Дела УФАС: в профиль и анфас

Куда обратиться, если рекламный плакат зазывает молодёжь на вечеринку с полуголыми танцовщицами, цинично обвешанными орденами времён Великой Отечественной войны? Или что делать, если страховая компания, сознательно нарушая закон, предлагает невыгодные для вас условия ОСАГО? Или земельный участок продан либо сдан в аренду с нарушением процедуры торгов? 24 года защитой конкуренции в Брянске занимается территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы. И ежегодно в адрес Брянского УФАС поступают сотни подобных обращений. Как результат — типичных нарушений с годами становится меньше. Ведь главная задача службы — не столько покарать виновных, а сколько научить соблюдать законы. Об итогах 2015 года — читайте в материале «Брянской ТЕМЫ».

Первые территориальные антимонопольные органы создавались в нашей стране в начале 90-х. В том числе — в феврале 1992-го — Брянское территориальное управление тогда ещё Государственного комитета по антимонопольной политике. Следующий 2017 год окажется для региональной антимонопольной службы юбилейным. Как готовится коллектив к новой вехе, интересуемся у руководителя управления Сергея Ведерникова.

— Сергей Александрович, с какими успехами встречаете 25-летие службы?

— Самое главное — будем отмечать юбилей делами. Служба переживает реорганизацию. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Рособоронзаказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Кроме того, указом Президента РФ № 373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования. Работы прибавилось.

С 2016 года ФАС, и в том числе Брянское территориальное управление, начинает жить по законодательству в новой редакции — с 5 января 2016 года вступил в силу «4-й антимонопольный пакет», поправки в который приняты с учётом международной практики и практики антимонопольного регулирования в России.

— На какие изменения антимонопольного законодательства стоит обратить внимание?

— Во-первых, исключена возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35%, кроме случаев коллективного доминирования. Прекращается ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%. Теперь факт злоупотребления доминированием на рынке будет устанавливаться вступившим в силу решением ФАС в каждом конкретном случае, в определённый период времени.

Во-вторых, «4-й антимонопольный пакет» расширяет действие института предостережения и предупреж- дения. Теперь предостережения выдаются не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти. В случае выполнения предупреждения антимонопольное дело не возбуждается, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности. Результатом должно стать сокращение числа возбужденных дел. При этом увеличивается перечень требований, которые применяются к самому решению антимонопольного органа. Подробнее об этом нововведении можно узнать на сайте ФАС России — www.fas.gov.ru. Это большой шаг: бизнес получил возможность оперативно устранять нарушение законодательства без наложения штрафов, а ФАС — возможность возбуждать дела только после неисполнения предупреждения.

В-третьих, законодательно введено понятие «картель покупателей»: признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке.

В-четвёртых, в рамках либерализации законодательства определён правовой статус Президиума ФАС России — этот орган впервые наделяется полномочием по пересмотру решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами законодательных норм. Прежде вопрос решался в ходе судебного разбирательства.

И, наконец, изменения затронули не только федеральный закон о «Защите конкуренции», но и КоАП: введена новая статья — 7.32.4, касающаяся нарушения правил обязательных торгов. Разумеется, «4-й антимонопольный пакет» предполагает и ряд других изменений. Детально ознакомиться с ними можно на сайте ФАС России.

— Какова сумма штрафов, взысканных Брянским УФАС в 2015 году?

— За нарушение антимонопольного законодательства было взыскано штрафов на сумму 1 миллион 811 тысяч рублей.

— Расскажите о практике применения антимонопольного законодательства в отношении органов власти. Сколько дел было возбуждено Брянским УФАС в 2015 году?

— В прошлом году было возбуждено и рассмотрено 61 дело по статье 15 закона «О защите конкуренции». Чаще всего устанавливались факты нарушений при заключении договоров аренды земельных участков без обязательной процедуры торгов, дополнительных соглашений, изменяющих вид разрешённого использования земельных участков.

Выявлены административные барьеры, затрудняющие предпринимательскую деятельность. Заявления содержали сведения о нарушении сроков выдачи либо отказе в выдаче документации, связанной со строительством.

Что касается обжалований процедуры торгов по статье 18.1. закона «О защите конкуренции», наиболее часто обжаловалась процедура торгов на заключение договоров аренды земельных участков и продажу муниципального имущества. Характерно, что всё это случаи обжалования конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

— Брянское УФАС осуществляет контроль в сфере госконтракта. Каковы его результаты по итогам 2015 года?

— В 2015 году поступило 205 жалоб, осуществлено 129 проверок, из них 6 — внеплановые. Возбуждено 1212 дел об административных правонарушениях, 129 должностных лиц привлечены к административной ответственности на общую сумму 1 819 000 рублей, 18 лиц включено в реестр недобросовестных поставщиков. Большинство нарушений (164) связаны с включением в описание объекта закупки требований, указывающих на товар конкретного производителя, что влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

91 нарушение основано на том, что заказчики устанавливают дополнительные требования к участникам закупки, такие как наличие финансовых ресурсов, дополнительных производственных мощностей. На третьем месте нарушение, выразившееся в неправильном способе определения поставщика, а именно заключение контракта у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя без проведения конкурентных процедур.

