Брянский участник эксперимента Бориса Акунина

20 мая, в день своего 60-летия писатель Борис Акунин выпустил свою 60-ю книгу «Сулажин». Юбилейный эксперимент получился необычным: это литературная играприложение для iOS и Android, в которой читатель сам определяет ход развития сюжета. За реализацию проекта отвечает американская компания eBook Applications, за музыкальное наполнение — легендарный Борис Гребенщиков, за иллюстрации — 23-летний художник из Брянска Павел Чувин. Паша рассказал «Брянской ТЕМЕ» о том, как приготовить поп-арт сгущёнку, научиться работать в разных жанрах и, будучи самоучкой, стать иллюстратором книг популярных писателей Пелевина и Акунина.

— По словам издателей, изначально планировалось иллюстрировать только половину книги, вторая должна была быть оформлена фотографиями, — рассказывает о своём опыте творческого сотрудничества с Борисом Акуниным художник Павел Чувин.

— В итоге в книгу вошло более 50 моих работ, включая обложку.

— Паша, как удалось стать участником экспериментального проекта известного писателя? Почему издатели и автор выбрали именно вас?

— Я художник-фрилансер. Как-то на портале www.illustrators.ru проводился конкурс. Имя автора, название книги держались в секрете. В техническом задании была лишь строчка из рукописи, всего пару предложений — описание женщины, и пожелание заказчика, что это должен быть сюрреалистический рисунок в чёрно-белом стиле с небольшой примесью цветов. Мне эта тема близка. Поработал с удовольствием, отправил два варианта. Через неделю прислали ответ,
что автору книги больше других понравились именно мои работы. Автор — писатель Борис Акунин. Вот тогда я по-настоящему удивился.

Кто не рисует, тот не…

— Как строился процесс работы над иллюстрированием книги «Сулажин»? Как получали задания, рекомендации автора?

— Издательство, в котором вышла книга, базируется в Америке. Все задания мне присылали по электронной почте, иногда выходили на связь по «скайпу».

Большой вклад в создание иллюстраций сделал сам Борис Акунин. Мне присылали документ с очередным отрывком повести с заметками автора на предмет того, какой должна быть картинка, сопровождающая текст, в каких цветах. Эти идеи вдохновляли! А в конце автор написал лично, поблагодарил за сотрудничество и отметил, что было приятно поработать.

— Своего отношения к вам писатель, в принципе, не скрывает. Например, вот цитата Бориса Акунина в интервью для «Business FM Петербург»: «…там замечательный молодой художник, двадцатитрёхлетний парень, который проиллюстрировал эту книгу совершенно разнообразным образом. Я таких художников ещё не видел». Жанровое разнообразие — это тоже эксперимент?

— Секрет в том, что сюжет книги развивается из первой главы-завязки и затем ветвится в соответствии с предпочтениями читателя. В итоге получается восемь разных сюжетных линий, восемь разных концовок: от жёсткого экшна до философского этюда. Первая глава повести пользователям электронных устройств предлагается бесплатно. За каждую последующую главу придётся заплатить небольшую сумму. Найти книгу можно на сайте: www.osminogproject.com

В соответствии с текстом были сделаны иллюстрации в разных стилях и жанрах: от классического рисунка до комиксов. Например, в первой главе было совершенно непонятно, какой пол у главного героя, потому как первая развилка как раз ставит читателя перед выбором, по какой «ветке» пойти: мужской или женской. Ровно такими же получились и иллюстрации к первой главе, непонятными, сюрреалистичными.

Там, где повествование развивалась стремительно, как в боевике, картинка сама трансформировалась в жанр комикса. В женской «ветке» — то ли из-за особенностей построения текста, то ли под давлением гендерных представлений — работы получились более светлыми, яркими, наполненными индуистскими орнаментами.

Полёт фантазии стал для меня дозволенной роскошью в работе над этой книгой. Так, в тексте упоминалась женщина, похожая на стрекозу в своих больших очках. В моей иллюстрации женщина сюрреалистически разлетается на осколки, а из неё вылетают жёлтые стрекозы. А в другой истории был мужчина, похожий на баранчика. Этот герой «превратился» в череп барана, который заглатывает змея. Кстати, тоже образ одной из героинь.

— Автор — Борис Акунин, музыка — Бориса Гребенщикова… Мэтры не довлели своим авторитетом?

— На самом деле, было очень круто! Такие люди… и ты работаешь наравне с ними! Это всё равно, что написать картину, и её повесят в выставочном зале рядом с шедеврами Сальвадора Дали или Энди Уорхола. Оказаться рядом — уже большой комплимент.

Попасть в «Сеть»

— Считается, что книжный иллюстратор нынче не перспективная профессия. С одной стороны, издательства экономят на оформлении книг, с другой — у читающей публики всё большей популярностью пользуются гаджеты-ридеры. Ваша карьера, похоже, опровергает этот стереотип…

— Я не книжный иллюстратор, а многофункциональный художник. Книги, журналы, музыкальные альбомы, фрески и даже принты для коллекций дизайнерской одежды — далеко не полный перечень того, с чем работаю.

— И при этом вы художник-самоучка. Поделитесь своим опытом: как стать востребованным иллюстратором?

— Рисовал, сколько себя помню. Первые фломастерные «шедевры» регулярно появлялись на обоях. Но художником начал осознавать себя только в цифровой реальности, когда в выпускном классе попробовал мышкой сделать рисунок на компьютере. Искал ролики в Интернете, изучал, как разработчики игр делали свои концептарты и скетчи. Мне очень нравилось, как это происходит. После узнал, что есть такая штука, как графический планшет, купил простейший, начал пробовать…

Три года назад в Москве проводился конкурс молодых художников, организованный проектом «Сеть». Моя работа вышла в финал, я побывал на выставке, посмотрел на именитых гостей и благополучно вернулся в Брянск. Ещё через год меня пригласили поработать в столицу. Художником в команду «Сети».

