Александр Ивлиев: «Закон должен быть единым для всех. Без исключений»

Знаете ли вы, что известный анекдот про гаишника, которому начальник на день рождения дарит знак ограничения скорости со словами: «Сегодня поставь, где хочешь», абсурден по своей сути? Оказывается, в компетенцию ГИБДД не входит ни установка дорожных знаков, ни план разметки дорог, ни контроль за тем, как и из чего делают эти самые дороги. О том, что же является основными направлениями деятельности ГИБДД, о непрекращающейся борьбе с нетрезвыми водителями, почему ни один сотрудник ГИБДД не купит своему ребёнку скутер и ещё о многом другом, «Брянская ТЕМА» поговорила с начальником областного управления ГИБДД Александром Ивлиевым.

— Александр Николаевич, год назад мы все дружно ужасались состоянию брянских дорог и задавались вопросом, почему подрядные организации, получившие из бюджета миллионы рублей на ремонт и реконструкцию, работают так, что сделанное ими дорожное покрытие через полгода снова приходит в негодность. Проводились круглые столы, на которых представители дорожного фонда красиво рассказывали о гарантийных обязательствах подрядчиков, которые должны за свой счёт устранять все недоделки… И что же? Слова ничем конкретным не подкрепляются, машины бьются о колдобины даже на центральных улицах города, а таксисты наотрез отказываются заезжать во дворы, справедливо опасаясь за подвески своих авто. Какова статистика ДТП, обусловленных отвратительным состоянием дорожного полотна?

— В текущем году в Брянске и области наметилась устойчивая тенденция увеличения количества дорожнотранспортных происшествий, одной из причин которых явилось неудовлетворительное состояние проезжей части, обочин, отсутствие горизонтальной разметки, тротуаров и освещения. Только за 4 месяца 2013 года на дорогах области зарегистрировано 109 ДТП из-за плохих дорожных условий. Это 33,4% от общего количества произошедших автоаварий. Таким образом, влияние дорожного фактора было отмечено в каждом третьем дорожно-транспортном происшествии. Большая часть таких происшествий
зарегистрирована на территории областного центра. За сухими цифрами — человеческие трагедии: 14 человек погибли и 124 получили ранения различной степени тяжести.

Среди основных причин автоаварий стали: отсутствие или плохая видимость горизонтальной разметки — 83 ДТП, низкие сцепные качества покрытия 18 ДТП, недостаточное и неисправное освещение — 9, дефекты дорожного покрытия — 5.

— Как отреагировала на это управление и городская ГИБДД?

— После совершения ДТП с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями (НДУ) должностным и юридическим лицам
сотрудниками Госавтоинспекции выдано 36 предписаний на устранение недостатков. За неисполнение законного предписания Госавтоинспекции в установленный срок составлено 5 административных материалов по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ на должностных лиц и 6 административных протоколов на юридических лиц. К административной ответственности привлечено 16 должностных лиц (владельцев автомобильных дорог) и одно юридическое лицо по ст. 12.34 КоАП РФ за нарушение правил содержания дороги в безопасном для движения состоянии.

Владельцам автомобильных дорог направлено 11 информаций с предложениями по улучшению условий движения в местах совершения ДТП с НДУ. В органы прокуратуры направлено 5 информаций с целью признания незаконным бездействие владельца автомобильных дорог по неустранению неудовлетворительных дорожных условий.

Кто ответит за горе-дороги?

— Если представители ГИБДД по действующему законодательству не имеют право вмешиваться в сам процесс строительства и ремонта дорожного полотна, а также участвовать в приёмке этих работ, то каким образом ваше ведомство может воздействовать на недобросовестных дорожников?

— Хочу ещё раз подчеркнуть, что в рамках предоставленных полномочий сотрудниками Госавтоинспекции осуществляется исключительно контрольно-надзорная деятельность за состоянием автомобильных дорог. Сделано немало. За 4 месяца 2013 года к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ за нарушение правил содержания, ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов привлечено 154 должностных лица (это на 65,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года) и 14 (в 3 раза больше) юридических лиц. За повреждение дорог, дорожных сооружений, умышленное создание помехи в дорожном движении на 7 должностных лиц составлены административные материалы по ст. 12.33 КоАП РФ.

