Александр Сысоев: «Успех — дело каждого!»

Минувший год был объявлен Годом молодёжи. И так совпало, что именно в декабре 2009 года в нашем регионе появилась новая молодёжная организация — Ассоциация молодых предпринимателей Брянской области. О том, кто такой молодой предприниматель и чем он интересен для российской экономики, рассказал председатель ассоциации Александр Сысоев.

— Александр, кого по существующему законодательству можно назвать молодым предпринимателем?
— Как такового определения «молодой предприниматель» у нас в законодательстве нет, и поэтому нам пришлось объединить два законодательных понятия — «предприниматель» и «молодой человек». Так, предприниматель — это человек или организация, которые осуществляют свою деятельность в секторе малого бизнеса и отвечают таким формальным критериям, как наличие оборотного капитала, определённого количества сотрудников и так далее.
Второе юридическое понятие — молодой человек. В соответствии с нашим областным законом о молод ёжной политике — это гражданин в возрасте от четырнадцати до тридцати лет. Таким образом, мы и определяем, кого в Брянской области можно отнести к числу молодых предпринимателей.
— Как формально такое «объединение» было закреплено в региональном законодательстве?
— По инициативе молодёжного парламента, руководителем которого я также являюсь, мы вносили изменения в региональный закон о молодёжной политике. Но при этом мы не вводили понятие — «молодой предприниматель», а было определено новое направление молодёжной политики — развитие молодёжного предпринимательства. Мы обозначили комплекс мер по поддержке молодёжи из числа предпринимателей, а также сделали определённые шаги по вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность. Это позволило нам избежать нарушения федерального закона и добиться поставленных целей.
Дело в том, что нельзя в региональном законе прописать, что молодым является предприниматель в возрасте, например, до тридцати лет. Федеральный закон о малом и среднем бизнесе не определяет каких-то возрастных ограничений.
— Почему возникает такая необходимость — помогать молодым бизнесменам?
— Потому что молодёжь — это категория, менее других готовая к предпринимательской деятельности. Об этом говорит отсутствие опыта, знаний, наработанных связей, ресурсов. Возникает проблема — страх перед созданием собственного бизнеса. Бытуют мнения: «А вдруг у меня не получится? Как правильно всё сделать? Собственный бизнес — это так сложно!» Хотя в принципе формально стать предпринимателем очень просто: необходимо собрать пять документов, подать заявление, выждать определённый срок — и лицензия на предпринимательскую деятельность готова!
Помню, как в начале своей самостоятельной деятельности для меня стало открытием, что я могу сам заключать договоры или открыть счёт в банке. Хотя на тот момент я уже три года проработал в сфере, связанной с моим бизнесом.
— Александр, как появилась Ассоциация молодых предпринимателей Брянской области?
— Вообще направлением молодёжного предпринимательства я занимаюсь уже третий год. Начиналось всё с того, что я проанализировал закон о молодёжной политике и обнаружил: целая его глава совсем не реализована на практике. Это статья, которая касалась вовлечения молодёжи в экономическую деятельность. Там был прописан целый комплекс мер: от грантовой до образовательной поддержки. Я начал «копаться» в различных региональных молодёжных программах и ни в одной из них не обнаружил мероприятий, в которых данная статья была бы реализована. Получается, что закон существовал, но не работал. Практической поддержки молодые предприниматели не получали. Мы стали разбираться, как это можно исправить, и создали проект «Молодёжная школа предпринимательства», успешно реализованный в 2008 году. Технологию мы позаимствовали у соответствующего федерального проекта: проводили анкетирование, бизнес-игры, занимались бизнес-образованием. И это был первый серьёзный шаг на пути создания ассоциации. Так мы поняли, что программа работает, и после этого при поддержке губернатора была создана ассоциация молодых предпринимателей Брянской области.
— Какие основные задачи ставит перед собой ассоциация?
— Есть две основные задачи. Во-первых, быть полезным тем молодым предпринимателям, которые уже являются членами ассоциации. Во-вторых, это вовлечение молодёжи в сферу бизнеса.
