, тогда никто даже и не предполагал, что через три года Даша сама станет победительницей международного конкурса исполнителей, а после её выступления эмоциональные итальянцы наперебой будут восклицать: «Комплементи! Комплементи!»
Звёздная Даша поначалу немного стеснялась корреспондента и фотографа. И пока девочка привыкала к камере, я задала первый вопрос Ларисе Ивановне, в кабинете у которой и проходит беседа.

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ ВЗРОСЛОЙ МУЗЫКИ
— Как вы с Дашей нашли друг друга и что влияет на выбор родителями педагога для своего ребёнка?
— Дело в том, что мы давно знакомы. Бабушка и дедушка Даши жили со мной в одном доме, на одной лестничной площадке. Там же в один год с моей дочкой родилась Катя — Дашина мама. Через несколько лет их семья уехала из Брянска, связь потерялась. Но потом Катя всё-таки вернулась в родной город, обзавелась семьёй, родила Дашу. А когда девочка стала подрастать, то мама за ручку привела её к нам в школу. Такой вот замечательный подарочек сделала!
— Лариса Ивановна, поделитесь секретом: как угадать, что из пятилетнего ребёнка может что-то     толковое получиться?
— На самом деле это очень сложно — разглядеть в ребёнке талант. А всё потому, что в маленьком возрасте почти все дети обладают одинаковыми способностями. Только вот как эти способности развивать и насколько интенсивно заниматься с ребёнком дома — это уже дело самих родителей.
Ребёнок должен с детства уяснить одно: девяносто девять процентов труда делают из талантливого человека гения! Кстати, у меня были случаи в практике, когда в школу искусств приходили очень способные дети и из них ничего не получалось — работать над собой не хотели.
— Скажите, с чего вообще начинается воспитание юного пианиста и как это происходило в конкретном Дашином случае?
— С Дашей мы занималась, как и с другими детьми: выполняли задания, разучивали уроки, учились владению звуком, музыкальным инструментом, своим игровым аппаратом… Ведь обучение музыке — это очень сложная система, целая наука!
Но самое главное: чтобы хорошо исполнять музыкальные произведения, нужно не просто играть громко, быстро или медленно, а чувствовать музыку, её содержание и уметь это передать. Даша сразу проявила в этом деле упорство. Мне очень это в ней понравилось…
— Вы говорите, что все дети склонны к творчеству. А как же «музыкальная» наследственность или, как говорят, генетическая предрасположенность?

— Перед вами живой пример: семья Даши Зарицкой — совершенно не музыкальная семья. Да, её мама Екатерина начинала учиться музыке в школе, но это всего лишь основа, база. Понимаете, не столь важно — профессиональные музыканты родители или нет. Главное, чтобы в семье был интерес к музыке.
Вот если родители хотят, чтобы ребёнок занимался этим видом искусства, создают для этого условия, учат малыша ответственности, приходят на его концерты — этого уже достаточно для воспитания хорошего музыканта. А если родители привели своё чадо в школу и надеются, что преподаватели воспитают из их ребёнка музыкального гения, то они ошибаются.
Известный брянский музыкант, скрипач Марк Ефимович Белодубровский сказал однажды одну хорошую фразу: «Ещё ни одна школа музыканта не вырастила». Я с ним полностью согласна! Ведь если нет в семье интереса к музыке, то откуда он появится у ребёнка?
Конечно же, если ребёнок рождается в семье музыкантов, то он поневоле связан с музыкой с раннего детства. Например, моя дочь Валентина подрастала и видела, что я с утра до ночи работаю с учениками.
Вы знаете, как она выучила ноты? Всё началось с того, что Валя в определённый момент стала меня копировать. Она подходила к инструменту, сажала на него мишку или куклу, начинала их воспитывать: «Сибемоль опять забыл!», «Ты почему это не выучил?!» Если честно, мне даже иногда становилось стыдно за свою строгость по отношению к ученикам.
— Лариса Ивановна, а вы строгий педагог?
— Строгий! Но справедливый. Многие считают, что лить должны со стороны. Ведь самого себя нахваливать — это то же самое, что заниматься саморекламой.
— И всё-таки «прорекламируйте» немного Дашу — расскажите, чем вам понравилась эта маленькая девочка, когда вы её впервые увидели?
— Во-первых, Даша умная девочка и очень серьёзная. Она немногословна, но меня это устраивает. У Даши неплохие руки (так скупо будет сказано!). Она серьёзно подходит к домашним занятиям. И, на мой взгляд, уже начинает развиваться эмоционально, духовно взрослеть… Ведь нет детской музыки. И не писал Бетховен свои пьесы для пятилетнего или семилетнего ребёнка. Как я Даше говорю: «Маленьких детей в музыке не бывает. Чувства должны быть взрослые». И в этом отношении Даша начинает понемногу «взрослеть».

