«Мишки коалы», которые заразили вирусом шесть Брянсков
Александра Савелькина • архив Ивана Красного
В начале июля после неудачного выступления российской сборной на Евро.2016 и скандального кутежа с участием футболистов Кокорина и Мамаева талантливые брянские ребята сняли клип «С Павликом пить» — околофутбольную пародию на свежий хит группировки «Ленинград». В первый же день видео прокомментировал Сергей Шнуров, назвав его «новым гимном сборной России». За первую неделю только на официальном канале YouTube видео посмотрели более 2 миллионов человек. Кокорина и Мамаева в клипе сыграли музыканты брянской группы «Мишки коалы», режиссировал проект — солист «Мишек» Иван Красный. Брянский «вирус» ловко ушёл в народ.
«Мишки коалы», которые заразили вирусом шесть Брянсков
Я всё-таки в первую очередь режиссёр, а потом уже музыкант.
«Мишки коалы» — это, скорее, хобби. Музыка… она меньше нутра ест.

Приблизительно ту же методологию создания хита группа использует при производстве собственных музыкальных клипов. «По образованию я маркетолог, и моя цель — продать продукт, что бы это ни было», — заверил в самом начале интервью 24-летний режиссёр, музыкант, основатель группы «Мишки коалы» Иван Красный. А после поделился своими мыслями о том, что может заставить человека сделать репост, как написать настоящий хит и сколько денег нужно потратить на производство рекламы, чтобы ролик действительно выглядел на миллион.

— Иван, сейчас семилетние дети на вопрос, кем хочешь стать, уверенно отвечают: «Видеоблогером», и готовы пойти на что угодно, лишь бы родители сняли их подвиги на видеокамеру и выложили ролик в Интернет. И не только дети мечтают о монетизации числа подписчиков и просмотров. Вашей команде, одной из немногих в Брянске, это действительно удалось: теперь «С Павликом пить» болельщики поют на стадионах, а количество просмотров на YouTube уже в первые дни перевалило за миллион. В чём секрет?

— Ещё в 70-е годы прошлого века появилась такая дисциплина, как меметика. В её основе — учение о единицах культурной информации, мемах. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Создатель этой теории Ричард Докинз сравнивал мемы с генами, единицами ДНК: большинство из них также не несут важной информации и не влияют на развитие организма или вида. Приблизительно и около 90% мемов используются нами впустую — как фон, общий поток, всего лишь заполняющий процесс коммуникации. И только десятая часть идей и образов способна заставить человека передать информацию другому. Сейчас это называется лайкать и репостить. Видимо, мы сделали ставку на правильные мемы.

Да поможет нам блог!

— Какие мемы могут привлечь миллионные просмотры?

— Их много, но основные — это кризис, опасность, дети, юмор и секс. Создавая видеоролик, об этом нужно думать в первую очередь. Тогда, возможно, и уйдёт в народ.

Креатив должен работать на продукт. А не кричать: о, боже мой, мы придумали классную идею. Креатив — это метафора, новый способ показать продукт, удивлять.
— Ведь, и правда, дети и юмор есть в клипе «Мишек коал» «Я и мои пацаны», секс — в миниатюрном фильме на песню «Бешеная». А что сработало в срежиссированной вами околофутбольной пародии?

— Конечно же, это кризис — плохое выступление сборной, которое огорчило миллионы болельщиков. И был ещё один мем, я бы назвал его несправедливость — очень популярный среди россиян, нас это чувство всегда задевает за живое. Мало того, что футболисты отвратительно выступили на чемпионате Европы, так они ещё показали на весь мир, насколько праздно тратят «заработанные» на поле деньги. Что, собственно, и вызвало возмущение, общественный резонанс. Но это не моя идея, текст пародии сочинил брянский блогер Роман Цыкун, именно он углядел эту возможность сесть на волну тренда. Несколько дней нам удалось продержаться на первой строчке топ-видео YouTube, о нас рассказывали федеральные каналы. Скажем, «Россия 24». Ну, и другие успехи прибавьте…

А до этого у нас была футбольная пародия на «Лабутены» той же группировки «Ленинград»: ровно за 30 календарных дней видео собрало миллион просмотров. Без копейки вложений на продвижение. Сработали те же мемы.

— А можно ли это умение монетизировать? И готовы ли брянские бизнесмены вкладывать деньги в новый формат рекламы своего продукта?

— Когда стоит компания, десять человек, и они чокаются бокалами с квасом, чтобы картинка работала, надо, чтоб все десять актёров были отборными. Они всю жизнь потратили, чтобы иметь такую внешность, такое лицо. И за это им надо платить. При этом многие думают, что люди в клипах должны сниматься задарма. И это лишь один из примеров.

Чтобы ролик выглядел на миллион, бюджет должен быть миллионным. И такие прецеденты есть. Например, британский режиссёр по заказу одного крупного агропромышленного комплекса снимал рекламу говядины породы абердин-ангус. Там нет ничего кроме натурной съёмки и пары статистов, но это действительно хорошо снято.

Вокруг да около

— Вирусное видео больше имеет отношение к маркетингу, рекламе, а песни — это всё-таки в большей мере творчество. Работает ли эта методология при создании клипов «Мишек коал»?

