Модерн: «современный» стиль с вековой историей

Слово moderne переводится с французского как «новейший», «современный». Такой новой волной и стал стиль модерн в искусстве, архитектуре, обустройстве интерьеров на рубеже XIX–XX веков. Только столетие — большой срок даже для целого культурного течения, и теперь уже современными дизайнерскими стилями принято считать хай-тек или loft. И всё же модерну, правда несколько видоизменённому, удаётся удерживать свои позиции популярного и «новейшего». За счёт чего, «Брянская ТЕМА» и попыталась разобраться вместе с дизайнером Ольгой Ковалёвой.

— Ольга, для начала давайте определимся, что представляет собой этот современный, судя по названию, но очень зрелый, исходя из столетней биографии, стиль? Есть, к примеру, такое мнение, что модерн — это такой «хай-тек с цветочками»…

— Это мнение изначально ошибочно, потому что хай-тек и модерн совершенно разные по сути: один — холодный, лаконичный, угловатый; другой — изысканный, уютный, плавный. А цветочки, несмотря на то что природные мотивы действительно характерны для модерна, не играют здесь большой роли. И ещё… стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова «современный», так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в фирменном орнаменте, получившем необычайное развитие.

Уникальность и сложность модерна заключается в свободе его выражения: он изначально создавался как альтернатива классическому стилю с его строгими чертами и канонами, симметрией и нарочитой правильностью форм. Правда, на деле он стал не альтернативой, а продолжением. Поэтому сейчас этот стиль так легко воспринимается и приверженцами старой доброй классики, и теми, кто является противником классического и стремится уйти от всего старого.

— И всё же какие характерные признаки позволяют отличать модерн от других стилей в дизайне интерьера?

— Весьма сложно выделить какие-то явные его признаки. В этом стиле строились станции парижского метро, и в этом же стиле работал испанский архитектор Антонио Гауди, создавший ряд непревзойдённых, причудливо-фантастических работ, ставших визитной карточкой Барселоны.

Этот стиль даже по-разному называется в разных странах! В России — это модерн, в США — тиффани (по имени американского художника и дизайнера Луиса Тиффани), во Франции — ар-нуво, в Великобритании — модерн стайл и так далее.

За свою вековую историю модерн неоднократно видоизменялся, его направления обосабливались и развивались. Так что изначальный новейший стиль и его современный правнук — в значительной мере отличаются друг от друга. Модерн XXI века более строгий, без арок с резьбой и при этом более элегантный. Иными словами, не холодный, как хай-тек, не беренасыщенный, как барокко, не строгий, как классика, — идеальный!

Правда, и общие наследуемые черты у модерна есть. Это плавные, округлые формы (про такие говорят: «в стиле Гауди»), изящные линии, ассиметрия, не нарушающая общей гармонии, искусно обыгранные и переосмысленные растительные мотивы, резьба по дереву, обращение к ремесленному искусству.

Приглушённый, непрямолинейный, витиеватый…

— Посоветуйте, что нужно учитывать при создании интерьера в стиле модерн.

— Дом в стиле модерн следует воспринимать как единый организм, в котором каждая деталь — будь то планировка комнат, прикроватный столик, люстра на кухне или крючок для полотенца в ванной комнате — одинакова важна. Любая мелочь — от простого элемента, купленного в магазине, до авторской работы, — должна подбираться с огромным вниманием. К счастью, сегодня можно без труда найти различные предметы, имитирующие стилистику модерна, например, светильник с плафонами в виде раскрывающейся лилии.

Освещение в помещениях старайтесь выполнять нежно приглушённым, которое создаст атмосферу романтики и уюта. Как никогда в интерьере модерна актуальны настольные светильники, торшеры, а также изящные канделябры с плетёными узорами. Светильники, люстры, бра в стиле модерн гармонично сочетают в себе современный материал и витиеватость формы. В случае установки камина, отходите от прямолинейности. Камин в модерне не должен быть однороден, а содержать различные вставки из камня или металла. Это могут быть как камины с Д-образным порталом, так и формой, передающей классические линии геометрических фигур. Как приближенные к традиционной красоте, так и поражающие своей нереальностью форм. Линии камина могут быть ассиметричными, плавно изменяющимися.

