Если кризис постучался в дверь…

Представим не частую, но типичную ситуацию: господин N. в 2011 году приобрёл шикарную итальянскую дверь в классическом стиле за 3 тысячи евро. В пересчёте на рубли обошлась она ему порядка 120 тысяч «деревянных». Спустя 5 лет господин A., оценив очевидные достоинства приобретения господина N., решил заказать себе такую же «итальянку» за те же 3 тысячи евро. Правда в 2016-м в исчислении на рублёвый эквивалент стоимость двери оказалась в два раза выше. Легко предположить, как отреагирует на лишние траты господин А. Но гораздо интереснее разобраться, как реагирует на такие скачки цен отечественный рынок. Подробности в интервью экспертов-практиков — владельцев бутика DESIGN LUX Алексея Смоловского и Евгения Гончарова.

Наш первый собеседник — Алексей Смоловский — рассказал, что может противопоставить отечественный рынок элитных дверей чрезмерно подорожавшей западной продукции.

Импортозамещение в действии

— Алексей, когда на рынке дверей особенно стали ощутимы последствия валютного кризиса?

— Когда цена на европейский товар в пересчёте на рубли увеличилась буквально в два раза. Как показывает практика, достойная итальянская дверь выше среднего класса стоит от полутора до трёх тысяч евро. Теперь давайте подсчитаем. В 2011 году 1 евро стоил около 40 российских рублей. Получается, фабричную дверь премиум-класса можно было купить за 60 тысяч рублей и выше. Сейчас ценник на аналогичную продукцию начинается со 120 тысяч. А в среднем цена на по- пулярные модели и бренды зафиксировалась на отметке в 200 тысяч. Что называется, почувствуйте разницу…

— И что на деле почувствовали покупатели?

— Накала страстей удалось избежать благодаря вовремя мобилизовавшим силы отечественным производителям. В России давно научились делать хорошие двери. Благодаря растущему курсу евро стало возможным активное импортозамещение в конкретном рыночном сегменте: отечественные фабрики, выпускающие качественный продукт, наконец-то начали осваивать класс премиум.

— А прежде что представляли собой отечественные люксовые двери?

— Единичные коллекции, модели, бренды. В общей массе российская продукция не могла прыгнуть выше среднего ценового сегмента. Высший — был занят европейскими аналогами. Потому некоторые маскировались под made in Italy, скрывая за красно-бело-зелёным флагом двери подмосковного производства.

— Что принципиально изменилось за последнюю пару лет?

— Российские фабриканты постепенно освоили технологии, которыми всегда славились их западные коллеги. Патинированное, глянцевое, окрашенное полотно давно производится и в нашей стране. Оборудование, правда, импортное. И технологии тоже. Но качество на высоте. Например, фабрика «Астродорс» успешно внедрила в производство технологию получения эффекта «высокий глянец». Этот вариант финишной отделки дверного полотна предполагает прак- тически ювелирную работу: мельчайшая пылинка не должна попасть под лаковое покрытие. Иначе не получится такого впечатляющего зеркального эффекта.

По особому пути развития движется к мировому успеху фабрика по производству межкомнатных дверей, перегородок и напольных покрытий под брендом Sofia. Не секрет, что Италия была и остаётся законодателем моды в мире дверей. Отсюда и одна из распространённых «болезней», которой нередко хворают отечественные производители, — это повальное копирование дизайна популярных моделей, придуманных итальянцами. Получается красиво, изысканно, модно. Но не оригинально. Sofia избрала иной путь: однажды руководство фабрики наняло в свою команду именитых промышленных дизайнеров из Испании, Италии, чтобы создать уникальный, не похожий ни на что в мире продукт. Проект удался.

Люксовые двери родом из Адыгеи

— Появились ли небольшие фабрики, способные производить оригинальный продукт, который годится для замещения импорта в премиум-сегменте?

— Мне нравится процесс преображения челябинской фабрики «Краснодеревщик». Двери в её цехах производятся около четверти века, но качественный скачок актуален для последних нескольких лет. Преимущества этого бренда: оригинальный дизайн, высокое качество и приемлемая цена. Популярная модель двери с отделкой шпон или экошпон обойдётся в сумму порядка 8–15 тысяч рублей. Да, это средний ценовой сегмент. Но с таким трепетным отношением к качеству и комфорту покупателя (скажем, почти все двери у «Краснодеревщика» — с притвором) фабрика смело может попытаться шагнуть на следующую ступень.

Вполне необычным на общем фоне выглядит предложение фабрики «Волховец». Помимо дверей ассортиментный ряд включает плинтусы, стеновые панели, кессонные потолки, радиаторные решётки и даже кухонные фасады. Причём у производителя наблюдается чёткое разделение: двери из массива бука и дуба изготавливаются в Республике Адыгея, с покрытием из шпона и экошпона — в Псковской области. Ассортимент огромный. Как и разброс цен. Фабричную дверь этого бренда можно купить как за 10, так и 70 тысяч рублей. Как среднего, так и премиум-сегмента. По качеству российские лидеры не уступают импортным фабрикантам, а по цене — смело могут дать фору.

Развивается отрасль инжиниринговых систем. Это всяческие раздвижные механизмы, доводчики, подводчики и т. д. То, что делает жизнь человека комфортной даже в ограниченном пространстве современных квартир.

— Да, но только если такие механизмы не выходят из строя… Не приходится ли убеждать своих клиентов, что российские товары не уступают импортным в надёжности и качестве?

