Балтийское крыло «Дружбы»

Магистральные нефтепроводы «Дружба», словно величественная птица, охватили своими «крыльями» практически всю европейскую часть России: от Самары до Брянска и от Брянска до Балтийского моря. Новая нефтяная магистраль «Вторая Балтийская трубопроводная система», строительство которой завершилось в 2012 году, добавила к огромному технологическому комплексу «Дружбы» ещё три нефтеперекачивающие станции, спецморнефтепорт «Усть-Луга» и тысячу километров нефтепровода. А город Брянск, благодаря реализации этого масштабного проекта, подтвердил своё высокое звание центра одной из главных нефтяных артерий Европы.

О достижениях, с которыми коллектив МН «Дружба» встречает профессиональный праздник — День работников нефтяной и газовой промышленности, «Брянской ТЕМЕ» рассказал заместитель генерального директора по товарно-транспортной деятельности ОАО «МН „Дружба“, один из самых опытных и профессиональных руководителей компании — Вячеслав Арсёнов. К слову сказать, в этом году Вячеслав Михайлович отмечает свой 60-летний юбилей и 35-летие трудовой деятельности в компании «Дружба».

— Вячеслав Михайлович, если обратиться к вашей биографии, оказывается, что значительную часть своей жизни вы посвятили работе в МН «Дружба»,были свидетелем и участником переноса центрального офиса компании из Львова в Брянск в 1992 году. Скажите, почему это решение сегодня принято называть «важным» и  «стратегическим»?

— Прежде, во времена существования Советского Союза, центральный офис Магистральных нефтепроводов «Дружба» находился на территории Украины, в городе Львове. После распада СССР управлять поставками российской нефти, находясь в другом государстве, стало невозможным. В связи с этим рассматривалось несколько вариантов для переноса головного офиса МН «Дружба», в числе которых главными претендентами оказались Самара, как начальный пункт транзитной магистрали, и Брянск, где располагалось Специализированное управление по предупреждению и ликвидации аварий (СУПЛАВ) на нефтепроводах «Дружба». Решающую роль в этом выборе сыграло выгодное географическое расположение нашего города: близость границы с Белоруссией и Украиной — с одной стороны, и Москвы — с другой. Так, в 1993 году центральный офис компании переехал в Брянск.

Важность этого стратегического решения подтвердилась в этом году в связи с реализацией масштабного проекта — строительства БТС-2. Впервые за всю свою почти
пятидесятилетнюю историю Магистральные нефтепроводы «Дружба» стали доставлять российское «чёрное золото» к северному морскому порту в Балтийском море. На сегодняшний день проектная мощность нефтепровода БТС-2 позволяет транспортировать 30 миллионов тонн нефти в год, и это не предел.

Официальное открытие БТС-2 состоялось 23 марта этого года, когда из спецморнефтепорта «Усть-Луга» в тестовом режиме отгрузили первую партию российской нефти.

В тестовом запуске принял участие Владимир Путин. Он дал старт отгрузке нефти в танкер с водоизмещением 100 тысяч тонн. Во время этого мероприятия о полной готовности БТС-2 Владимиру Путину доложил Николай Токарев — президент компании «Транснефть», дочерней организацией которой являются Магистральные нефтепроводы «Дружба». С этого момента через Брянщину проходят главные российские нефтяные магистрали в Восточную Европу и страны Балтии.

БТС-2: новые возможности для страны

— Какое значение для страны, на ваш взгляд, имеет реализация проекта БТС-2 — российского нефтепровода, соединившего Брянщину и Балтику?

— Прежде всего на северо-западе страны появился дополнительный специализированный порт «Усть-Луга» — конечный пункт нового нефтепровода протяжённостью 1000 километров.

Общая вместимость резервуарного парка нефтебазы «Усть-Луга» составляет более 400 тысяч кубометров. Технологическая схема предусматривает подачу нефти для одновременной погрузки двух танкеров с объёмом до 150 тысяч тонн каждый. Сегодня МН «Дружба» имеют непосредственный выход на экспорт. В целом подобные тенденции характерны для современной России, например, недавно в Восточной Сибири было открыто новое направление нефтепровода, доставляющего «чёрное золото» в Китай и Тихоокеанский регион.

