Александр Черных: «Завод «Электродеталь» — точка опоры для наших студентов»

По инициативе Министерства образования и науки РФ создано 11 опорных университетов. Основная задача — опережающая подготовка специалистов, необходимых для развития региона, путём тесного взаимодействия вуза с ведущими предприятиями. На вопросы «Брянской ТЕМЫ» отвечает директор Карачевского филиала Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, профессор Александр Черных.

— Александр Григорьевич, читатели журнала познакомились с вами в прошлом году. Мы рассказывали о Центре компетенций эффективного производства АО «Карачевский завод „Электродеталь“, о подготовке специалистов по лучшим мировым профессиональным стандартам (читайте в «Брянской ТЕМЕ» № 10 (96) и на сайте www.tema32.ru). Вас представляли в качестве заместителя генерального директора по спецпроектам. Сегодня Вы возглавляете филиал опорного вуза. Чем было обусловлено такое решение?

— Главный вопрос, которым пришлось заниматься в должности заместителя генерального директора— профессиональная подготовка специалистов для завода «Электродеталь», динамично развивающегося предприятия военно-промышленного комплекса, нуждающегося в высококлассных сотрудниках. Знания выпускников вузов и техникумов, которые хотели работать на заводе, не соответствовали требованиям предприятия. Со стороны руководства «Электродетали» предложено использовать производственную площадку завода для создания модели практикоориентированного обучения на базе Карачевского филиала совместно с Брянским государственным техническим университетом и Орловским государственным университетом им. И. С. Тургенева. Вопрос вышел на уровень губернаторов Брянской и Орловской областей. И практически одновременно Орловский государственный технический университет подал документы на участие в программе опорных вузов. Приняли ряд кадровых решений и мне предложили возглавить Карачевский филиал.

— Какие первоочередные задачи стоят перед филиалом опорного вуза?

— Сегодня Правительство и Минобрнауки формируют новую стратегию социально-экономического развития страны—опережающий научно-технический прогресс. С учётом внешнеполитического давления, приходит понимание необходимости самодостаточ- ности, развития собственного производства. Для выполнения стратегии планируется создание опорных университетов в каждом регионе. Хотелось бы подчеркнуть: опорные университеты развиваются и работают в плотном сотрудничестве с крупными предприятиями своего региона. Как наш филиал — с Карачевским заводом «Электродеталь».

Будущее, которое закладывается сегодня

— Александр Григорьевич, разработана программа развития Карачевского филиала ОГУ им. И. С. Тургенева в рамках единой программы развития опорного вуза. Поделитесь её основными направлениями.

— Прежде всего, подготовка кадрового потенциала для АО «Карачевский завод „Электродеталь“, предприятий госкорпорации «Ростех» и других промыш- ленных предприятий Брянской и Орловской областей. Развитие системы дуальной подготовки специалистов интеллектуального прецизионного машиностроения (подготовка на стыке трёх направлений: точное машиностроение + приборостроение + электроника) в соответствии с проектом «Индустрия 4.0». Внедрение информационных smart-технологий управления производством и обучением специалистов, внедрение практики инновационного конвейера при подготовке специалистов с последующим созданием малых инновационных предприятий.

Портфель образовательных программ филиала включает несколько аккредитованных образовательныхпрограмм. Высшее образование: «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Экономика». Среднее профессиональное образование: «Бухгалтерский учёт», «Компьютерные сети», «Компьютерные системы и комплексы», «Программирование в компьютерных системах», «Технология машиностроения». Профессиональная подготовка рабочих: «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», «Слесарь», «Станочник (металлообработка)».

Профиль научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) филиала— это маши- ностроение, приборостроение, мехатроника, метрология, управление качеством, экономика и менеджмент, пищевая промышленность. Вообще, за аббревиатурой НИОКР стоит совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое приме- нение при создании нового изделия или технологии. То есть это «завтра» региона.

— Какие факторы Вы учитывали при подготовке образовательной программы, почему выбраны именно эти компетенции?

