«Дружба»: + 1000!

В ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“ — крупнейшем налогоплательщике региона — целый ряд знаковых и значимых событий.
В марте 2012 года открывается новая нефтяная магистраль «Балтийская трубопроводная система — 2», которую журналисты уже назвали «стройкой XXI века». Через два года «Дружба», дочерняя компания «Транснефти», отметит свой полувековой юбилей, а буквально на днях, 21 марта, пятидесятилетие отпраздновал и руководитель предприятия Олег Богомолов. Теперь обо всём по порядку…

Распоряжение о проектировании и строительстве «Балтийской трубопроводной системы» было подписано председателем правительства Владимиром Путиным в ноябре 2008 года. В свете недавних событий на международной арене на новый трубопровод возлагали большие надежды. На высоком уровне планировалось, что 1000 километров новой нефтяной магистрали станет гарантом независимости экспорта российской нефти от транзита по территории соседних государств.

Первый стык нефтепровода был сварен 10 июня 2009 года. Строительство линейной части велось ускоренными темпами, и уже в октябре 2010 года в торжественной обстановке был сварен «золотой» стык. Строители работали буквально день и ночь. При возведении магистрали применялись новейшие технологии. И сегодня тысяча километров нефтепроводной нити от линейной производственно-диспетчерской станции «Унеча» до спецморнефтепорта «Усть-Луга» в Ленинградской области построена и готова к эксплуатации.

Четыре нефтеперекачивающие станции «Унеча», «Андреаполь», НПС-3 и НПС-7 рассчитаны на перекачку 30 миллионов тонн нефти в год, а небольшой районный центр Унеча стал для российских нефтяников, по словам заместителя председателя правительства Игоря Сечина, «историческим местом — настоящим окном в Европу»!

«Строительство новой нефтяной магистрали БТС-2 имеет огромное значение и для нашего региона, — рассказал «Брянской ТЕМЕ» генеральный директор ОАО «МН „Дружба“ Олег Богомолов. — Появляются новые рабочие места, увеличиваются поступления в областной и районные бюджеты, повышается уровень жизни людей. Думаю, качественные изменения происходят во всех сферах жизни, в том числе в жилищном строительстве и транспортном обеспечении на территориях, по которым пролегает нефтепровод. Для многих населённых пунктов БТС-2 стал символом возрождения. И это касается не только Брянщины, но и других областей —
Смоленской, Тверской, Новгородской, Ленинградской.

Что касается рабочих мест, то только на одной линейно-производственной диспетчерской станции «Унеча» дополнительно созданы 23 вакансии для специалистов и ещё около 10 рабочих мест в сопутствующих службах. Это значит, что представители более 30 семей только в этом небольшом районном центре получат возможность работать и, главное, хорошо зарабатывать!»

Нет будущего без прошлого

Нефтяная стройка века имела и свои особенности: перед созидателями зачастую были поставлены сверхсложные задачи. В частности, значительная часть тысячекилометровой трассы — это не что иное, как болотистые низменности с большим  количеством рек, ручьёв и проток. Зимой климат в этих местах относительно мягкий, и болотистые участки не промерзали. Практически на протяжении всего строительства приходилось работать в основном с лежневых дорог.

Общая протяжённость болот и заболоченных участков по трассе нефтепровода составляет около 350 километров. Трубопровод пересекает более 20 рек и ручьёв. Строители успешно проложили 7 крупных подводных переходов трубопровода, в том числе через такие крупные реки, как Днепр и Двина.

Непростую задачу пришлось решить руководству компании, когда в ходе работ обнаружились неучтённые захоронения военнослужащих, павших в годы Великой Отечественной войны. В лесах, болотах, на местах боёв трудились волонтёры молодёжных общественных организаций. На каждую из двадцати групп была возложена задача по предварительному осмотру местности. Необходимо было найти все участки боевых столкновений и неучтённые захоронения на пути строительства нефтепровода.

Всего силами поисковых объединений было проведено 13 поисковых экспедиций, в результате которых обнаружены, эксгумированы и с почестями захоронены останки 60 военнослужащих Красной армии, а также 2 военнослужащих немецкой армии, которые были переданы Народному союзу Германии по уходу за военными захоронениями.