При изготовлении таких каминов в различном сочетании используется широкий спектр материалов: литой и кованый металл (чугун, воронёная сталь), камень (мрамор, гранит), огнеупорный кирпич, керамика, стекло…

Для создания индивидуальности и неповторимой красоты дизайна помогут предметы интерьера, изготовленные с помощью художественной ковки. Это могут быть перила лестниц, элементы мебели, каминные решётки или решётки на окнах дома. Как и в других деталях интерьера, стиль модерн диктует в рисунке кованых изделий присутствие растительной темы — плавные, тягучие линии, изгибы и изломы, имитирующие стебли или листья растений. Главное, чтобы кованое кружево было создано руками мастера. Только в этом случае (в отличие от несколько грубоватой штамповки) холодный металл придаст интерьеру природную одухотворённость.

— Изысканная резьба по дереву считается одним из признаков классического модерна: она украшает арки и предметы интерьера, плавно перетекая на стены, потолок… Трудно ли в Брянске найти по-настоящему ценное произведение искусства краснодеревщиков, которое окажется гармоничным в подобном интерьере?

— Интерьеры класса люкс тяготеют к итальянской мебели. Как известно, фабрики, выпускающие предметы ручной работы, в этой стране имеют многовековую историю. Многие из них создавались именно в расцвет европейского модерна. Итальянцы бережно сохраняют свои традиции, но и постоянно привносят что-то  новое, применяют новейшие технологии — недаром их называют законодателями моды! Яркий тому пример — созданные из цельного куска дерева, искусно выгнутые формы, которые применяются при изготовлении мебели. Такую мебель можно найти и в Брянске: если не в наличии, то хотя бы по каталогам.

Относительно бюджетный вариант — произведения китайских мастеров, которые с ловкостью подхватывают основные европейские тенденции.

Своей резьбой по дереву славятся тайцы, индийцы, филиппинцы. Конечно, их рукотворные произведения зачастую носят ярко выраженный национальный коло-рит, но можно найти очаровательные предметы, подходящие и для модерна. Такие вещи, например, продаются на знаменитых тиковых фабриках в Таиланде. И доставить их в Россию не составит большого труда — все заботы гостеприимные тайцы берут на себя.

Мастера есть и в России, правда, единичные. К сожалению, у нас нет традиции передавать мастерство из поколения в поколение. Отправьтесь в любую деревню — какие удивительные резные наличники там можно отыскать! Тех, кто создавал их, порой уже нет в живых, а представители новых поколений так искусно сделать уже не сумеют, да и не захотят вовсе…

Интерьер по Гауди

— Поговорим о частных решениях: каким вам видится потолок в стиле модерн?

— Непростым уж точно! Это может быть потолок, состоящий из нескольких уровней — натяжной (обязательно матовый) или гипсокартоновый. Главное, чтобы такой потолок не превратился в перевёрнутый торт. Потому как со словом «вкус» ассоциируется только тот торт, который приносят к столу на тарелке.

Важную роль в интерьере стиля модерн играют двери, межкомнатные перегородки, арки. Перегородки могут быть деревянными со стеклянными, витражными вставками, смонтированными из гипсокартона или пеноблока. Если речь идёт о классическом модерне, то для него характерны деревянные двери арочного типа с красочными, сложных тонов витражами и оригинальными ручками. Резные элементы обрамляют такую дверь, становятся для неё своеобразной изысканной рамой. Прямые углы отсутствуют. Нестандартные, округлые формы конструкции ссылаются к творениям великого Гауди. Что говорить, подобные двери — настоящие произведения искусства!

Если же речь идёт о современном модерне, более лаконичном, но не менее гибком и округлом, чем его исторический предшественник, то двери и перегородки здесь не несут прежнего смыслового акцента. Например, перегородки могут быть изготовлены из гипсокартона или пеноблока, но обязательно должны сохранять плавность форм. В них монтируются декоративные элементы из прочного цветного стекла, создаются отверстия различной формы.

Что касается дверей, то современные модели с традиционными модерновыми элементами есть у каждого солидного производителя. Обратите внимание на каталоги с продукцией в стиле модерн — там вы найдёте стильные и отвечающие вашим пожеланиям двери.

— Какой материал для создания декоративных межкомнатных перегородок, на ваш взгляд, более предпочтителен?

— И по цене, и по простоте монтажа и отделки — гипсокартон и пеноблок находятся в одной категории. Всё зависит о того, на чём специализируются строители, которые занимаются вашим ремонтом.

Интересное решение для городской квартиры в стиле модерн — окошко для сервировки в стене между кухней и столовой.

— Свойственно ли для модерна объединение нескольких комнат по студийному типу?

