Валерий Рогачёв: «2010 год оказался очень напряжённым!»

По уже сложившейся традиции, «Брянская ТЕМА» совместно с Брянским управлением федеральной антимонопольной службы России подводит итоги уходящего года. Каким оказался 2010 год с точки зрения антимонопольного законодательства, рассказывает руководитель Брянского УФАС РФ Валерий Рогачёв.

—ВалерийСтепанович, для началатрадиционный вопрос — чем запомнился сотрудникам вашей службы уходящий 2010 год?

— В этом году антимонопольная служба отметила 20-летие своего существования. За это время приняты два больших пакета антимонопольных законов, наработана достаточно большая практика их применения как нами, так и судами. Принята программа развития конкуренции на территории Брянской области.

Этот год оказался очень напряжённым для всего коллектива Брянского управления Федеральной антимонопольной службы России. Об этом говорят количественные показатели выявленных нарушений, которые превышают прошлогодние в несколько раз.

— Как вы думаете, чем вызвано увеличение количества задач и конкретных дел, стоящих перед сотрудниками Брянского УФАС?

— Видимо, общими проблемами в экономике страны, которые диктуют необходимость изменения законодательства. Как следствие, с внесением поправок в законы и нормативные акты активизируется контроль за соблюдением новых требований.

Принцип нашей работы таков: «Чем больше работаешь, тем больше прибавляется работы». Два года назад коллектив Брянского УФАС насчитывал порядка восемнадцати человек, в настоящее время штат увеличился до тридцати сотрудников. И работы не становится меньше. Важность задач, которые стоят перед Федеральной антимонопольной службой, требует от каждого из сотрудников исключительной компетентности, неуклонного соблюдения профессионального долга.

— Тогда давайте поговорим о конкретных вопросах, решением которых занимается ваша служба. Например, в прошлом году в числе законопослушных районных администраций вы выделяли Жуковскую, Гордеевскую, Комаричскую и Дятьковскую. Кто же в этом году оказался в передовиках, кто в отстающих?

— Разумеется, ситуация с районными администрациями меняется с каждым годом. Если говорить о муниципальных образованиях, которые реагируют на наши замечания, исполняют их добросовестно и в срок, то в 2010 году стоит отметить Почепскую, Унечскую, Карачевскую и Комаричскую администрации.

К числу нарушителей, как и в прошлом году, относится Новозыбковский район. В 2010 году к нему присоединился район Брянский. Хотя в целом я не могу назвать ни одного района области, руководство которого игнорировало бы наши предписания. Ведь в основном нарушения возникают либо по неопытности, либо в результате незнания закона. Злостных нарушителей у нас нет! И мы это прекрасно понимаем, стараемся помочь администрациям исправить ошибки, даём все необходимые советы и рекомендации.

— В прошлом году сумма самого крупного штрафа составила 1 000 000 рублей. Какими оказались рекорды 2010 года?

— Таких крупных штрафов в этом году у нас не было. Но, как я уже сказал, в целом сумма взысканий превысила показатели прошлого года.

— В 2009 году остро стоял вопрос с необоснованным повышением цен на лекарственные средства в связи с эпидемией различных форм гриппа. Удалось ли удержать рост цен в период сезонных вспышек заболеваний 2010 года?

— В прошлом году наша служба в числе первых обратиласвоёвниманиенаданнуюпроблему.Признаюсь, нам удалось добиться определённых положительных результатов — рост цен на лекарства приостановлен и вот уже несколько месяцев цены удерживаются на определённом уровне.

Подобная ситуация складывается и с ценами на продукты питания. Одними из первых мы приняли меры по предупреждению повышения цен.

— А как же взлёты цен на гречневую крупу и картофель, якобы вызванные плохим урожаем этих культур?

— Повышения цен в основном связаны с поставками данной продукции из других регионов. Меры воздействия, которые мы можем применить в подобной ситуации, — это сообщить о нарушениях в Федеральную антимонопольную службу, обратиться к коллегам в других областях, чтобы они приняли меры по решению конкретной проблемы.