— Наоборот, многие патриотично настроенные покупатели готовы принять сторону отечественного производителя. «Сделано в России» — это своеобразный тренд 2015 и 2016 года. При этом и производители не стоят на месте. Единственное, в чём мы пока уступаем импорту, это в изготовлении доступной по цене и качественной фурнитуры. В отечественных изделиях подороже используются итальянские ручки, петли и прочие детали, в продукции подешевле — фабричная китайская фурнитура.

— Тогда сформулируем вопрос иначе: насколько велик процент брака в отечественных изделиях?

— Эта тема была особенно актуальна в начале нулевых, когда рынок дверей переживал этап зарождения целой плеяды в будущем успешных фабрик. Скажем, один уважаемый нынче производитель выпустил 15 лет назад одну очень популярную среди покупателей коллекцию дверей со стёклами в пол. Красивые и модные двери пользовались колоссальным спросом, разлетались, словно горячие пирожки. Неприятный дефект обнаружился спустя несколько месяцев. Стёкла в двери были вклеены в стойки из МДФ. В процессе эксплуатации в некоторых случаях древесноволокнистая плита рассыхалась, и стекло буквально падало в пол. Процент брака составлял до 3–4% случаев, меняли по гарантии.

— Участвует ли Брянщина в импортозамещении на отечественном рынке дверей?

— В регионе успешно работает фабрика «Брянский лес», чьи бутики есть практически во всех крупных городах центра России. В цехах фабрики производятся двери из массива дерева, экологичные, в классическом стиле, высокого качества. Второй пример — компания «Максидорс» из Карачева. Двери этой фабрики доступны по цене, но пока предприятие работает только в масштабах региона. И всё-таки не в премиум-сегменте. Но обратить на неё внимание стоит.

Российский смеситель? не, не слышал

Если задать любой из популярных поисковых машин в Интернете запрос «элитная сантехника», в цитатах под ссылками вам обязательно попадутся названия стран — Италия, Испания или, скажем, Япония. Российскими в этом списке поисковых лидеров оказались, пожалуй, лишь затейливые раковины из оникса. Но и камень, из которого они сделаны, — итальянского производства. За комментариями, как продвигается процесс импортозамещения в сфере элитной сантехники, мы обратились к руководителю этого направления в компании DESIGN LUX.

— На рынке элитной сантехники российские товары достойного качества зачастую стоят намного дороже аналогичных импортных, — подлил ложку дёгтя в рассказ своего коллеги Евгений Гончаров. — 9 из 10 ванн в премиум-классе — это продукция импортного производства. Люксовые смесители — импортные почти на 100%.

— Это утверждение верно для рынка в целом или исключительно для премиум-сегмента?

— В целом на рынке отечественного товара достаточно. Есть много уважаемых фабрик, выпускающих широкий ассортимент продукции. Но Бог кроется в деталях. И в премиум-сегменте именно они играют решающую роль. Например, российские производители допускают производство ванн из АБС-пластика, когда европейские лидеры рынка считают это недопустимым. В процессе эксплуатации ванна из такого материала может пожелтеть, источает неприятный химический запах или, скажем, не подлежит дальнейшей шлифовке, реставрации. Я не хочу никого обидеть, но российские производители нередко копируют популярные формы ванн у европейцев, но изготавливают их из материалов более низкого качества. На премиум-класс такая продукция, разумеется, не тянет.

— Тогда что же делать покупателю, для которого импортная сантехника, которой, как оказалось, нет аналогов, подорожала ровно в два раза?

— Европейские фабрики, давно поставляющие свою продукцию в Россию, заинтересованы в сохранении этого рынка. Спрос на их коллекции стремительно упал из-за роста цен. В качестве антикризисной меры лидеры рынка предлагают солидные скидки для своих российских клиентов. Это, главным образом, восточно-европейские бренды Kolpa-San (главный офис в Словении), Ravak, Riho (Чехия). Скидки — даже без учёта дилерских привилегий — достигают 30%. Акции и распродажи длятся месяцами.

Когда-то им непросто было завоевать российский рынок. Логично, что теперь им не хочется его уступать.

Иногда зарубежные бренды открывают собственные производства в России. Например, подразделение испанской фабрики Roca не первый год работает недалеко от Питера. Иногда конкурировать с импортом удаётся отечественному производителю. Пример тому чебоксарский завод сантехники Santek. Только вот все «запчасти» для изготовления элитных ванн используются зарубежные…

— Как-то грустно становится за Отечество… Неужели в этом правиле нет исключений?

— Конечно же, есть. В России производится отличная мебель для ванных комнат. Причин тому несколько. Во-первых, производить мебель гораздо проще, чем сантехнику. Во-вторых, импортные изделия всегда стоили дороже, отечественному производителю было проще конкурировать. В-третьих, западные коллекции премиум-класса рассчитаны на большие площади ванных комнат, российские же фабриканты умудрились втиснуть роскошь в пространство стандартных городских квартир.

— Многие зарубежные фабрики ведут свою историю с XIX начала XX веков. Пусть когда-то прапрадеды сегодняшних владельцев начинали делать ночные горшки, то это производство, которое развивалось веками. Нашим старейшим фабрикам — в среднем около 15–20 лет. Нет собственных технологий, комплектующих, традиций… Но я верю, что российским производителям просто нужно время.

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров, архив Алексея Смоловского и Евгения Гончарова

1535