Алексей Филин: «В кризис важно уметь подставить плечо…»

«Бизнес — это велосипед: как только перестанешь крутить педали — остановишься и неизбежно упадёшь», — уверен брянский промышленник, меценат, строитель Алексей Филин. Правда, велосипедов он не изобретает. Те продукты, которые сегодня производят предприятия, входящие в структуру ЗАО «АлфиГрупп», правильно было бы сравнить с модным и технологичным сигвеем — изобретением, восхитившим искушённую публику в начале 2000-х. Те же два колеса, а ездят по-новому. О том, как в кратчайшие сроки поставить на рельсы инноваций предприятия с полувековой историей, о богатствах Брянщины и уникальных продуктах, созданных на нашей земле, об общих задачах и личных увлечениях Алексей Леонидович без купюр рассказал в эксклюзивном интервью «Брянской ТЕМЕ».

— Большинство предприятий, объединённых под флагами ЗАО «АлфиГрупп», работают в строительной отрасли. Это геолого-инженерный институт ООО «БрянскСтройИзыскания», старейший в регионе проектно-изыскательский институт ООО «БрянскГражданПроект», газоперерабатывающий завод ЗАО «АРНО», крупнейшее в ЦФО многоструктурное предприятие ЗАО «Клинцовский силикатный завод», ЗАО «Паросиловое Хозяйство» и ряд других солидных, авторитетных организаций. Алексей Леонидович, в День строителя, который Брянщина отпраздновала 6 августа, принято подводить итоги: какими успехами отмечен этот год для созидателей ЗАО «АлфиГрупп»? Как в целом, на ваш взгляд, обстоят дела на строительном рынке?

— Считаю, что самое большое достижение в непрос- той экономической ситуации — сохранить устойчивые позиции на рынке. В особенной степени это касается созидательной отрасли: строители одни из первых ощущают на себе кризисные явления.

Региональный строительный рынок — это поле, на котором все игроки знают друг друга. В этой глобальной игре важно вести себя честно, порядочно, по-партнёрски. Нельзя руководствоваться исключительно коммерческим интересом, важно уметь подставить плечо.

Сегодняшнее положение на рынке напоминает 2009 год, когда многие строительные компании оказались в состоянии дефицита ликвидности — нехватки денежных средств. Тогда мы, как производители широкого спектра строительных материалов, поддержали своих партнёров: стройки не остановились, работа продолжилась. В 2009 году общая сумма кредитов, выданных брянским строителям ЗАО «АлфиГрупп», составила порядка 150 миллионов рублей. На сегодняшний день дебиторская задолженность за поставленные нами строительные материалы превышает эту сумму практически вдвое.

— Как экономически объяснить такое сотрудничество — в ущерб собственным интересам?

— Всегда можно поставить точку, заявить: всё, не стану больше продавать в долг. Но тогда придётся остановить и собственное производство и, соответственно, создать ещё большие проблемы на строительном рынке.

Но есть и другой способ — финансирование наиболее уязвимых направлений деятельности за счёт других сфер производства, которые в меньшей степени подвергаются влиянию кризиса. Чем, в общем-то, и хороша холдинговая модель структуры бизнеса.

Однако я всегда с оптимизмом смотрю в будущее. Брянские строители — серьёзные, ответственные люди, настоящие профессионалы, проверенные временем. Наш регион в этом плане уникален. На рынке одновременно трудится порядка пяти десятков строительных компаний, с большим процентом крупных игроков. Для сравнения: в соседнем Орловском регионе работают буквально 4–5 серьёзных застройщиков, в Смоленском, Калужском — ещё меньше. Наш строительный рынок развит, дифференцирован, и мы сотрудничаем со всеми брянскими застройщиками, их коллегами из других регионов. За долгие годы работы отношения со многими партнёрами переросли в близкие, дружеские. Уверен, совместными усилиями региональная созидательная отрасль выстоит, переживёт все сложные времена и одной из первых в России выйдет из кризиса. Во всяком случае, в области для этого формируется подходящий климат.

«Интересы региона — на первом месте»

— Глава региона Александр Богомаз неоднократно подчёркивал в своих выступлениях, что именно промышленность должна стать крепким фундаментом будущих экономических успехов Брянщины. Готовы ли производственники «подхватить» эту тенденцию, ответить созданием новых предприятий?