На устранение выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и технических средств организации дорожного движения выдано 1264 предписания должностным лицам (+30,0%) и 262 — юридическим лицам (в 8,7 раз больше).

За невыполнение в установленный срок законных предписаний Госавтоинспекции составлено 34 административных протоколов по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ на должностных лиц и 41 (в 8 раз больше) на юридических лиц.

Хотелось бы напомнить, что в соответствии с положениями Федеральных законов № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведение мероприятий по организации дорожного движения с целью обеспечения его безопасности возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

— А как ваше ведомство реагирует на дорожные проблемы?

— В рамках закона. Мы информируем органы прокуратуры о нарушениях действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Только за 4 месяца 2013 года направлено 126 таких информаций. Кроме этого для участия в мероприятиях по контролю за состоянием улично-дорожной сети привлекаются представители общественных организаций, СМИ.

Ксожалению, бывает, что мы сталкиваемся с такой проблемой, как нарушение принципа неотвратимости наказания. Так, в феврале и марте 2013 года для устранения выявленных в ходе повседневного надзора недостатков в содержании улично-дорожной сети Бежицкого района города Брянска юридическому лицу МУП «Бежицкое дорожное управление» г. Брянска отделом ГИБДД УМВД России по г. Брянску было выдано 32 (!) обязательных для исполнения предписаний, которыми предписывалось выполнить мероприятия по ликвидации просадок и выбоин дорожного покрытия на проезжих частях Бежицкого района г. Брянска, а также по ликвидации «зимней скользкости», снежных валов у края проезжих частей и ближе 5 метров от пешеходных переходов, в т. ч. в районе расположения общеобразовательных учебных учреждений. Выявленные недостатки в содержании улично-дорожной сети указывали на несоблюдение обслуживающей организацией действующего государственного стандарта, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения.

В ходе контрольных проверок, проведённых сотрудниками отделения дорожной инспекции и организации движения городского отдела ГИБДД, было установлено, что МУП «БДУ» не выполнило ряд предписаний. Это указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ — «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)».

При рассмотрении материалов административного дела установлено, что комитетом ЖКХ Брянской городской администрации (заказчиком) с МУП «БДУ» города Брянска (подрядчиком) в 2012 году заключён муниципальный контракт на текущее содержание объектов улично-дорожной сети Бежицкого района города Брянска. Согласно муниципальному контракту среди обязанностей подрядчика — содержание объектов улично-дорожной сети в соответствии с техническими регламентами и другими нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, своевременное обследование объектов, составляющие предмет контракта, выявление и принятие мер по устранению выявленных недостатков.

В отношении юридического лица МУП «БДУ» за невыполнение в установленный срок законных предписаний Госавтоинспекции составлено 7 административных протоколов по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с их последующим направлением в мировые судебные участки Бежицкого района Брянска.

В судебном заседании после исследования материалов дела, суд установил, что наличие в действиях правонарушителя административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, доказано представленными материалами административного дела. Суд также посчитал, что действия правонарушителя правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания. Однако при определении вида и размера административного наказания мировой судья пришла к выводу о малозначительности совершённого правонарушения, освободив юридическое лицо от административной ответственности и ограничившись объявлением устного замечания. Производство по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица МУП «Бежицкое дорожное управление» г. Брянска было прекращено.

Учитывая возможность наступления тяжких последствий и считая, что принятые решения незаконны и необоснованы, отделом ГИБДД поданы жалобы в Бежицкий районный суд, для рассмотрения дел в апелляционном порядке, отмены постановлений мирового судьи судебного участка № 7 Бежицкого района города Брянска и направления дел на новое рассмотрение.

Но на это потребуется время. А состояние дорожного полотна по-прежнему будет провоцировать ДТП, угрожая жизни и здоровью участников дорожного движения.

Закон для своих и всех остальных

— Александр Николаевич, хотелось бы узнать статистику ДТП за прошедший период.

— Статистика неутешительная. За 4 месяца 2013 года зарегистрировано 326 ДТП, в которых 67 человек погибли и 423 получили травмы. Число погибших возросло на 19,6%. Тяжесть последствий ДТП составила 13,7 погибших на сто пострадавших человек.

