Сергей Ведерников: «Необоснованный рост цен противоречит принципам добропорядочности и справедливости»

Как разобраться, обосновано ли повышение цен на продовольственные продукты в торговых сетях? Что делать, если страховая компания вместе с договором ОСАГО навязывает услугу добровольного страхования жизни от несчастных случаев? О каких изменениях антимонопольного законодательства необходимо знать хозяйствующим субъектам? «Брянская ТЕМА» по традиции публикует интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы России по Брянской области Сергеем Ведерниковым.

— Сергей Александрович, начнём, пожалуй, с главного — роста цен на продукты. Для этого, безусловно, есть и объективные причины, и всё же были ли выявлены случаи необоснованного повышения цен в торговых точках и сетях региона?

— Необоснованный рост цен противоречит принципам добропорядочности, разумности и справедливости. Антимонопольная служба совместно с органами прокуратуры проводит еженедельный мониторинг цен, этим же вопросом занимается администрация региона в лице управления потребительского рынка, а также органы статистики. Объективная информация о положении дел на потребительском рынке поступает регулярно. Другой вопрос — антимонопольная служба имеет полномочия только в тех случаях, когда возникают злоупотребления доминирующим положением на рынке, когда возникает недобросовестная конкуренция, т.е. строго по факту.

в частности, в конце января возбуждено дело о злоупотреблении доминирующим положением (выразившимся в монопольно высокой цене) и установлении экономической неэффективной надбавки в магазинах торговой сети «Магнит» в Дубровском районе. ЗАО «Тандер» в этом районе является субъектом, занимающим доминирующее положение. Специалистами УФАС России по Брянской области был»антимонопольная служба имеет полномочия только в тех случаях, когда возникает недобросовестная конкуренция».

Проведён мониторинг цен в соседнем Клетнянском районе, сопоставимом с Дубровским по численности населения и географическому положению, а также в региональном центре. Оказалось, что там, где субъект является доминантом, цены на овощи — капусту, морковь и другие — были значительно выше. По этому вопросу проводится расследование. И если факт нарушения антимонопольного законодательства будет доказан, субъект понесёт ответственность. в частности, это штраф, составляющий от 1% до 15% годового оборота компании.

Однако всё познаётся в сравнении. Если сравнивать с другими областями ЦФО (а такой анализ проводился на федеральном уровне), Брянщина уступает по напряжённости цен на рынке только Курскому региону. в Курской области цены на большинство продовольственных товаров ниже по сравнению с Брянской.

— Реалии нашего времени — довольно болезненное противостояние крупных торговых сетей и хозяйствующих субъектов малого бизнеса, тех самых магазинчиков «в шаговой доступности». Изменилось ли соотношение этих сил в связи с ограничением продажи табачных изделий и алкогольной продукции в небольших торговых точках?

— Продовольственный рынок Брянщины (правда, эта ситуация характерна и для всей страны в целом) представлен немногими хозяйствующими субъектами малого бизнеса. Небольшие торговые точки стали закрываться, когда под эгидой борьбы с употреблением табака и алкогольной продукции у них забрали возможность представлять эти товары на прилавках. Я ни в коем случае не выступаю за употребление этих, безусловно, вредных для человека продуктов. Но и табака с пивом в стране меньше употреблять не стали. Просто право на их продажу теперь принадлежит в основном торговым сетям. Из-за этого неизбежно исчезают магазины, находившиеся в шаговой доступности. в том числе и те, которые были важны в социальном плане: не каждый пенсионер сможет ежедневно проделывать путь через три квартала до супермаркета, чтобы купить молоко, хлеб и десяток яиц. в настоящее время антимонопольная служба предлагает внести изменения в действующее законодательство, чтобы разрешить малому бизнесу торговать указанными товарами, разумеется, с соблюдением всех правил — как в продвижении товара, так и продажей лишь ограниченному кругу лиц. Логичен вопрос, как же тогда бороться с курением и злоупотреблением алкоголем? Считаю, что более эффективной мерой в этом направлении станут государственные программы по развитию спорта, организации культурного досуга молодёжи. Чтобы мы боролись не с курением, а за здоровый образ жизни.

Незнание закона не освобождает от ответственности

— Какие наиболее важные изменения антимонопольного законодательства вступили в силу в 2014 году? Прокомментируйте их, пожалуйста.

