Анна Тришкина: «Учитель должен быть в теме!»

Мы сидим в актовом зале городской школы № 1. Заместитель директора по воспитательной работе Анна Тришкина, обладатель муниципального гранта в рамках приоритетной программы «Образование», учитель русского языка и литературы с почти 20-летним стажем рассказывает о своих учениках. У Анны Викторовны строгий макияж и высокие каблуки, а вперемешку с цитатами Толстого и Некрасова — слова из молодёжного лексикона: драббл, lol, фэйк, зацеперы. Завуч одной из лучших брянских школ уверена: с детьми нужно уметь говорить на их языке. Главное, делать это грамотно.

— Анна Викторовна, согласитесь, очевидное большинство теперешних взрослых мечтали в начальных классах о профессии учителя или врача, но, когда дело доходило до вступительных экзаменов в вузы, далеко немногие подавали документы в пед и мед. А для вас стать учителем — это детская мечта?

— Я рано научилась читать, была книжным ребёнком. Всё началось с «Конька-Горбунка», а затем от произведения к произведению постигала русскую и зарубежную классику. До сих пор читаю много и с удовольствием. Но, согласитесь, далеко не все книжные дети становятся преподавателями литературы. Видимо, у меня было призвание к этой профессии. Просто в определённый момент начинаешь осознавать, что ты — гуманитарий. Естественно, поначалу у меня были какие-то душевные метания, но остановилась всё же на профессии педагога.

Маленькие девочки очень любят играть в учителей. Обязательно нужно взять красную пасту, всё исчеркать. Когда я рассказываю детям на уроках, как выбрала профессию, обязательно вспоминаю, как рисовала на тетрадных листах красной ручкой. И всегда добавляю, что теперь мечтаю, чтобы в тетрадках моих учеников было как можно меньше красной пасты — как можно меньше ошибок.

— Какими были ваши первые шаги в профессию?

— Педагогический институт я окончила в конце 90-х, в тяжёлые для страны годы. Долго думала, идти или не идти работать в школу. Это большая ответственность. Педагог — публичная профессия. Мы — словно медийные лица, и это накладывает определённую несвободу в действиях. Нужно чётко осознавать, готов ли ты на такие жертвы, или нет. Плюс работа с людьми, что всегда непросто. А работать с детьми — сложно вдвойне. Потому как учитель отвечает за ребёнка: его безопасность, становление личности, за его душу, как бы высоко это ни звучало. Взвесив все «за» и «против», я всё-таки сделала свой первый шаг в профессию.

— Контролировать класс для молодого учителя — сложное дело? Чтобы слушали, а не перебрасывались записками и СМС…

— Меня всегда выручает чувство юмора. Любую провокацию класса можно перевести в шутку, и дети, поверьте, способны это оценить. Один мой коллега, когда ученики переставали его слушать, начинал читать стихи. Иногда со стихами входил в галдящий класс. Иногда делал это посреди урока. А читал он превосходно! Дети заслушивались! Потом ребята даже спрашивать стали: «Почему это вы сегодня без стихов?!» Значит, как минимум, он своего добился.

Одна ситуация не похожа на другую. Нет универсальных решений, как усмирить класс. Но есть одно негласное правило: важно войти, не ненавидя, а любя. Показать, что в аудитории есть взрослый, и взрослый прав, что его нужно слушать. Дети всё прекрасно понимают. Они словно лакмусовая бумажка: когда ученикам интересно, они молчат. А если класс шумит, это сигнал для учителя задуматься, всё ли он делает правильно.

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

— Раньше считалось, что воспитанием ребёнка должна заниматься школа, как один из институтов общества. Теперь всё больше ответственности перекладывается на семью. Где, на ваш взгляд, золотая середина?

— Школа и семья должны идти рука об руку. Когда соблюдается триединство: школьник, учитель, родитель — тогда и возникает успех в воспитании. Перекладывание ответственности с одного общественного института на другой пользы ребёнку не принесёт. Но, к сожалению, иногда и семья становится объектом профилактической работы. Неслучайно сейчас появился термин «социальное сиротство».

Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нём. Несмотря на благополучие семьи, ребёнок — очень одинок, что становится причиной многих проблем. Недаром ещё Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

— А как этого триединства добиться? Как мотивировать родителей заниматься воспитанием, заботиться о ребёнке? Ведь если вспомнить ещё одну цитату классика: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»…

— Насильно за руку родителей в школу привести невозможно. Необходима взаимная заинтересованность. Это очень важный элемент взаимодействия. Непросто интересоваться учёбой, спрашивая каждый вечер: «Что ты сегодня принёс в дневнике? Двойку? Пятёрку?» — а жизнью своего чада в целом. Не пропускать родительские собрания: уж четыре раза в год в школу можно прийти! С оценками дело обстоит ещё проще. Их можно в онлайн-режиме узнать на портале dnevnik.ru. Многие школы России уже подключены к этой бесплатной школьной образовательной сети, где родители и ученики могут найти расписание, список домашних заданий, оценки, полученные на уроках. Правда, любая инновация основывается на традиции. А главным до сих пор остаётся индивидуальная работа с семьёй. И в этом заслуга в первую очередь классного руководителя.