— Это характерно для многих современных стилей, я бы даже сказала, что это естественная потребность современного общества. Всё-таки квартиры у нас достаточно тесные. Люди, исходя их своих житейских обстоятельств, встречаются только за ужином. А теперь представьте: мама готовит ужин на кухне, папа только что пришёл с работы, хочет одновременно и поужинать, и устроиться на мягком диване, и посмотреть свежий выпуск новостей. Конечно же, он отнесёт свою тарелку в гостиную. Сын или дочка тем временем в своей комнате либо стреляет по компьютерным оркам, либо переписывается с подружками — у каждого своё. А на общение у семьи всего несколько часов! Поэтому у нас и объединяют гостиную с кухней, чтобы чаще общаться друг с другом.

Витраж в модерне больше, чем витраж

— Вы говорили про витражи… Насколько дорогое это удовольствие?

— В Брянске два типа витражей: современный плёночный и классический из цветного стекла. Последний изготавливается художниками по заказу. По времени — долго и кропотливо, по цене достаточно дорого. Но тот, кто может себе это позволить, безусловно, обзаведётся настоящей интерьерной роскошью.

А вот плёночный витраж делается на листовом стекле, методом наклейки на него специальных высококачественных плёнок и обрамления их специальным профилем. Витражная плёночная технология позволяет использовать художественные стёкла внутри стеклопакетов. Применяемые покрытия увеличивают прочность, а значит, и безопасность стекла. Такие витражи часто применяются в шкафах-купе, межкомнатных дверях и перегородках.

Кстати, их можно использовать даже для декора потолка из гипсокартона. В потолке заранее монтируется ниша, в неё крепится витраж, а сверху декорируется деревянной рамой. Изнутри витраж подсвечивается лампочкой. И если в прихожей и кухне такого приглушённого света будет достаточно (благодаря дополнительной точечной подсветке), то в гостиной, советую, не отказываться от люстры. Её можно установить в центре потолка, а витражи — разместить по углам комнаты.

— Получается, что в модерне приветствуется декоративный потолок. А декоративный пол возможен?

— Он изначально таким и задумывался. В классическом модерне частенько использовался художественный паркет — с теми самыми плавными линиями, стилизованными цветами и вытянутыми лепестками. В Брянске есть салоны, которые предлагают готовый художественный паркет. Но это только для интерьеров класса люкс.

Для модерна идеально подходит паркет и паркетная доска, а для помещений с большой проходимостью можно использовать керамогранит.

Вспоминается, как однажды мне удалось вписать в модерн даже массив лиственницы. Заказчикам очень хотелось рисунок на полу в гостиной, но позволить себе художественный паркет они не могли. Решили изготовить трафарет! Я нарисовала его на компьютере, в специальной мастерской его отпечатали и вырезали по контурам. Рисунок наносили тёмным лаком, затем покрыли весь пол светлым. Получилось очень красиво!

— А коврики на полу в модерне могут быть?

— В современном модерне небольшие однотонные ковры принято класть под столы со стеклянными столешницами, у дивана в гостиной, в прикроватной зоне. Потому как модерн — это всё-таки уютный стиль!

— Какие настенные покрытия характерны для модерна?

— В начале XX века это были обои. Отделочные материалы — обои, текстиль — щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых. Особенно декораторы любили ирисы и лилии — признанные символы модерна.

Современный стиль более свободен в плане выбора настенных покрытий. Это может быть и линкруста, и краска, и штукатурка… Главное, чтобы рисунок не был мелким, цветочки не выглядели винтажными, а цвет не привлекал к себе внимания. Яркость должна быть в акцентах — картинах, витражах.

— А какова цветовая гамма этого стиля?

— Цветовая палитра достаточно разнообразна: это могут быть и сиреневые оттенки, и ненавязчивое золото, и неяркие зелёные цвета, светло-серый благородный оттенок. Всё зависит от подбора материала и особенностей помещения. Главное — цвета не должны быть кричащими, слишком яркими, вызывающими. Их основная цель — создать в помещении комфортабельную, приглушённую, уютную атмосферу.

— Допустим, за счёт декора стен, пола и потолка удастся создать изящный интерьер. А как вписать в это «эстетствующее» пространство пластиковое окно, как с изяществом огородить себя от шума улицы и зимних холодов?

