Генерал барабанной карьеры

Звезда современного джаза, выдающийся американский барабанщик Билли Кобэм 17 ноября прибыл в наш город прямо из…  Владивостока! Организация концертного тура мировой знаменитости стала возможной благодаря проекту JAZZESSENCE, не так давно появившемуся в России. Правда, для господина Кобэма это уже второй творческий визит в Брянск. Ценители джаза наверняка помнят его яркое выступление в рамках фестиваля «Джаз — не только музыка и не только джаз» в 2003 году. Перед своим выступлением в концертном зале «Дружба» «многорукий Билли» (кстати, это прозвище Кобэм получил именно в России) встретился с брянскими журналистами.

История мирового джаза насчитывает не так уж много случаев, когда музыкант-барабанщик получал всемирную известность. Яркое исключение из этого правила — американец панамского происхождения Билли Кобэм. Журналисты мировых печатных изданий и телеканалов называют его «мастером ударных», «главным барабанщиком планеты», «султаном» или же «генералом» барабанов. Сам же он, по собственному признанию на встрече с журналистами в Брянске, предпочитает называть себя более нейтральным словом «консультант». Правда, это лучший и единственный в своём роде консультант в мире барабанов, да и вообще в мире.

«Я часть своей семьи, для которой музыка всегда имела огромное значение, — рассказал музыкант брянским журналистам. — Кажется, именно благодаря этому я однажды вышел на сцену, до сих пор остаюсь музыкантом и по-прежнему глубоко интересуюсь музыкой».

Билли Кобэм родился в 1944 году в Панаме. Его детство прошло в творческой среде талантливых родителей и брата — трубача и музыкального продюсера. Любовь к барабанам пробудили в нём двоюродные братья, которые конструировали металлические барабаны и играли на них.

Когда Билли было три года, его семья переехала в Нью-Йорк, и в возрасте 8 лет он вместе со своим отцом впервые вышел на сцену. Кажется, уже на тот момент Билли определился со своим будущим призванием…

В Нью-Йорке он поступил в Высшую школу музыки и искусств, где изучал музыкальную теорию и технику игры на ударных инструментах, а также посещал семинары знаменитых джазовых исполнителей Телониуса Монка и Стэна Гетца.

Билли Кобэм обрёл известность ещё в начале 70-х, оказавшись в числе основоположников движения фьюжн. После успешных концертов с признанными монстрами джаза Майклом Дэвисом, Джоном МакЛафлином и Mahavishnu Orchestra Кобэм стал, без преувеличения сказать, суперзвездой. В течение своей карьеры он выпустил более 100 пластинок.

С 1980 года Билли живёт и работает попеременно в Цюрихе и США, продолжая активную творческую деятельность, выступая с европейскими и американскими музыкантами. Помимо этого он ведёт преподавательскую деятельность, проводит мастер-классы и симпозиумы по всему миру.

От первого лица

— Наиболее сильное влияние на моё творчество оказала музыка предков. Сам я родом из Панамы, и с детских лет впитывал в себя особенности этой культуры.

— Джаз — музыка, олицетворяющая собой свободу. Возможно, именно поэтому к ней было негативное отношение в Советском Союзе во времена «железного занавеса». И это касалось не только джаза, но и всей остальной популярной музыки, которая проникала в вашу страну из-за рубежа.

— Музыка является отражением нашей реальности. Каким мне представляется современный русский джаз? Сейчас это очень стУящая музыка!

— Существует распространённое мнение, будто лучшими барабанщиками были и остаются музыканты, играющие джаз. На мой взгляд, в принципе не стоит говорить о лучших или худших представителях музыкальной культуры, не стоит путать искусство и спорт… Предпочтительнее сказать, что каждый посвоему хорош и каждый в чём-то лучший, потому что он — индивидуальность.