РУССКАЯ ЗВЁЗДОЧКА НА ИТАЛЬЯНСКОМ НЕБОСКЛОНЕ
— Когда состоялось первое выступление Даши?
— В декабре 2007 года Даша стала лауреатом областного конкурса «Дебют», в котором традиционно принимают участие дети до десяти лет включительно. А свой первый сольный концерт, состоящий из двенадцати произведений, она дала в марте 2009 года в нашей школе искусств.
— Какие произведения были сыграны на первом сольном концерте?
— В программе выступления были представлены произведения таких известных композиторов, как Моцарт, Шостакович, Бетховен, Бах, Глиэр, Чайковский. Следующий вопрос адресую немного заскучавшей Даше:
— У тебя уже было несколько выступлений и даже целый сольный концерт! Расскажи, а есть ли у тебя концертное платье?
— Есть. Мне его бабушка перед «Дебютом» сшила. Оно алого цвета, и рукава у него до середины локтя. Это платье-оберег. Я в нём потом на сольном концерте выступала и в Италии на конкурс надевала.
— А ещё какие-нибудь талисманчики у тебя есть?
— Да, матрёшка — самая маленькая. Лариса Ивановна подарила…
Тут же к разговору снова присоединяется педагог:
— Я дала ей перед поездкой в Италию с собой маленькую матрёшку и сказала, что это я с тобой буду — не переживай! И когда шли играть, Даша у мамы своей периодически спрашивала: «Ларису Ивановну взяла? Не забыла?» У Даши в платье был пояс, задрапированный в несколько слоёв, и туда можно было спрятать эту матрёшечку. И этот талисманчик всё время был с ней.
— Лариса Ивановна, расскажите, как Даша стала участницей международного конкурса, сделавшего её брянской знаменитостью?
— Моя дочь давала мастер-классы в Португалии. И ей предложили взять с собой на эти мастер-классы российскую студентку. Мы посовещались и решили, что поедет Лиза Мазалова — наша бывшая воспитанница, которая сейчас учится в Москве. По приглашению Вали Лиза поехала в Португалию, там заработала себе денег и отправилась в Италию на конкурс «Citta di Gorizia». От неё мы и узнали, что в конкурсе есть маленькая возрастная группа, а репертуар наш как раз подходил по условиям конкурса. Мы решили этот шанс не упускать. Через Интернет раздобыли всю необходимую информация, отправили документы, дождались вызова. К слову, мы очень волновались, что вызов не придёт — слишком долго итальянцы раскачивались. В конце концов поездку оформили через туристическое агентство. Родители, правда, сомневались сильно. А бабушки вообще были против. Сказали — дорого, ради чего всё это?
— Как это ради чего? А мечты о победе?!
— Это какая ещё победа? Я сказала: ни на какое место не рассчитывайте, просто съездите, посмотрите. Всё-таки это международный конкурс, никто не знает, какие силы приедут, с кем придётся соревноваться. И знаете ли, получить вот так вот сразу первое место девочке из провинциального Брянска на международном конкурсе — это достаточно фантастично, я вам скажу! Расчёт был таков — посмотреть другую страну, попробовать свои силы в конкурсе, посмотреть, как играют другие дети — ровесники и постарше.
— И всё-таки рискнули… Во сколько же обошлась семье Зарицких эта поездка?
— Восемьдесят тысяч рублей на двоих: Даша ездила на конкурс с мамой. И то пришлось экономить. В последний момент удалось найти рейс с пересадкой — сэкономить на перелёте. Дороговато, конечно. Но, как оказалось, это того стоило!
— А почему у властей областных не попробовали найти финансирования?
— Потому что мы не знали, на что можем рассчитывать. Представьте, взяли бы мы деньги, поехали в Италию, а конкурс выиграть не смогли бы. И в следующий раз областное руководство не выделило бы денег тому, кто действительно рассчитывает на победу. А ещё вы знаете, что пианистам сложнее всего участвовать в конкурсах — конкуренция очень большая!
— А в Италии с музыкантами из каких стран пришлось побороться за победу?
— География участников конкурса была очень разнообразна. Приехали представители Италии, России, Словении, Сербии, США, Австрии, Китая… По словам мамы Екатерины Зарицкой, одним из самых сильных соперников для Дарьи в её возрастной группе стал юный пианист из Сербии. Но, несмотря ни на что, Даша сумела победить. Кстати, жюри больше всего понравилась пьеса Чайковского «Баба Яга» в Дашином исполнении.
А ещё мне бы хотелось отметить особую роль в жизни брянских музыкантов учеников нашей школы в том числе) начальника управления культуры Брянской области Натальи Сомовой. Наталья Александровна мыслит о культуре не по сухим цифрам отчётов и деловых бумаг. Она знает эту сферу человеческой деятельности изнутри, знает, чем помочь нашим юным дарованиям, и умеет похвалить… Ведь именно Наталья Александровна помогла организовать встречу Даши с губернатором, на которой девочке подарили коньки и куклу, а для школы обещали в подарок концертный рояль. Надеемся, что весной свою новую сольную программу Даша представит уже на новом инструменте.

