АЛЕКСАНДР КРАВЧЕНКО: «Большинство школ Брянска полностью перешли на пятидневку»

В 2015 году из 67 школ города только 14 полностью перешли на пятидневку. Подведённые за прошедший год педагогами итоги, мнения родителей и учеников показали, что пятидневная учебная неделя — эффективный инструмент оптимизации образовательного процесса и сохранения здоровья ребёнка. И в 2016 уже 70% средних образовательных учреждений работают по новому графику. Подробнее мы побеседовали с начальником отдела образования Брянской городской администрации Александром КРАВЧЕНКО.

— С 1 сентября две трети город­ских школ полностью на пятидневке. Это серьёзный показатель по сравнению с тем, что было ещё год назад. А что же остальные?

— Очевидно, что пятидневка за­интересовала не только учеников, но и их родителей.—..теперь они могут быть с детьми два дня в неделю, и учи­телей, которые больше стали уделять времени внеклассной работе. Дейст­вительно, 70% школ Брянска перешли на новый график с 1 сентября текуще­го года. Исключение составили лишь инновационные учебные заведения со специфическими программами. Им для перехода нужно ещё несколь­ко лет. Но в целом, все руководители образовательных учреждений при­шли к пониманию того, что пятидневка нужна, чтобы дать детям воз­можность всесторонне и гармонично развиваться и беречь здоровье.

— Подведены итоги успеваемости. Есть ли в этом плане различия между шко­лами, которые на пятидневке, и теми, что остались в прежнем графике?

— Успеваемость — это в первую очередь результат того, насколько учитель грамотно работает с детьми. И здесь не важно, по какому графику работает школа. 99% наших педаго­гов — это высококвалифицированные специалисты. Им перейти с шестидневки на пятидневку не составило труда.

— Есть информация, что в одной из бежицких школ родители упорно иниции­руют переход на пятидневку. Но директор не торопится идти им навстречу, объяс­няя это целым рядом причин. Значит, не все руководители готовы?

— К сожалению, имеют место и такие факты. Переход на пятиднев­ку требует заблаговременного реше­ния ряда задач. Например, в школах с небольшой наполняемостью уче­никами стоит вопрос о заработной плате учителей. Ведь за каждым из них — тоже семья. Там, где дирек­тора проработали этот вопрос зара­нее, процесс перехода на новый гра­фик протекает нормально. А где всё решается в последний момент, там возникают проблемы. Отсюда и не­гативное восприятие пятидневной недели, мнения о том, что нам это не нужно и так далее. В тех школах, которые благополучно перешли на новый график, вряд ли можно найти сторонников шестидневки.

— Много ли противников пятиднев­ки в среде педагогов и чиновников от об­разования?

— Противники, конечно, есть. Это нормально, я спокойно к этому отношусь. Но убеждён, что во главе угла должны всегда стоять интере­сы ребёнка. Мы, педагоги, выполня­ем социальный заказ по обучению и воспитанию детей. Родители впра­ве требовать не только качественное образование для своих детей, но и на­иболее комфортные условия для его получения.

При переходе на пятидневку ни­как не уменьшается объём финанси­рования школы. Уменьшается оплата за часы, но увеличивается резервный директорский фонд. Грамотный ру­ководитель распределит средства так, чтобы их хватило всем. Разуме­ется, всем, кто действительно работа­ет. А тот, кто просто занимает чьё-то место, должен его освободить.

— Хотелось бы затронуть ещё одну тему — ликвидации второй смены в шко­лах. В прошлом году правительство стра­ны утвердило программу по созданию новых учебных мест в регионах, рассчи­танную до 2025 года. Как эта проблема решается в Брянской области?

— Я поддерживаю ликвидацию вторых смен в школах. У ребёнка, который учится по такому распи­санию, вечером нет сил на домаш­нее задание. Он делает уроки с утра и не имеет возможности ходить, до­пустим, в музыкальную школу, зани­маться спортом, то есть развиваться как всесторонняя личность. А роди­тели не могут проконтролировать ребёнка и помочь ему с выполнени­ем заданий.

Окончательный вариант про­граммы перехода на одну смену принят ещё в декабре 2015 года. Её реализация в Брянске подразумева­ет, во.первых, строительство новых школ, а там, где для этого нет возмож­ности, необходимо пристраивать до­полнительные помещения.

Во-вторых, это использование внутренних ресурсов образователь­ных учреждений. Взять, например, кабинеты директоров. Было время, когда руководители, завучи занима­ли целые классы. Но теперь пришло время эти кабинеты возвращать де­тям.

В программу мы внесли порядка двух тысяч таких школ, где есть до­полнительные помещения. Нам фи­нансово помогает областной депар­тамент образования, выделяя деньги на оснащение этих кабинетов в сум­ме 17 тысяч рублей на одного ребёнка. Ведь это не косметический ремонт, а  «начинка»: мебель, интерактивные доски, компьютеры, оборудование, которое должно соответствовать сов­ременным образовательным стан­дартам.

Хочу ещё раз подчеркнуть: в про­цессе совершенствования образова­тельного процесса необходимо при­слушиваться к мнению всех сторон. Но решающую роль при принятии решений должны играть интересы ребёнка.

Есть мнение

Депутат Брянской областной Думы, член комитета по образованию и науке Алексей НЕВСТРУЕВ:

— Инициируя переход брянских школ на пятидневку, мы рассчитыва­ли на успех, который был бы невозмо­жен без поддержки законодательной и исполнительной власти, активной позиции руководителей учебных за­ведений, педагогов и, конечно же, родителей. Всем вместе нам удалось реализовать важный проект по внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Выражаю благодарность заместителю предсе­дателя Брянской областной Думы, председателю БРОО «Ассоциация педагогических работников», заслу­женному учителю Российской Феде­рации Анатолию Бугаеву, директору департамента образования и науки Брянской области Владимиру Обо­ротову и начальнику управления об­разования Брянской городской адми­нистрации Александру Кравченко.

При формировании и внедре­нии любого проекта необходимо учитывать интересы всех взаимо­действующих сторон. Поправки в региональное законодательст­во о межбюджетных отношениях, принятые по нашей инициативе, позволили поставить финансирова­ние учебных заведений вне зависи­мости от учебного плана. И сегодня при решении вопроса о выделении школе субвенций не имеет значе­ния, по какой схеме учреждение осуществляет образовательную дея­тельность — по пятидневке или шестидневке. Это позволило сохранить зарплаты педагогам в школах, кото­рые перешли на пятидневную учеб­ную неделю.

В настоящее время существует много путей оптимизации и совер­шенствования образовательного процесса. Оставляя в школах только первую смену, целесообразно про­думать и каникулярные схемы или, например, триместровую систему.

Мы, депутаты и одновременно ро­дители, готовы рассмотреть и поддер­жать инициативы, направленные на повышение эффективности учебного процесса в соответствии с современ­ными требованиями и создание ком­фортной среды для учеников. Всё, что предпринимается в сфере образова­ния, должно осуществляться исклю­чительно в интересах наших детей.

 

Просмотров: 168