Валерий Гергиев: миссия просветительства

За 12 лет существования Московского Пасхального фестиваля чартерный поезд Валерия Гергиева, на всех порах несущий культуру в массы, впервые сделал остановку в нашем городе партизанской славы. На два с половиной часа симфонический оркестр Мариинского театра под управлением знаменитого маэстро превратил сцену брянской филармонии в культурный центр мирового уровня.

Творческий стимул

Прикосновение к подлинному искусству на два с половиной часа… Это уже немало!

Что же предваряло встречу? Для одних — два концерта в течение того же дня в Смоленске и путешествие поездом в Брянск… (Всего за 12 дней Московского Пасхального фестиваля состоялось более 90 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ).

Для других — суматоха приготовлений, решение бесчисленных орг вопросов, опасения попасться (или же не попасться) под руку (на глаза) начальству, ожидание разнорядок, подготовка подарков и торжественных спичей… (Отнюдь не дешёвые билеты были проданы на 120 процентов, аншлаг и присутствие первых персон обеспечены).

Для третьих — месяц усердных репетиций и изучения в школах искусств 40-минутного произведения Stabat Mater для оркестра, солистов и хора итальянского композитора XVIII века Джованни Перголези… (Говорят, детский хор одного из соседних городов начал изучение этого произведения за год до концерта. Брянские воспитанники, собранные в сводный хор из лучших детских коллективов города, справились с текстом на латыни и сложной партитурой за месяц). Иногда невозможное возможно. Ведь у юных брянских хористов замечательные, талантливые и ответственные руководители. Это заслуженные работники культуры, возглавляющие детские хоры, неоднократно становившиеся лауреатами международных конкурсов, — Маргарита Марченкова (образцово-художественный старший хор городской детской хоровой школы) и Татьяна Ларина (хор «Данко» старших классов ДШИ № 2 имени П.И. Чайковского). Кроме них — Ирина Орлова — руководитель академического хора Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусства (лауреата всероссийского конкурса) и образцового хора хорового отделения ДШИ № 3.

А ещё неоспоримым стимулом для усердных занятий стала уникальная возможность выступить вместе с лучшим отечественным оркестром — оркестром Мариинского театра — под управлением мэтра современной мировой академической музыкальной школы Валерия Гергиева. Многие из девочек и мальчиков, отважно, как Данко, выступавших на сцене плечом к плечу, скоро покинут детские школы искусств… И неважно, станут ли они профессиональными музыкантами, или просто будут напевать своим детям и внукам колыбельные, в их жизнь уже вошло это событие — совместный концерт с величайшими исполнителями нашего века.

Почему я так настойчиво говорю о важности детского хора? Потому что, если бы оказалось, что сводный коллектив не способен стать полноправным «инструментом из ста детских голосов» в симфоническом оркестре Мариинского театра, концерт не смог бы состояться. Программа оргомного фестиваля не подстроилась бы под «безголосый» город, и Брянск вновь объехали бы стороной…

Но вместо этого «настройкой» тонкого многоголосого инструмента занимались не только местные педагоги, но и куратор из столицы — художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова Геннадий Дмитряк. Геннадий Александрович приезжал в Брянск, чтобы удостовериться в дееспособности детского сводного хора и убедиться в благоприятных условиях проведения Московского Пасхального фестиваля на сцене Брянской филармонии. Ревизия прошла успешно.

Первая встреча

Первая встреча с маэстро Гергиевым и виртуозом фортепианной клавиатуры Денисом Мацуевым состоялась прямо на вокзале. Жёсткий цейтнот. Поезд прибыл с небольшим опазданием: концерт в Брянске у оркестра Мариинки — третий за день. У Валерия Гергиева есть десять минут, чтобы буквально с колёс поведать журналистам о концепции фестиваля и своих планах (уже воплощаемых) по превращению Мариинского театра в крупнейший центр академического искусства в мире.

— Думаю, теперь мы будем более или менее регулярно у вас появляться, — говорит Гергиев устало, но убедительно. — У нас такие отношения возникли со многими регионами. Одна из главных, приоритетных задач художественной политики Мариинского театра — выступать в регионах России, в том числе отдалённых.

Гергиев рассказывает о мероприятиях по расширению Мариинского театра, о создании второй сцены, где планируется знакомить с искусством в том числе подрастающее поколение. Свои намерения маэстро подтверждает упоминанием встречи с президентом Путиным, который также видит приоритеты культуры в развитии просветительства. По мнению Валерия Гергиева, детское хоровое искусство, которым всегда славилась наша страна, необходимо возрождать. К слову, в феврале этого года маэстро избран председателем вновь созданного Всероссийского хорового общества.

