Вячеслав Лопатников: «Трагическая статистика уменьшилась до уровня 1975 года»
Наталья Тимченко • Михаил Фёдоров
Прежде чем отправиться на интервью к начальнику УГИБДД УМВД России по Брянской области Вячеславу Лопатникову, мы организовали соцопрос в одной из популярных автомобильных групп города «Брянский водитель» в сети «В контакте». В опросе приняло участие почти более 400 человек, и на основании их мнения мы составили рейтинг тем, волнующих большинство водителей.

— Вячеслав Вячеславович, прежде чем мы перейдём к вопросам наших респондентов, познакомьте читателей «Брянской ТЕМЫ» со статистикой минувшего года.

— Посмотрите на график. Третий год подряд удаётся достичь сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них граждан, второй год — количества погибших людей. В 2016 году число погибших сократилось на треть. А это значит, сохранены жизни более 70 участников дорожного движения. Хотелось бы обратить ваше внимание, что этот показатель — самый низкий с 1975 года. Только представьте: впервые за 42 года трагическая статистика достигла минимума!

Также снизилось число происшествий по вине водителей с признаками опьянения. И здесь во многом нам помогли так называемые сплошные проверки. Меньше зарегистрировано ДТП по вине водителей мототранспорта. Сократилось количество погибших несовершеннолетних. Уменьшилось число происшествий с участием иностранных граждан. Отмечается общее снижение количества автоаварий в областном центре и автодорогах федерального значения. И за всеми этими достижениями — большие совместные усилия органов власти различного уровня, заинтересованных ведомств, общественных организаций и объединений.

Проделанная работа позволила достигнуть всех показателей федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» на территории Брянской области. А именно: сокращение в сравнении с 2012 годом числа погибших в результате ДТП, в том числе детей, снижение социального и транспортного рисков.

— Вы упомянули федеральную программу. Но в своём ежегодном отчётном докладе начальник УМВД РФ по Брянской области Валентин Кузьмин говорил о том, что Федеральная программа безопасности дорожного движения в Брянской области отсутствует, хотя в соседних регионах она успешно реализуется. И из федерального бюджета на неё выделяются немалые средства.

— Это действительно так. На протяжении последних трёх лет в Брянской области предусмотрено финансирование только в одном направлении профилактики безопасности дорожного движения. А именно, на обеспечение функционирования системы фотовидеофиксации. И это финансирование осуществляется как отдельное мероприятие в рамках различных региональных программ. К упомянутой федеральной программе это отношения не имеет.

Стоит напомнить, что Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано при принятии региональных целевых программ учитывать положения федеральной целевой программы. Но программа, несмотря на неоднократные инициативы УМВД России по Брянской области, до сих пор не принята.

Вместе с тем мы видим опыт соседних регионов. При этом используется механизм софинансирования отдельных мероприятий из федерального бюджета. За счёт этого снижается нагрузка на региональный бюджет.

Хотелось бы подчеркнуть: деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения — это забота не только нашего ведомства. Все государственные структуры, которые в той или иной степени касаются этого вопроса: региональные и местные органы власти и управления, образование, здравоохранение, транспорт, дорожное и коммунальное хозяйство, связь и т. д. — должны отвечать за свой сектор в этой области. Также я убеждён, что самое активное участие должны принимать негосударственные органы и организации, общественные объединения.

— Что является основной задачей в работе вашего ведомства на текущий год?

— Конечно, это сохранение положительной динамики достигнутых результатов. Но повторюсь: это станет возможным только при комплексном подходе. Необходимо соответствующее финансирование мероприятий по совершенствованию условий движения транспорта и пешеходов (в том числе несовершеннолетних), пропаганде безопасности дорожного движения, развитию транспортной инфраструктуры, оказанию медицинской помощи. Хотелось бы верить, что Брянская область примет региональную программу и начнёт по ней работать.

— Перейдём к вопросам брянских автолюбителей. Почти треть респондентов волнует качество дорог. Естественно, все понимают, что по большей части — это забота дорожников, но ГИБДД также контролирует «дорожный» вопрос. Расскажите о том, какая работа ведётся и какие успехи или неудачи терпит ваше ведомство в вопросе войны с ямами на дорогах.

— В 2016 году влияние дорожного фактора было отмечено практически в каждом третьем дорожно-транспортном происшествии, зарегистрированном на территории региона. Более половины ДТП произошло на территории областного центра.

