Новый район Брянска: истоки, перспективы, соидатели

Летом 2014 года стартовало строительство нового района города Брянска. 8 июля в День любви, семьи и верности состоялась церемония закладки первого камня для будущего храма Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Этим мероприятием и было положено начало масштабного комплексного освоения территории старого аэропорта. Генеральным застройщиком проекта выступает ООО «Брянская строительная компания». Подробности о перспективах нового района и преимуществах комплексного подхода в строительстве корреспонденты «Брянской ТЕМЫ» узнали у учредителя группы компаний ООО «УК „БЗКПД“ и ООО «БСК» Дмитрия Зубикова.

— Дмитрий Игоревич, разговоры о возведении нового района на территории старого аэропорта начались в городе довольно давно, но жители Брянска до сих пор владеют далеко не полным объёмом информации об этом перспективном проекте. Предлагаем пробел восполнить…

— Площадь территории старого аэропорта занимает 223 гектара практически в центре Брянска. В ближайшей перспективе здесь планируется построить 1 миллион 150 тысяч квадратных метров жилья, а это квартиры для 40 тысяч горожан. Для сравнения — таково население города Новозыбкова.

— Комплексный подход — изначальное условие строительства нового района?

— Проект курирует солидный инвестор — ООО «Газпром межрегионгаз». Изначально было принято решение о комплексной застройке территории старого аэропорта. Комплексный подход предусматривает привлечение к строительству микрорайона мощных строительных компаний — инвесторов. В одиночку с этой застройкой даже очень солидному застройщику не справиться. Для чего это необходимо? Во-первых, важно было скоординировать действия всех участников проекта, чтобы избежать ошибок имевших место, к примеру, при возведении жилых домов в 4-м и 5-м микрорайонах города. Во-вторых, необходимо, чтобы новый район был целостным, продуманным, не распадался на отдельные «очаги» застройки. Мы созидаем новый город, будущее для наших детей и внуков. В таком ответственном деле не может быть компромиссов. Нельзя строить «на троечку». В-третьих, такой подход позволяет максимально эффективно создать всю необходимую инженерную, дорожную структуру — единые сети для всего нового района. Для строителей это повлечёт огромные финансовые вложения на первоначальном этапе, когда и так приходится работать без прибыли. Общее дело помогло сплотить известные строительные компании: вместе мы работаем на результат. Объединение всех усилий — и есть главная задача генерального застройщика.

Безусловно, комплексное освоение территорий намного сложнее точечной застройки. Важно создать не только подъезды к дому, а целые проспекты и бульвары, скверы и поля для мини-футбола, поликлиники и школы. Такая ноша для одного конкретного застройщика неподъёмна. Комплексный подход в строительстве позволяет решить эту проблему.

«Стометровка»… от дома до дома!

— Чем уникален проект застройки старого аэропорта?

— Долгое время пустовавшие две сотни гектаров земли в центре Брянска — явление уникальное. В центре многих других городов нет такого места для масштабной, комплексной застройки. Важно относиться к этому проекту с особой ответственностью.

Под строгим контролем — коэффициенты застройки. Мы не позволим лепить жилые дома один на другом. Это значит, что в новом районе появятся большие дворы, вместительные парковки, широкие проспекты. Например, ширина улицы Взлётной — бывшей взлётно-посадочной полосы — составит не менее 100 метров. Таких широких улиц прежде в нашем городе не было.

Впервые в Брянске параллельно с возведением жилых домов в новом микрорайоне (районе) ведётся строительство социальных, культурных, религиозных объектов. Так, строители ООО «БСК» в конце августа забили первые сваи качественных панельных домов, заложен первый камень для будущего храма Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в ближайшее время начнётся строительство первого из пяти предусмотренных детских садиков.