— Проводя Пасхальный фестиваль, нам хотелось способствовать укреплению творческих возможностей региональных коллективов, особенно детских, — продолжает дирижёр. — Из всего, что мы могли сделать, мы сделали самое главное — приехали. Затем уже познакомимся, будем дружить. И о следующем приезде я буду думать уже более конкретно. На концерте прозвучат произведения разных авторов. Я смогу получить ощущение от акустики, от атмосферы в зале, в том числе от степени концентрации как наших музыкантов, так и публики на главном — на музыке…

Итак, с поезда — в концертный зал. Пока без фрака, без экивоков. Всё по-деловому. 15-минутный прогон 40-минутной Stabat Mater — это лишь возможность настроить звук, определиться с темпом, удостовериться, что все инструменты оркестра (включая детский хор) звучат слаженно.

И вот… долгожданный миг. В полной тишине, воцарившейся в зале, появляются волшебные звуки. Исполнение профессиональных музыкантов не может не восхищать. Музыка воспринимается, как нечто осязаемое, реально существующее вокруг. Нечто, что возникает ниоткуда, чтобы остаться… Не это ли называют рождением?

Программа действительно разнообразна. После величественной церковной Stabat Mater — филигранное исполнение фрагментов балета «Жар-птица» Стравинского и известный «Большой полонез» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Кульминация концерта — виртуозное выступление Дениса Мацуева. Один из наиболее востребованных пианистов современности, Мацуев — творческий единомышленник Валерия Гергиева во многих его начинаниях. Пианист концертирует с маэстро в Европе, США, Японии, не забывая и про родной Иркутск…

В исполнении Дениса Мацуева и оркестра Мариинского оркестра прозвучала «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова. В завершении концерта пианист исполнил импровизацию на тему пьесы Грига «В пещере горного короля» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».

Подобная музыкальная встреча всегда кажется слишком короткой. Пока она длится, хочется растянуть каждое мгновение, впитать в себя каждый неповторимый звук. Каждую паузу…

Но музыка уступает место аплодисментам, восхищённыс ахам (по счастью, редким зевкам) и… приятным воспоминаниям.

Прикосновение

…Кто-то из высокопоставленных гостей, присутствовавших на концерте, в кулуарном разговоре пожалел детей, стоявших на сцене: «Бедные, трудно им пришлось: жарко, целый час на ногах, да ещё и петь надо!» Да, было непросто. Но терпение, старание и талант, которые раскрылись в брянских детях, — это даже не усердие спортсменов-олимпийцев, а скорее чёткое осознание того, что своим трудом они творили Красоту.

Послушайте, что написала после концерта на своей странице в одной из социальных сетей девочка из хора, одна из ста, Инна Кравцова:

 «Это было просто потрясающе! Восхитительно, изумительно, феерично, волшебно, трогательно, сильно, великолепно! Мне не хватает слов, чтобы выразить то, что я испытала! Это самый грандиозный концерт из всех концертов, на которых я вообще была! Спасибо вам, Валерий Абисалович, оркестр Мариинского театра и Денис Леонидович за то истинное счастье!»

«…и тогда я поняла, что музыка — это моё всё! Всё, что у меня есть в жизни, — это музыка! Это моя судьба, моя душа, моя радость и моё горе. Это то, что незыблемо и то, что может довести до слёз, заставить испытывать чистейшее, настоящее счастье и то, что заставляет бегать мурашки по коже. Это не просто искусство, это не просто людское творчество, не просто красота, это такая сила! Это всё, что у нас есть и что нас никогда не покинет и всегда будет рядом с нами».

Пожалуй, эти слова — самый ценный итог концерта. Маэстро Гергиев может считать, что его миссия если не выполнена, то, по крайней мере, достигла адресата.

Ведь если наши дети хотя бы задумываются о таких вещах и рассказывают о них окружающим, смело делают заявление всему миру, уже это — показатель того, что Гергиев не случайно одним из первых в новейшей истории России был удостоен звания Героя Труда РФ. Потому что своим поистине героическим трудом этот человек доказывает, что создание настоящей музыки, продвижение искусства — это нужное, кропотливое, далеко не всегда благодарное, но, без сомнения, облагораживающее дело, которое не остаётся незамеченным.

Анна ИВАНИНА
Фото автора

В тему!

Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве. Советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

Народный артист России (1996). Герой Труда РФ (2013). Лауреат четырёх Государственных премий России (1993, 1994, 1998, 2001).

Валерий Гергиев вырос в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) Северной Осетии, где учился в музыкальном училище по классам фортепиано и дирижирования. В 1972 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования Ильи Мусина. Ещё будучи студентом, завоевал 2-ю премию на престижном Международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине и одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

Окончив консерваторию в 1977-м, Гергиев был принят в Кировский театр в качестве ассистента главного дирижёра. С 1981 по 1985 год Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, а в 1988 году занял место художественного руководителя и главного дирижёра Мариинского театра (Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова).

С начала 1990-х дирижёр часто выступает за границей. В 1992 состоялся дебют Гергиева в «Метрополитен-опера» в опере Верди «Отелло», в дальнейшем он неоднократно выступал там как приглашённый дирижёр, а с 1995 по 2008 год он занимал место главного приглашённого дирижёра Роттердамского филармонического оркестра.

С 1 января 2007 года Валерий Гергиев — главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

2419