— Проведён глубокий анализ текущей ситуации на рынках образования, исследований и инноваций в регионе. Выводы таковы: имеется высокий уровень спроса на квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. В том числе рабочих и специалистов в области материалообработки, машиностроения и приборостроения, специалистов в области контрольно-измерительной аппаратуры, автоматики и мехатроники, специалистов в области информационных calls-технологий поддержки жизненного цикла изделий, специалистов в области разработки и внедрения в производство пищевых продуктов с функциональными наполнителями.

— Очень важная информация для выпускников и старшеклассников Брянщины, их родителей. Прямая ссылка на то, какую профессию выбрать, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.

— Какой смысл учиться тому, что потом нельзя будет применить на практике? Да ещё и зачастую оплачивать это?

— Среди наиболее востребованных профессий — инженерно-технические. К сожалению, сегодня школьники далеко не всегда выбирают для сдачи ЕГЭ физику, а значит, многие инженерные направления им становятся недоступны. Какая работа ведётся филиалом по привлечению выпускников для обучения техническим специальностям?

— Недавно провели физико-математическую олимпиаду среди карачевских школьников, занима- ющихся в созданном нами кружке. Преподавателя пригласил генеральный директор АО «Карачевский завод „Электродеталь“ Виталий Явельский. Сорок пять учеников седьмых–девятых классов выразили желание заниматься дополнительно. Ребята, чьи родители работают на «Электродетали» и хотели бы, чтобы сы- новья и дочери пошли по их стопам. Елена Жданова работала в информационно-технологической школе Киева. Высококлассный специалист, способна заин- тересовать ребят точными науками, дать им стимул к дальнейшему развитию. Занятия оплачивает завод. Сегодня вопрос инженерно-технического образования вышел на уровень руководства области. По ини- циативе губернатора Александра Богомаза на базах школ открываются Центры технической подготовки. Администрация Карачевского района предложилаорганизовать Центр технического образования школьников на базе нашего университета. Предложение поддержано и директором завода «Электродеталь». Есть надежда, что через несколько лет выпускники будут охотно сдавать физику и выбирать инженерные специальности.

Рабочий? Класс!

— Отдельно хотелось бы затронуть тему сотрудничества с Worldskills. Недавно вы провели чемпионат поварских профессий по системе этой ассоциации. Как это было?

— Worldskills — прежде всего, обмен опытом, по- лучение новых знаний и навыков в рабочих профес- сиях. Worldskills шагнул на Брянщину с Карачевского завода «Электродеталь». Руководитель Центра компетенций эффективного производства завода Дина Черных — национальный эксперт Worldskills Russia.

«Брянская ТЕМА» рассказывала о ребятах из подшефного кружка «Робототехника», выступивших на чем- пионате для юниоров Junior Skills в рамках HI-TECH WSR –2015 в Екатеринбурге и занявших второе место. (Подробнее об этом читайте в № 11 (97) 2015 г. и на сайте www.tema32.ru). В области было организовано несколь- ко внутренних чемпионатов рабочих профессий. Филиал 28 апреля провёл Открытый межрегиональный чемпионат по правилам Worldskills по компетенции «Кондитерское дело». Состязались четыре команды из Брянской и Орловской областей: наши студенты, ребята из Брянского государственного аграрного университета, его Мичуринского филиала и нашего опорного вуза. Отрадно наблюдать, как ребята выкладываются, демонстрируя полученные навыки, общаются, делясь своим опытом и наработками.

Что же касается завода «Электродеталь», то можно сказать, внутренние чемпионаты проходят в стенах цехов ежедневно. Недавно закончился конкурс на участке электроэрозии, до этого соревнования проводились среди фрезеровщиков, инженеров. Вскоре чемпионат шлифовщиков. Что это даёт конкретному участнику соревнования и всему заводу? Повышение эффективности!

В ходе соревнований выявляются слабые стороны участников, проводится учёба. В первой конкурсной группе фрезеровщиков не все умели программировать. А современному оператору станка с программным управлением это необходимо — и мы начали учить рабочих в Карачевском филиале. Это архиважно — совсем немного до введения профессиональных стандартов.

