Антонина Курасова: «Великие достижения — это великий труд!»

Так совпало, что именно в год учителя свой двадцатилетний юбилей отмечает самое, пожалуй, престижное среднее учебное заведение города — Брянский городской лицей №1. За всё это время тысячи учеников выпустились из стен лицея, став достойными гражданами нашей страны. Ведь смысл образовательной и воспитательной деятельности лицея — глубокие знания, высокая культура и нравственное поведение. Лицей входит в десятку победителей конкурса «Лучшие школы России 2006». Директор и основатель лицея Антонина Курасова — народный учитель РФ, кавалер ордена Почёта, почётный гражданин Брянской области. В канун 1 сентября Антонина Семёновна рассказала «Брянской ТЕМЕ» о том, чем живёт лицей и какие открытия ждут его учеников в новом учебном году.

— Антонина Семёновна, как проходит подготовка к первому сентября юбилейного для вас года?

— Новый учебный год начинается с подарков — в настоящий момент рядом с лицеем создаётся сквер Лицеистов. Это подарок жителям города и в первую очередь учащимся лицея от властей Брянска. Мы очень рады такому презенту, и впоследствии именно лицеисты будут благоустраивать сквер и ухаживать за ним.

Что касается лицейской подготовки к первому сентября, нужно отметить, что в этом году у нас впервые одновременно будет обучаться 1107 учеников. На сегодняшний день наш лицей — самая большая школа в масштабах всей области. И это при том, что обучение у нас ведётся начиная только с пятого класса. В этом году стало больше и сельских ребят, которые живут в пансионе «Орбита». На сегодняшний день их 138 человек.

Пансион «Орбита» я считаю особым завоеванием лицея за все двадцать лет его существования. Ещё на заре открытия этого престижного учебного заведения я начала выдвигать предложение — привезти в Брянск для дальнейшего обучения талантливых ребят из «чернобыльской» зоны. Тогда мне предложили отсек в общежитии строительного техникума. Я сходила туда, посмотрела и стала искренне переживать за своих будущих учеников. Как же они будут жить, спать, учиться в совершенно не приспособленном для этого месте! Время шло, от своей цели я не отступала. И когда нас переселили в новое здание на улице Советской, я снова повторила свою просьбу выделить хотя бы пять-шесть комнат, чтобы разместить в них самых лучших и талантливых ребят из районов. В итоге получилось целое общежитие на 140 мест, которое благодаря воспитательной, спортивной, краеведческой деятельности очень скоро переросло в пансион.

— Влияет ли растущее число учеников на организацию учебного процесса?

— С одной стороны, нас радует увеличение числа учеников. Это говорит о престиже лицея и его авторитете. Но, с другой стороны, вызывает определённые трудности. Например, вынужденное обучение во вторую смену. Получается, что два раза в неделю ребятам придётся приходить на занятия к одиннадцати часам. И уходить, соответственно, позже.

Пословица «В тесноте, да не в обиде» в нашем случае не совсем уместна. Поэтому в течение последних двух лет мы ставим перед властью вопрос о возведении новой пристройки. Лицей имеет прекрасную инфраструктуру, включающую огромный дом спорта, хороший бассейн, собственную столовую, котельную и пансион. И в то же время здание лицея не вполне приспособлено для учебного процесса: некоторые классные комнаты слишком узкие и длинные, другие — слишком маленькие. Городские власти уже откликнулись на нашу просьбу и обещали, что в 2011 году будет рассматриваться вопрос о выделении денежных средств на строительство.

— Чем ещё планируете порадовать и удивить своих лицеистов?

— В этом году мы впервые создали Пушкинский зал на втором этаже лицея, и в сентябре планируется его торжественное открытие. Создан он был под руководством нашего завуча Марии Григорьевны Лещенко. В этом зале установлен бюст Александра Сергеевича Пушкина, чьё имя с гордостью носит лицей, силами наших лицеистов и учителей организована замечательная выставка. В течение двух лет мы проводили различные акции — собирали книги о Пушкине, переписывались с пушкинскими музеями…

Друзья, прекрасен наш союз!

— В этом году Брянский городской лицей №1 отмечает свой двадцатилетний юбилей. Как готовитесь к этому важному мероприятию?

