«Дружба»: Полвека под знаком развития

Легендарный нефтепровод «Дружба» отметил полувековой юбилей стартом долгожданного проекта — на базе центрального офиса ОАО «МН „Дружба“ в Брянске открылся музей предприятия, где достижения прошлого встречаются с успехами настоящего, а воспоминания ветеранов и редкие архивные документы соседствуют с ультрасовременными мультимедийными технологиями. Подробности в репортаже «Брянской ТЕМЫ».

Точкой отсчёта в истории главной нефтяной артерии страны — нефтепровода «Дружба» — стал 1964 год. Ровно полвека назад, 15 октября, в СССР завершилась Всесоюзная комсомольская стройка и состоялась официальная церемония открытия магистрали, ныне дочернего предприятия компании «Транснефть». Позднее, 40 лет назад, в 1974 году было завершено строительство второй очереди нефтепровода «Дружба» для увеличения поставок «чёрного золота» СССР странам социалистического лагеря — Польской Народной Республике, Чехословацкой Советской Социалистической Республике, Венгерской Народной Республике и Германской Демократической Рес- публике. В систему магистральных нефтепроводов «Дружба» в то время входило 8,9 тысячи километров трубопроводов (из них 3,9 тысячи километров на территории России), 46 насосных станций, резервуарные парки.

В 1992 году центр управления «Дружбой» переведён из Львова в Брянск. Накануне золотого юбилея именно здесь впервые распахнул свои двери музей предприятия. В торжественной церемонии приняли участие руководители ОАО «АК „Транснефть“ и организаций системы «Транснефть» из десятков регионов России. Традиционную красную ленточку не перерезали. Музей открыли поворотом маховика задвижки первый вице-президент «Транснефти» Юрий Лисин и ветеран «Дружбы», бывший генеральный директор «Дружбы» Александр Пейганович.

Ожившая история «Дружбы»

Участникам первой экскурсии по уникальному музею ОАО «МН „Дружба“ выпала честь услышать историю предприятия из уст генерального директора ОАО Олега Богомолова, который лично представлял гостям экспонаты выставки.

В музее всё продумано до мелочей, даже дверь оформлена в виде задвижки! Кстати, это практически реальные размеры шиберной задвижки DN-1200. Школьники, студенты, будущие экскурсанты смогут сразу получить представление о размерах оборудования нефтепроводчиков, масштабах работы. Экспонаты и электронные копии документов рассказывают о пуске первых станций, наградах, которые получали за свой тяжёлый труд работники «Дружбы». При сборе экспонатов было найдено много архивных киноматериалов, ещё чёрно-белых и первых цветных кадров — о строительстве «Дружбы», о тех людях, которые начинали работать на нефтепроводе полвека назад. Эти кадры и современные видеофильмы собраны в музее и будут пополняться.

Здесь же наглядно, средствами компьютерной графики, показана летопись «Дружбы», вписанная в историю страны и мира. Есть и макет станции «Лопатино», что в Самарской области, где начинается «Дружба». В музее она выглядит как полвека назад, а в электронном экспонате — современные фотографии и данные о сегодняшнем дне ЛПДС «Лопатино».

Рядом — масштабная модель объекта из новейшей истории «Дружбы» — построенного всего два с половиной года назад спецморнефтепорта «Усть-Луга», конечной точки Второй Балтийской трубопроводной системы.

В марте 2012 года спецморнефтепорт «Усть-Луга» в тестовом режиме отгрузил первую партию российской нефти в рамках проекта «Балтийская трубопроводная система — 2». Протяжённость магистральных нефтепроводов «Дружба» достигла пяти тысяч километров: добавился тысячекилометровый участок от линейной производственно-диспетчерской станции «Унеча» (Брянская область) до спецморнефтепорта «Усть-Луга» (Ленинградская область). Теперь «Дружба» пролегает по 13 российским регионам, численность коллектива увеличилась до шести тысяч человек. Вся информация, фото и видео о заполнении первого танкера в «Усть-Луге», об участии в этом событии Президента России Владимира Путина и президента «Транс- нефти» Николая Токарева сохранены в электронном экспонате.

Самый сложный макет музея демонстрирует работу самой большой линейно-производственной станции «Дружбы» — ЛПДС «Унеча». Наглядно показано, как нефть перекачивают из Унечи в трёх направлениях — на Мозырь, на Полоцк и по БТС-2. Система сглаживания волн давления, насосная, подводный переход, камера пуска СОД, резервуар — все эти макеты представлены в музее, чтобы дать точное представление о работе магистральных нефтепроводов.