Подобные соревнования крайне необходимы, что- бы поднять в регионе престиж рабочих профессий. И талантливые брянские ребята могут и должны выходить на международный уровень. 25 мая делегация завода и филиала примет участие в национальном чемпионате Worldskills в Москве. Пока в качестве зрителей. Чтобы представлять свою команду официально, нужно, чтобы Брянщина всё-таки выполнила пору- чения Президента по развитию движения Worldskill в России и официально вступила в ассоциацию.

Методики Worldskills не только повышают профессиональный уровень рабочих, что выгодно для каждого предприятия, но и помогают им подготовиться должным образом к введению профстандартов. Каждому будет необходимо подтверждать свои навыкии рабочие разряды. В филиале создано Управление профобразования — специально для подготовки рабочих завода «Электродеталь». Но мы готовим кадры разного направления. И ждём заинтересованности и участия предприятий региона в подготовке конкретных людей по конкретным профессиям.

— Александр Григорьевич, в программе создания опорных вузов особо подчёркивается связь образовательного процесса с практическими навыками, полученными на предприятии. По сути, это то самое дуальное обучение, про которое Вы уже упоминали в нашем прошлом разговоре. Давайте теперь поговорим об этом подробнее.

— Эффективное взаимодействие с базовым предприятием заводом «Электродеталь» — сильное кон- курентное преимущество филиала. Мы собираемся реализовать концепцию практико-ориентированного сетевого проектного обучения и заложить основу формирования в регионе промышленного кластера. Ещё несколько лет назад завод вынужден был раз- вивать институт ученичества. Когда ребята получали рабочие профессии непосредственно на заводе по схеме «ученик–наставник». Сейчас между заводом и филиалом подписано соглашение о сотрудничестве, эта необходимость отпала. Учебные процесс организован так, чтобы выпускники филиала разбирались в производственном процессе, знали работу предприятия изнутри. Тогда для их адаптации потребуется минимальное время.

Задача филиала — дать подготовку не только соответствующую, но даже опережающую уровень знаний работников завода. Новые знания придут к практическому опыту — уровень производительности вырастет в разы.

В рамках трёхстороннего договора мы обучаем двенадцать человек рабочим профессиям. По сути — это работники завода, которые в свободное время проходят переподготовку, повышают уровень квалификации. Подобные договоры мы планируем заключать и со студентами филиала. Не только на начальное, но и на среднее профессиональное и высшее образование. Но даже студенты, не подписавшие подобный договор, будут иметь доступ к заводским экспериментальным площадкам, цехам, лабораториям, технической документации. Хотя и без гарантии трудоустройства на завод «Электродеталь».

— Поделитесь планами перспективного развития филиала.

— К 2020 году Карачевский филиал ОГУ им. И. С. Тургенева планирует занять центральное место в региональном образовательном кластере, объединяющем школы, филиал и промышленные предприятия региона. Мы направлены на развитие системы ранней профессиональной ориентации, культурного развития и патриотического воспитания молодёжи, создание профессиональных сообществ по разработке и оптимизации профстандартов. Активно развиваем виртуальную партнёрскую сеть вузов и предприятий, собираемся создать ассоциации выпускников филиала. Разрабатываются к внедрению в школы и даже детские сады Карачевского района программы ранней профессиональной ориентации.

— 14 мая филиал провёл день открытых дверей. Выпускников не только познакомили с организацией учебного процесса, но и провели для них подробную экскурсию по заводу «Электродеталь». Какими были отзывы?

— Многие из ребят уже бывали на заводе в рамках программ Центра компетенций эффективного производства. Радует, что с каждым разом растёт интерес к предприятию среди старшеклассников. Сей- час у нас обучается 430 студентов. Треть выпускников Карачевского района выбирают обучение в филиале. И больше половины абитуриентов претендуют на бюджетные места. Ребята планируют получить специальность и связать будущее с заводом «Электродеталь» — одним из крупнейших предприятий госкор- порации «Ростех». Значит, всё задуманное обязательно воплотится в жизнь.

