Брянские корни пластилиновой вороны

Когда брянский строитель Василий Гладков привёл своего маленького сына Гришу в музыкальную школу, набор учащихся в ней давно закончился, все места были заняты. Гладковы расстроились, собрались было уже уйти… Но вдруг педагог в сердцах сказал: «Места заняты, зато чувства ритма ни у кого нет… А ну-ка, Гриша, постучи». Гриша постучал. Педагог воскликнул: «Отлично!» Так будущего детского композитора, автора «Пластилиновой вороны» Григория Гладкова зачислили в музыкальную школу. И на этом история только начинается…

На занятиях в музыкальнойшкол е№4 города Брянска Гриша Гладков делал большие успехи и уже через некоторое время начал помогать своей маме, воспитательнице детского сада, организовывать утренники для малышей, ставить спектакли и сказки. «Всё начинается с детства», — признался спустя годы Григорий Васильевич. И действительно многое в его жизни родом из детства, проведённого в Брянске.

Отец Григория Гладкова всю свою жизнь проработал строителем. Родился он в деревне Васильевка Навлинского района. После войны уехал поступать в киевский речной техникум, окончил его и выбрал для распределения самое далёкое место — город Хабаровск.

«В то время люди были романтиками, — поясняет Григорий выбор отца. — Через некоторое время из деревни Ладомировка Белгородской области к своим братьям в Хабаровск переехала и моя будущая мать. В этом дальневосточном городе и произошло знакомство родителей. Через год после их встречи родился я, а ещё через четыре месяца семья переехала в Брянск».

— Почему вы переехали в Брянск?

— Я родился в июле 1953 года. Позднее о событиях тех лет был снят фильм «Холодное лето 53-го». В нём рассказывается о том, как через три недели после смерти Сталина Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об амнистии». Из лагерей сразу же освободились десятки тысяч уголовников. Эта страшная история коснулась и моей семьи. Отец рассказывал, как он шёл с беременной мамой по вокзальной площади, сплошь усеянной рецидивистами и уголовниками. Они бранились, кричали, пили вино и водку «из горла». Единственной женщиной на улице была моя мама. Отец признаётся, что в тот момент в голове прокручивалась одна мысль: «Мы эту площадь не перейдём!» Казалось, что вокруг не люди, а звери. Но их всё же пощадили, пропустили, не тронули… Как только мать оправилась после родов, мы переехали в Брянск.

Дальневосточнуюжизнь нашей семьи сложно было назвать богатой, но в Брянске нас ожидала ещё большая бедность. Город был разрушен войной, с трудом восстанавливался из пепла. В Хабаровске был даже шоколад, здесь же — только простая пища, без лакомств и изысков. Трудно было, но справились.

Забегая вперёд, скажу несколько слов о своём отце. Он всегда обладал отличным чувством юмора, и это качество по наследству передалось и мне. Уже во взрослой жизни, работая на радиостанции «Юмор-FM», я принёс им высшую награду в области радио — «Радиоманию» за свою авторскую программу «Друзья детства», посвящённую истории мультфильмов и детских песен.

Любовь через овраг

— Григорий Васильевич, а какими были ваши первые детские воспоминания о Брянске?

— Первое жильё, которое получил мой отец, — это комната в общежитии по улице Калинина. Однажды ровно в шесть часов утра я испугался… гимна Советского Союза! Раньше ведь рабочие просыпались с первыми аккордами гимна. Эти аккорды звучали на весь дом, проникая в каждую комнату, и однажды добрались и до меня. Затем отец получил двухкомнатную квартиру на 2-м Брянске, напротив хлебокомбината. Как потом выяснилось, с нами в одном дворе жила Галина Константиновна Ратникова — нынешний министр культурыМосковской области. Но тогда она была всего лишь девочкой Галей.

Помню свой первый поход в кинотеатр «Салют». Показывали чёрно-белый фильм «Буратино» с музыкойШварца. С билетом, зажатым в руке, я шёл по улице по направлению к кинотеатру. И вдруг ко мне подбежал какой-то хулиган, выхватил заветный билетик и скрылся в неизвестном направлении. Я очень сильно плакал, потому что был совсем маленький. Тётенькаконтролёр меня пожалела и пропустила в кинотеатр… без билета.

В Брянске я впервые влюбился. В девочку Лену. Она училась в соседней школе, и разделял нас… овраг! На уроках тайком от учительницы я смотрел на окна её школы, она —на окна моей. Жаль, не было возможности связаться. Поэтому на этом всё и закончилось.

— А чем увлекался маленький мальчик Гриша Гладков?