— 4 сентября 2014 года Правительство Российской Федерации одобрило Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — так называемый «четвёртый антимонопольный пакет». Рассмотрим основные его положения. в частности, это расширение института предупреждения и распространение его на действия органов государственной власти и местного самоуправления, недобросовестную конкуренцию и иные формы злоупотребления доминирующим положением. Поясню: УФАС России по Брянской области устанавливает нарушения действующего антимонопольного законодательства как органами власти, так и хозяйствующими субъектами. Прежде, принимая решение по конкретному делу в случае установления нарушения антимонопольного законодательства, возбуждалось административное производство, результатом которого являлось наложение штрафа. «Четвёртый антимонопольный пакет» расширяет сферу применения предупреждения, за которую не предусмотрена административная ответственность. И только в том случае если оно не исполняется, возбуждается дело и применяются штрафные санкции. Однако в любом случае нарушитель несёт гражданскоправовую ответственность — обязательство возместить причинённые убытки, если нарушены права других лиц.

Следующий важный аспект — введение предварительного согласования с антимонопольным органом создания государственных и муниципальных предприятий. ГУПы, ФГУПы, МУПы — их сейчас большое количество. Финансируются такие учреждения за бюджетные деньги и предназначены для того, чтобы государство вело бизнес на тех или иных рынках. Иногда они возникают на рынках, где на их услуги действительно есть спрос. Но что делают государственные предприятия на рынках с развитой конкуренцией? Они априори убыточные: их менеджмент ничем не рискует и, как правило, не внедряет ноу-хау.

Антимонопольная служба будет выступать против создания таких предприятий на рынках, где уже существует здоровая конкуренция.

В рамках новых поправок к законодательству расширился перечень лиц, которым может быть направлено предостережение (включение в их число должностных лиц органов власти). Чиновник не имеет права сказать: «Давайте запретим возить хлеб в наш район от соседей, потому что наш хлебозавод умирает». в России законодательно установлено свободное перемещение товаров и услуг.

Исключается возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. в настоящее время антимонопольная служба зачастую занимается непрофильными видами деятельности. Например, сетевая организация (тепловая или электроснабжающая) отключает дачника от поставки энергоресурсов. И штат нашего территориального офиса, состоящий из 29 человек, обязан рассматривать весь этот вал заявлений, связанных с избыточными функциями. Этим должны заниматься иные службы. А вот если отключают хозяйствующий субъект — это сфера деятельности УФАС. ведь антимонопольная служба и создавалась для того, чтобы защищать интересы частного бизнеса и формировать здоровую конкурентную среду.

Подробнее об этих и других изменениях в антимонопольном законодательстве можно узнать на сайте УФАС России www.fas.gov.ru. Подчеркну главное — все изменения призваны оптимизировать работу антимонопольного ведомства. ведь главное полномочие нашей службы — создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Дела судебные

— В прошлом году «Брянская ТЕМА» публиковала большой материал о резонансных расследованиях антимонопольной службы. С наиболее интересными примерами из практики регионального УФАС наши читатели могут познакомиться в № 2 (76) журнала за 2014 год. В этот раз предлагаем ограничиться несколькими наиболее актуальными случаями нарушения антимонопольного законодательства.

— Начнём с рынка ЖКХ. Основная масса управляющих компаний работает добросовестно, но бывают и такие случаи, когда жильцы выбирают новую компанию, а старая — препятствует осуществлению их деятельности, в частности, не передаёт всю необходимую документацию. Так, Брянским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «МКС — Брянск» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Дело возбуждено в связи с поступившим обращением ООО «Управляющая компания „Уютный дом“. Как следует из обращения, собственниками помещений в многоквартирном доме № 39 по ул. XXII Съезда КПСС в городе Брянске проведено общее собрание, в т.ч. по смене управляющей компании ООО «МКС — Брянск» и выборе новой — ООО «УК „Уютный дом“. в адрес прежней компании было направлено письмо с требованием передачи технической и иной документации, но документация передана не была. Действующим законодательством (Постановлением Правительства РФ» № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», Жилищным кодексом) прямо предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. По результатам рассмотрения дела принято решение о признании ООО «МКС — Брянск» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части непередачи технической и иной документации ООО «Управляющая компания „Уютный дом“. ООО «МКС — Брянск» выдано предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено. Должностное лицо ООО «МКС — Брянск» привлечено к административной ответственности. Штраф в размере 12 тысяч рублей уплачен в полном объёме.

— Поясните, почему штрафные санкции были применены к должностному, а не юридическому лицу?