— Где располагаются «горячие точки» ДТП?

— Наиболее аварийно-опасными являются автодороги федерального значения «Украина» и Брянск — Новозыбков — граница с Республикой Беларусь. Часто виновниками становятся водители транзитного транспорта. Так, в текущем году по вине иногородних и иностранных граждан погибли 11 участников дорожного движения, что составило более половины от всех погибших в данных местах.

— Какие основные причины аварий на дорогах?

— Это прежде всего случаи грубого игнорирования правил дорожного движения как водителями (83,7% от общего количества ДТП), так и пешеходами (20,6%). Повторюсь: неудовлетворительные дорожные условия отмечены при совершении каждого третьего ДТП. Отмечается увеличение числа происшествий по причинам выезда на полосу встречного движения (+25,8%), нарушения правил обгона (+33,3%), а также несоблюдения дистанции (+28,57%). Каждое пятое происшествие в области связано с наездом на пешехода.

Серьёзно осложнилось положение дел с детским дорожно-транспортным травматизмом. С участием несовершеннолетних участников дорожного движения зарегистрировано 24 автоаварии (+25,0%), в которых пять детей погибли и 23 получили ранения.

Хотелось бы обратить внимание на тот вопиющий факт, что в 8 случаях несовершеннолетние пассажиры не были пристёгнуты ремнями безопасности или перевозились без детских удерживающих устройств. Именно родительское преступное пренебрежение нормами безопасности стало причиной гибели двух детей.

Недавний случай в Брянске: инспекторы ДПС обратили внимание на то, что в автомобиле, помимо мужчины и женщины, которые сидели спереди, на заднем сиденье едут двое малолетних детей без удерживающих устройств. Инспекторы приказали водителю остановиться, но он в ответ лишь увеличил скорость. В результате произошла авария, в которой серьёзно пострадали дети, а их отец отделался переломом пальца. При этом он отказался от прохождения медицинского освидетельствования.

— Из чего можно сделать вывод, что водитель был нетрезв. Проблема «пьяного руля» в последнее время становится всё острее. ГИБДД регулярно проводит рейды по выявлению пьяных водителей. Есть ли результаты?

— За период трёх месяцев сотрудниками Госавтоинспекции пресечено 2883 факта управления водителями транспортом в состоянии опьянения и отказавшихся от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Это значит, что предотвращено больше двух тысяч возможных аварий, в которых могли пострадать люди.

К сожалению, не всегда инспекторы ДПС могут встать на пути пьяного водителя. И тогда происходят трагедии. Вспомним нашумевший случай в районе, когда пьяный парень насмерть сбил трёх старшеклассников. Можно, конечно, говорить и об отвратительной дороге, и об отсутствии освещения… Но водитель выпил и сел за руль, лишив жизни троих людей и искалечив свою судьбу. Меня в этой ситуации удивляет тот факт, что парень выпивал в компании своих друзей. И они со спокойной совестью позволили товарищу управлять машиной. А значит, смерть подростков и на их совести.

И всё же пока каждый лично не поймёт для себя невозможность совмещать алкоголь и вождение автомобиля, ситуация не изменится. Вы посмотрите, сколько машин припарковано по вечерам возле Брянских ресторанов и кафе. А к утру этих машин уже нет. Слабо верится, что все их владельцы такие сознательные и пили только минералку и сок.

— А я думаю, что пока будут примеры удачного ухода от ответственности, в том числе высокопоставленных лиц, пьяные водители не переведутся.

— За 4 месяца этого года, согласно постановлениям судов, 1996 нарушителей лишены права управления транспортными средствами, 1017 подвергнуты административному аресту. И вместе с тем 245 административных материалов прекращено судами по различным основаниям. Процент прекращённых материалов от поступивших ответов из судов составил 8,6%.

Особый общественный резонанс вызывают факты прекращения административного производства в отношении высокопоставленных чиновников Брянска и области. Могу только сказать, что мы со своей стороны обжаловали каждое подобное решение, и результат остаётся на совести мировых судей, прекративших производства и оставивших нарушителей безнаказанными.

Считаю, что подобное разделение на тех, кому можно, и всех остальных абсолютно недопустимо. Закон должен быть единым для всех. Без исключения.