На трассе БТС-2 работали и сапёры: были найдены и уничтожены сотни мин и снарядов, лежавших в земле со времён Второй мировой войны. Вопрос, зачем тратить столько сил, средств и времени на поисковые мероприятия, — даже не возникал. Без прошлого нет будущего. На наш взгляд, с солдатами Второй мировой войны современных строителей нового нефтепровода объединяет одно важное обстоятельство — все они борются или же боролись за независимость нашего государства. Только каждый на своих фронтах…

Полвека под знаком развития

Сооружение нового трубопровода стало своеобразным символом развития компании «МН „Дружба“. Первый полувековой юбилей предприятие перешагивает под знаком обновления, реконструкции и новых свершений.

В частности, в рамках проекта БТС-2 выполнена реконструкция ЛПДС «Унеча» и НПС «Андреаполь», построены новые нефтеперекачивающие станции и огромные резервуары для хранения «чёрного золота». Конечным пунктом стала нефтебаза «Усть-Луга» общей вместимостью резервуарного парка 400 тысяч кубометров. Технологическая схема нефтебазы предусматривает подачу нефти для одновременной погрузки двух танкеров вместимостью до 150 тысяч тонн!

Параллельно со строительством нового нефтепровода продолжается и масштабная реконструкция «Дружбы». Всё-таки пятьдесят лет для предприятия — срок немалый, неизбежны возрастные издержки.

«В 2011 году мы уже поменяли 235 километров трубопровода, — комментирует Олег Богомолов. — В этом планируем обновить ещё около 300 километров, а с учётом строительства обходов вокруг Орла, Пензы и посёлка Нагорный, возможно, и больше. Всю трубу на «Дружбе-1» заменим до 2017 года, потом займёмся «Дружбой-2“, где также предполагаем заново построить линейную часть и полностью реконструировать нефтеперекачивающие станции.

Мы сейчас проводим мероприятия по реконструкции, техперевооружению, замене линейной части, ремонту внутриплощадочных и энергетических объектов, по устранению дефектов и капитальному ремонту. Разработана напряжённая производственная программа, которая не позволяет нам расслабиться. И это не потому, что грядёт важный юбилей. Таковы потребности отрасли!»

На вопрос, как за пятьдесят лет изменилась отрасль в целом, Олег Валентинович отвечает: «Сделан огромный шаг от фактически ручного труда до полностью автоматизированного производства. Да и автоматика прежде была либо пневматической, либо  релейной, а сейчас на смену старым технологиям пришли сверхсовременные микропроцессорные. Управление ведётся с помощью компьютеров, а благодаря новейшей телемеханике мы можем заранее предотвратить нештатные ситуации».

Ярким примером подобного технологического прорыва может стать всё та же «Балтийская трубопроводная система — 2». Как рассказали «Брянской ТЕМЕ» в ОАО «МН „Дружба“, линейная часть БТС-2 оснащена эффективной системой обнаружения утечек, позволяющей в режиме реального времени не только обнаруживать неполадки, но и сигнализировать о приближении к трубопроводу людей и техники, что способствует предотвращению незаконных врезок в нефтепровод. Вдоль всего нефтепровода проложена высокоскоростная волоконно-оптическая линия связи. Она стала составной частью единой информационной системы компании «Транснефть».

Нефтяник в третьем поколении

Руководить таким огромным предприятием как «Магистральные нефтепроводы „Дружба“, налоги от которого составляют, к слову сказать, 19% бюджета всего региона, — дело непростое и ответственное. Особенно трудным испытанием стало строительство новой нефтяной магистрали. Постоянные командировки, интенсивное и высокотехнологичное строительство,  а каждом этапе требовавшее непосредственного участия руководящего состава… Да и сейчас, когда система протестирована и осталось только перерезать заветную красную ленточку, важных дел у Олега Валентиновича Богомолова не убавилось. К слову, на приёме к руководителю корреспонденты «Брянской ТЕМЫ» были четвёртыми в очереди, а время интервью было расписано буквально по минутам.

Первым напрашивался вопрос: «В чём секрет успеха и откуда берутся силы, чтобы справиться с нагрузками, казалось бы, непосильными для человека?»

«Чтобы добиться успеха в жизни, нужно работать, работать и ещё раз работать…» — озвучил простую формулу Олег Валентинович, а потом, на секунду задумавшись, добавил: «А силы берутся от целеустремлённости».