МЕНЬШЕ ПРАКТИЧНОСТИ, БОЛЬШЕ РОМАНТИКИ…
Не терпится спросить у Даши о её впечатлениях о конкурсе:
— Даша, как ты отреагировала на присуждение тебе первой премии конкурса?
— Я вышла на сцену, мне дали диплом…
— Волновалась, когда называли места?
— Волновалась.
— Почему?
— Я хотела победить.
— А когда сказали, что первое место присуждается Дарье Зарицкой, что произошло? Не ожидала, что назовут тебя?
— Ждала….
Игошина:
— Это плохо…
— Почему же плохо?
— Потому что это детство ещё в Даше говорит. Потому что ещё не падала и коленей не расшибала.
— Даша, кому первому ты рассказала о своей победе?
— Ларисе Ивановне сразу же позвонили…
— А в школе как отнеслись к такому успеху?
 — Повесили объявление возле расписания — и все могли его прочитать. А ещё перед классом мы с мамой рассказывали о нашей поездке.
— В общеобразовательной школе ты хорошо учишься?
— Хорошо…
Игошина:
— Даша учиться в седьмой гимназии, и она у нас отличница!
— А на прогулки, подружек, развлечения время у тебя остаётся?
— Чуть-чуть. Завтра, например, пойду с бабушкой на каток.
— Даша, а ты учишь свою маленькую сестричку Марину музыке?
— Учу нотам, а она поёт произведения. Ходит по дому и поёт себе под нос. Ей всего годик был, когда я пошла в музыкальную школу. Скоро и она в эту же школу пойдёт. Игошина:
— Конкурент растёт! И как правило, младший оказывается сильнее старшего. Как, например, у наших уже прославленных выпускников, братьев Кайгородовых и сестричек Прошиных.
— Лариса Ивановна, если сравнить вашу с Дашей работу с лестницей, на какой ступеньке вы сейчас находитесь?
— Ещё только на первой! Эта лестница, к сожалению, бесконечна. Потому что если бы здесь был предел, как в математике, то было бы всё иначе: решил ты задачу правильно — достиг предела, выше не прыгнешь. В музыке же, как говорится, нет предела совершенству.
— Но всё же какие-то конкретные цели перед своими учениками вы ставите?
— Стараюсь держать планку для всех одинаковую: делай как можно больше, как можно выше! Я считаю, что любым делом надо заниматься серьёзно, даже если это всего лишь увлечение.
Из дочки своей я ведь не собиралась делать музыканта, потому что не знала, какая она будет. Но когда я увидела, что она идёт необычными шагами, тогда начала предпринимать попытки развить в ней музыкальный талант. С мужем тогда пришлось очень много спорить, потому что считал, что хватит в семье одного музыканта…
— Скажите, зависит ли восприятие музыки от времени, в котором человек живёт? Как воспринимают музыку дети двадцать первого века?
— Сейчас стало очень проблематично научить детей понимать музыку. Потому что дети сейчас другие. Современные дети умные, практичные, очень эрудированные (видимо, всё идёт от компьютера!), и сказочный, романтический мир становится для них чем-то     непостижимым.
А в музыке это очень важно — быть романтиком. Иначе не сыграешь ни Шумана, ни Шуберта, ни Шопена, ни Листа… Кстати, ничто так не воспитывает душу ребёнка в музыкальном восприятии, как русские народные сказки и классическая поэзия. Мы очень часто с Дашей стихи приводим в пример: нельзя играть «Наша Таня громко плачет…», надо «Я помню чудное мгновенье!»

* * *

В завершение нашей беседы Даша сыграла несколько своих любимых отрывков: «Бабу Ягу», так понравившуюся итальянцам, немного Моцарта и Шостаковича, чуть-чуть Бетховена.
За огромным инструментом Даша казалась совсем маленькой, зато играла как взрослая — уверенно и грациозно. Когда-нибудь она станет очень красивой женщиной и, очень может быть, известной пианисткой. А пока её маленькие пальчики по велению кого-то из композиторов перемещаются по чёрно-белым клавишам рояля.
Рядом с ученицей стоит Лариса Николаевна — её пальцы тоже повторяют все Дашины движения, но уже без клавиш — по совершенно не мелодичному, но послушному воздушному пространству.
Тут же в комнате мама Даши, Екатерина. И её пальцы тоже двигаются по невидимым клавишам… Так в небольшом учебном классе детской школы искусств №     2 рождается музыка!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из архива семьи ЗАРИЦКИХ.

Просмотров: 2057