Валентин Кузьмин: «Мы должны вести диалог, слушать и понимать друг друга»

Звёзды на погоны не падают с неба. Они продираются сквозь тернии непростых жизненных решений и ошибок, проходят через огонь и смерть, тонут в непонимании и вопросах без ответов, остывают в редкие минуты покоя и, наконец, обретают своё место на травяном ворсе камуфляжного сукна… Начальник УВД по Брянской области генерал-майор Валентин Кузьмин за 26 лет прошёл все ступени милицейской службы. А начинал оперуполномоченным уголовного розыска. О своём вчера и сегодня Валентин Юрьевич рассказал «Брянской ТЕМЕ».

Мой отец руководил крупнейшим совхозом Кинешемского района Ивановской области. Уже в восьмидесятые годы применял новые технологии, передовые методы переработки: на импортных линиях производились сыры, колбасы. Была развита мощная инфраструктура. Молодёжь возвращалась после учёбы домой, множились профессиональные династии…
В начале девяностых район продал совхоз за долги. Рухнуло дело всей жизни отца… До сих пор на моей родине люди добрыми словами вспоминают о нём, о том, как жили когда-то  … Отец хотел, чтобы я после окончания Ивановского сельскохозяйственного института вернулся и продолжил его дело. Но я понял, что это не мой путь, и не оправдал его надежд…

* * *

Для меня момент истины наступил в конце армейской службы. С уверенностью скажу, что именно Афганистану я обязан тем, что стал тем, кем стал. Со мной в разведроте служили отличные ребята. Все, что называется, «духовитые», с внутренним стержнем. Вчерашних школьников не было, в основном — после техникумов, вузов. Служба интенсивная: за полтора года мы выполнили более 120 боевых операций. Но и подготовка была на высоком уровне.
Прежде чем нас забросили на место, мы два месяца оттачивали боевое мастерство на полигоне. Сдавали множество тестов. Нас постепенно вводили в зону реальных боевых действий. Мы были готовы. В отличие от ребят, которых бросали под пули в Чечне… Можно много рассуждать о ненужности интернационального долга, но из Афганистана вышел профессионально обученный на самом высоком уровне офицерский кадровый состав и профессионально подготовленная армия.
…Однажды к нам приехала Эдита Пьеха. После её выступления мы долго разговаривали, и она пообещала что на новогоднем «Голубом огоньке» передаст нам с экрана привет и споёт специально для нас песню. И вот в новогоднюю ночь 1984 года Эдита Станиславовна своё обещание выполнила. Та песня называлась «Дорога домой».

* * *

После службы я понял, что не хочу связывать свою жизнь с сельским хозяйством и для меня нет возврата к прошлому. Полученные навыки требовали применения. Как-то разговорился с ветераном УВД, бывшим замполитом, который предложил: «А давай к нам!» Вот так, 8 февраля 1985 года я был зачислен в ряды советской милиции оперуполномоченным уголовного розыска.
Почему УГРО? На службе нам две недели подряд крутили фильм про сыщиков. Мы его уже наизусть все выучили. Думаю, это и повлияло на выбор. Ну и форму сразу не хотелось надевать…

* * *

На Брянщину попал по представлению МВД и указ президента. Становление моё как офицера милиции проходило в Ивановской области, где я прошёл путь от оперуполномоченного до начальника управления по борьбе с организованной преступностью Ивановской области. Затем продолжил службу на Урале, в Свердловской области, последняя должность — заместитель начальника УВД — начальник милиции общественной безопасности.
Предложение о назначении в Брянск для меня было достаточно неожиданным, я получил его по возвращении из полугодовой командировки на Северный Кавказ. Следует учитывать, что мы выполняем приказы — мне было приказано, и я согласился.
Поскольку регион для меня абсолютно новый, я, естественно, интересовался не только оперативной обстановкой, но и политической ситуацией. Источником информации было как ведомство — МВД, так и средства массовой информации. Поэтому приехал с определёнными познаниями о том, что происходит в области…