В принципе, в его жизни всё так и складывалось. Журналисты с удовольствием рассказывают на страницах газет и журналов историю, которая произошла с обычным десятилетним пареньком Олегом Богомоловым в детстве. Он был тихим, стеснительным мальчишкой: в драки не лез, хорошо учился… Но в какой-то момент ко всем ученикам класса начал придираться хулиганистый мальчуган из соседнего двора. Сильный был, никто не мог справиться с обидчиком. Так продолжалось около года, а потом пришёл новый классный руководитель, который к тому же вёл школьную секцию бокса. Пятиклассник Олег Богомолов в числе первых записался на занятия и вскоре уже делал первые успехи. Почувствовавший отпор хулиган принялся задираться ещё сильнее. «Мы с ним почти ежедневно бились!» — вспоминает Олег Валентинович. Однажды тренер, увидев очередной синяк на лице своего лучшего ученика, вывел обоих на ринг и сказал: «Выясняйте отношения здесь!» В честном поединке некогда  стеснительный Олег победил, чем сразу же заслужил уважение и в школе, и во дворе. К слову, кроме бокса в жизни Олега Валентиновича были ещё хоккей и плавание, и занятия музыкой…

После окончания школы Олег Богомолов поступил в Челябинский политехнический институт на специальность «Автомобили и тракторы». Признаётся: с детства любил машины и чуть ли не полностью разбирал и собирал отцовский «Москвич». Затем  вернулся в родной Ишимбай, что в Башкирии, и стал работать инженером-технологом на заводе транспортного машиностроения. И тут снова испытание, но уже посерь ёзнее, чем спасти класс от нападок хулигана. Олег Богомолов вспоминает, как директор завода привёл его к недостроенному зданию и сказал: «Вот твой цех». А там только стены и крыша, даже ворот не было…

На заводе молодой специалист проработал десять лет, дорос до начальника того самого сборочно-сдаточного цеха, который, к слову, уже при нём достраивали и сдавали в эксплуатацию, а потом уехал на Север, покорять новую для себя профессию.

«Отец с матерью там обосновались, давно звали меня к себе, — вспоминает Олег Валентинович. — А тут ещё и работы на оборонном заводе почти не стало. Попал я в город Лангепас — это между Сургутом и Нижневартовском, устроился в одну из нефтедобывающих компаний. Вообще с нефтяниками я всю жизнь общался: и родители — потомственные нефтяники, и все друзья семьи работали в этой отрасли. Да и дед Александр Иванович в своё время руководил каротажной структурой, которая занималась исследованием скважин. Кстати, он-то и положил начало нашей трудовой династии, когда приехал в Ишимбай на нефтяные промыслы…»

Середина 90-х оказалась для отрасли не лучшим временем. Связи с поставщиками разрушены, закупка оборудования, даже если есть деньги, — проблема из проблем. Многие крупные предприятия начали тогда создавать собственные производства. Подобная работа и была поручена Богомолову. Предприятие (это была Центральная база производственного обслуживания ТПП «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл — Западная Сибирь») быстро выпустило первую остро необходимую продукцию. А ещё через какое-то время Олега Валентиновича пригласили в «Транснефть».

В начале 2000 года в компании начали налаживать производство оборудования. Одним из первых предприятий, где в связи с этим началась масштабная реконструкция, стал Тюменский ремонтно-механический завод. Возглавить его предложили Богомолову. Модернизацию предприятия, к слову сказать, удалось осуществить ровно за год!

С 2005 года Богомолов — главный инженер ОАО «МН „Дружба“, в 2007 году защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук, в феврале 2012 назначен генеральным директором этого предприятия. В общей сложности в «Траснефти» Олег Валентинович трудится уже 12 лет, хотя с отраслью познакомился намного раньше, ещё работая на Севере. И за каждой строчкой его биографии стоит каждодневная тяжёлая работа.

«Когда я только переехал в Брянск, решил для себя по пятницам заниматься спортом — играть в футбол и плавать в бассейне, — признаётся Олег Валентинович. — Правда, вскоре все мои планы сошли на нет. Времени катастрофически не хватает! Отдохнуть совершенно некогда. Хорошо, что отдушиной стала моя семья, любимая супруга Любовь Ивановна и дети — Артём и Валентина».