Хотелось бы отметить, что самый приятный подарок к юбилею — результаты последних выпускных экзаменов. Они действительно впечатляют! В этом году 16 лицеистов получили высший балл по таким дисциплинам, как литература, русский язык, физика, химия, обществознание. Практически сто процентов наших учеников поступили в высшие учебные заведения, в их числе — девятнадцать лицеистов, ставших студентами МГУ им. Ломоносова. В следующем году хотелось бы улучшить эти результаты. И работа в этом направлении ведётся уже сейчас.

На сам праздник 19 октября мы пригласили лицеи из Тулы, Калуги, Орла, Смоленска. В планах — проведение научно-практической конференции в формате «Российского лицея», а также организация различных концертов, выставок, отчётов.

И самое главное, мы пригласим всех наших выпускников на праздник. Уже начали рассылать приглашения во все уголки России.

— Однажды вы сказали: «Царскосельский лицей воспитал для государства Российского министров, дипломатов, сенаторов, членов Государственного совета, деятелей культуры и… Александра Сергеевича Пушкина». Скажите, а в Брянском городском лицее №1 уже взрастили своего Пушкина?

— Среди наших выпускников множество ярких звёзд: Евгений Пивоваров — доктор наук, преподаёт юриспруденцию в Санкт-Петербургском государственном университете, Наталья Туманова и Ирина Зотова — ведущие специалисты в престижной кремлёвской клинике, Артём Устинов — судья в областном суде, награждённый премией ОНН за службу миру. Этот список можно продолжать и продолжать! Правда, видных деятелей литературы в нём на данный момент, к сожалению, нет. Но у нас всё ещё впереди!

— Удивительный факт — Брянский городской лицей №1 зарождался двадцать лет назад в здании обычной школы, но уже тогда качественно отличался от других учебных заведений города. Скажите, на каких принципах строится работа в отношении учеников?

— Двадцать лет назад были сформированы пять основополагающих принципов, на которых и до сих пор основывается вся наша образовательная деятельность. Наша цель — сделать образование доступным и высококачественным. Как этого добиться?

Во-первых, это углублённое изучение предметов. Ещё двадцать лет назад мы начали обучать ребят работать на компьютере. И сейчас идём в ногу со временем — постоянно улучшаем материальную базу, внедряем новые технологии. Во-вторых, углублённое изучение иностранных языков. Мы считаем, что это не просто школьный предмет, а в первую очередь средство коммуникативных связей. Поэтому наладили тесный контакт с образовательными учреждениями США, и теперь лицеисты отправляются для изучения языка в Америку, а американские дети с целью изучения русского приезжают к нам. У нас в лицее обязательное изучение двух языков: английский — первый язык, немецкий или французский — второй.

Третье направление — обучение профессии. Так, за двадцать лет работы лицея было подготовлено 2418 операторов вычислительной техники, 618 младших медицинских сестёр, 365 секретарей-референтов, 213 менеджеров, 233 бухгалтера, 321 водитель и 55 автослесарей.

Четвёртое — обязательные занятия спортом.

И пятое — воспитание культурных ценностей.

Но самое главное — это уважение личности каждого ученика. Недаром у нас в лицее существует заповедь — ко всем лицеистам обращаться исключительно на «вы».

— Как известно, лицей — это одно из первых учебных заведений в городе, где официально был введён дресс-код. Является ли сейчас официально-деловой стиль одежды одним из основных требований к лицеистам?

— Да, это правило сохраняется, но… мы стали более лояльны. Время идёт, меняются дети и их родители, меняются поведение и мода… Очень трудно добиться делового стиля в одежде у ребёнка, родители которого позволяют себе вольности в нарядах. Но всё-таки мы стараемся сохранить долю разумного консерватизма во внешнем виде, в обращениях друг к другу. У нас уже выработаны собственные лицейские ритуалы. Например, фотографирование у бюста Пушкину на фоне лицейского знамени. Двадцать лет мы храним лицейские традиции, но всегда открыты чему-то новому!

— Антонина Семёновна, что же является традиционным для лицея?

— Регулярные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, шефская и благотворительная работа. Лицеисты — постоянные гости в доме ветеранов. Ребята с трепетом готовятся к встречам с участниками войны — пекут для них пироги, булочки, делают подарки своими руками.