— Инвестированию в сферу промышленного производства на Брянщине долгое время, к сожалению, не уделялось должного внимания. Да, проводились инвестиционные форумы. Да, звучали громкие обещания с высоких трибун. Но где результаты? Новые промышленные предприятия, построенные за последние годы, можно пересчитать по пальцам.

Заинтересованность региональных властей в том, чтобы строились новые заводы и фабрики, понятна. Это новые рабочие места. Чем больше крупных предприятий, тем больше сборы НДФЛ (налога на доходы физических лиц), которые напрямую перечисляются в региональный бюджет. Чем успешнее предприятие, тем выше налог на прибыль. Чем дороже проект, тем внушительнее налог на имущество, который также будет пополнять казну.

Ставки высоки. На кону экономический успех родной Брянщины. И в этом плане, считаю, не нужно искать мифических инвесторов из других регионов и стран, а делать ставку на своих, на местных. Для кого Брянская область — любимая родина. Кто живёт в этом регионе вместе со своими семьями, родителями, кто водит детей в наши школы, ездит по этим дорогам, ходит в больницы, спортивные учреждения… Именно такой человек предпочтёт интересы Брянщины собственным. И готовность работать тоже есть.


— Какой вклад в развитие экономики Брянщины вносят предприятия холдинга «АлфиГрупп», ориентированные на строительную отрасль, геологоразведку, геодезические работы и архитектурную деятельность?

— ООО «БрянскСтройИзыскания», созданное в 1963 году, специализируется на выполнении инженерно-геологических изысканий с проходкой буровых скважин и шурфов, бурением скважин-колодцев для водоснабжения, полевых испытаниях грунтов статическим зондированием и сваями, обследовании котлованов и насыпей, создании геодезических строительных сеток и т. д. Наши специалисты выполняют заказы для ОАО «МН „Дружба“, АК «Транснефть», ОАО «Гипротрубопровод» и других авторитетных компаний.

Приоритетными направлениями деятельности организации ООО «БрянскГражданПроект», основанной в 1944 году, являются все виды работ и услуг, связанные с проектированием строительства: разработка градостроительной документации, архитектурная деятельность, выполнение инженерных изысканий для строительства, инжиниринговые услуги и многое другое. В числе проектов, разработанных нашими специалистами, — Свято-Троицкий кафедральный собор, здания областной таможни и областного суда, детские сады, университеты, спортивные сооружения, современные и комфортные жилые дома. Заказчики ООО «БрянскГражданПроект» — МВД РФ, Министерство обороны РФ, Орловская академия ФСО, строительные компании Краснодарского края, Калужской, Белгородской, Брянской, Московской областей.

Несмотря на минувший 80-летний юбилей, ещё один наш старейший завод — ЗАО «АРНО» — по праву считается современным, динамично развивающимся предприятием. Его продукцию — технические, специальные газы и смеси из них — охотно покупают во многих регионах ЦФО. Кстати, «АРНО» — единственное на Брянщине предприятие, обеспечивающее учреждения здравоохранения медицинским кислородом.

Также в прошлом веке основано предприятие ЗАО «Клинцовский силикатный завод». Год основания — 1968. В его переоснащённых цехах на новейшем современном оборудовании производятся необходимые для брянских строительных площадок материалы — силикатный кирпич М‑125 и М‑150, цветной силикатный кирпич, ячеистый бетон (газосиликатные/газобетонные блоки), негашёная строительная известь I, II, III сорта, молотый мел. Обеспечение строек Брянщины качественными, отвечающими всем современным техническим требованиям материалами заметно облегчает работу созидателей. Основные партнёры ЗАО «Клинцовский силикатный завод» — крупнейшие строительные компании региона: ОАО «Брянскагропромстрой», ООО «Творец», ООО «Инстрой», ОАО «СКФ „Комфорт“, ООО «УСФ „Надежда“, ООО «Союз Мастеров», а также ОАО «Костромской силикатный завод», Орловский завод силикатного кирпича, ОАО «Забудова» (Республика Беларусь), Республиканской унитарное предприятие «Белорусский металлургический завод».

— Поделитесь, в чём секрет успеха, когда предприятия с более чем полувековой историей успешно работают в веке нынешнем?

— Мы — за всё новое, современное, новаторское. Я всегда говорю: бизнес — это велосипед. Как только перестанешь крутить педали — остановишься и неизбежно упадёшь. Успех — в постоянном движении вперёд.