Любовь и «Дружба»

Семейный альбом супругов Богомоловых начинается с фотоснимка, сделанного ещё в ясельной группе. Однажды, собравшись с одноклассниками готовить реферат по заданию учителя, Олег Богомолов вытащил старый семейный альбом. Ребята принялись рассматривать снимки, и вдруг Люба, в будущем жена и верный друг Олега Богомолова, воскликнула: «А у меня ведь такой же есть!» Начали искать себя на фотокарточке и очень удивились, когда увидели себя сидящими рядом друг с дружкой. Ещё больше, конечно же, были поражены потом, узнав, что родились в одном роддоме, с разницей в несколько дней.

Кстати, когда корреспонденты «Брянской ТЕМЫ» пришли на интервью с руководителем «МН „Дружба“, то застали его супругу, принимающей цветы и поздравления по поводу своего юбилея. Ей даже подарили сувенирную медаль «Лучшему боссу». На предприятии Любовь Ивановна работает заместителем начальника отдела кадров и особое внимание уделяет работе с молодыми специалистами. Учитель иностранных языков по первому образованию по профессиональной привычке она называет своих хорошо образованных и перспективных (других молодых специалистов на «Дружбе» не бывает) подопечных «детьми».

Любовь Ивановна рассказала нам удивительную историю их с Олегом Валентиновичем отношений: «Мы жили в одном городе, но до пятого класса учились в разных школах. А потом в Ишимбае построили новую школу, и мы попали в параллельные классы. Я была очень активной девочкой, меня выбирали и председателем дружины, и комсоргом. Помню даже, как принимала Олега в комсомол, и он перечислял мне принципы демократического централизма. Комсомольцы должны были их чётко знать.

К десятому наши классы объединили, и мы оказались практически за одной партой. Возникло первое чувство, даже поступать собирались в вузы в одном городе — Уфе. Но в шестнадцать лет всё непросто… Тогда расстались мы с Олегом и резко поменяли планы: он улетел учиться в Челябинск, я в Бирск. Но расставание было недолгим. На первые же ноябрьские праздники я возвращалась домой и совершенно случайно встретила в аэропорту Олега! Судьба, наверно, снова свела нас. Так завязался наш роман, который с тех пор не прекращается! Кстати, наши дети тоже унаследовали семейную традицию. Вот сын недавно женился на бывшей однокласснице…

Знаете, честно скажу, я ещё не встречала в жизни мужчину, который хотя бы приблизился к Олегу по своим душевным качествам и силе характера. Это очень надёжный человек, такой монолит добра, справедливости и искренности! Он тоже ценит многие мои качества и постоянно говорит об этом. А ещё Олег очень работоспособный человек. Когда строили БТС-2, он — тогда главный инженер, трудился практически два года без выходных и праздников. И я ни разу не услышала, чтобы он жаловался на усталость».

Любовь Ивановна даже прочитала нам стихи, которые друзья написали ко дню рождения мужа:

Собрались ребята как-то ,
Стали думать и гадать:
Богомолова Олега
Как в кругу друзей назвать?

«Он — Буре! — воскликнул Костя. —
Классно режется в хоккей!
Успевает он повсюду,
На льду и дома всё о'кей!

Ира же, вздохнув, сказала:
«Нет, ребята, он — боксёр.
С интенсивной подготовкой
Побеждает любой спор!»

«Да он — морж, — добавил Радик. —
Это утверждаю я:
Залезает быстро в прорубь,
Не боится ни фига!»

А жена родная Люба
Говорит наперекор:
«Ему лыжи я купила,
Горнолыжник — вот кто он!»

Призадумались ребята,
Как Олега нам назвать?
Человек разносторонний,
Что ещё тут всем сказать?!»

В заключение хотелось бы процитировать пожелание Олега Валентиновича молодым людям — ещё один секрет его личного успеха, который, возможно, кому-то  пригодится в жизни: «Я смотрю на молодых специалистов, которые приходят на наше предприятие,
и понимаю: мне нравятся эти люди. Они хорошо образованны, достаточно много знают, амбициозны, и, кроме того, много хотят для себя, своей карьеры и для своих семей. Вот если это в человеке есть, у него всё в жизни получится!»

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из архива ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“.

Просмотров: 891