«А помнишь, как всё начиналось…»

На торжественные юбилейные мероприятия приехали гости из многих российских регионов, из Украины и Белоруссии. Ветеранам «Дружбы», лучшим работникам предприятия подарили памятные юбилейные медали и книги, изданные к 50-летию предприятия.

Среди награждённых — Мария Сергеевна Ванюкова, бывший электромонтёр, техник-электрик, ветеран «Дружбы». В 1961 году после окончания техникума она отправилась на стройку века, именно так именовали в газетах тех лет «Дружбу».

— 16 ноября прибыла в конечный пункт распределения НПС «Козево», теперь это станция «Карпаты», устроилась на «Дружбу» электромонтёром, — вспоминает о временах строительства нефтепровода ветеран. — Первую зиму жили в Карпатских горах, в глухой деревеньке, в практически неотапливаемых домах. Спали в лыжных костюмах, нескольких парах носков, а в качестве одеяла использовали лишние матрасы. Нам по 18–19 лет тогда было, и мы не сетовали на отсутствие условий и трудности — были уверены, что работаем на благо своего государства, его независимости и будущего.

Также из газет, ныне кропотливо собранных в музее предприятия, о легендарном нефтепроводе узнал и Сергей Михайлович Ложечко. На «Дружбе» ветеран проработал 36 лет.

— В октябре 1964 года, когда была запущена в эксплуатацию станция «Высокое», в газете «Брянский рабочий» я увидел объявление о том, что «Дружба» приглашает на работу специалистов по автоматике, телемеханике, — поделился воспоминаниями Сергей Михайлович. — Я в то время работал на заводе «Электроаппарат», который назывался п/я № 38. Отбор соискателей (а по сути настоящий кастинг) проводился в гостинице, в холле которой собрались представители нефтепровода и желающие получить работу. Народу было очень много. После долгой и основательной беседы меня взяли на «Дружбу» инженером по автоматике и телемеханике. Впоследствии мне самому случалось участвовать в запусках станций. Первая, «крёстная», была в белорусском городе Пинске, а самые дальние командировки — Сибирь, Тюмень. Да, и такие объекты нам доверяли!

О своём первом рабочем дне на «Дружбе» в далёком 1969 году с удовольствием вспоминает Анатолий Александрович Лайков, 41 год проработавший на предприятии: «Я тогда совсем ещё пацан был, только-только получил специальность радиомеханика по ремонту телевизоров и приёмников. Отправился в НПС „Новозыбков“, как бы сейчас сказали, на собеседование. Начальник цеха КИПиА показал территорию, ознакомил с оборудованием, поинтересовался, смогу ли я читать схемы, и уже на следующий день приказал ровно в 10 утра быть на станции. Я удивился, к чему такая спешка, но приказ нового начальства выполнил. И первый рабочий день в «Дружбе» начался для меня… с футбольного матча! Дружеская встреча между командами нашей станции и НПС «Высокое» проходила на стадионе «Труд». Помню, мне даже удалось забить гол в этом поединке. И очень удивился, что один из футболистов, который представился Валерой и которого я принял за комсомольского руководителя, оказался начальником станции. Настолько молодой был коллектив.

НПС «Новозыбков» располагалась на краю болота, которые местные прозвали прорвой. Комсомольцев такое положение дел не устраивало, на общем собрании было решено заложить на территории станции яблоневый сад. Бывало, когда весной идёшь на обход мимо насосной, соловьи поют! Каждый год прилетали! На то место, где прежде лишь топкое болото было…»

Славные традиции преемственности поколений продолжаются и сегодня на «Дружбе». И молодёжь здесь такая же, как и полвека назад, — деятельная, инициативная, неравнодушная. Ведь именно начинающими специалистами-нефтепроводчиками была организована акция «Молодёжь пишет историю „Дружбы“: они встречались с ветеранами, записывали их воспоминания, собирали старые фотографии. Эти материалы вошли в книгу «Дружбе» — 50!», а также пополнили собрание музея предприятия.

В настоящее время численный состав ветеранов труда нефтепровода «Дружба» превысил полторы тысячи человек, из них почётное звание «Ветеран „Дружбы“ имеют 784 человека, стаж работы более 35 лет — 45 человек. Возглавляет совет ветеранов Эдуард Николаевич Скачков, первый руководитель Брянского управления «Магистральных нефтепроводов „Дружба“.