Know how региона 32

— Алексей Леонидович, каждое из 16 предприятий ЗАО «АлфиГрупп» производит необходимые региону продукты и услуги: от архитектурных проектов и силикатного кирпича до теп- ловой энергии. Расскажите об уникальных производственных новинках холдинга.

— На предприятии ЗАО «Клинцовский силикатный завод» впервые началось производство инновационного продукта — флюсового кальцийсодержащего материала для металлургических печей. Это ноу-хау, разработанное нашими специалистами совместно с учёными Белгородского технического и Брянского государственного инженерно-технологического университетов. Материал по достоинству оценили металлурги. Полностью работает на нашем сырье Белорусский металлургический завод (г. Жлобин, Республика Беларусь), с нами сотрудничают Новолипецкий металлургический комбинат, «Тулачермет», «Северсталь» — серьёзные игроки на рынке.

В сфере строительных материалов мы разработали и внедряем в производство ещё одну новинку — газосиликатные блоки марки М‑200. За счёт применения наноматериалов при помоле сырья и получения супертонкой консистенции вяжущей массы стало возможным производить блоки с маркой прочности М‑200. Что это значит? Чем ниже марка прочности, тем блок легче и тоньше, материал лучше проводит тепло, несёт меньшую нагрузку на фундамент. Сравните, стандартные блоки имеют марку М‑400, М‑500, М‑600. И, главное, при той же прочности и теплотехнических характеристиках наши газосиликатные блоки имеют меньшую себестоимость, что положительно сказывается и на корзине покупателя.

ЗАО «АлфиГрупп» уделяет большое внимание продвижению политики энергосбережения. Регулярно проводятся реконструкция и модернизация собственных производств с целью уменьшения потребления энергоресурсов. В первую очередь, газа и электричества. Так, за последние полтора года примерно на 20–23% удалось снизить расход газа в цехах клинцовского завода. Благодаря внедрению инноваций успешны предприятия, основанные в первой половине прошлого века: клинцовский завод, отметивший в 2013 году своё 40-летие; ЗАО «АРНО», которое ведёт историю с 1932 года…

К слову, газоперерабатывающий завод «АРНО» запустил производство качественно новых газосварочных смесей. Покупатели продукции — крупнейшие заводы, связанные с вагоноремонтной отраслью: БМЗ, Рославльский вагоноремонтный завод и другие. Всего у «АРНО» более 30 000 контрагентов.

Нашими специалистами созданы новые пищевые газовые смеси, которые увеличивают срок хранения продуктов в вакуумной упаковке на 20 суток без использования консервантов, абсолютно без вреда для потребителя. Реализуем эксклюзивную разработку многим российским предприятиям пищевой промышленности.

— Чем обусловлен выход на федеральный уровень? В регионе не хватает собственных производителей продуктов питания?

— Дело в том, что объём производимой продукции намного превышает потребности брянского рынка. Потому и расширяем географию. Сфера реализации нашей дилерской сети по всем направлениям деятельности охватывает свыше двух десятков регионов страны.

— Какие новые производства планируете в дальнейшем включить в структуру финансово-промышленного холдинга «АлфиГрупп»?

— Есть мысли и желание поработать в сфере производства сухих строительных смесей, а также построить завод по изготовлению огнеупорного кирпича. Благо на Брянщине расположено несколько месторождений, позволяющих производить данный продукт. Есть планы по созданию мини металлургического завода, работающего на ломе цветных металлов… Всё это в планах, и постепенно их нужно реализовывать. Как говорят наши зарубежные коллеги, step by step — шаг за шагом достигать целей, которые перед собой поставил.

Меценатство XXI века

— Все, кто бывал в вашем кабинете, отмечают главное украшение этого делового интерьера — коллекцию портретов знаменитых брянских промышленников: Мальцова, Тенишева, Губонина… Стремление не только зарабатывать, но и помогать людям, идеи меценатства, которые вы реализуете, тоже из тех времён?

— По примеру промышленников, купцов, меценатов мы разработали собственную программу благотворительности: не менее 10% собственного дохода направлять на добрые дела. Это не значит, что мы — ЗАО «АлфиГрупп»— раздаём деньги направо и налево. Помощь конкретная, адресная: конкретному детскому дому, приюту, школе, семье, ребёнку, социальному проекту… Только я не люблю об этом говорить: это не мой подход. Считаю, что благотворительность — дело, которое не требует публичности.