— Когда я делаю для «Мишек», не пытаюсь поймать волну. Но «нужные» мемы всегда использую. Например, в клипе «Я и мои пацаны» — это девушки, тачки, пацанская тема. Такое новое народное творчество, как Макс Корж. Жаль только, многие не заметили, что дворовые понты в клипе появились ради прикола, иронии.
Но это не беда. Мы немножко с другим в этом клипе переборщили: в нём слишком много сюжетных линий. Если бы их было меньше, получилось бы более осязаемо. Там ведь ни одного кадра длиннее двух секунд нет. Это плохо. Слишком сложно для восприятия.

Мы потом, когда анализировали, поняли, что хватило бы всего по одному длинному кадру через каждые двадцать секунд, чтобы было на чём задержаться глазу.
Тогда картинка воспринималась бы более целостной.

— А как поняли? В книжке прочитали? С экспертом посоветовались?

— На уровне интуиции. Я маркетолог по образованию, окончил Российский экономический институт имени Плеханова в Москве. К слову, «Я и мои пацаны» стал первой совместной работой с режиссёрами братьями Меркульевыми (интервью с режиссёрами читайте в № 3 (101) «Брянской ТЕМЫ»). Тогда ещё в качестве заказчиков. А после стали работать вместе. «Бешеная», пародии «С Павликом пить», «Лабутены» — это ужесовместные авторские проекты.

— «Мишки коалы» выглядят качественно новым явлением на музыкальной арене Брянска. Во всяком случае, вы ни на кого не похожи. Как бы вы охарактеризовали жанр, в котором работаете?

— У нас разная музыка. Есть околоблюз — старая американщина, есть околоджаз. Есть песни между панком и фанком. Есть попса наподобие «Бешеной», но такая, знаете, околороковая.

— Концерты в родном городе вы не часто даёте. Почему?

— Я всё-таки в первую очередь режиссёр, а потом уже музыкант. «Мишки коалы» — это, скорее, хобби. Музыка… она меньше нутра ест.

Хотя есть и объективные причины. Во-первых, в Брянске не самая добрая публика. Что она может сделать исполнителю? Банально — не прийти на сольный концерт. Во-вторых, выступать «Мишкам» особенно и негде. Даже по корпоративам-ресторанам не можем пойти. Репертуар не тот. Стараемся исполнять только собственные песни, кавер-версии чужих хитов не делаем. Хотя сам чужие песни с удовольствием играюпою. С этого когда-то и начинал. Авторское в себе люблю относительно.

— И всё же вы выступаете автором большинства песен «Мишек коал»…

— Есть технология создания хита, и она не всегда совпадает с вдохновением. Продажа продукта и самовыражение — разные цели. Надо это понимать.

У меня есть внутренний ценз. Я не делаю всё, чтобы словить хайп1. И в то же время не хочу писать музыку для себя.

Создавая массовый продукт, всегда нужно думать о своей аудитории. Что будут смотреть? Что станут слушать? Моя цель — чтобы нас слушали. Иначе, зачем это всё.

Огонь, вода и медные трубы

— Иван, признайтесь, название «Мишки коалы» — это привет «Интернам» и доктору Быкову?

— Мы много легенд по этому поводу придумывали. С «Интернами» точно никакой связи нет, хотя нам частенько задают этот вопрос.

В маркетинге есть такое понятие как нейминг, процесс разработки названия. Мы сформулировали для себя техническое задание придумать название: а) на русском языке, б) ни к чему не обязывающее, в) прикольное. Из всех вариантов остались «Мишки коалы». Так называлась команда КВН, в которой я играл в студенческие годы.

— Кстати, как у «Мишек» с музыкальным образованием: вы любители или профессионалы?

— Каждый из нас окончил музыкальную школу, а у барабанщика Сергея Скабо есть даже среднее профессиональное образование.

Сейчас группа поборола текучку кадров и вернулась к первоначальному составу. Вернулись в группу Глеб Ромашевский и Кирилл Зинченко.

— А для вас музыка с чего началась?

— В детстве с уроков фортепиано в музыкальной школе.

— То-то вы потом в клипе «Бешеная» пианино сожгли…

— Ничего нет плохого в том, чтобы сжечь пианино, которое ни к чему не пригодно. Пожалуй, самым сложным было сыграть роль, не свойственную мне, как личности: я веду себя намного грубее. Всегда придумываю вещи, которые сложно реализовать. Чтобы человек смотрел кадр и думал: «Как они это сделали?»

— Как ещё приходилось испытывать себя на съёмках?

— Окунаться в ледяную воду. Купаться на съёмках «Бешеной» пришлось дважды — 29 ноября и 24 декабря. Поверьте, трудно было лишь в первый раз. И, может быть, потому что съёмки происходили в центре города, роще «Соловьи». А второй «заплыв» случился уже рядом с моим домом в Радице. Я проплыл несколько метров, накинул полотенце и ушёл греться.

— И тут уместно спросить про «медные трубы»…

— Когда-то давно я увлекался изотерическими техниками внутренних изменений. Нет, духов не вызывал.

Тренировал гибкость сознания, работал над собой. Тогда моим гуру был Карлос Кастанеда. Сейчас немного стыдно за юный интерес к этому автору, тем не менее для себя теперешнего вытащил из его учений много полезных вещей. И в первую очередь — чувство собственной важности. Я понимаю, что я как бы — это ничего. И других людей воспринимаю также. Это очень полезно.

Просмотров: 325