— С какими нарушениями в большинстве случаев связаны прецеденты злоупотребления доминирующим положением?

— В 2015 году было возбуждено 18 дел по нарушениями статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» ( «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»). Наибольшее количество дел связано с вопросами технологического присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций.

«Награда» за безаварийное вождение

По традиции «Брянская ТЕМА» публикует актуальные примеры рассмотренных УФАС дел по итогам 2015 года. Так, по признакам нарушения антимонопольного законодательства в прошлом году Брянским УФАС было возбуждено 114 дел, из них 106 — это признанные нарушения федерального законодательства.

Один из примеров — дело, возбужденное в отношении ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Брянской области по факту нарушения 10-й статьи закона «О защите конкуренции». В прокуратуру Бежицкого района поступило заявление от жительницы нашего города, которой при оформлении страхового полиса ОСАГО было отказано в коэффициенте КБМ, учитывающего безаварийную езду в предыдущие страховые периоды. И это несмотря на то, что стиль вождения автоледи отличался безаварийной ездой на протяжении 15 лет.

Специалистами УФАС был проведён анализ конкурентной среды. Выяснилось, что в 1-м квартале 2015 года доля ООО «Росгосстрах» на рынке услуг ОСАГО Брянской области составляла 36,2%. Следовательно, в этот период ООО «Росгосстрах» обладал доминирующим положением на рынке.

В результате рассмотрения дела выявлено, что при оформлении договора обязательного страхования компанией было допущено злоупотребление доминирующим положением, что повлекло увеличение размера уплаченной страхователем страховой премии. Разница составила 2123 рубля 55 копеек.

Обращение в антимонопольный орган помогло автовладелице доказать законность своих требований и вернуть деньги. Компания-страховщик получила предписание и выполнила его в полном объёме. А автовладельцам советуем быть внимательными не только на дороге…

«Длинная» передача

Заложниками действий нарушителей антимонопольного законодательства иногда становятся не только отдельные граждане, а, скажем, жители целого многоквартирного дома. По статистике, одним из наиболее частых нарушений 14-й статьи федерального закона «О защите конкуренции» в Брянске оказалась непередача технической и иной документации вновь избранной управляющей компании многоквартирного жилого дома.

В частности, по этому поводу Брянским УФАС было возбуждено дело в отношении ООО «УК „Жилкомсервис — ЖЭУ № 3“. Заявление в антимонопольный орган поступило от УК «Славянская», которая общим собранием собственников была избрана в качестве управляющей организации многоквартирным домом № 25 по улице Костычева в Брянске.

Согласно пункту 22 постановления Правительства № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, обязана передать документацию в течение 30 дней с момента получения уведомления. Однако документы, связанные с управлением домом, удерживались прежней УК. Справедливость была восстановлена только после вмешательств сотрудников антимонопольного органа. Предписание, выданное ООО «УК „Жилкомсервис — ЖЭУ № 3“, исполнено в полном объёме.

«Посадка 0 рублей»

В мае 2014 года в Брянское УФАС поступила жалоба сразу от нескольких служб такси о том, что их коллеги транслируют в эфире «Дорожного радио» рекламу, в которой, по мнению заявителей, содержатся сведения, нарушающие их законные интересы. Реклама была следующего содержания:

«Некоторые такси как рулетка. За стол садишься: „Посадка бесплатно!“
Чуть подкрутят. Чуть подвинтят. И ты уже остался без штанов.
Не дай себя обмануть!..
«Сатурн» — такси без скрытых платежей!»

Маркетинговым агентством «Промо-Маркетинг» был проведён социологический опрос — посетителям одного из торговых центров предлагали прослушать две записи: на первой — реклама такси «Сатурн», на второй — ролик «Городского такси» ( «Посадка ноль! Посадка ноль! В „Городском такси“ катаясь — экономь!»). Затем респондентам задавались два вопроса: 1) сравнивается ли в аудиоролике работа такси «Сатурн» с работой других такси?; 2) присутствует ли в ролике такси «Сатурн» негативная оценка конкурентов? На первый вопрос «да» ответили 84% опрашиваемых, на второй — 77%.

Результаты опроса были приобщены к делу, а комиссией Брянского УФАС сделан вывод, что у большинства респондентов анализируемый ролик вызывает негативные сравнительные ассоциации с иными службами такси, тарификация посадки у которых «0 рублей». Аналогичное исследование было проведено и участниками экспертного совета по применению законодательства о рекламе при УФАС. Выводы оказались ровно такими же.

Как выяснили специалисты, общей речевой стратегией рассматриваемого ролика стала дискредитация одного хозяйствующего субъекта другим. Так, фрагмент: «Некоторые такси как рулетка» — это метафорическое сравнение, которое строится на аналогии непрозрачности правил ведения игры и правил подсчёта платежей. Конкретизируется эта непрозрачность в противопоставлении с такси, которое якобы таких платежей не имеет. А цель ролика — и вовсе показать, что потребители не должны делать свой выбор в пользу служб такси, имеющих тарификацию при посадке «0 рублей». За недобросовестную рекламу перевозчик поплатился административным штрафом в размере 100 тысяч рублей.

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров

1429