Лицей поддерживает многолетние тесные дружеские и творческие отношения с Тюнинской средней школой, в которой я сама когда-то училась. Мы собираем подарки для ребят, приглашаем их в гости, сами навещаем. И это тоже стало хорошей традицией.

У нас есть четыре замечательных хора, а также вокальные, танцевальные и хореографические коллективы. Кроме того, у каждого лицейского класса, у каждой параллели есть свои особые традиции — одни увлекаются Пушкиным, другие — историей и краеведением, третьи изучают судьбы наших выпускников. Например, наш преподаватель Элла Ивановна Сычёва собирает информацию о наших выпускниках, оформляет с ребятами тематические альбомы и стенды. Мы приветствуем такой опыт. Да и вообще многие хорошие дела совершаются благодаря инициативе и энтузиазму лицейских учителей.

— Как формируется преподавательский состав?

— Наш коллектив состоит из учителей со стажем, которые пришли сразу же после открытия лицея, а также из молодых учителей.

— Существуют ли определённые критерии относительно выбора кандидатуры лицейского учителя?

— В принципе нет. Хотя новых учителей мы принимаем на работу по рекомендации управления образования. Например, в этом году к нам придут два математика, которые преподавали информатику и программирование в БГУ. В настоящий момент в лицее по совместительству работают порядка десяти кандидатов наук, учёная степень кандидата педагогических наук имеется также у двух наших штатных преподавателей.

33 года по зову сердца

— Антонина Семёновна, как вы попали в сферу образования? Что послужило для этого поводом?

— Моя мама работала учительницей младших классов в Тюнинской средней школе. Естественно, с детства я мечтала стать учителем. А потом к нам в Тюнино по распределению приехала москвичка Нэлли Павловна Крымова — учитель русского языка и литературы. Она была молодая, активная, вдохновлённая, читала наизусть Есенина, разговаривала с нами о литературе… Глядя на неё, я окончательно решила — поступаю в педагогический! Потом был институт, распределение, первые уроки в школе…

— А сколько лет вы уже работаете в должности директора школы, лицея?

— Почти уже тридцать три года: вначале директором школы №54, затем — директором лицея. У меня на заре педагогической деятельности было очень много хороших кадровых предложений. Самые высокие должности, которые мне предлагали, — заместитель директора департамента образования и начальник управления образования. Но я категорически отказывалась!

— Почему же?

— Потому что в департаменте образования нужно было отвечать за детские дома и школы-интернаты. В то время я чувствовала себя не готовой к такой работе, немного боялась этой серьёзной ответственности. Отлично помню тот момент, когда ко мне в школу №54 пришёл директор департамента образования предлагать работу, а у меня в тот день очень болел палец на ноге. Я была одета, как и полагается, в приличный деловой костюм, а на ногах… кроссовки. Боялась, что он скажет: «Директор школы — и в кроссовках! Позор!» Не буду же я ему объяснять, что у меня перелом! Так что я по-быстрому разговор свернула, отказавшись от его предложения. Через два года мне снова предложили эту должность, и вновь я ответила отказом. И тут уж палец был ни при чём… Мне было комфортно в должности директора. Я чувствовала себя на своём месте.

— Сейчас вы сами даёте образование и воспитываете одарённых детей из приютов и детских домов. И это ведь тоже своего рода ответственность за детские судьбы…

— Скажу больше — я считаю, что это самое благородное дело за все двадцать лет существования лицея. Семерых детей из детдомов мы уже выпустили, ещё один учится в настоящее время. Приятно видеть, как очень талантливые дети старательно навёрстывают упущенное. А ведь у них в детдомах практически не преподаётся иностранный язык, нет углублённого изучения предметов и возможности нанять репетитора. Я вижу, как эти ребята учатся, прилежно делают домашние задания, стремятся догнать своих сверстников, а потом… выигрывают олимпиады! Мы же, в свою очередь, находим спонсоров, которые помогают им материально, в классах собираем для них подарки, чтобы ребята не чувствовали себя обделёнными.

— Наверняка в истории развития лицея были и сложные моменты? Что помогало вам преодолевать трудности?

— Проблемы и трудности? Они есть и будут всегда. Например, сейчас нам хотелось бы иметь собственный стадион и новую пристройку к лицею. Надеюсь, со временем эти вопросы решатся.