Основные проблемы: отсутствие или плохая различимость горизонтальной разметки, отсутствие дорожных знаков в необходимых местах, отсутствие освещения или его недостаточность, отсутствие тротуаров и ограждений.

Хотелось бы напомнить, что обязанности по поддержанию улично-дорожной сети в безопасном для движения состоянии возложены на владельцев дорог. В областном центре — это Брянская городская администрация.

Госавтоинспекция — надзирающий орган. Мы осуществляем контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности орожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автодорог.

В прошедшем году сотрудниками Госавтоинспекции области на устранение выявленных недостатков выдано около 3,5 (!) тысячи предписаний. К административной ответственности привлечено более 700 нерадивых должностных и юридических лиц, не исполнявших свои обязанности в полном объёме.

В 2016 году влияние
дорожного фактора было
отмечено практически
в каждом третьем
дорожно-транспортном
происшествии,
зарегистрированном
на территории региона.
Более половины ДТП
произошло на территории
областного центра.

Дороги у нас действительно в очень плохом состоянии. Только в январе текущего года на территории Брянска выдано девять предписаний на выполнение работ по ликвидации дефектов проезжих частей дорог. По двум фактам неисполнения данных предписаний в отношении Брянской городской администрации возбуждены административные производства. Дополнительно организовано межведомственное взаимодействие с органами прокуратуры. Так, по информации Госавтоинспекции, судами удовлетворены 14 исков органов прокуратуры в части приведения дорожных покрытий дорог областного центра в соответствие с требованиями действующих нормативов.

— Перечислите наиболее проблемные участки дорог в Брянске.

— К сожалению, они практически неизменны из года в год.

В Советском районе: это ул. Щукина, ул. Красноармейская, ул. Бежицкая, пр-т Ленина, ул. Луначарского, ул. Пионерская.

В Володарском районе: объездная а/д Брянск-1 — Брянск-2, ул. 2-я Мичурина, ул. Рылеева, ул. Абашева, ул. Пушкина, Октябрьский мост.

В Бежицком районе: ул. Ульянова, ул. Литейная, ул. Камозина, ул. Бурова, ул. Ново-Советская, ул. Вокзальная, ул. Шоссейная, ул. Делегатская, ул. Медведева, ул. Металлистов, ул. Ульянова, ул. Флотская.

В Фокинском районе: пр-т Московский.

— Ещё один популярный вопрос — организация движения. Мы видим, что ведутся активные работы, сделаны новые развязки. Но город всё равно в часы пик стоит в пробках. А ведь Брянск далеко не лидер по количеству машин. Расскажите о том, как решается вопрос с затруднением движения и вообще с его оптимизацией.
— Дорожно-транспортная инфраструктура Брянска фактически соответствует уровню 60–100 автомобилей на 1 тысячу населения. В то время как современный уровень обеспечения автомобилями в Брянской области уже превысил 270 автомобилей на 1 тысячу населения, а в областном центре 280 автомобилей на 1 тысячу населения.

В настоящее время улично-дорожная сеть областного центра не справляется с увеличением количества автомобилей. Отсюда и пробки. Что делать? Провести комплекс инженерно-строительных мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности и повышение уровня безопасности. Это строительство дорог-дублёров, современных транспортных развязок, подземных (надземных) пешеходных переходов, введение светофорного регулирования, обустройство остановочных комплексов, организация парковок транспорта в местах массового пребывания.

Планирование и реализация вышеуказанных мероприятий возложена на собственников дорог и органы местного самоуправления в границах муниципальных образований.

Сотрудники Госавтоинспекции регулярно принимают участие в работе градостроительных и технических советов, касающихся проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог. Мы вносим соответствующие предложения, и радует, когда их реализовывают.

— Приведите примеры такого плодотворного взаимодействия.

— В минувшем году реконструированы три крупных пересечения транспортных артерий города (кольцевое пересечение улиц Никитина, Речной и Октябрьской Дамбы у ж/д вокзала Брянск.1 в Володарском районе, кольцевое пересечение улицы Красноармейской с проспектом Станке Димитрова в Советском районе, кольцевое пересечение улиц Бежицкой, Флотской и Ульянова в Бежицком районе).

На четырёх участках улично-дорожной сети областного центра введены в эксплуатацию новые светофорные объекты (в том числе с устройством регулируемых пешеходных переходов). На 11 перекрёстках выполнены работы по реконструкции светофорных объектов с введением отдельной фазы для пешеходов и заменой транспортных и пешеходных светофоров на светодиодные. Также обустроены линии стационарного искусственного освещения на ул. Речной, ул. Снежетьский Вал и объездной автомобильной дороге, соединяющей Фокинский и Володарский районы, общей протяженностью около 6 км.

