Епископ Брянский и Севский Феофилакт: «У нас со светской властью одна цель — благополучие души и благополучие Отечества»

В канун празднования 17 сентября на вопросы журнала «Брянская ТЕМА» ответил епископ Брянский и Севский Феофилакт.

— Владыка, в этом году Брянску исполняется 1025 лет. С какими чувствами вы встречаете эту знаменательную дату?

— Этот памятный юбилей мы, конечно, отметим верой православной. По моему глубокому убеждению, православная вера — это основа и сосредоточие жизни любого человека, живущего на русской и в том числе брянской земле. Если нет веры или мы её не имеем по разным обстоятельствам, то это наше горе и печаль. А с верой все труды наши совершаются во славу Божию. Независимо от профессии и направления жизни.

Главное, чтобы деяния освещались православной верой. Тогда всё к созиданию, к благополучию и к пути в вечную жизнь. Что вне этого, бесплодно, бесполезно и бессмысленно. Хотя внешне может быть очень громоздким и помпезным. У нас есть глубинные примеры, когда общественные формации рушатся как карточные домики только потому, что в их основе лежало безбожие.

Надо крепко молиться, чтобы Господь послал нам веру. А если она имеется, чтобы Он её укрепил в нас. Вот это — основная задача. Будет вера — будет всё!

— Владыка, ощущаете ли вы поддержку со стороны властей? Можете ли вы сказать, что у руля Брянска и области стоят люди с православной верой, которые всячески поддерживают все ваши начинания?

— Да, могу. Милостию Божей и благородными устремлениями власть придержащих мы ощущаем постоянную помощь и внимание. И мы надеемся и верим в то, что так будет всегда. Как это было и прежде до сатанинского безбожного переворота в 1917 году, который разрушил наше Отечество.

Сейчас мы переживаем духовное возрождение. Власти светская и духовная должны быть едины. У нас одна цель — благополучие души и благополучие Отечества. Достигается благополучие души с помощью веры православной, а благополучие внешнее с помощью веры и трудов во славу Божию. Дай нам Бог всегда быть единодушными.

— Владыка, сегодня в Брянске активно ведётся восстановление храмов, строительство кафедрального собора. В планах строительство новых церквей. И городские, и областные власти финансово поддерживают эти проекты. А как обстоит дело с коммерческими структурами? Есть ли у нас современные Могилевцевы и Тенишевы?

— Скажу так: восстановление святынь — это прежде всего дело совести. Можно сделать много обращений, написать множество транспарантов с воззваниями… Но дело совести — это дело каждого. Потому что именно по совести будет нас судить Бог. Совесть дана каждому человеку. Вот и будьте любезны, определяйтесь, к чему вы склонны: к добру или же к злым умыслам. Я считаю подобные благодеяния личным делом.

Что же касается нас, то мы со своей стороны делаем всё, что от нас зависит: побуждаем, призываем… Но, поступая так или иначе, человек руководствуется своей совестью.

Помним: за всё будем судимы. За дело, за мысль, за чувства. Чем согрешаем, тем и будем наказаны. Согрешаем умом, ум будет поражён. Согрешаем языком, язык будет поражён. Согрешаем неверием, не будет веры никогда. Давайте об этом помнить! Это святоотеческое определение, не наше. А совесть если прегрешает, то будет страшное наказание. Там уже будет вопрос: или вверх, или вниз. Помоги, Господи, всем определиться, и чем быстрее, тем лучше.

— А в чём, по-вашему, состоит задача СМИ в деле духовного возрождения?

— Как вы заметили, я нечасто общаюсь с представителями СМИ. Но хотел бы, чтобы наше с вами сотрудничество было не от случая к случаю, а постоянным. Считаю, что задача средств массовой информации прежде всего в том, чтобы честным образом отражать происходящие события. Подавайте хорошие примеры через призмы людских судеб. Нам сейчас это очень нужно. Все уже устали от того, что многие СМИ постоянно опускают в помои и людей, и всю страну.

Меня радует, что в каждом номере вашего журнала есть красивые люди. Красивые прежде всего внутренне. Надо помнить, что равному русскому народу вообще нет никого в мире. Православие — это как навигатор. Не обманешь! Вот иной раз думаешь: хорошо бы вправо, а надо прямо!

Человек, у которого есть твёрдая вера, видит действительность не только в её нынешнем проявлении. Он мыслит прошлым и будущим, ретроспективно и перспективно. А вот образование ещё ни о чём не говорит. Можно иметь пять высших образований, но при этом на человека противно смотреть. А мировоззренчески грамотный человек — это совсем другое дело. Вот сапожник имеет православное мировоззрение, и он не за страх, а за советь делает своё дело. И он может первее перейти в Царствие Божие, чем, к примеру, какой-нибудь учёный-социолог, который занимаясь лакейской наукой бесконечно лжёт, думая, что он молодец, а на самом деле губит себя.

— Владыка, что вы пожелаете читателям «Брянской ТЕМЫ» в канун праздника?

— Днём города мы считаем День памяти Собора всех святых в земли Брянской просиявших, который ежегодно празднуется 3 октября. В этот день желаю всем помощи Божией, благославления Божия, доброго здравия, спасения, мира и благоденствия в семьях. И, конечно, хранения святой православной веры. Особенно мои пожелания обращены к молодёжи, которая так необходима нашему Отечеству.

Сегодня в храмы приходят много молодых людей. Я думаю, происходит это не только потому, что разные нужды заставляют их обратиться к вере, к Богу. Приходит новое осмысление действительности. А главное, меняется мировоззрение: от затхлого к светлому. И это очень радует.

Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

В тему!

Феофилакт, епископ Брянский и Севский (Моисеев Николай Алексеевич) Родился в 30 апреля 1949 годf в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооружённых силах.

В 1975 году окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 года работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

С 1975 по 1990 годы — сотрудник издательского отдела Московской патриархии: редактор отдела «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». Его авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

С 1978 по 1984 год учился в Московских духовных семинарии и академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за курсовую работу «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви».

С 1984 по 1989 год — преподаватель Московских духовных семинарии и академии на кафедрах истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно был заведующим библиотекой Московской духовной академии и помощником инспектора.

С 1989 по 1990 год в связи с открытием Киевской духовной семинарии был направлен для организации учебного процесса в качестве учёного секретаря и преподавателя.

В 1990 году возвратился в Троице-Сергиеву лавру, где 28 апреля 1983 года был пострижен в монашество.

Рукоположен во иеромонаха 28 августа 1983 года, возведён в сан игумена 4 декабря 1985 года.

28 апреля 1995 года Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.

С 1991 года — настоятель возвращённого Русской Церкви Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры.

20 апреля 2002 года в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофилакта (Моисеева) во епископа Брянского и Севского.

Образование: 1982 год — Московская духовная семинария. 1984 год — Московская духовная академия.

Награды Церковные:
• 2008 год — орден Преподобного Сергия Радонежского II степени;
• 2009 год — орден Преподобного Сергия Радонежского I степени.

Просмотров: 1155