* * *

С первых дней пребывания в должности в качестве первоочередной для себя я поставил задачу более детально изучить ситуацию в регионе, как можно глубже вникнуть в имеющиеся проблемы.
При этом информацию стремился получать не только из отчётов и статистики, а прежде всего изучая мнение жителей Брянской области о работе органов внутренних дел. Для этого провёл ряд встреч с членами Общественного совета при УВД, увеличил время приёма граждан. По моему поручению были открыты две интернет-приёмные на сайтах www.uvd-bryansk.ru и www.news.nashbryansk.ru. Также я внимательно изучаю сообщения, поступающие по телефону доверия УВД.
За год мы получили почти две с половиной тысячи писем, более двухсот звонков по телефону доверия и ежедневно — до десяти обращений в интернет-приёмные. И это не считая 197 тысяч других сообщений, заявлений и звонков, которые приняли брянские милиционеры в 2010 году. Эти цифры постоянно растут, что свидетельствует о возрастающем доверии граждан.
В короткие сроки были налажены деловые контакты с представителями областной власти, общественных организаций и журналистами. Это позволило на треть увеличить число сообщений, заявлений и звонков. Благодаря всему этому я оперативно получаю объективную информацию о том, что беспокоит моих новых земляков. Изучение общественного мнения позволило выявить ряд имеющихся в регионе острых проблем. Среди них — нелегальный игорный бизнес, торговля самогоном, недостатки в охране порядка в общественных местах, нарушения в сфере лесозаготовок и организации пассажирских перевозок.
Был проведён анализ организации деятельности подразделений, работающих по этим направлениям. Дана оценка эффективности принятия и исполнения управленческих решений, эффективности работы кадрового состава.

* * *

Хотелось бы подчеркнуть, что мы не просто принимаем жалобы, но и прислушиваемся к поступающим предложениям по улучшению работы. Даже объявили конкурс на лучшее предложение. Так что с жителями области стараемся быть на равных, в чём и заключается предложенная нашим министром партнёрская модель взаимоотношений.
Я выяснил, что есть недоработки в решении тех вопросов, с которыми обращаются люди, есть ряд узких мест, ряд проблем. И сегодня мы разбираемся и решаем эти проблемы, в том числе и принимая кадровые решения о руководителях тех подразделений, работой которых люди недовольны.

* * *

Есть 250 факторов, которые влияют на состояние преступности. Из них только 23 в компетенции милиции. А у нас выражение «рост преступности» ассоциируется исключительно с милицией. Выводы? Сделайтеих сами…

* * *

Всех своих подчинённых я настраиваю на активную и заинтересованную работу с людьми. При этом считаю, что здесь не место формализму. Должно быть живое участие, забота о благополучии наших сограждан.
И это приоритет в нашей работе. Да, надо раскрывать преступления, охранять порядок. Но, по моему глубочайшему убеждению, без обратной связи такая структура, как органы внутренних дел эффективно работать не сможет.
Опыт моей службы показывает, что закон не может регламентировать все жизненные ситуации. Жизнь слишком сложна и многообразна для того, чтобы вместиться в рамки нормативных актов. Люди ждут от нас решения своих жизненных проблем, и многие из них касаются правоохранительной работы, хоть и не прописаны в законах и должностных обязанностях. Мы должны попытаться найти способы помочь согражданам, защитить их права и интересы.

* * *

Из СМИ я не просто получаю информацию, но и использую их возможности для профилактики преступлений, а также для принятия управленческих и кадровых решений. По всем критическим публикациям о работе органов внутренних дел назначаются проверки, и, если выявляются какие-либо нарушения, они устраняются.
Также для получения более объективной информации и влияния на общественное мнение была пересмотрена работа общественного совета при УВД. Из органа совещательного мы преобразовали его в орган реальных действий.
Сегодня члены Общественного совета активно участвуют в жизни брянской милиции, оказывают информационную и материальную поддержку. Но их основной задачей я сделал контроль за работой органов внутренних дел. Это, в частности, участие в приёмах граждан, проверка работы дежурных частей и отдельных подразделений по всей области в составе рабочих комиссий.
Для того чтобы повысить эффективность правоохранительной работы, мы стали инициаторами тесного взаимодействия с органами власти по приоритетным направлениям служебной деятельности. Такой комплексный подход я считаю залогом успеха в решении имеющихся проблем.

* * *

На Брянщине отдельным блоком я выделяю проблемы приграничья. Близость государственной границы с Украиной и Беларусью, несомненно, влияет и на структуру преступности, и на менталитет проживающих в приграничных районах граждан.
Соответственно, особенности географического положения определяют и специфику работы органов внутренних дел. Поэтому большое значение придаю организации борьбы с приграничной и трансграничной преступностью. С учётом этой специфики я провёл изменения в оргштатном расписании криминальной милиции. Совместно с УФСБ и погрануправлением сформировал межведомственную группу, обеспечив таким образом двойной контроль за ситуацией в приграничных районах. При этом мы не теряем связи с коллегами из Украины и Беларуси. И сегодня анализ криминогенных процессов, происходящих на границе, говорит о том, что первые шаги нами сделаны правильно.