Что касается роста цен на продукцию, произведённую в нашем регионе, то здесь мы обладаем гораздо большими полномочиями, в связи с чем количество положительных решений значительно растёт.

— Расскажите о наиболее интересных категориях рассматриваемых дел. Например, о фактах нарушения закона «О рекламе», зафиксированных на территории Брянской области?

— Приведу конкретные примеры. К нам обратился потребитель с тем, что он изучил рекламу «АвтоВАЗа» в Интернете и посчитал её ненадлежащей. Содержание рекламы было следующим: по президентской программе в любом регионе России, где имеются дилеры «АвтоВАЗа», можно было приобрести автомобиль в кредит. Человек обратился непосредственно в фирму «Брянск-Лада», дилера «АвтоВАЗа» в Брянске, но получил отказ. Однако реклама в Интернете свидетельствовала о том, что приобрести автомобиль по данной программе можно в любом регионе, где имеется дилерский центр.

Получив отказ, потребитель обратился непосредственно на завод-изготовитель с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Ему ответили, что действительно брянский дилер обязан предоставить автомобиль по данной программе. Но дальше переписки по электронной почте дело не пошло. Следующим шагом потребителя стало обращение в Брянский УФАС России.

Мы изучили материалы дела и действительно признали нарушителем «АвтоВАЗ», так как рекламу предоставляла именно эта компания. Кроме того, «АвтоВАЗ» является учредителем регионального дилера «БрянскЛада» и должен был повлиять на решение и урегулировать вопрос.

После признания «АвтоВАЗа» нарушителем закона «О рекламе» мы прошли три инстанции суда, и все три решения подтвердили правомерность решения Брянского УФАС России. В итоге «АвтоВАЗ» оплатил штраф в 300 тысяч рублей, а потребитель получил право требовать возмещения морального и материального вреда в судебном порядке.

А вот другой случай с рекламой размещённой во Всемирной сети. В Интернете была размещена реклама ООО «Ягуар Ленд Ровер», в которой были указаны не все условия предоставления кредита. Представитель фирмы, отстаивая свою точку зрения, утверждал, что если клиент захочет приобрести автомобиль в кредит, то он может заглянуть на официальный сайт компании и уточнить все условия кредитования. Однако нами было пояснено, что реклама — это единый блок. И если компания размещает рекламу и указывает хотя бы одно условие кредитования, то закон обязывает указывать и все остальные. Компания Land Rover была признана нарушившей закон «О рекламе» и оштрафована на 300 тысяч рублей.

Ещё один факт нарушения законодательства. В одной из газет была размещена реклама «Восточного экспресс банка». В данной рекламе были указаны все условия кредитования, но настолько мелким шрифтом, что прочитать их было невозможно даже при помощи лупы! Дело было возбуждено как в отношении рекламодателя, так и в отношении рекламораспространителя — газеты. Оба были признаны нарушившими ФЗ «О рекламе».

Объяснения со стороны нарушителей были таковыми: реклама размещается по всей России, но она предусмотрена для глянцевых журналов. Учитывая разные способы печати, шрифт на страницах газеты оказался нечитаемым. Мы установили, что «Восточный экспресс банк» мог не допустить появления в СМИ данной рекламы, так как согласовывало и оплачивало готовый макет. В итоге сумма штрафа составила 100 тысяч рублей. В настоящее время штраф полностью выплачен.

Наибольшее количество нарушений в сфере рекламы выявляется нашими специалистами в глянцевых журналах, распространяемых на всей территории России. Для рассмотрения таких дел мы обращаемся в ФАС России за наделением Брянского УФАС полномочиями в соответствии с требованиями регламента. Приведу только один пример такого дела.