Ведь что такое школа? Это здание? Нет. Это люди, которые здесь работают! И именно люди создают атмосферу, психологический комфорт, условия для обучения ребёнка. Когда ребёнку хорошо в школе, он и учится хорошо. Во всяком случае он будет стараться. Сверхзадача школы — создать этот психологический комфорт.

— Как организуется подобная работа в вашей школе?

— Не хочется перечислять дела. Если кого-то из родителей заинтересует конкретика, можно заглянуть в ежегодный анализ воспитательной работы школы. Но за любыми цифрами, отчётами и итогами всегда стоят люди. Всё основывается на человеческом факторе. Для ребёнка и родителей важнее, чтобы школьный учитель был в первую очередь личностью, которая способна повести за собой. Любой урок, любое мероприятие, классное или внеклассное, имеет в основе воспитательный момент. Другими словами, цель школы — сформировать у ребёнка чёткое представление о том, что такое хорошо, что такое плохо. Если ребёнок выходит во взрослую жизнь с этими понятиями, значит, мы, педагоги, свою работу выполнили.

Декодировать школьника

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

— Быть хорошим педагогом очень просто. Нужно любить детей, профессию, быть готовым к постоянному самосовершенствованию. Верно говорят: «Учитель — это человек, навечно вызванный к доске». Кто каждый день делает домашнюю работу в тетрадях? Учитель! Сегодня, к примеру, я, как обычно, понесу с собой стопку тетрадей — 10-й класс написал контрольную, проверить в школе не успею, полно других дел. И это нормально. Ни один педагог не воспринимает работу, взятую на дом, как под- виг. И, конечно же, важны личностные качества учителя, и в первую очередь харизма. Потому что дети любят не предмет, а человека.

— Недавно, в том числе благодаря удачной экранизации, стал довольно популярен роман пермского писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Главный герой книги не педагог, но в то же время автор показывает одну из возможных моделей взаимодействия с детьми. Например, разделение 9-классников на «зондер-команду», «красную профессуру», «отцов», совершенно панибратский сплав по реке на плотах… Где граница, которую школьный учитель никогда не должен переступать?

— Фамильярность, панибратство в школе уж точно недопустимы: ни со стороны учеников, ни со стороны учителя. Ребёнок должен видеть в педагоге друга, наставника, но ни в коем случае не равного себе. И при этом учитель должен быть в теме, должен понимать, о чём говорит с ребёнком.

Недавно на родительском собрании я спросила у пришедших мам и пап, знают ли они, кто такие зацеперы, о чём поют исполнители в стиле death metal и так далее. Новых молодёжных движений очень много. За безобидными словами порой скрываются опасные социальные явления. Например, вот какое «красивое» определение зацепинга даёт один из тематических сайтов. «Это способ езды на различном транспорте, прицепившись к нему снаружи. Главными объектами зацепинга являются электрички, поезда, трамваи, троллейбусы, автобусы, мет- ро. Также зацеперы практикуют передвижение на крыше транспортных средств, которое называется руфрайдинг». Ничего хорошего в этом нет: опас- ная активность становится причиной многих несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом. А в тематике значительного количества дэт-метал групп достаточно большую роль играет сатанистская направленность…

Я, учитель русского языка и литературы, поллета потратила на составление собственного словаря подросткового сленга. Как только вижу новую аббревиатуру — lol, например, или XD — спешу проверить, что это значит, не выходит ли за рамки цензурной лексики. Многие классные руководители нашей школы зарегистрированы в сети Интернет, кто-то под своим именем, кто-то создал фэйк. На сленге так называется страничка-подделка с вымышленными именем и содержанием. В личное ребят не лезем, но если я обнаружу непристойное (для детей этого возраста) фото или клип с сомнительной смысловой нагрузкой, обязательно подниму вопрос: сначала в разговоре с ребёнком, затем, если потребуется, — с родителями.

Учитель должен быть наставником, но он обязан понимать, о чём говорит ребёнок. Сленг, как и жаргон или, скажем, арго — это всего лишь закодированная лексика. Хороший педагог должен иметь ключ ко всем этим кодам, должен быть современным. Даже если не нравится музыка, которую слушают дети, досмотри до конца — только так удастся обнаружить аргументы, которые в дальнейшем можно будет отлично использовать в споре о хорошем вкусе!

