Как стародубские частушки покорили Ллорет-де-Мар

И не только частушки. И не один курортный Ллорет-де-Мар. 10-летняя Юлия Малинова из села Лужки Стародубского района за минувший год выиграла шесть (!) Гран-при музыкальных конкурсов, в том числе одного в Испании. Село в шесть улиц, где живёт Юля, располагается в 38 километрах от райцентра и в 180 километрах от Брянска. Собственно, в нём и музыкальной школы никогда не было. Однако история юной исполнительницы народной песни — прямое подтверждение удивительному факту, что талант не знает понятия «периферия».

Наталья Малинова, молодая мама двух очаровательных дочерей, крепко сжала руль новенькой «семёрки». Вождению она обучалась в единственной автошколе Стародубского района и всего неделю назад с лёгкостью справилась со всеми экзаменами. Ещё бы, в райцентре легче выполнить требования строгого инспектора: трафик небольшой, пробок нет, на дорогах спокойно. А здесь, возле автосалона, женщину бросило в дрожь. Машину предстояло гнать сначала через весь Брянск, а затем ещё многие десятки километров по оживлённой трассе. Наталья утёрла слёзы, буквально выдохнула главные слова: «Это нужно моему ребёнку!» — нажала на газ, чтобы через четыре часа с дрожащими коленями выйти из авто у дверей своего сельского дома. А дома ждала Юля. Девочка ещё не знала, что судьба её уже решена.

В рот палец не клади

— Когда-то я взяла за правило — не мешать своим детям, — рассказывает Наталья Малинова. — А всё потому, что мне самой родители не дали развиться в том направлении, в котором хотелось. Я ведь художественную школу окончила. Мечтала, что буду палех и хохлому рисовать. А на дворе 90-е. Родители говорят: «Зачем девочка, которая на одни пятёрки учится, поедет в Палех, матрёшки со шкатулками расписывать. Поступай на физмат!» Я и поступила. И когда однажды, сама будучи мамой, услышала, как из Юли льётся песня, я этот талант рубить не стала. Нельзя рубить то, что Богом дано. Ей тогда всего два года было. Говорить ещё толком не умела, но с удовольствием брала микрофон от караоке и пела «под Кадышеву», чей голос слышала по телевизору. И так правильно у неё всё получалось: и интонация, и движения, и взгляд, будто не ребёнок поёт, а пожившая женщина…

В шесть лет Юлю отдали в тогда ещё существовавший филиал Стародубской ДШИ в соседней деревне Воронок. И тут произошли два удивительных совпадения, способных вызвать мурашки даже у тех, кто не верит в судьбу. Наталья Зимонина, преподаватель вокала и замдиректора Стародубской школы искусств, приехала с очередной ревизией в Воронок и оказалась на открытом уроке у Юли. Наталья Витальевна признаётся, что ребёнок ей сразу понравился. Но как заберёшь дарование у коллеги? Да и в Стародуб ездить далековато для такой кнопы… А кнопа уже в то время мечтала заниматься у Натальи Зимониной. Про своего будущего преподавателя девочка узнала из статьи в районке. Газета рассказывала о том, что ученица Натальи Витальевны вернулась с триумфом из Парижа, где победила в конкурсе вокального мастерства. 6-летняя Юля взглянула на маму, которая только-только закончила вслух читать эту новость, и уверено сказала: «Я тоже так смогу». Правда, встретились наши героини только спустя два года. И тоже помог счастливый случай — засобиралась в декретный отпуск первая Юлина учительница по вокалу. Именно тогда Наталья Малинова отправилась в Стародуб, чтобы заручиться обещанием тёзки взять дочку в свой класс, и, получив согласие, сразу же подала документы в автошколу (а как иначе возить ребёнка за 38 км?!). К слову, должность бухгалтера на сельхозпредприятии тоже пришлось оставить.

Что звёзды нашептали?