Прежде застройщики возводили только жильё, работали в так называемой зоне Ж1, а строительство всей инфраструктуры брал на себя город. В данном случае мы, напротив, надеемся и рассчитываем на региональную и федеральную поддержку, но готовы и сами вкладывать немалые средства в создание нового района. И, повторюсь, самая крупная статья расходов — это создание необходимой инфраструктуры, которая совершенно отсутствует на территории старого аэропорта.

— Будут ли привлечены средства из федерального бюджета при строительстве нового района в центре Брянска?

— Мы надеемся, что будут подписаны соглашения на уровне региональной администрации о вхождении Брянской области в президентскую программу «Жильё для молодых семей». Силами ООО «Брянская строительная компания» возводилось доступное жильё в рамках всех целевых программ, работавших в регионе: качественные квартиры в установленный срок получили ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, молодые семьи, переселенцы из ветхого и аварийного жилья. И в этом проекте мы готовы не менее 50% квартир в своих новостройках продавать по ценам эконом-уровня.

Надеемся, что уютными, доступными и современными квадратными метрами обзаведутся в Брянске участники и тех программ, которые работают за пределами нашего региона. Например, для переселенцев из северных частей страны привлекательной оказалась наша ценовая политика. Дело в том, что в субъектах Федерации, которые участвуют в этой программе — Кубань, Московская область, Санкт-Петербург и ряде других, минимальная стоимость квадратного метра почти в два раза превышает стоимость бюджетного жилья в Брянске. К слову, федеральная власть отмечает свою заинтересованность в таких перспективных площадках, как территория старого аэропорта.

О городах-прираках, точечной застройке и первых сваях 

— Расселить по новеньким квартирам 40 тысяч жителей — дело непростое, квартиры для начала нужно построить… Когда прогнозируется завершение строительства?

— Конкретную дату назвать не получится, во всяком случае произойдёт это не ранее 2025 года. Скорость реализации проекта напрямую зависит от конъюнктуры рынка. Мы не можем и не имеем права возводить районы-призраки. Строительство разумно разделено на несколько этапов, и продолжаться оно будет в зависимости от реакции рынка: будет хороший спрос на квартиры в новом районе — стройка пойдёт быстрее, в противном случае придётся приостанавливаться. Но в любом случае работа будет вестись постоянно.

Освоение территории старого аэропорта — долгосрочный проект. Сорок тысяч новых жителей город сразу поглотить не сможет. При возведении всех инженерных сетей будут предусмотрены дополнительные мощности для нужд города. В центре Брянска многие существующие коммуникации серьёзно устарели, потому требуют капитальных вложений. При застройке старого аэропорта было решено возводить не просто сети, а целые магистрали, к которым в дальнейшем могли бы подключаться и другие соседствующие районы.

— А что сегодня происходит на стройках нового района?

— В августе рабочие ООО «БСК» забили первые сваи на своих строительных площадках. Возведение нового района стартовало с участка, граничащего с улицей Костычева. В сентябре-октябре начнут строительные работы ещё несколько солидных компаний, специализирующихся на возведении кирпичного и монолитного жилья: ООО «БСК» (директор Юрий Огурцов), ООО «БКЖС» (директор Александр Тутиков), ЗАО «Брянскагропромстрой» (генеральный директор Сергей Савушкин), ОАО «Фабрика-кухня» (исполнительный директор Михаил Шкредов), ООО «Строй Трест» (директор Елена Невструева), ООО УСК «Надежда» (генеральный директор Евгений Гавричков), ООО «Бизнес-Инвест» (генеральный директор Андрей Денисенко).

— Ограничено ли число компаний-застройщиков? Какими были критерии отбора?

— Как генеральный застройщик на данном этапе мы ограничились этими компаниями, хотя желающих было гораздо больше. Выбор пал на предприятия, которые давно работают на брянском рынке (некоторые — более 30 лет!), хорошо зарекомендовали себя в регионе, возводят качественное жильё и, конечно же, обладают определённым потенциалом. Другими словами, предпочтение отдавалось стройфирмам, способными вкладывать средства на первоначальном этапе застройки — при создании всей необходимой инфраструктуры.