* * *

Другая сегодняшняя стратегическая задача — техническое перевооружение милиции в целом. В области есть концепция развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (коротко АПК), которая в целом соответствует министерским требованиям. Она предполагает развитие систем позиционирования милицейских мобильных нарядов.
Могу привести множество примеров эффективности этого АПК. Когда вводили такую систему в Екатеринбурге, получили сразу несколько положительных моментов. Например, неожиданно заметную экономию бензина в результате того, что наряды перестали отклоняться от маршрутов.
Был случай, когда с помощью систем позиционирования мы вычислили экипаж сотрудников милиции, которые сами совершили преступление. Этот экипаж в результате был привлечен к уголовной ответственности. Положительный эффект от введения систем позиционирования, несомненно, будет.
Второй важный момент в работе аппаратнопрограммного комплекса «Безопасный город» — отслеживание оперативной обстановки путём видеонаблюдения. Определяются места массового прибывания граждан, «заводятся» под видеонаблюдение, картинки с которого отслеживаются в центрах управления нарядами. Дежурный, увидев на мониторе происшествие, даёт по средствам связи поручение мобильным нарядам, которые в течение 2-3 минут должны достичь места происшествия в квадрате, который они контролируют.
Вот такая технология… В Брянске система только в начальной стадии, а в подразделениях области этого пока нет.
Подобные комплексы уже хорошо зарекомендовали себя в Москве, Петербурге, в Свердловской области, Краснодаре. Я непосредственно занимался созданием АПК в Свердловской области.
Словом, сегодня мы приходим к западному принципу контроля над оперативной обстановкой. Минимизируем присутствие на улице сотрудников и увеличиваем оперативность реагирования на происшествия. Видеонаблюдение позволит нам отслеживать правонарушения, а мобильные наряды, контролирующие тот или иной квадрат, смогут максимально быстро реагировать и появляться на месте происшествия. Таким образом, у нас будут высвобождаться силы, которые возьмут под контроль те места, где нет видеонаблюдения.

* * *

Убеждён, что сидеть на месте бессмысленно. Неоходимо ездить и перенимать опыт. Недавно представители Брянского ГИБДД и коммерческих структур посетили Свердловск и Челябинск. Изучают их опыт работы АПК.
Радует, что в этом отношении нахожу поддержку у городской администрации. Безопасность стоит дорого. И это необходимо чётко понимать. Вот моя задача и состоит в том, чтобы донести это понимание до властных структур и представителей бизнес-сообщеста. Речь идёт именно об оптимизации сил, задействованных в охране общественного порядка. О радикально рациональном и экономном подходе при создании максимально эффективной системы обеспечения правопорядка.

Разумеется, первоначально это потребует некоторых затрат. Естественно, все эти задачи никак не может выполнить одна милиция, и я рассчитываю на помощь и поддержку как федеральных сил, МВД, так и на помощь местных властных структур, администрации Брянской области. Весь, несмотря на помощь центра, местная власть прежде всего заинтересована в обеспечении порядка на своей территории.

* * *

В январе этого года всё руководство УВД посетило Брянский машиностроительный завод, чтобы отчитаться перед сотрудниками предприятия и приглашёнными журналистами о работе брянской милиции в 2010 году. И это не был отчёт в привычном смысле слова. Считаю, что надо отходить от стереотипов подобных мероприятий. Мы должны вести диалог, уметь слушать и понимать друг друга.

* * *

Те, кто связал свою жизнь с милицией, не по наслышке знают, как наша служба «и опасна, и трудна». Напряжённый график, сорванные отпуска, ночные звонки и круглосуточная готовность заступить на пост…
Выдержать всё это помогает не только вера в значимость того, что делаешь, но и любовь, понимание наших родных и близких. И счастье, когда они рядом. Брянску я благодарен уже за то, что впервые за долгие годы службы с одинаковой радостью иду на работу и возвращаюсь домой к семье.

Наталья ТИМЧЕНКО. Фото из личного архива и архива пресс-службы УВД по Брянской области

В ТЕМУ!

Валентин Юрьевич Кузьмин родился 16 апреля 1961 года в Кинешемском районе Ивановской области. Имеет два высших образования, в том числе юридическое — окончил Нижегородскую высшую школу МВД СССР в 1991 году по специальности «юриспруденция».
Служил в «горячих точках». В период с июня 1983 по сентябрь 1984 года исполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. С сентября 2004 года по сентябрь 2005 годанаходился в служебной командировке в Северо-Кавказском регионе. С сентября 2009 по март 2010 года возглавлял Временную оперативную группу МВД РФ в Республике Ингушетия.
Валентин Юрьевич в милиции 25 лет и большую часть времени проработал в родном Кинешемском районе. Службу начал с должности оперуполномоченного отделения уголовного розыска. Прошёл все ступени милицейской службы до начальника УВД Кинешемского района Ивановской области.
С 2004 по 2007 год руководил УБОП УВД Ивановской области. В 2007-м назначен первым заместителем начальника УВД Екатеринбурга — начальником криминальной милиции, затем возглавил городское УВД. С июня 2008 года Валентин Кузьмин служил в должности заместителя начальника — начальника милиции общественной безопасности ГУВД по Свердловской области.
Имеет государственные награды — медали «За отвагу» и «За отличие в охране общественного порядка»

Просмотров: 2526