— Существует много образовательных систем и методик, но для меня ребёнок, его талант важнее всяких правил, — признаётся преподаватель по вокалу Наталья Зимонина. — Особенно важны первые полгода общения ученика и учителя. Я не переучиваю детей на свой лад, а наблюдаю, что дано каждому от природы, чтобы в дальнейшем этот потенциал развивать. Была у меня, к примеру, девочка-народница, которая мечтала исполнять эстрадные песни. Пытались её переучивать — ничего не получилось. Тогда она успокоилась, стала развиваться в народном направлении и сейчас с успехом учится в московском университете культуры и искусства. Вообще, многие мои ученики продолжили музыкальное образование в Москве, Санкт-Петербурге, Орле и Брянске.

Прозанимавшись с Натальей Зимониной меньше года, Юля отправилась на свой первый международный конкурс и выиграла там путёвку на первое творческое состязание за границей — в Венгрии. А потом случилось очередное удивительное совпадение. С задорной песней «Гармонь моя» 10-летняя артистка Малинова выигрывает Гран-при районного конкурса «Рождественская звезда». Затем одну за другой получает высшие награды конкурсов «Звёздная дорога», «Славянская звезда», «Созвездие Орла»… В общем, звёзд с неба этой уникальной девочке явно хватало.

— Я на многие конкурсы с дочкой ездила, — вспоминает Наталья Малинова. — На одном чуть с ума не сошла! Это было в Москве, в том самом павильоне ВДНХ, где некогда снимали легендарную «Карнавальную ночь». Натальи Витальевны с нами не было. И вдруг к нам подходит председатель жюри и говорит между делом Юле: «Ты знаешь, что на этой сцене Гурченко пела? Это должно что-то  тебе сказать…» И ушёл. А у дочки паника началась. Да что скрывать, и у меня тоже. До выхода оставалось пара минут. Юля позвонила своему преподавателю, и та нашла слова, чтобы успокоить ученицу. Дочь спела хорошо. Но тут началось самое страшное — разбор полётов. Каждого ребёнка поднимали по фамилии и, не стесняясь в выражениях, указывали на ошибки. Мы были 20-е по счёту. Перед нами не похвалили ни одного ребёнка и так же сухо назвали: «Малинова Юля…» Дочка встала, и вдруг слышим: «А это бриллиант нашего фестиваля!» И очень хвалили и Юлю, и работу Натальи Витальевны. Вот вы говорите: периферия… А я считаю, не важно, где человек живёт — в Москве, Нью-Йорке или Стародубе. Главное, чтобы он своим делом занимался и делал это с душой и любовью.

«Хлеб, картошка, молоко достаются не легко…»

Когда Юля выступает на сцене, её мама по ощущениям разгружает с десяток невидимых вагонов с углём. Объясняется такое волнение просто: когда юная артистка преспокойно смотрит сны, мама накануне выступления проверяет костюм, чтобы всё было на месте — от блестящих сапожек до кокошника. Перед выходом на сцену мама настраивает дочку, ищет для неё нужные слова. А после выступления старается так высказать своё мнение, чтобы и не обидеть и ошибки не упустить. Говорят, это важно для будущего развития — называть каждую неудачно спетую нотку. Оттого самым волнительным для Натальи Малиновой стало выступление Юли на конкурсе в Ллорет-де-Маре, куда девочка отправилась вместе с преподавателем. Мама осталась дома.

— От меня в Испанию отправились… только стародубские частушки, — с гордостью поясняет Наталья. — Сочинила их к мероприятию, посвящённому 70-летию освобождения Брянщины. Нужно было за ночь придумать несколько патриотических куплетов, связанных с историей Стародуба. И придумала: «Славься древний Стародуб, / Будь милей и краше! / Расскажу народу я / Про заслуги наши. / Хлеб, картошка, молоко / Достаются нелегко. / Поработаем дружней, / С песней будет веселей!» С частушками Юля выступала в день открытия фестиваля. Впечатление на зрителей произвела прекрасное. Впереди была конкурсная программа. Ждать результатов дома было так мучительно. Чего я только ни делала за этот час! Мне он показался вечностью. А потом звонок: победа!