— Такие случаи не редкость. Если оштрафовать управляющую компанию, то в конечном счёте бремя по выплате штрафа ляжет на жильцов тех домов, с которыми у компании заключены договоры. Потому и принято было решение — штрафовать должностных лиц, которые имеют право распоряжаться только своей заработной платой.

Но продолжим разговор о нарушениях. С июля 2013 года в адрес Брянского УФАС России поступали обращения физических лиц на действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Брянской области. в заявлениях содержались сведения о навязывании при заключении договора ОСАГО одновременного заключения договора добровольного страхования (жизни, от несчастных случаев), не относящегося к предмету обязательного страхования. Установлено, что организация на рынке услуг ОСАГО занимает долю более 20% и в силу своего положения оказывает решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. 20 августа 2013 года нами было выдано предупреждение о прекращении этих противозаконных действий. Компания обязалась исправить нарушение. Затем в целях проверки информации об исполнении предупреждения сотрудниками Брянского УФАС России с использованием записывающего устройства были осуществлены звонки в офисы филиала ООО «Росгосстрах» в Брянской области, расположенные по адресам: ул. Пушкина, 49а; ул. Красноармейская, 156; ул. 3 Июля, 27, оф.1. в ходе телефонных разговоров наш специалист просил сотрудников филиала страховой компании рассчитать стоимость полиса ОСАГО на основании предложенных сведений (информация о транспортном средстве, стаже, месте проживания водителя и др.). Стоимость полиса составляла от 4600 до 5700 рублей. На просьбу специалиста обосновать высокую стоимость полиса ОСАГО, сотрудники филиала поясняли, что в неё входят сам полис ОСАГО, оплата «чиновник не имеет права заявить: „Давайте запретим возить хлеб в район, потому что наш хлебозавод умирает“. В россии по закону установлено свободное перемещение товаров и услуг».

За технический осмотр (по необходимости), а также страхование водителя от несчастного случая. На вопрос о возможности заключения договора ОСАГО без заключения договора добровольного страхования был получен ответ, что страховая компания осуществляет ОСАГО только вместе со страхованием от несчастного случая, жизни. Подобные факты подтверждались и заявлениями граждан. Это стало основанием для применения штрафных санкций в размере 300 000 рублей, а в последующем ещё 500 000 рублей за игнорирование штрафных санкций.

Довольно много дел было рассмотрено в связи с нарушением антимонопольного законодательства органами власти. в первую очередь это связано с передачей земельных участков под строительство. в 2014 году выдано более 30 таких предписаний, в 90% случаев суд поддерживает сторону антимонопольного органа. К слову, антимонопольная служба выступает за то, чтобы часть генерального плана города Брянска, не касающаяся инженерной инфраструктуры, перестала относиться к государственной тайне (которая продлена до 1 января 2016 года). Считаем, что это возможность для злоупотреблений на рынке. Брянская областная Дума поддерживает нас в этом направлении. Чтобы не было раздачи земли «среди своих». Чтобы все хозяйствующие субъекты могли участвовать в торгах и приносить деньги в казну, а ресурсоснабжающие организации — планировать свою деятельность.

«Не чувствую себя чужим, чувствую — востребованным»

— Сергей Александрович, 3 июля 2013 года вы возглавили УФАС России по Брянской области. За эти полтора года появились ли у вас любимые местечки на Брянщине?

— Наверное, больше всего нравится здешняя природа — в Клетне и Сельцо, в Климово, Новозыбкове и Злынке. Я побывал практически во всех районах Брянской области, и каждый оставил частичку приятных воспоминаний в душе. А ещё здесь очень доброжелательные люди. И спортивные! Недавно смотрел новости по Тв и почему-то даже не удивился, что брянские баскетболисты выиграли у воронежских соперников два матча. в Брянске развит спорт, и мне это импонирует. А вот самому некогда — работы много. Хотя иногда всё-таки выбираюсь поплавать в бассейн «Динамо». вода — это моя стихия.

— В наш регион вы приехали из Воронежской области, где также трудились в антимонопольной службе. Каким вам показался Брянск?

— В Брянск я впервые приехал в июле, а в середине августа перевёз сюда семью. Сынишка ходит в детский сад, супруга работает на государственной службе. У нас появились новые друзья, хотя пока их немного. Я не чувствую себя здесь чужим, чувствую — востребованным. Мне очень нравится Брянский регион и его столица — перед нами открыты многие перспективы. И я с удовольствием и гордостью вношу свой вклад в развитие региона.

Владимир ПАВЛОВ

2066