— Пришлось учиться-переучиваться?

— Да, особенно заниматься «ручным трудом». Я ведь кисти и краски в руках держать, собственно, и не умел. Первые серьёзные иллюстрации делал на компьютере. Такое уж у нас поколение.

Первая «живая» картина называлась «Смена приоритетов». На абстрактном фоне были изображены руки, которые срывали этикетку с банки уорхоловского супа Campbell, обнажая под ней советскую наклейку «Цельное сгущённое молоко». Ещё до первой официальной выставки эту картину приобрели в подарок для первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина, а граффити по её мотивам появилось на одном из зданий на Садовом кольце. Мне нравилось работать с красками и у меня получалось, но потом всё равно вернулся к цифровым истокам. И в Брянск.

«Пелевина до конкурса не читал…»

«Сулажин» Акунина — не первый ваш опыт иллюстрации художественного произведения. В 2014 году вышла в свет персональная серия современного российского писателя Виктора Пелевина, его полное собрание сочинений. Названо оно «народным», поскольку изданию предшествовал сетевой конкурс для художников на лучшие иллюстрации книг автора. Три ваших работы вошли в число победителей и появились на страницах трёх книг. Расскажите об этом подробнее.

«Священная книга оборотня», «Жёлтая стрела» и «Шлем ужаса» — в этих книгах есть по одной моей иллюстрации. Конкурс проводило одно крупное издательство, заранее было известно, что готовится к выходу полное собрание сочинений Виктора Пелевина. Правда, до участия в проекте я не был знаком с этим автором. Романы читал уже в процессе работы.

Был ещё конкурс от издателей Людмилы Петрушевской. Мои работы вошли в топ, понравившихся автору, но не подходили по стилю. Победили чёрно-белые иллюстрации, нарисованные пером. Но о вкусах не спорят.

Признаюсь, я не большой книгочей. Недавно прочёл несколько книг Пауло Коэльо. Случайно попали в руки, понравились. Сейчас почитываю «Тёмную башню» Стивена Кинга, люблю фантастику. Не думаю, что книжный иллюстратор обязан быть заядлым книголюбом. Но если есть заказ, обязательно нужно вчитываться, вникать в текст. И это хорошо: волей-неволей расширяешь кругозор.

— В вашей технике осталось хоть что-то аналоговое?

— Даже наброски делаю на компьютере, благо инструменты позволяют — реалистичные имитации карандашей, красок…

— Автор книги «Дневник дизайнера-маньяка» Яна Франк призывает: «Смотрите на мастеров. Учитесь у них. Берите пример, копируйте, подсматривайте, пытайтесь разобраться, как они что-то сделали». Это необходимо, чтобы сформировать собственный стиль. А как формировался ваш стиль? Что на него повлияло?

— Реалистичная, со сложными цветовыми решениями графика компьютерных игр, а также увлечение работами Дали, Климта. У великих художников прямо заимствовал некоторые элементы, пытался сделать на их основе что-то своё.

— А что делать, если нужно нарисовать 47-ю из 50 картин, а силы, желание и вдохновение иссякли?

— Когда глаз замыливается, нужно оставить работу, подождать. Заняться бытовыми делами. Я могу себе это позволить, так как сам контролирую своё время. В первой половине дня работаю, вторую — свободен. Иллюстрацией занимаюсь около 8–10 часов в день. Искренне не понимаю тех, кто предпочитает работать ночью. Ночью я сплю.

— Как заставить себя работать по 10 часов в день, когда сам себе начальник?

— Зачем заставлять? Человек неохотно берётся за нелюбимую работу. Я занимаюсь любимым делом. А вот с обычной профессией не сложилось. Три месяца проработал менеджером, уволился: не моё.

— И в завершение — несколько советов для каждого начинающего иллюстратора. С чего начать?

— Лично себе лет пять назад посоветовал бы поучиться. Скажем, вместо технического вуза поступить в художественное училище. Но и тут палка о двух концах. Есть мнение, что неординарный талант некоторых художников в учебных учреждениях сглаживается, словно на конвейере. Надо иметь большую волю, чтобы противостоять одинаковой для всех системе обучения. Но чему-то поучиться обязательно стоит. Хотя бы посмотреть обучающие ролики, коих много на
YouTube и в группах по цифровой графике в соцсетях.

А чтобы не сидеть без дела и не витать в облаках, мечтая о карьере иллюстратора, участвуйте в конкурсах, выполняйте заказы. Найти их можно на сайтах: www.illustrators.ru, где размещаются заказы от создания логотипа до иллюстрирования книг; а также на зарубежных ресурсах — www.behance.net или www. artstation.com. И помните, конкуренция очень высокая. Пока вы мечтаете, кто-то вовсю рисует очередной заказ.

В тему!

Художник-иллюстратор Павел Чувин родился в Брянске в 1992 году. После окончания школы № 9 поступил в БГТУ на специальность «Информационный менеджмент». Павел — художник-самоучка, и, по собственному признанию, он первый в семье, кто взялся за кисти и краски. С 2013 года занимается фрилансом. В Брянске выполнял заказы для компании БКС, торгово-развлекательных центров «Аэро Парк», «БУМ-сити». Участник выставок молодых художников в Городском выставочном зале и художественном музее, 2013 год.В конкурсе-выставке молодых российских художников в рамках фестиваля «Арт-квадрат» (Курск) занял 3-е место. Участник выставки «Итоги России – 2014» (Москва, 2015) 

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров, архив Павла Чувина

1668