— Всё это брянские фирмы?

— Да, такое решение было реализовано в рамках существующего законодательства. Все фирмы-участники — серьёзные игроки на строительном рынке Брянщины, с большим опытом работы с различными объектами: и гражданскими, и промышленными. Многие из них не в полной мере могли реализовать свой мощный потенциал на других городских стройках. Теперь эту проблему удалось решить, тем самым повысив эффективность работы компаний. Безусловное преимущество — все налоговые выплаты останутся в Брянске. И ещё один важный момент: участие в перспективном градостроительном проекте позволит многим фирмам отказаться от так называемой точечной застройки. Тем самым в перспективе и эта проблема будет решена.

Новые площади, бульвары, дворцы спорта…

— Несколько застройщиков и три разных типа домостроения — как при таких условиях сохранить единый стиль будущего района?

— Это позволят сделать хорошо спланированные, широкие улицы с предусмотренными велосипедными дорожками и тротуарами, продуманная комплексная система озеленения, оригинальные архитектурные решения общественных зданий, например, Дворца бракосочетаний, Дворца единоборств и т. д.

Каждый дом в новом районе (независимо от класса жилья!) будет располагать широким двором, просторной парковкой, детскими площадками.

Компания ООО «БСК» первой начала строительство доступного жилья на территории старого аэропорта. Согласно проекту, площадь будущего района разделена на зоны по принципу: жильё экономического и бизнес-класса. Покупателям квартир бизнес-класса будут предлагаться дополнительные услуги: подземные гаражи, медицинские кабинеты на этажах и т. п. Что касается количества машиномест на парковках, размера детских дворовых площадок, озеленения, — они будут рассчитываться по единым для всего микрорайона нормам и правилам.

— Ряд городов США имеют чёткую систему улиц и авеню, в расцвет императорской эпохи в России архитекторы всё чаще отдавали предпочтение «циркульным» площадям и т. д. Какой окажется планировка улиц будущего района?

— Раньше на заводах работали два отдела: конструкторский и технологический. Но не всегда технолог мог сделать то, что нарисовал его коллега-конструктор, зачастую не было оборудования, чтобы реализовать смелую задумку. Так и на территории старого аэропорта мы ограничены существующей дорожной сетью: каждая новая дорога должна плавно вливаться в существующие развязки. Однако в любом случае дороги окажутся широкими и хорошо продуманными, дворы большими, а улицы — зелёными!

— Дмитрий Игоревич, охарактеризуйте коротко холдинг, который вы возглавляете. Какие качества компании высоко оценил инвестор, прежде чем назначить предприятие ООО «БСК», входящее в его состав, генеральным застройщиком проекта?

— Вхождение ООО «БСК» совместно с ООО «УК „БЗКПД“ в единый холдинг делает возможным создать полный замкнутый строительный цикл: от выпуска первой сваи до сдачи домов «под ключ». Холдинг владеет достаточной собственностью, имеет богатую практику работы на строительном рынке, а также возможность самостоятельно инвестировать средства в проект. И ещё одним важным качеством, надеемся, мы обладаем — это умение сплотить вокруг себя сподвижников!

Мнение экспертов

Анатолий Шилин, заслуженный строитель РСФСР, почётный строи- тель России, почётный работник ЖКХ России, председатель Брянского областного Союза строителей:

— На территории старого аэропорта строится огромный современный район. Что делает его таким? Во-первых, удобное, в том числе и по размерам, качественное, красивое жильё. Во-вторых, наличие условий для досуга и отдыха, вся необходимая социальная инфраструктура, культурные, спортивные, развлекательные объекты. В-третьих, широкие улицы без пробок, большие парковки рядом с проезжей частью и т. д. Жить современно — значит жить с комфортом. Строительство ведётся под контролем областной и городской администрации, Брянского Союза строителей, под эгидой ООО «Газпром межрегионгаз».