— С приходом тёплой погоды на улицах стали появляться подростки на скутерах, а статистика ДТП каждую неделю пополняется трагическими эпизодами с участием скутеристов.

— Я вам так скажу: ни один сотрудник ГИБДД никогда не позволит своему ребёнку сесть за руль скутера или мопеда. Потому что своими глазами видит последствия подобных ДТП. Это страшно. Сначала родители из непонятно какой любви уступают просьбам ребёнка и покупают ему скутер, а потом в лучшем случае долго лечат своё чадо после аварии.

Недремлющее око радара

— Как на сегодняшний день обстоит дело с комплексами автоматической фиксации нарушений ПДД, призванными компенсировать значительное сокращение личного состава?

— Управлением МВД России по Брянской области проводится работа по созданию центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в сфере дорожного движения. В настоящее время на территории Брянской области при контроле за дорожным движением используется 34 передвижных комплекса автоматической фиксации административных правонарушений «Арена», а также три стационарных комплекса MultaRadar S580. Полноценное функционирование средств фотовидеофиксации в автоматическом режиме стало осуществляться с апреля 2012 года. С момента начала их использования отмечается тенденция к увеличению фиксации нарушений Правил дорожного движения. Так, в 2012 году выявлено 19923 нарушения ПДД. Тогда как за 4 месяца 2013 года при помощи указанных средств зафиксировано более 99590 нарушений скоростного режима.

Использование средств автоматической фиксации нарушений ПДД в период с января по апрель 2013 года позволило снизить количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,7%, а пострадавших в них граждан на 15,7%.

На 2013 год администрацией области на развитие системы автоматической фиксации административных правонарушений выделен 21,5 млн рублей. Вопрос дальнейшего финансирования в настоящее время рассматривается департаментом финансов Брянской области.

Брянск: перезагрузка

— Недавно депутат Брянской областной Думы и экс-глава города Игорь Алёхин внёс ряд предложений по оптимизации дорожного движения в Советском районе Брянска. Пробки с каждым днём становятся всё больше, денег на дороги-дублёры нет, расширение проезжей части всех проблем не решает. Есть ли выход из создавшегося положения?

— Хотелось бы, чтобы этот вопрос вы также задали и МБУ «Центр организации дорожного движения по г. Брянску». Именно эта организация призвана решать проблемы городских пробок. Нельзя сказать, что в этом направлении не ведётся работа. В качестве примеров, необходимо отметить, что в последнее время при непосредственном участии ОГИБДД УМВД России по г. Брянску, МБУ «ЦОДД г. Брянска», структурных учреждений Брянской городской администрации и проектным отделом МКУ «УЖКХ г. Брянска» прорабатываются различные варианты реконструкции ряда участков улично-дорожной сети. Так, в 2012 году появился проект реконструкции въезда в Бежицкий район с появлением кольцевой развязки на пересечении улиц Ульянова и Бурова. Однако ввиду отсутствия достаточного финансирования его реализация затянулась. Сейчас он реализован не более чем на 30% от запланированного, поэтому ещё рано утверждать о его несостоятельности. Завершение планируется в текущем году.

Также уже реализована схема организации одностороннего движения на улицах Советской и Фокина, разработанная МБУ «ЦОДД г. Брянска». Фактически она идентична схеме, предложенной Игорем Алёхиным, но с небольшими изменениями.

Кроме того, в стадии разработки находится проект реконструкции ул. Набережной (вдоль реки Десна), которую планируется использовать в качестве дорогидублёра ул. Калинина, разгружая её на участке от ул. Гражданской до ул. Горького. Совместно с проектным отделом МКУ «УЖКХ г. Брянска» его планируется доработать и утвердить в ближайшее время.

Хотелось бы проинформировать вас, что совершенствование действующей организации дорожного движения уже длительное время (с начала 2012 года) за бюджетные средства, согласно техническому заданию архитектуры г. Брянска, прорабатывается проектным институтом «Гипрогор» (г. Москва), который специализируется на разработке перспективных проектов развития городов, включая транспортные сети. Их проектные решения уже неоднократно обсуждались на заседаниях рабочей группы при администрации города, куда входит и Госавтоинспекция. Работа ведётся в рамках разработки и утверждения нового генерального плана муниципального образования городской округ «город Брянск». В текущем году планируется его окончательное утверждение на установленный 25-летний период реализации.