— Чем же ассоциация может быть полезна молодому предпринимателю?
— Вариантов поддержки очень много, но сейчас самое главное — создание бизнес-тусовки. Другими словами, это объединение людей, которые раньше не знали друг друга, но теперь они объединены общим интересом и получили возможность общаться друг с другом, сотрудничать в бизнесе, обсуждать интересующие вопросы, вместе решать проблемы. У нас в ассоциации на сегодняшний день порядка пятидесяти членов, а это значит, что это пятьдесят важных и полезных контактов. Помните, я говорил, что молодому предпринимателю порой не хватает полезных связей? Так вот, вступив в ассоциацию, он их сразу же приобретает. При этом мы стараемся совмещать формальное деловое общение с неформальным — проведением корпоративов, выездов на природу, спортивных мероприятий. Хотя и конференции наши формальными сложно назвать. Мы строим свои собрания так, чтобы не отягощать их докладами и выступлениями, и предпочитаем живое общение в режиме диалога.
— Но ведь любая тусовка имеет свойство закрытости… Сложно ли новичкам стать «своим среди своих» в вашей ассоциации?
— Мы открыты для молодых и активных людей, которые занимаются предпринимательством. Хотя, с другой стороны, ассоциация не ставит перед собой цели расти и в значительной степени расширяться. Мы стремимся к качественному росту каждого конкретного бизнеса, входящего в объединение, а не к количественному росту ассоциации.
— В таком случае кто может стать членом Ассоциации молодых предпринимателей Брянской области?
— По нашему внутреннему требованию мы принимаем в организацию только действующих предпринимателей или учредителей какого-либо коммерческого общества. Ограничения по возрасту — до тридцати пяти лет. Мы немного подняли эту планку. За подробной информацией можно обратиться на наш сайт www.ampbo.ru.
— Александр, расскажите о наиболее успешных проектах молодых предпринимателей, входящих в ассоциацию?
— Все эти проекты работают, и значит, они успешны. Что касается сфер, то это стандартные виды услуг: рекламная деятельность, обслуживание оргтехники, обучение персонала, организация работы детского центра… Есть и производство. Например, строительных материалов, сувенирной продукции. Но пока таких проектов не так много.
— А почему сфера услуг больше привлекает молодых предпринимателей?
— Потому что она более доступна для начала бизнеса с точки зрения материальных вложений и с точки зрения наличия ресурсов. Возможно также, что это просто общая тенденция, свойственная для современного молодого предпринимателя — создавать свой бизнес в сфере услуг.
— Расскажите о вовлечении молодёжи в сферу предпринимательства.
— На сегодняшний день в этом направлении мы выступаем главным партнёром Департамента экономического развития Брянской области. Нами разработана программа «Шаги успеха», которая рассчитана на вовлечение молодых людей в предпринимательство. Программа построена на определённых этапах, которые параллельно реализуются в течение года. Это анкетирование, тренинги, базовая образовательная программа, посвящённая развитию универсальных качеств, необходимых для того, чтобы человек был успешным.
В результате всех этих мероприятий мы разделяем участников на две группы: первые — это те люди, которые хотели бы быть специалистами в определённой сфере, и мы пытаемся найти вакансию для их трудоустройства.
И вторая категория — это молодые люди, планирующие заняться предпринимательской деятельностью. Для них у нас разработан проект «Я предприниматель», в рамках которого мы, например, помогаем написать бизнес-план, сделать первые шаги в развитии бизнеса, рассказываем о грантовой поддержке, о субсидировании процентных ставок по кредиту, о микрофинансировании и деятельности Гарантийного фонда…
Помочь человеку начать бизнес с нуля — это сложная задача. Даже не знаю, с чем сравнить. Наверное, с рождением ребёнка. Но в развитии малого бизнеса есть конкретный экономический эффект. Человек занялся бизнесом — создал рабочие места, начал платить налоги, а это прямая выгода для государства и для экономики.
— В чём, на ваш взгляд, заключается секрет успеха?
— Секрет прост — надо действовать. Поэтому и программа называется «Шаги к успеху», ведь к успеху нужно идти шаг за шагом — вчера, сегодня, завтра! Успех — дело каждого!

Софья ТРОФИМОВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из архива Александра СЫСОЕВА.

Просмотров: 4212