— Я считаю, что народная песня в оригинальном её виде не должна умирать ни в коем случае — это наша история, наши традиции, наконец, душа русского народа, — подытоживает Наталья Зимонина. — Но всё-таки по мировосприятию она доступна, к сожалению, не многим нашим современникам. Особенно, если говорить о детях. В большинстве своём, они её просто не понимают и не хотят понимать. Широкую популярность народная песня, на мой взгляд, может приобрести за счёт современной аранжировки. Именно таким путём мы сможем возродить былую популярность народной песни, а уж затем, возможно, и вернуться к корням. Повторюсь: немногим дано исполнять народную песню в её исконном виде. Вот у Юли это получается!

Так считают взрослые. Мы решили разобраться, что думает по этому поводу сама Юлия Малинова…

«На сцене я получаю удовольствие!»

— Юля, две юные британские певицы — кузины София Грейс и Рози Грейс — стали популярны на весь мир благодаря выложенному на «Ютюб» видео. Их клипы набрали более 100 миллионов просмотров. А тебе бы так хотелось?

— Знаменитым быть приятно. Но мне хотелось бы этого не ради миллиона лайков в Интернете, а чтобы дарить людям народную песню непосредственно со сцены. Мне нравится чувствовать контакт со зрителем!

— Какими были самые приятные слова, которые ты слышала от зрителей?

— Самое приятное для меня — это когда стою на сцене и вижу слёзы у зрителей. Ведь, бывает, выходишь на сцену, а зритель «холодный». Тогда моя задача заворожить его и постараться заставить взглянуть внутрь себя, потому что нет в России такого человека, которому была бы безразлична русская песня.

— Помнишь тот день, когда впервые оказалась на сцене?

— Это было в 2008 году, когда в нашем селе открывался клуб. Я была ещё совсем маленькой и исполняла песню «Улетаю» из репертуара «А-студио». Помню только, что было очень много гостей и даже губернатор. Но я, конечно же, не понимала всей важности момента. Просто получала удовольствие от того, что стою на сцене и пою, а многие-многие взрослые смотрят на меня и улыбаются.

— На сцене держишься уверено. А было когда-нибудь  страшно, волнительно выступать?

— Конечно, было, я же нормальный человек! Всегда, особенно на конкурсах, знаю, что не должна подвести мою учительницу, мою мамочку, не разочаровать зрителя, донести до него глубокий смысл народной песни…

— В районке про вас с Натальей Витальевной писали: «…они стремятся донести до слушателя прежде всего русскую народную культуру, любят и ценят русскую песню, видят в ней глубокий, богатый смысл и хотят вдохнуть в неё новую жизнь». Как думаешь, а чем, собственно, интересна русская народная песня? Почему её до сих пор так любят?

— В русской песне есть возможность показать широту души. Наша песня не бывает однообразной, одну и ту же историю можно преподнести зрителю по-разному. Поэтому, наверное, она никогда не надоест! Песни одни, исполнители — разные. И каждый вкладывает свой смысл.

— А тебе самой не надоедает быть постоянно занятой?

— И правда, режим дня у меня расписан. Например, я не сижу часами в социальных сетях, но от этого моё образование не страдает: в обеих школах пока успеваю «на отлично». Во многом мне помогают моя мама и старшая сестра. Если честно, я всегда обращаюсь к сестре со своими вопросами. Это мой «Гугл», «Ютюб» и Большая советская энциклопедия.

— Есть ли у тебя кумиры среди музыкантов?

— Марина Девятова. Она никого не копирует, поэтому у неё всегда свой зритель. Мне в том году тоже посчастливилось быть на её концерте в Москве. Всё выступление просидела на одном дыхании. Весь зал пел вместе с ней. А во время репетиции нам удалось подойти к Марине и немного поговорить. Я видела её бездонные глаза! Я получила такой заряд энергии!

— В прошлом году ты стала участницей программы «Играй, гармонь!». А не хотелось бы пройти кастинг, скажем, на шоу «Голос. Дети» или выиграть путёвку на детское «Евровидение»?

— Нет, не хотела бы. Потому что русская народная песня — это не шоу, а состояние души!

— И, наконец, поделись секретом, что нужно делать, чтобы не потерять голос?

— Всё очень индивидуально. Хотя… на своём опыте я бы никому не советовала петь на морозе!

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров, архив семьи Малиновых

Просмотров: 1255