— Всё моё детство прошло во Дворце пионеров, где сейчас располагается Театр юного зрителя. Я ходил в кружки по рисованию, лепке из пластилина, резьбе лобзиком. Не удивительно, что потом появились песни «Коробка с карандашами» и «Пластилиновая ворона».

Кроме того, я посещал секцию по лёгкой атлетике, играл в дворовый футбол, и теперь у меня есть много песен, посвящённых спорту. Видите, как всё в жизни пригодилось!

Летние каникулы я проводил в Навле, на родине моего отца. В пионерском лагере не был ни разу. Хотя потом, став взрослым, объездил практически все пионерские лагеря постсоветского пространства. Зато в детстве у меня были деревенские друзья, сенокос, рыбалка, грибы, ягоды… Помню, мне очень нравилось, что сельские жители окружены большим количеством животных: коровами, овцами, поросятами, гусями, утками, индюками и курами. Можно было каждый день пить парное молоко, есть натуральные домашние яйца, свежие и иногда даже немытые овощи-фрукты. Я любил вечерами посещать сельский клуб, где собирались для просмотра очередного фильма жители всей деревни — от мала до велика. Кстати, в деревне я посмотрел гораздо больше фильмов, чем в городе!

Один из нашихродственников был лесником. Вместе с женой и шестью своими детьми он жил в избушке, окружённой непроходимым лесом. Вокруг — никого! Меня это очень удивляло…. Иногда я гостил у него, и он водил меня слушать пение птиц, звуки живой природы. Видимо, это и стало основой для дальнейшего моего творчества…

«Просто так» и комсомольские страсти

— И с какого же момента в вашей жизни началось то самое творчество?

— Первый класс я окончил в школе №1, затем была построена новая сорок пятая школа, куда я вскоре и перевёлся. Там же я создал свой первый музыкальный ансамбль «Синие маки». Параллельно я учился в музыкальной школе по классу баяна.

В первом ансамбле участвовали Юра Формин, впоследствии известный брянский композитор, Сергей Савин и Сергей Жилов. После окончания школы мы практически всем коллективом поступили в БИТМ на специальность «Городской электрический транспорт».

 — Музыку не забросили?

— Нет, конечно же! Мы даже создали новый ансамбль «Просто так». Но комсомол признал это название «абсолютно безыдейным», и нам настоятельно советовали «переименоваться». На что в ответ Юра Формин постоянно язвил: «Как же нам в таком случае называться? Неужели, „Вперёд, заре навстречу“?»

Нам даже угрожали, мол, дошутитесь. Но имя своё, «Просто так», нам удалось отвоевать! Сейчас я понимаю, что это была борьба за свободу. К слову, дух свободы навсегда остался в моей жизни. Возможно, благодаря именно этому чувству в дальнейшем родился первый мультфильм «Пластилиновая ворона». Но это я снова забегаю вперёд…

Что же касается студенческих лет, то в те времена в Брянске царила особая музыкальная атмосфера. Вместе с нами на сцене выступал известный ансамбль Брянского музучилища «Браконьеры». Впоследствии вся духовая секция этого ансамбля перешла к Алле Пугачёвой, а её звукорежиссёром стал наш земляк Александр Кальянов — бывший звукорежиссёр «Браконьеров».

В последние годы обучения в институте я организовал ансамбль акустической музыки «Баллада». В нашем «арсенале» была флейта, губная гармошка, гитара… Мы играли песни Пит Сидера, Боба Дилана, группы «Битлз». Впоследствии, во время гастрольного тура по Америке, я выступал на одной сцене с Питом Сидером, встречался с Бобом Диланом и многими другими кумирами моей молодости.

— Пригодилось ли вам в жизни ваше первое техническое образование?

— Да, ведь поскольку я выпускник технического вуза, то и мозги мои «компьютерные»: создают алгоритмы, строят теории, делают музыку более понятной, логичной и стройной. Бесспорно, музыкальная грамота — дело сложное. Но это далеко не сопромат или электротехника, которые мне приходилось действительно сдавать! К тому же после окончания БИТМа я уехал по распределению в Ленинград, тем самым получив возможность поступить в джазовое училище. Учился по вечерам. Первые два года — по классу гитары, затем перевёлся на «Теорию музыки». Как молодому специалисту мне выдали постоянную прописку, поставили в очередь на квартиру, предоставили комнату в общежитии. Так, я временно осел в Ленинграде. Окончил музыкальное училище, поступил на заочное отделение Ленинградского государственного института культуры, постоянно выступал в экспериментальном театре-клубе «Суббота».