— Во-первых, пластиковые окна, благодаря возможностям производителей, бывают вполне эстетичными и, отметим, необязательно белыми. Во-вторых, в последнее время большое распространение получили окна с декоративной раскладкой. Раскладка устанавливается непосредственно в стеклопакет, что защищает её от воздействия окружающей среды. Она придаёт окнам особый стиль и эксклюзивность. Кроме того, применяя соединительные элементы различных форм, можно создать оригинальные и необычные рисунки (лучи, прямоугольники, орнаменты и т. д.). Раскладка возможна в белом, коричневом и золотом цвете. В-третьих, окно можно задекорировать шторой.

Что для европейца — муха, для брянца — врубель

— Комната в стиле модерн — это наполненное мебелью пространство или интерьер, выстроенный по принципу минимализма?

— В хорошем интерьере всё должно быть в меру. При этом интерьер в стиле модерн не должен быть простым и минималистичным, скорее уютным и камерным. Основной принцип стиля — динамическое равновесие, воплощённое в обтекаемых гибких формах. Мебель проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения — шкафы, комоды, полки — может быть прямоугольной формы, но с обязательным «эстетством»: матовым остеклением, изящной фурнитурой.

В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели классического модерна прослеживается намёк на гнутые линии, зачастую каркасы повторяют переплетение ветвей растений, формы тел животных. Эту тематику прекрасно поддерживают итальянцы. В коллекциях итальянских фабрик особое внимание стоит уделить кроватям с удивительным резным орнаментом изголовий! В современном модерне тоже переосмысливается тема природы, но на новый лад. Например, испанская фабрика Loft производит невероятной красоты диваны, своими очертаниями напоминающие раскрытый цветок лилии в разрезе: изящный, без острых углов, плавно раскрывающийся…

А вот огромные диваны, массивная мебель смотрится инородно в стиле модерн.

— Какой, на ваш взгляд, может быть кухня в стиле модерн?

— Кухни в этом стиле выпускаются в разных вариациях: покоряющие яркостью цвета, свежестью и энергетикой или отличающиеся минимализмом.

Парадоксально, но современный тиль модерн призывает отказаться от чересчур замысловатых, а иногда и причудливых форм в кухонной мебели. Потому что в первую очередь это городской стиль, а горожане предпочитают практичность и удобство. Вместо них предлагается сочетание простоты и чистоты линий, лаконизм (отсутствие лишних деталей и украшений), причём касается это не только самих форм, но и цветовых вариаций. Базовый материал, используемый при изготовлении кухонных гарнитуров в стиле модерн, — металл. Для смягчения его холодности применяются вставки из дерева. Основной упор делается на функциональности аксессуаров, а не на их внешнем виде.

Кухни модерн — это обилие отдельных элементов, из которых можно составить кухонный гарнитур любых конфигураций и размеров, продуманный и эргономичный дизайн, а также множество вариантов расцветок фасадов и сочетаний различных материалов.

— Нужно ли прятать бытовую технику в подобном интерьере?

— Техническую начинку гостиной скрывать не нужно: современный модерн научился уживаться с техникой, да и в классическом солидная по размерам плазма на стене гармонии не нарушит.

На кухне же нынче господствует встроенная техника — это попросту удобно. Но не принципиально. Главное, чтоб не получилось оказии: когда деревянная кухня с резными дверцами напичкана хромированными хлебопечками, кофемашинами.

— Какие аксессуары подчёркнут утончённость и уют помещения?

— Пледы и подушки, картины и грациозные вытянутые вазы, зачастую парные. Рамы для картин предпочтительны лаконичные, сдержанные. Репродукции известных шедевров можно заказать в любой печатной мастерской. Это могут быть полотна модернистов Густава Климта или Альфонса Мухи. Или же российского художника Михаила Врубеля. Например, его картина «Пан», написанная в поместье княгини Тенишевой в селе Хотылёво…

Милым аксессуаром может стать антикварная фарфоровая статуэтка: только не дама в пышных юбках из фарфорового кружева, а, например, танцовщица канкана — эдакая влюблённая в свободу модернистка.

— Ольга, какие люди выбирают модерн: по возрасту, характеру, образу жизни?

— Возраст роли не играет, характер, кажется, тоже. Выбирают натуры эстетичные, интеллигентные, способные ценить изящество в каждой линии, в каждом изгибе. Ведь модерн в интерьере — это простота и лёгкость в сочетании с утончённой элегантностью, это изящная современность, оправленная в рамки воображения. А главное — это комфортная и удобная атмосфера в вашем доме.

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА
и из архива дизайнера Ольги КОВАЛЁВОЙ

5603