— Одни исполнители играют на барабанах, чётко выстраивая позиции ритма. Их я называю ритмачами. Но есть и другие, игра которых включает в себя ритм, мелодию, динамизм, гармонию. Именно их я называю музыкантами. В джазе есть представители двух этих проявлений. При этом ритмачи могут быть замечательными ритмачами, но они не выдерживают сравнения с музыкантами.

— Однажды мне случилось играть одновременно на 16 барабанах. Было это во Франции в 1980 году во время студийной записи. В моём распоряжении оказалось 3 «бочки», 3 рабочих барабана, куча различных тонов и огромная тарелка. Последнюю я храню у себя до сих пор…

— Кто мой главный учитель? Пожалуй, всё мировое музыкальное сообщество, и вся та музыка, которую я когда-либо слышал и слушал. Я учусь у каждого известного мне музыканта начиная со своих коллег, с которыми играю в группе. Постоянно черпаю нечто новое для себя в музыке. И каждый исполнитель по-своему является моим учителем или наставником. Человек развивается ежедневно, ежечасно, встречаясь с разными людьми, которые попадаются ему на пути. И каждый из них оказывает на другого влияние.

— Импровизация и свобода допустимы и даже приветствуются в работе джазового коллектива. Нужно находить время и силы, чтобы постоянно работать над музыкой: создавать новые произведения и постоянно корректировать своё мастерство.

— Сложно ответить на вопрос, что предпочтительнее для меня: атмосфера камерных выступлений или энергетика больших залов. Да, я люблю играть в больших залах, но с условием, что это будет в равной степени комфортно и для группы, и для собравшейся аудитории. В противном случае возникнет эффект как при прослушивании дома музыкальной пластинки. Для меня важно, чтобы в зале создавалось ощущение взаимного проникновения и взаимопонимания.

В небольших клубах проще установить контакт со зрителем. Это похоже на общение музыкантов в составе одной группы. Возникает более интимная, более личностная атмосфера.

— Программа, которую мы привезли в Брянск, составлена из отдельных произведений двух последних пластинок: Fruit From The Loom и Palindrome. В записи этих альбомов принимали участие не все музыканты нынешнего состава группы, но там были Жан Мари Экай (гитара), Джуниор Гилл (стальной барабан) и Кристоф Краверо (клавишные, скрипка).

Billy Cobham Band стал определённым результатом десятилетней подготовки к каждому нашему новому выступлению. Состав группы мультинациональный. Новый участник нашего проекта — Камелия Бен Насур (клавишные).

— Что первично: техника владения инструментом или музыкальность? Рассматривая кандидатуры исполнителей для записи своих пластинок, я выбираю в первую очередь личности, а уж потом смотрю на то, в какой степени совершенства они владеют музыкальными инструментами.

— Индивидуальных занятий я не даю. Со своими учениками общаюсь либо в формате консультаций, либо в рамках мастер-классов с группами в полном составе. Первый совет, который я озвучиваю для своих учеников: учитесь быть терпеливыми. В нашей профессии это главное.

— Назвать имя лучшего ученика — трудное дело. Они все достойные музыканты. Но, пожалуй, любимой моей ученицей была и остаётся Шейла И. Помните, это именно она долгое время играла на барабанах вместе с известным музыкантом Принцем.

— Неофициально у меня было достаточно много учеников из России. В основном это профессиональные музыканты, которые интересуются моим творчеством и в определённый момент захотели спросить совета, обратиться ко мне за профессиональной поддержкой.

— Россия она такая… БОЛЬШАЯ и очень-очень разная! Я побывал в двух противоположных частях страны: вначале во Владивостоке, затем в Москве, Санкт-Петербурге и Брянске. Русский восток и запад очень разные по своему ощущению. И это вызывает во мне сильные эмоции! Я очень рад возможности бывать в России.

Записала Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Анны ИВАНИНОЙ.

Организаторы концерта благодарят главу города Брянска Николая Патова за помощь и поддержку в проведении мероприятия.

2343