— Над кем же эксперименты ставили в «Субботе»?

— Над зрителями, над собой… В то время это был очень популярный, авангардный театр. К примеру, участников действия неожиданно обливали водой, они участвовали в играх, перетягивали канат. Другими словами, использовалось огромное количество различных приёмов, чтобы растормошить зрителя.

Признаюсь честно, участие в театре-клубе «Суббота» многое дало мне в плане раскрепощения. Когда я пришёл на телевидение, то уже не боялся настойчивых взглядов камер, мог легко импровизировать. Некоторые программы я вёл сам. Например, «Спокойной ночи, малыши!», «Праздник каждый день».

А ещё в «Субботе» я научился приёмам общения со зрителем и сегодня с успехом применяю их в своих выступлениях. Особенно на детских концертах и праздниках, где мальчишки и девчонки с удовольствием выходят на сцену, поют вместе со мной песни, читают стихи, участвуют в импровизированных сказках. И это им очень нравится!

— Григорий Васильевич, правда ли, что Брянск косвенно принял участие в создании «Пластилиновой вороны»? Имеется в виду тот случай, когда на коктебельском пляже вы пели песни под гитару, которую купили во время дипломной практики в Горьком (он же Нижний Новгород). Песни услышал режиссёр Александр Татарский, состоялась судьбоносная встреча…

— Действительно, эту гитару я купил на практике в Горьком, куда был направлен перед выпускными экзаменами в БИТМе. Затем вместе со мной гитара переехала в Ленинград, побывала на отдыхе в Коктебеле и… познакомила меня с Александром Татарским! Позднее именно на этом инструменте сочинилась и впервые ожила та самая «Пластилиновая ворона». Было это в 1981 году. На следующий день после выхода «Вороны» на экраны телевизоров я проснулся знаменитым.

Когда появился второй мультфильм с моими песнями «Падал прошлогодний снег», ко мне тут же хлынул огромный поток заказов от театров кукол и студий художественных фильмов. Музыкальных знаний на тот момент мне вполне хватало, и я с головой окунулся в работу. К моменту окончания Ленинградского института культуры у меня уже было много песен, звучавших на радио и телевидении. Вскоре я переехал в Москву и перевёз в столицу всю свою семью.

Кроме «Пластилиновой вороны» я работал на таких мультипликационных проектах, как «По щучьему веленью», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут Колобки» и многих других. Писал музыку к художественным фильмам: «Сказки старого волшебника», «Поезд вне расписания», «Всего один поворот»; документальному фильму «Тот самый Дед Мороз», музыкальную заставку для канала 7ТВ, музыку «Я и моя собака» к телепрограмме про собак «Дог-шоу»…

— Кстати, в следующем году у «Пластилиновой вороны» юбилей — 30 лет! Как планируете отпраздновать?

— Пока ещё рано планировать, хотя мы обязательно что-нибудь придумаем. Главное, за эти годы «Пластилиновую ворону» спели многие известные исполнители, детский хор, рокеры, металлисты… Хор Турецкого спел её а капелло, она звучала в исполнении симфонического оркестра и в кантри-аранжировке. Поэтому смело могу утверждать — «Ворона» бессмертна! И тридцатилетняя дата — это всего лишь маленькая точка в её длинной биографии.

Патент на «детскотеку»

— Григорий Васильевич, если вас начнут «делить» дети и взрослые, кому вы достанетесь?

— Я не считаю себя только лишь детским композитором. Взять хотя бы всем известную «Пластилиновую ворону» — это не взрослое и не детское произведение. Скорее всего, здесь подходит определение жанра сказки. Мне кажется, этот песенно-сказочный жанр появился в моей жизни благодаря профессии мамы. Ведь я рос в атмосфере утренников, ёлок, детских спектаклей, сказок. Вот теперь и пишу… сказки! Хотя в юности я сочинял рок-н-ролльные композиции, много лет увлекаюсь музыкой в стиле кантри, бардовской песней. Да и вообще музыкой в целом! Независимо от направлений.

— Экспериментируете?

— Кроме сочинения песен и сказок я работаю над образовательнойсерией. Существуетформула, которую изобрели древние: «Творчество для детей есть развлечение плюс образование». Поэтому я положил на музыку, к примеру, таблицу умножения или таблицу Менделеева. Их можно нараспев повторять в стиле хип-хоп, рэйв, хаус, хард-рок… и одновременно заучивать! Ведь игра— это лучший способ для запоминания.

— Рекордами своим похвастаетесь?

— Моя музыка звучит более чем в 70 театрах России. И для меня это своего рода творческий рекорд.