В рамках проекта БТС-2 были построены и две новые нефтеперекачивающие станции — НПС-3 в Смоленской области и НПС-7 недалеко от Великого Новгорода. Они возведены в соответствии со всеми предельно жёсткими современными требованиями промышленной и экологической безопасности.

С первых дней ввода в эксплуатацию новые нефтеперекачивающие станции работают бесперебойно, обеспечивая чёткий ритм поставок нефти в спецморнефтепорт «Усть-Луга», откуда российское «чёрное золото» на танкерах перевозят в другие страны. А нефтеперекачивающая станция «Андреаполь», построенная 30 лет назад в Тверской области, стала перекрёстком нефтяных магистралей: Сургут – Полоцк и БТС-2. Отмечу, что при этом по-прежнему поставляется российская нефть в страны Восточной Европы: Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию — по традиционному направлению Унеча – Мозырь. А строительство «Второй Балтийской трубопроводной системы» позволило диверсифицировать потоки транзитной нефти.

— Повышает ли авторитет нашего региона тот факт, что центральный офис МН «Дружба» находится именно в Брянке? Какое значение это имеет для города и области?

— За годы существования в Брянске центра МН «Дружба» у руководства компании сложилось хорошее деловое взаимодействие с законодательной и исполнительной властями области. МН «Дружба» — один из крупнейших налогоплательщиков региона, поступления от которого составляют значительную часть областного бюджета. Реализованные проекты компании — это новые рабочие места с достойной заработной платой. И, наконец, это возможность постоянно оказывать социальную помощь: школам, больницам, детским садам, общественным организациям. Магистральные нефтепроводы «Дружба» имеют и подшефное учреждение на Брянщине — ГБООУ «Жуковский санаторный детский дом» (читайте об этом в журнале «Брянская ТЕМА» в № 11 (49), 2011 г.).

Каждый метр нефтепровода — под контролем

— Вячеслав Михайлович, расскажите и о других успехах МН «Дружба», с которыми коллектив компании встречает свой профессиональный праздник — День работника нефтяной и газовой промышленности, отмечаемый в этом году 2 сентября.

— Реализация проекта БТС-2 и других крупных проектов компании «Транснефть» заметно расширила единую российскую нефтепроводную систему. Кроме того, успешно выполняется долгосрочная «Программа технического перевооружения, капитального ремонта и развития объектов магистральных нефтепроводов», которая направлена на сохранение потенциала уже действующей десятилетиями системы. Идёт планомерная работа по поддержанию надёжности Магистральных нефтепроводов «Дружба»: ежегодно заменяются на новые сотни километров трубопровода.

Совершенствуются технологии. Например, линейная часть нового нефтепровода БТС-2 оснащена эффективной системой обнаружения утечек на базе оптоволоконного кабеля, позволяющая в режиме реального времени не только обнаруживать утечки, но и сигнализировать о приближении к трубопроводу людей и техники. Это способствует предотвращению незаконных врезок в нефтепровод. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что контролируем каждый метр нефтепровода «Дружба».

Непрерывно осуществляется диспетчерский конт-роль транспортировки нефти на протяжении всего трубопровода. Увеличивается качество и точность работы системы телемеханики, большое внимание уделяется совершенствованию системы энергосбережения.

Обновляется и резервуарный парк на пути следования нефтепровода. Практически на всех головных нефтеперекачивающих станциях построены новые стальные резервуары взамен прежних железобетонных. Во-первых, это позволяет увеличить объём хранения нефти. Во-вторых, новые технологии позволяют повысить безопасность и надёжность самих резервуаров. Подобная полномасштабная модернизация осуществляется на всех направлениях деятельности МН «Дружба».

— И, конечно же, главный ресурс любого успешного предприятия — это трудовые кадры. Как сегодня, на ваш взгляд, можно охарактеризовать коллектив МН «Дружба»?

— В коллективе много молодых специалистов. Большое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации кадров. По нашим направлениям студенты получают высшее образование в престижных специализированных вузах Уфы, Самары, Москвы, в том числе и в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина. Кроме этого в системе АК «Транснефть» функционируют собственные профтехучилища, что позволяет нам решать вопросы с подготовкой кадров для рабочих специальностей.