— В ноябре 1964-го молодым специалистом я пришёл устраиваться на работу, и мне сразу же дали ключи от квартиры — так нужны тогда были здесь молодые кадры, — вспоминает Эдуард Николаевич. — Но в квартире этой бывал нечасто. Наша комплексная лаборатория занималась наладкой и пуском нового оборудования, поступавшего на строящиеся нефтеперекачивающие станции в Куйбышевской, Тамбовской, Орловской и Брянской областях. 100–150 дней в году приходилось быть в командировках. Коллеги грустно шутили: «Домой приезжаешь — дети не узнают». Оборудование было уникальным, ранее в СССР не использовалось, поэтому работа была очень ответственной и напряжённой.

А говоря о работе совета ветеранов, существующего на предприятии с 2002 года, председатель общественной организации с гордостью отмечает: «Особенно памятно участие ветеранов в праздничных мероприятиях по поводу посвящения молодых специалистов в работники „Дружбы“. Ветераны признательны за помощь и гордятся званием «дружбинец».

Юбилей как повод оценить сделанное

На празднике в честь 50-летнего юбилея «Дружбы» вечером того же дня в зале Брянского драматического театра были вручены награды Министерства энергетики России, ОАО «АК „Транснефть“ и ОАО «МН „Дружба“. Среди награждённых Минэнерго — генеральный директор «Дружбы» Олег Богомолов. Ему присвоено звание «Почётный нефтяник».

Поздравление коллективу «Дружбы» от президента компании «Транснефть» Николая Токарева передал первый вице-президент Юрий Лисин. В поздравлении, в частности, говорится: «В рекордные сроки был построен и введён в строй крупнейший нефтепровод в мире. И вот уже полвека он удерживает это звание. При его строительстве были разработаны и применены инновационные технические решения, которые в дальнейшем легли в основу многих проектов трубопроводного транспорта, стали своего рода отраслевой классикой. „Дружбинцы“ традиционно показывают достойные результаты в работе, в решении сложных производственных задач».

Генеральный директор «Дружбы» Олег Богомолов отметил: «Юбилей и для человека, и для предприятия — это всегда повод оглянуться, оценить сделанное. За 50 лет работы нефтепроводы «Дружба» поставили на экспорт более трёх с половиной миллиардов тонн нефти. Огромное, знаменитое озеро Ильмень рядом с Великим Новгородом имеет примерно такой же объём, как нефть, перекачанная «Дружбой» за эти годы.

Сейчас, спустя полвека после запуска «Дружбы», понимаешь, насколько сложной, тяжёлой, огромной была работа строителей нефтепровода и тех, кто начинал его эксплуатировать. Наши ветераны трудились, не имея мощной техники и высокопроизводительного оборудования, не имея опыта эксплуатации столь сложных для того времени приборов и механизмов. Все недостатки восполняли избытком силы воли и самоотдачи.

Мы открыли сегодня музей «Дружбы», который должен стать ещё одним свидетельством трудового подвига наших отцов и дедов. На открытии музея встретились ветераны и молодые специалисты «Дружбы». Я надеюсь, ветераны в очередной раз убедились: их дело в надёжных руках, их работа продолжена.

Сегодня коллектив «Дружбы» — это образованные, работящие, сплочённые люди. Они решают самые сложные задачи, поставленные «Транснефтью» и нашей страной!»

Награды передовикам производства вручили также председатель Брянской областной Думы Владимир Попков, вице-губернатор Брянской области Александр Касацкий.

Софья ТРОФИМОВА
Фото Михаила ФЁДОРОВА

Музей открыли бывший генеральный директор «Дружбы», почётный гражданин Брянска и Брянской области Александр Пейганович и первый вице-президент «Транснефти» Юрий Лисин Мультимедийная презентация предприятия: «6 тысяч работников, 5 тысяч километров трубопроводов…»
Первую экскурсию по музею для руководителей «Транснефти» и ветеранов проводит генеральный директор «Дружбы» Олег Богомолов
Первая запись в книге почётных гостей музея Самые желанные гости юбилея — ветераны
Стенды музея — в виде труб нефтепровода Председатель совета ветеранов, первый руководитель Брянского управления «Дружбы» Эдуард Скачков
Председатель совета молодых специалистов «Дружбы» Виктория Колпакова (слева) и члены совета
В обновлённом центральном офисе предприятия Интерактивный сенсорный стол — технологическая новинка музея «Дружбы»

Просмотров: 516