В программе «Спокойной ночи, малыши!» я проработал более пяти лет, был одним из её ведущих и к каждому выходу в эфир сочинял новую колыбельную. Теперь их у меня гигантское множество!

Российская Книга рекордов Гиннесса отметила меня как автора, выпустившего самое большое число дисков, кассет и пластинок для детей.

— …а изобретениями?

— Однажды я придумал слово «детскотека» и зарегистрировал его как товарный знак. Это мне мой друг петербургский поэт Михаил Яснов посоветовал. Отмечу, что именно его перу принадлежат многие интересные слова из названий моих пластинок. Например: чудеса + детство = чудетство.

 — Каким был самый необычный комплимент, прозвучавший в ваш адрес из уст ребёнка?

— «Дядя Гриша, а вы что, живой?!»

— Как ваши собственные дети относятся к папиной работе?

—Дети любят петь, танцевать под папины песни, но без фанатизма. Кстати, в этот раз я приехал в Брянск вместе со своими отцом и сыном.

 — Сын впервые оказался в городе вашего детства?

— Да, сына я привёз в первый раз. И он отлично подготовился к этой поездке — составил список моих памятных мест. И теперь он проверяет, где находятся школы и вуз, в которых я учился; дом, двор, комната, дача, где я жил и проводил своё свободное время.

— Какие места в городе можете назвать своими любимыми?

— Парк Толстого и… Макаронка!

Музыкальный символ города

— Григорий Васильевич, но ведь у вашего визита в Брянск есть конкретная цель…

— Да, я привёз в Брянск свой вариант гимна родного города. Идее создания гимна Брянска уже более 20 лет. В конце 80-х годов прошлого века я написал песню-гимн «Наш Брянск» на стихи знаменитого брянского поэта ИльиШвеца. Однако в 90-е произошла смена эпох, и моя идея так и не нашла своего воплощения. Сейчас я вновь переработал своё произведение, придал ему современное звучание.

— Каким, по-вашему, должен быть гимн?

— Во-первых, в его строении необходимо соблюсти трёхчастную форму (вступление, куплет, припев).

Во-вторых, гимн должен быть торжественным, маршеобразным, запоминающимся.

В-третьих, в стихах необходимо отразить реалии самого города, какие-либо узнаваемые места, родные жителям Брянска.

В настоящее время учреждён открытый конкурс на создание гимна Брянска. Результатом должен стать новый символ города — его гимн, который планируется официально представить 17 сентября 2011 года.

Я буду принимать участие в конкурсе на общих основаниях и считаю, что это правильно. Привилегий не должно быть ни для кого, и гимном должна стать песня, которая больше всего понравится жителям города.

— Кстати, какие ещё сюрпризы вы готовите для своего родного Брянска?

— Есть идея создать на базе университета, в котором я учился, фестиваль анимации и передовых компьютерных технологий.

В различных районах области организовать Музеи одного партизана, где будет прослеживаться конкретная судьба героя, будет наглядно показан быт этого человека, судьба его потомков.

Есть идея поставить мюзикл «Незнайка и его друзья» на сцене брянского драматического театра… На самом деле идей очень много!

— Что пожелаете читателям «Брянской ТЕМЫ» в преддверии Нового года?

—Я желаю любить свой город, сохранять его в чистоте, гордиться им как одним из самых красивых городов, достойных, удобно расположенных. И помните, Брянск — это чудесное место для жизни!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

В тему!

Григорий Гладков — композитор, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов и членСоюзакинематографистовРоссии, почётныйчлен Академии образования России, профессор Московского государственного университета культуры и искусств, член международного жюри детского «Евровидения» от России (в 2007 года—председательжюри), академик Детской телевизионной национальной академии, член московского профкома драматургов, член Российского авторского общества (РАО), лауреат премии Фонда развития детского кино и телевидения имени Ролана Быкова, лауреат высших наград в области радио и телевидения в России— «Радиомания» и ТЭФИ.

Григорий Гладков был председателем жюри конкурса для детей «Ускользающиймир» Всемирного союза охраны природы (IUCN, штаб-квартира в Женеве).

Является Президентом детского образовательного кинофестиваля «Киноёжик», а также членом попечительского совета фонда «Связь поколений» и Фонда поддержки детского кинематографа.

На сайте www.101.ru «Профессиональное интернет-радио» открылась круглосуточная радиостанция «Григорий Гладков», где звучат песни, инструментальная музыка, саундтреки мультфильмов и сказки с музыкой Григория Гладкова. Там же можно узнать и все новости о жизни и творчестве композитора.

Просмотров: 999