Отмечу, нужно иметь большую смелость, чтобы взяться за реализацию такого масштабного проекта, стать генеральным застройщиком столь уникальной территории. Но у холдинга, который возглавляет Дмитрий Зубиков, имеются все для этого основания. Из пяти заводов крупного панельного домостроения на Брянщине остался только ООО «УК „БЗКПД“. И не просто сохранил, но и преумножил мощности, постоянно развивался на протяжении последних лет. Компания надёжная, обладает собственной материально-технической базой и залоговым потенциалом. Одно из немногих ООО «БСК» возводит жильё в районных центрах: Брасово, Севске, Комаричах, Сельцо, а продукция БЗКПД — в частности, бетон и сваи — заложены в основу практически каждой брянской стройки.

Константин Свистовцев, генеральный директор Брянского завода крупнопанельного домостроения:

— В 2010 году «Управляющая компания „БЗКПД“, входящая в одноимённый строительный холдинг, выпускала в среднем ежемесячно не более 5–7 тысяч кубических метров железобетонной продукции, летом 2013 года производственные мощности завода впервые достигли рекордной отметки в 20 тысяч кубических метров, сборного железобетона и бетоно-растворных смесей, а в 2014-м этот показатель стал среднемесячной нормой.

В этом году мы серьёзно увеличили объём выпуска и расширили номенклатуру железобетонной продукции. Таковы требования спроса, на которые мы стараемся незамедлительно отвечать. Целые микрорайоны из нашей серии 90СБ возводятся в городе Красноармейске Московской области, в Мценске на Орловщине. Наша продукция: железобетон, бетон, раствор, фундаментные блоки и т. д. — поставляется на большинство строек по всей Брянской области.

Спрос на продукцию стимулирует нас к постоянному развитию. Построен новый бетонный завод, оборудование полностью автоматизировано, «рецепт» смеси составляет специальная программа. Всё точно как в аптеке! Приросли за последнее время и квалифицированными кадрами: только за последний год на работу принято более сотни человек.

Что касается архитектурного решения зданий, большое внимание на этапе планировки уделяется дизайну фасадов. Более привлекательными стали дома, произведённые в цехах Брянского завода крупнопанельного домостроения. Фасады серии 90СБ отличаются друг от друга, значительно преобразились. Теперь это не просто бетонная коробка, как справедливо замечали критики 80–90-х годов, а полноценный конкурент кирпичному и монолитному жилью. К тому же, как показывает практика, современные панельные дома являются одними из самых тёплых. Совершенствуется не только технология изготовления сборной конструкции, но и процесс заделки швов. Теперь «поддувать» зимой уж точно не будет!

Валерий Плотников, доктор технических наук, профессор, заве- дующий кафедрой строительного производства, проректор по научно-инновационной деятельности БГИТА:

— Современное панельное жильё, как и прежде, — это ключ к решению проблемы с обеспечением населения новыми «квадратными метрами». Дома, которые строит в Брянске ООО «БСК», быстровозводимые, с удобными планировками, красивые и надёжные. А единственным холдингом, который в полной мере может возводить в Брянске такое жильё, являются объединённые компании ООО «БСК» и ООО «УК „БЗКПД“. Первые строят, вторые производят всё необходимое для возведения панельных домов. Компании динамично развиваются на протяжении всего последнего десятилетия, повысилось качество строительства, постоянно ведётся поиск новых решений. К примеру, специалистами ООО «УК „БЗКПД“ проработано множество вариантов проектов современных панельных домов, привлечены силы архитекторов. Удалось улучшить фасады, добавить в серию готовые лоджии, ведётся централизованное остекление объектов. Как результат — панельные дома порой выглядят даже лучше кирпичных!

Владимир ПАВЛОВ

Просмотров: 158