Иногда мне кажется, что я уже не осилю какую-нибудь новую стройку. Так же думала, когда начиналось строительство бассейна. Но, как видите, бассейн готов.

Тяжело бывает, когда от меня уходят завучи — на повышение или в связи с переездом в другой город. С одной стороны, это вызывает определённые трудности в организации учебного процесса, а с другой — это гордость за своих учителей. Так было с Ольгой Вилениновной Платоновой — она уехала в Москву. И теперь работает завучем в центральном московском лицее и преподаёт в МГУ. Ещё один пример — Алексей Николаевич Ермаков, который теперь работает директором одной из брянских школ.

Мы очень переживаем, когда в судьбе любого нашего ученика или учителя есть какие-то трудности. Недаром один из наших девизов: «Мы — лицейское братство!»

А как мы радуемся за наших выпускников, которые поступают в престижные высшие учебные заведения! Я очень горжусь дружбой нашего лицея с Московским государственным университетом имени Михаила Ломоносова. Ректор университета Виктор Садовничий дважды был в лицее, трижды в год у нас работает выездная школа МГУ, университет курирует наиболее талантливых и одарённых лицеистов. Надеемся в скором времени встретиться с Виктором Антоновичем на празднике День лицея 19 октября.

— Антонина Семёновна, а после работы остаётся время на какие-то свои женские увлечения? Выращивание роз, например…

— Розы… (Смеётся.) В этом году они выродились из-за жары. В отпуске этим летом не была ни секунды. Приходится очень много работать. Единственная отдушина — мой дорогой внук Андрей, который с родителями живёт в Москве. Теперь он для меня звезда! Андрей учится в шестом классе, занимается музыкой и спортом, увлекается футболом. Иногда с дедом целый час по телефону могут обсуждать, кто как забил или почему Аршавин так ведёт себя на поле!

— Часто приезжает к вам в гости?

— Он целый месяц каждое лето живёт у нас. А в Москву чаще мы ездим, чем они к нам в Брянск.

— Кем же хочет стать ваш Андрей?

— Ещё не решил. Но я рада, что в его жизни есть спорт и музыка. Он играет на саксофоне, но на концертах всё-таки выступает на фортепиано. Учится на «четыре» и «пять», но без фанатизма — бабушку не прославляет…

— Антонина Семёновна, а что для женщины счастье?

— Счастье — это когда все здоровы, когда близкие люди рядом. И в первую очередь муж. Он во всех делах мой первый помощник. Потом сын, внук, близкие и родные. Их поддержку я особенно ощутила, когда болела…

Я счастлива, создавая комфортные условия своим лицеистам. И это не для красного словца. Раньше у меня был девиз: «Через тернии к звёздам». Но сейчас какие звёзды?! Поэтому мой новый девиз: «Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко». Счастье — это делать добро людям, даже если иногда жертвуешь собой.

— Что пожелаете жителям Брянска в канун праздника День города?

— Я хочу пожелать прежде всего благополучия, чтобы не было встрясок и волнений, а уровень жизни каждого соответствовал современным требованиям. Всем материального благополчия, здоровья. И пусть в Брянске вырастет новое поколение людей, которое сможет сохранить нашу богатую историю и приумножить наши славные традиции. И надо помнить, что все великие достижения даются с великим трудом!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из лицейского архива.

В тему!

Педагогический коллектив Брянского городского лицея №1 имени А.С. Пушкина насчитывает 119 учителей.

В их числе 1 народный учитель России и кавалер ордена Почёта, 16 заслуженных учителей РФ, 21 отличник народного просвещения, 37 почётных работников общего образования РФ, 31 обладатель грамоты Министерства образования и науки РФ, 1 награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», 21 обладатель президентских грантов и 8 — губернаторских, 2 кандидата педагогических наук.

С 1990 по 2010 год победителей и призёров олимпиад — 813: международных — 10, российских — 83, зональных — 98, региональных — 622.

Именные стипендиаты городской администрации и городского совета — 22.

Именные стипендиаты Брянской области и Брянской областной Думы — 2.

За 20 лет поступили в вузы Москвы — 710, Санкт-Петербурга — 275, МГУ — 253.

Лицей окончили 3364 учащихся. Получено 157 золотых и 375 серебряных медалей.

Просмотров: 1305