На протяжении многих лет в системе АК «Транс-нефть» ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии». Отбор участников осуществляется среди сотрудников районных управлений, которые затем показывают своё мастерство в конкурсах МН «Дружба», АК «Транснефть», а победители состязаются за звание лучшего по профессии с коллегами из Белоруссии, Украины, Казахстана в рамках международного конкурса.

Активной работой с молодёжью занимается организованный на предприятии Совет молодых специалистов. Например, в рамках этой деятельности ежегодно проводится конкурс на лучшую научно-техническую разработку в районных управлениях, которые в дальнейшем успешно внедряются на объектах системы АК «Транс-нефть». В августе прошёл семинар молодых специалистов АК «Транснефть», который организовали наши работники на базе спецморнефтепорта «Усть-Луга».

На предприятии существует и совет ветеранов ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“. В числе основных задач совета — привлечение опыта наших уважаемых ветеранов в работе предприятия, решение вопросов социальной поддержки.

Что касается квалификации сотрудников, то, хочу отметить, она существенно растёт. В настоящее время изменились условия труда, используется высокотехнологичное оборудование, соответственно, неизбежно повышаются требования к уровню профессионализма и квалификации сотрудников.

Нефтепровод… на глубине 27 метров!

— Вячеслав Михайлович, в сентябре этого года исполняется 35 лет вашей трудовой деятельности в МН «Дружба». С чего начинался ваш личный путь на предприятии?

— Я начинал свою карьеру простым инженером ещё в Специализированном управлении по предупреждению и ликвидации аварий на нефтепроводах «Дружба». В то время руководством компании была поставлена задача — организовать контроль сварочных стыков, подготовить и обучить профессиональных сварщиков, а в дальнейшем регулярно проводить аттестации. Моя базовая специальность после окончания БИТМа — «Оборудование и технология сварочного производства». В 1979 году меня назначили начальником лаборатории сварки и дефектоскопии СУПЛАВа, и мне выпала честь стоять у истоков создания этой лаборатории.

Затем в течение четырёх лет я работал инженером-приёмщиком нефтяного оборудования в загранкомандировке в Венгерской народной республике, после возвращения из которой занимал руководящие должности в различных подразделениях «Дружбы», и вот уже десять лет являюсь заместителем генерального директора по товарно-транспортной деятельности ОАО «МН „Дружба“.

— Ваш многолетний опыт позволяет проводить самые точные аналогии и примеры — как вы охарактеризуете профессию нефтепроводчика, в чём заключаются её престиж и сложность?

— Профессия наша нелёгкая, это точно! На плечах работников нефтяного комплекса страны — огромная ответственность, масштабные задачи. Нефтепровод работает круглосуточно, без остановки. Производство очень сложное, в том числе и с экологической точки зрения. Поэтому так велики требования к квалификации и дисциплине каждого члена нашего коллектива, так строги наши экологические стандарты.

Нашим работникам зачастую приходится решать сверхсложные задачи: прокладывать нефтепровод по дну рек, болотистой местности и вечной мерзлоте, под автомобильными трассами федерального назначения, в обход крупных российских городов. Например, именно под руководством сотрудников МН «Дружба» успешно заменена на новую труба на подводном переходе через Волгу. А ширина реки, включая пойменную часть, в тех местах составляет 10 километров, глубина — 27 метров! Как видите, для нефтепроводчиков нет задач, которые невозможно решить!

Накануне профессионального праздника я хочу пожелать коллегам здоровья, счастья, успехов в нашем непростом труде и новых свершений на благо нашей страны и нашего предприятия!

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из личного архива Вячеслава АРСЁНОВА

Уважаемые работники Магистральных нефтепроводов «Дружба»!
Поздравляю вас с профессиональным праздником — Днём работников нефтяной и газовой промышленности!
Наша отрасль всегда была и остаётся основным звеном топливно-энергетического сектора.
Эта отрасль обеспечивает эффективную работу и устойчивое развитие экономики страны,
укрепляет национальную безопасность, повышает социальный уровень жизни наших соотечественников.
Ваш самоотверженный труд и новаторский подход к делу способствуют успешному развитию отрасли.
Желаю вам крепкого здоровья, счастья и новых трудовых успехов на благо России!

Генеральный директор ОАО МН «Дружба» О. В. Богомолов

1913

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*