— А результаты такой деятельности можно как-то  измерить? Например, подсчитать, сколько воспитанников подшефного детского дома получили высшее образование? Или, может быть, это история ребёнка, который благодаря свое- временной помощи излечился от страшного недуга?..

— Здесь, скорее, применим олимпийский принцип: главное, не победа, а участие. А что, если итог окажется не таким, как вы предполагали? Неизбежно придёт разочарование. Занимаясь благотворительностью, не стоит думать о результате. Нужно, чтобы это стало частью образа жизни. И помните: что посеешь, то и пожнёшь. Сейте доброе, и пусть взрастёт добрая нива.

— В одном из своих интервью вы признались, что профессиональные кадры — это 90% успеха любого предприятия. В подразделениях ЗАО «АлфиГрупп» эффективно трудится более 3 тысяч человек. Раскройте секрет собственных кнутов и пряников…

— Секрет прост — честно относиться друг другу, доверять, достойно оплачивать труд, грамотно мотивировать сотрудников. Прибавьте к тому важные составляющие социальной политики — бесплатные обеды, полный соцпакет, корпоративные мероприятия, вечера, совместный отдых, поездки. Всё это вместе, на мой взгляд, приводит к комфортному состоянию работы каждого сотрудника в коллективе. И что значит 3 тысячи человек? Если в семье в среднем 3 человека, то это минимум 9 тысяч жителей региона, живущих с уверенностью в завтрашнем дне.

А уходят от нас чаще всего… в декрет. Очень многие молодые сотрудницы стали мамами. Потому что точно знают: им обеспечена хорошая финансовая поддержка в этот прекрасный период и будет куда вернуться после декретного отпуска.

О любимых: людях, местах, увлечениях

— Разрешите немного о личном… Говорят, что нас лепят обстоятельства и люди. Кто те люди и те обстоятельства в вашем случае?

— Безусловно, любого мужчину делает женщина. Я, наверное, не исключение. Безусловно, семья, дети, родные и близкие, друзья и коллеги — всё окружение, которое у меня есть, в той или иной степени меня формирует.

— Откуда черпаете силы, вдохновение?

— Я патриот: и родной Брянщины, и в целом нашего государства. По роду деятельности мне посчастливилось объездить многие регионы. Для меня Брянщина — единственное место, где сочетается великолепие среднерусской природы, комфортная климатическая зона, удобное географическое положение, близость федерального центра и, как следствие, широкие возможности для бизнеса. А вдохновляет и даёт силы понимание того, что ты эффективен и приносишь пользу тому месту, где родился.

— Признайтесь, что для вас отдых?

— Как и для всякого русского мужчины — охота, рыбалка. Несколько лет назад мы приобрели охотничьи угодья, развиваем этот проект, пытаемся сделать одним из лучших на Брянщине, чтобы нашим гостям было комфортно. Делаем мосты, следим за дорогами, чистим лес, поднимаем популяцию животных нашего региона (оленей, лосей, кабанов, косуль), отслеживаем браконьеров. Уж такой я человек: во всём, что делаю, должен быть порядок.

— А где по-настоящему отдыхаете душой? Назовите свои любимые места на Брянщине?

— Есть одно такое… Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Красный Рог, построенный в 1777 году. В нём — предел во имя Алексия, человека Божия, возведённый графом Разумовским в 1880 году. И ещё одно личное обстоятельство сближает с этим дивным местом — мой прапрапрадед служил там дьяком. И, конечно же, люблю бывать и в Площанской пустыни. Неподалёку от этого старинного монастыря можно набрать воды из родника, освящённого в честь святых покровителей семьи, любви и верности — русских князей Петра и Февронии Муромских.

— И, наконец, что пожелаете всем жителям Брянского региона?

— Желаю каждому из нас внести посильный вклад в преображение любимого города, региона. Начать можно с малого: вооружиться кисточкой и покрасить забор, преобразить фасад, разбить цветник… Когда же мы поймём: нужно совместно формировать красоту облика города, в котором живём. Чтобы перед каждым, кто окажется в Брянске, родной город предстал благоустроенным, чистым и комфортным.

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров, архив ЗАО «АлфиГрупп»

Просмотров: 52