— Как научить ребёнка грамотному, уважительному поведению в Сети?

— Например, рассказывать родителям и самим старшеклассникам об опасности троллинга. При общении в Интернете троллингом называется нагнетание участником общения (троллем) гнева, конфликта путём скрытого или явного задирания, принижения, оскорбления другого участника или участников, зачастую с нарушением правил сайта. Выражается в форме агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения. И если раньше дети унижали более слабых своих ровесников на заднем дворе школы, то сейчас делают это всё чаще в Сети. И это самое опасное. Родители могут спокойно смотреть телевизор в соседней комнате, а дети — вести словесные виртуальные войны, в которых порой принимает участие весь класс. И, к слову, за унижение личности на просторах Сети предусмотрена административная ответственность. «Троллинг» — слово хоть и красивое, но совсем не безобидное, особенно в отношении детей, которые в силу возраста воспринимают нападки очень болезненно.

О пользе драбблов и объятий

— Что нравится вам в современных детях и что хотели бы в них изменить?

— Мне нравится, что они очень свободные. Нынешние школьники родились и живут совсем в другой стране. Они легко адаптируются в новых обстоятельствах, с лёгкостью впитывают новое.

Однако современность делает человека всё более одиноким, порождает холодность в отношениях. Мы пока этого не ощущаем, возможно, потому, что живём в провинции. В столичном городе «одиночество в толпе» ощущается гораздо острее. Меня радует, когда мы читаем стихи о рыжей дворняге Эдуарда Асадова или «Песнь о собаке» Сергея Есенина, дети начинают плакать. Хорошо, когда сочувствуют, когда нет равнодушия. Я не хочу ничего менять в современных детях, просто пожелаю — сохранить в себе эту душевную теплоту.

— А что любят читать школьники?

— Ничего. Это такая болезнь времени. Но если читают, то абсолютно разное: от саги «Сумерки» до философских романов. Возможно, популярный «Гарри Поттер» приведёт ребёнка к другой, глубокой, литературе. Пусть даже драбблы в Интернете читают — зарисовки, сцены, короткие (в сто слов) истории, имеющие двойной подтекст и/или неожиданный конец. Читать тоже, кстати, нужно учиться. Не по слогам складывать слова, а взаимодействовать с книгой.

— Чем можно увлечь ребёнка к прочтению произведений из школьной программы?

— Актуальностью текста. Нравственные ценности вечны. Любое классическое произведение всегда можно связать с современностью. Например, читаем у Некрасова: «Матрёна Тимофеевна/ Осанистая женщина, / Широкая и плотная, / Лет тридцати осьми», и чуть ниже по тексту она же признаётся: «Старухе — да не пить?..» Представляете, рассуждаем мы с детьми, какая тяжёлая судьба была у русской женщины. В тридцать восемь лет ощущает себя старухой! Ровесница ваших мам…

— Что посоветуете родителям, чтобы восстановить контакт со своим же любимым и бесценным чадом?

— Быть крайне внимательными к детям. Понимать, что ребёнок очень быстро меняется и сегодня перед вами стоит совершенно другой человек, нежели всего полгода назад.

Если ребёнок пытается что-то сказать вам, отложите телефон, бросьте мыть посуду, повремените с рабочими обязательствами. Даже 15 минут общения с ребёнком в нужный момент могут многое изменить в ваших отношениях. И помните: важно не просто слушать ребёнка, а слышать его.

Внимательно следите за изменениями во внешности своих любимых школьников. Пирсинг, чёрные, словно вороново крыло, волосы и агрессивный наряд — это первые признаки психологических проблем у ребёнка. Это вызов миру, и родителям в том числе.

Ваш сын или дочка не всегда понимает, что всё делается ради его блага: и три спортивные секции, и два репетитора, и регулярные походы в театр. Для ребёнка это кажется дополнительной нагрузкой к школе, а не проявлением вашей заботы и любви. Чувства стоит выражать иначе. Пусть, конечно же, посещает секции и кружки, но при этом обязательно целуйте и обнимайте своих деток: и маленьких, и взрослых. Психологи отмечают, что в день должно быть не менее 16 объятий! Не забывайте сказать: «Я тебя люблю», разговаривать о проблемах, которые волнуют ваших детей.

— А школьникам что посоветуете?

— Всем говорю, перефразируя Некрасова: «Отличник можешь ты не быть, но человеком быть обязан!» Главное, быть счастливым здесь и сейчас, быть гармоничной личностью, успешным человеком. И этого я желаю всем своим ученикам!

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА

5628