— Что планируется сделать в этом направлении в 2017 году?

— В 2017 году в областном центре планируется начать работы по строительству дорог-дублёров. Дорога, связывающая Володарский и Фокинский районы, позволит существенно разгрузить ул. Калинина и перекрёстки в районе набережной. Дорога по переулку Бежицкому, связывающая кольцо в районе памятника Болгарским патриотам и автодорогу Брянск — Смоленск, позволит разгрузить Городищенскую горку и Городищенский поворот. Также будут продолжены работы по строительству дороги по улице Романа Брянского, связывающей улицу Авиационную с автодорогой Брянск — Смоленск.

— Вячеслав Вячеславович, немало людей жалуются на некорректное отношение к себе сотрудников ГИБДД. Речь здесь идёт, как я понимаю, о придирках и беспочвенных остановках. Многих волнует тема сплошных проверок, когда людей останавливают в большом количестве, и те вынуждены ждать, пока очередь дойдёт до них; что инспектор, как пишут в Интернете, «понюхал» водителя. Это действительно доставляет дискомфорт, особенно законопослушным автовладельцам.

— На это я так отвечу: в Брянской области каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие происходит по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. И сплошные проверки являются необходимым условием обеспечения безопасности дорожного движения. Их цель — внушить всем водителям, которые позволяют себе, выпив, садиться за руль, что наказание неотвратимо.Сплошные проверки — изобретение зарубежных правоохранителей. Во многих странах успешно применяют эту меру профилактики ДТП.

Законодательство РФ не позволяет осуществлять освидетельствование водителя на состояние опьянения без выявления и фиксации признаков такого состояния в установленном порядке. Соответственно, возможность осуществления массовых проверок водителей с использованием алкотестеров отсутствует. В то же время Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает массовую остановку транспортных средств в рамках проведения специальных мероприятий соответствующей направленности. В ходе таких остановок возможно установление признаков нахождения водителя в состоянии опьянения с последующим освидетельствованием в порядке, установленном законодательством.

Основной принцип мероприятия максимальный охват проверяемых транспортных средств, минимальная задержка при проверке. За незначительные нарушения ПДД, например, непристегнутый ременьбезопасности, сотрудники ограничиваются устным замечанием в установленном законом порядке (ст. 3.2 КоАП РФ). Повторюсь: основная задача — профилактика «пьяных» ДТП.

— Некоторые респонденты просят рассказать о том, какие действия применяются для оптимизации работы МРЭО?

— Особое внимание в данном направлении деятельности обращено на повышение уровня удовлетворённости граждан и качества предоставления государственных услуг. В целях сокращения времени ожидания в очереди при получении государственныхуслуг компетенции МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области реализована возможность предварительной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В 2016 году сервисом воспользовались около 17 тысяч граждан, что в шесть раз выше показателя 2015 года. Положительная динамика наблюдается и в текущем году.

Пользователи Единого портала госуслуг с 1 января 2017 года могут оплачивать федеральные услуги в электронном виде со скидкой 30,0% от суммы госпошлины, уплачиваемой за получение государственных услуг.

Выгодное нововведение касается также и самых востребованных услуг, предоставляемых ГИБДД: получение водительского удостоверения и постановка на учёт транспортного средства.

Совершать электронные платежи можно через сайт «Госуслуги» либо через мобильное приложение, используя для этого банковские карты, электронные деньги или денежные средства со счёта мобильного телефона. Таким образом, у жителей России появилась возможность удобно, с минимальными затратами времени, уплатить пошлину за госуслуги, при этом сэкономив.

За счёт перераспределения графика работы подразделений МРЭО ГИБДД, расположенных в Брянске, Клинцах и Трубчевске, обеспечена возможность оказания услуг входящих в их компетенцию ежедневно, в том числе и выходные дни.

Также в настоящее время реализована возможность оценки гражданами качества предоставления государственных услуг компетенции МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области на интернет-портале www.vashkontrol.ru.

По итогам 2016 года уровень удовлетворённости граждан качеством полученных в подразделениях МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области государственных услуг составил 95,5%. Получено более 48 тысяч оценок, что составляет четверть общего числа граждан подавших заявления на получение госуслуг.