В журнале ELLE за май 2010 года сотрудниками Брянского УФАС была обнаружена реклама водки GREY GOOSE, в которой изображён мужчина с бокалом в руке, наполненном прозрачной жидкостью. Стоял мужчина возле стола, на котором была размещена бутылка с указанным алкогольным напитком и два бокала, наполненных также прозрачной жидкостью. Ниже размещалась надпись: «Исключительный вкус. Благородное происхождение. Утончённая форма. Только водка GG проходит процесс дисталяции под искусным руководством метра-де ше. Опыт мастера купажа Франсуа Тибо в производстве спиртных напитков следует вековым традициям…»

Рассматриваемая реклама нарушает требования ФЗ «О рекламе», согласно которому в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Представители компании-рекламораспространителя пытались доказать, что человек, изображённый в рекламе, — это и есть Франсуа Тибо, дегустирующий алкогольный напиток.

Однако эти обстоятельства не являются исключением, допускающим нарушение рекламного законодательства. В результате рекламораспространителю было выдано предписание и наложен штраф на должностное лицо в размере 20 000 рублей. А вот сам рекламодатель был привлечён к административной ответственности и оштрафован на 100 тысяч рублей.

— Приведите примеры других нарушений, не связанных с рекламной деятельностью?

— Жители посёлка Толмачево (двенадцать человек) обратились в Брянское УФАС с просьбой разобраться с их проблемой. Все они получили земельные участки под строительство жилых домов. Для получения технических условий на электроснабжение граждане обратились в фирму ООО «Строй Эксперт». При этом фирма обязала каждого своего клиента построить трансформаторную подстанцию за свой счёт в связи с отсутствием необходимой мощности в посёлке Толмачево. Однако по новым правилам технического присоединения физическим лицам не имеют права отказать в присоединении. Кроме того, все сети и объекты, необходимые для энергоснабжения частных лиц, должны строиться за счёт поселений, в которых ведётся строительство или за счёт организаций— владельцев сетей. В данном случае такой организацией является ООО «Строй Эксперт».

При рассмотрении дела представители ООО «Строй Эксперт» пытались доказать, что у них нет финансовых средств для строительства. Однако, являясь не бюджетной организацией, они были обязаны самостоятельно осуществить данный вид работ. Включение в договор возмездного оказания услуг по технологическому присоединению к электрической сети невыгодных для потребителя условий было признано нарушением антимонопольного законодательства. В итоге ООО «Строй Эксперт» было предписано привести договоры на технологическое присоединение в соответствие действующему законодательству, а также заключить с заявителями новые договоры и выдать соответствующие технические условия.

Или ещё один случай. Компания ООО «Брянскрегионгаз» поставляла топливо в ТСЖ по промышленным (завышенным!) тарифам. Хотя ТСЖ не является хозяйствующим субъектом, зарабатывающим деньги за счёт жильцов. Они созданы для снабжения и обеспечения физических лиц, живущих в конкретных домах. ТСЖ обратилось в Брянское УФАС с просьбой разобраться в сложившейся проблеме. Данное дело дошло до Верховного суда. И Высшим арбитражным судом было разъяснено, что в данном случае применяются не промышленные тарифы, а тарифы «для прочих лиц». В итоге ООО «Брянскрегионгаз» изменило тариф и было привлечено нами к административной ответственности.

 — Наверняка, чтобы справиться с таким объёмом работ, необходим надёжный, сплочённый коллектив…

— Да, я горд своим коллективом. В целом, все работают с энтузиазмом — молодцы!

— Чего пожелаете жителям города и своему коллективу в преддверии Нового года?

— Своим коллегам хотелось бы пожелать не сбавлять набранного темпа, активно и энергично продолжать защищать конкуренцию и служить на благо общества и государства. И конечно, Новый год — это возможность заглянуть в будущее, поставить перед собой новые сложные и интересные задачи.

Желаю, чтобы год наступающий был полон для всех целей, а главное, возможностей для их достижения. Пусть счастье, радость и удача станут вашими постоянными спутниками. Примите мои искренние пожелания крепкого здоровья, благополучия и стабильности!

Софья ТРОФИМОВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

Просмотров: 797