От первого лица

Виталий Явельский, генеральный директор АО «Карачевский завод „Электродеталь“:

— Два года назад Россия вступила в движение Worldskills и успела поучаствовать в двух чемпионатах — в Германии и Бразилии. Образовалось российское движение Worldskills Russia, которое проводит свои чемпионаты HI-TECH, где не только готовят российскую молодёжь к участию в мировых чемпионатах, но и содействуют применению методик движения в подготовке кадров на местах. На заводе не раз бывал основатель движения Worldskills Russia и эксперты мировых чем- пионатов движения. Заводские специалисты с чемпионата HI-TECH-2015 в Екатеринбурге вернулись профессиональными экспертами. Старшеклассники из подшефного кружка «Робототехника» на юниорских соревнованиях HI-TECH заняли второе место.

Многим интересно то, что мы делаем на «Электродетали» — в апреле в Брянске прошли соревнования плотников и столяров, а в Карачеве — соревнования кондитеров. Везде использовались методики движения Worldskills. В проведении соревнований был задействован Центр компетенций эффективного производства «Электродетали» и его руководитель Дина Черных, эксперт мирового чемпионата Worldskills-2015 в Бразилии. Президент призвал все регионы вливаться в движение Worldskills, и жаль, что Брянщина ещё этого не сделала. «Электродеталь» — инициатор продвижения методик Worldskills в подготовке и переподготовке кадров Брянской области. И сегодня можно сказать, что уровень наших специалистов в разы выше, чем уровень специалистов такого же профиля на других предприятиях области.

Понятно, что региону нужны совершенно разные специалисты, а дефицит инженерных и рабочих кадров высокого уровня имеется на любом предприятии. На заводе открыта базовая кафедра БГТУ, функционирует инжиниринговый центр в этом учебном заведении. Развернута масштабная деятельность в плане подготовки сегодняшних кадров и кадров «на вырост» — выпускников школ. В этом году мы получили 27 бюджетных мест в крупнейших технических вузах, куда направим лучших выпускников этого года. Наша цель — профессии будущего. Многим сегодняшним профессиям существовать осталось немного. Цивилизация развивается стремительно, четвёртая промышленная революция «Индустрия 4.0» на подходе. Мы думаем o специалистах, которые будут нужны завтра. С уверенностью говорю: «Электродеталь» — завод будущего, наш персонал будет соответствовать производству!

В тему!

Александр Григорьевич Черных родился 19 марта 1954 г. в деревне Мало-Кемское Красноярского края. С отличием окончил Ленин- градскую лесотехническую академию им. С. М. Кирова, аспирантуру лесотехнической академии. Док- тор технических наук, профессор, действительный член РАЕН с 2000 г.

За период научно-педагоги- ческой деятельности подготовил восемь кандидатов технических наук. С 2013 года член диссерта- ционного совета на соискание учёной степени доктора и кан- дидата технических наук по специальности «строительные конструкции, здания и сооружения» Санкт-Петербургского государ- ственного архитектурно-строительного университета. Александр Григорьевич — автор более 150 научных работ, книг, учебных пособий по теории и практике техноло- гии автоматизации производств, деревянному домостроению и методике дистанционного обучения.

Опыт работы
Ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведую- щий кафедрой технологии дерево- обработки Братского технического университета, первый заместитель главы администрации по экономике и финансам Братского района;

генеральный директор некоммер- ческого партнёрства «Ассоциация деревянного домостроения»; заведующий кафедрой «Конструкции из дерева и пластмасс» Санкт- Петербургского государственного архитектурно-строительного уни- верситета (СПбГАСУ);

декан строительного факультета, заведующий кафедрой;

проректор по научно-производственной деятельности Санкт- Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ);

и.о. ректора Санкт-Петербургской государственной академии им. А. Л. Штиглица.

Текст: Наталья Тимченко
Фото: Михаил Фёдоров, архив АО Карачевский завод "Электродеталь"

Просмотров: 37