В тему

В Тульской области действует подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области» в структуре государственной программы «Развитие транспортной системы Тульской области и повышение безопасности дорожного движениям» на 2014–2021 годы, с общим финансированием в 2016 году в размере 185,2 млн. рублей (всего 968,6 млн. рублей), в том числе:

  1. развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, в т. ч. освещение вопросов БДД в СМИ, издание печатной продукции, проведение акций, размещение социальной рекламы (1,0 млн. рублей);
  2. обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении, в т. ч. проведение различных конкурсов, приобретение мобильных автогородков (4,7 млн. рублей);
  3. развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий, в т. ч. обеспечение функционирования системы обеспечения управления и контроля дорожного движения (179,4 млн. рублей).

Состояние аварийности в Тульской области

ДТППогиблоРанено
2016 год 2348 320 3076
2015 год 2648 366 3483
Динамика, % -11,3 -12,6 -11,7

В Смоленской области действует государственная программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Смоленской области» на 2015–2017 годы, с общим финансированием в 2016 году в размере 205,1 млн. рублей (всего 464,5 млн. рублей), в том числе:

  1. обеспечение и повышение безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети Смоленской области (166,5 млн. рублей);
  2. строительство, реконструкция и техническое перевооружение светофорных объектов (16,5 млн. рублей);
  3. оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений правил дорожного движения на улично-дорожной сети населённых пунктов и автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения (24,4 млн. рублей);
  4. выполнение проектных работ на установку комплексов видеофиксации нарушений правил дорожного движения и светофорных объектов (2,3 млн. рублей).

Состояние аварийности в Смоленской области

ДТППогиблоРанено
2016 год 1089 150 1362
2015 год 1233 183 1506
Динамика, % -11,7 -18,0 -9,6

В Костромской области действует подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения на 2015–2020 годы в Костромской области» в структуре государственной программы Костромской области «Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015–2020 годы», с общим финансированием в 2016 году в размере 18,8 млн. рублей (всего 129,0 млн. рублей), в том числе:

  1. развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, в т. ч. развитие системы фото-, видеофиксации (18,5 млн. рублей);
  2. обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении (150 тыс. рублей);
  3. развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий (не выделялись);
  4. развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (150 тыс. рублей);

Состояние аварийности в Костромской области

ДТППогиблоРанено
2016 год 725 50 920
2015 год 762 86 927
Динамика, % -4,9 -41,9 -0,8

В Брянской области с 2014 по 2015 годы реализовывалась подпрограмма «Безопасность дорожного движения в Брянской области» (2014–2020 годы) государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (2014–2020 годы). С 2016 года указанная подпрограмма не реализовывается, а мероприятия по повышению безопасности дорожного движения включены в государственную программу «Профилактика правонарушений и противодействие преступности на территории Брянской области» (2016–2020 годы).

В рамках указанных программ предусмотрено финансирование только на функционирование центра автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения (2014 год — 41 500 тыс. рублей, 2015 год — 44 637 тыс. рублей, 2016 год — 46 138,9 тыс. рублей), а также субсидирование приобретения оборудования учреждениям департамента здравоохранения Брянской области (250 тыс. рублей ежегодно).

Состояние аварийности в Тульской области

ДТППогиблоРанено
2016 год 1321 173 1623
2015 год 1402 244 1726
Динамика, % -5,8 -29,1 -6,0

Целевые индикаторы ЦФП на территории Брянской, Костромской, Тульской и Смоленской областей

РегионПогибло всегоПогибло детейСоциальный рискТранспортный риск

Брянская
область

173 (-27,3%)
ЦП: -5,33%

4 (-42,9%)
ЦП: -11,7%

14,1 (-24,4%)
ЦП: -7,5%

6,0 (-37,4%)
ЦП: -12,6%

Костромская
область

50 (-37,5%)
ЦП: -5,33%

1 (0,0%)
ЦП: -11,7%

7,7 (-36,1%)
ЦП: -7,5%

2,2 (-44,0%)
ЦП: -12,6%

Смоленская
область

150 (-31,5%)
ЦП: -5,33%

7 (+40,0%)
ЦП: -11,7%

15,6 (-29,8%)
ЦП: -7,5%

5,1 (-20,6%)
ЦП: -12,6%

Тульская
область

320 (-17,1%)
ЦП: -5,33%

16 (+166,7%)
ЦП: -11,7%

21,2 (-14,7%)
ЦП: -7,5%

4,9 (-21,5%)
ЦП: -12,6%

В Брянской, Костромской и Тульской областях в настоящее время достигаются все пороговые значения индикаторов Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения 2013–2020 годы».

Просмотров: 415