Но необходимо отметить, что старый (действующий в настоящее время) генеральный план, утверждённый в 90-х годах, в части развития уличнодорожной сети был реализован не более чем на 20% (!) от запланированного. Это во многом и привело к появлению серьёзных проблем.

Кроме того, отсутствие достаточных мест для парковки автотранспорта на улицах Брянска также приводит к созданию помех и заторов в движении транспорта. Водители вынуждены оставлять свои транспортные средства на проезжей части, газонах и тротуарах. Это происходит по той причине, что при строительстве новых жилых домов, торговых объектов, центров и т. д. в нарушении градостроительных норм и правил на стадии проектирования не предусматриваются достаточные размеры стоянок для временного хранения автомобилей.

«Жизнь в деньгах не измеряется»

— Александр Николаевич, расскажите о том, как ведётся работа по профилактике ДТП. Каковы её основные направления.

— В первом квартале текущего года сотрудниками Госавтоинспекции области реализовывался целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести последствий. При надзоре за дорожным движением основные усилия дорожно-патрульной службы по-прежнему сконцентрированы на пресечении грубых нарушений Правил дорожного движения, влекущих совершение ДТП.

За нарушения в области дорожного движения вынесено 185200 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 50731 300 рублей. 6493 материала направлено для рассмотрения в мировые судебные участки, по результатам в отношении 1996 водителей принято решение о лишении права управления транспортными средствами, административному аресту подвергнуто 1017 правонарушителей.

В органы местного самоуправления и владельцам автомобильных дорог направлено 146 предложений по проведению мероприятий, направленных на улучшение условий движения и повышение его безопасности. Органы прокуратуры проинформированы о 91 факте неисполнения требований законодательства, действующего в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Осуществлено 308 проверок технического состояния транспортных средств при выпуске на линию, по результатам которых к административной ответственности привлечены 287 должностных, 7 юридических лиц и 371 водитель. Выдано 360 предписаний на устранение выявленных в ходе проверок недостатков. При надзоре за дорожным движением со стороны несовершеннолетних пешеходов пресечено 985 нарушений ПДД.

Проделанная работа позволила достичь определённых положительных результатов. Общее число дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 14,7%, количество раненых сократилось на 15,7%. На 25,9% снизилось количество происшествий по вине водителей управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. Меньше (–13,8%) допущено наездов на пешеходов.

В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма на территории Брянской области с учётом складывающейся обстановки с 21 по 25 января 2013 года проведено профилактическое мероприятие «Безопасный маршрут», с 11 по 15 февраля 2013 года — «Автокресло». В период с марта по июнь совместно с органами управления образования проводятся мероприятия, посвящённые 40-летию ЮИДовского движения и направленные на пропаганду соблюдения Правил дорожного движения среди детей и подростков. С 6 по 12 мая проведена «Неделя безопасности», с 20 мая по 17 июня проводится профилактическое мероприятие «Внимание — дети!».

Особый упор был сделан на проведение пропагандистских акций по безопасности дорожного движения. Сначала года их было проведено более 150. В учреждениях общего и дополнительного образования проведено 1125 занятий и бесед с детьми по безопасному поведению на дороге. Оказано содействие в оборудовании в общеобразовательных учреждениях 1346 уголков по безопасности дорожного движения. Организована работа 486 отрядов юных инспекторов движения, общей численностью 3330 ребёнка.

— Наш журнал выходит в канун Дня защиты детей. Что вы желаете маленьким жителям Брянщины?

— Детство — это самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень тёплыми чувствами вспоминаем годы нашей молодости и детства, однако далеко не все люди могут похвастаться такими радостными воспоминаниями в детском возрасте. Так давайте же предпринимать все усилия, чтобы дети нашего времени могли с улыбкой через несколько лет вспоминать годы, когда они были маленькими, когда они росли и входили во взрослую жизнь.

Наталья ТИМЧЕНКО
Фото Михаила ФЁДОРОВА и пресс-службы областного управления ГИБДД

2804