Поющая в темноте

Александра Савелькина • Михаил Фёдоров

30-летнюю Карину Жакову нередко называют брянской Дианой Гурцкой. Благодаря внешнему сходству и похожей истории: когда Карине исполнилось 6 месяцев, врачи поставили диагноз — злокачественная опухоль глазного дна. Назначили полный курс химиотерапии. Жизнь удалось спасти, зрение, увы, нет. Девушка признаётся, что зрячей себя не помнит вовсе. А по поводу сравнения с известной певицей добавляет: «Никогда не мечтала стать второй Дианой Гурцкой. Мне нравится быть первой Кариной Жаковой». И, похоже, это у неё получается — в январе наша землячка стала триумфатором конкурса «Особые таланты» в Москве. Победу сразу в двух номинациях принесли давние увлечения — бисероплетение и вокал.

Поющая в темноте
Врачи сказали: «Если ребёнок доживёт до пяти лет, будет жить». О зрении тогда речи не велось. Помню постоянное ощущение страха у взрослых,  запах больничных палат… Но всё равно это было счастливое детство..

— Врачи сказали маме: «Если ребёнок доживёт до пяти лет, будет жить», — рассказывает свою историю Карина. — О зрении тогда речи не велось. Помню постоянное ощущение страха у взрослых, запах больничных палат… Но всё равно это было счастливое детство, с игрушками, шалостями, беготнёй. Для тех, кто теряет зрение в сознательном возрасте, адаптация проходит болезненно. А я всегда живу в темноте. Я так привыкла.

— Твои работы из бисера — яркие, сложные, с большим количеством плетёных элементов. Расскажи, как работаешь. Как это происходит технологически?

— Цветовые вариации на совести мамы. Сюжет выбираем вместе, в основном это цветы. Поначалу мама диктует, в каком ряду сколько бисерин. Я запоминаю, затем самостоятельно делаю повторяющиеся элементы. Бисер разного цвета разложен по контейнерам — это тоже держу в памяти. И, наконец, вместе собираем композицию. Готовых схем нет. Всё придумываем сами, основываясь на 2–3 методиках бисероплетения.

Большой труд за скромные деньги

«Стоимость моих работ из бисера от 350 до 3000 рублей. Физически успеваю сделать всего одну картину в месяц»— Сколько лет потребовалось, чтобы добиться такого уровня мастерства?

— 15 лет. Отсчёт веду с момента, когда начала осваивать бисероплетение с педагогом — Ниной Михайловной Романченко. В школе я была на домашнем обучении, дополнительно со мной занимались лучшие педагоги бежицкого центра внешкольной работы. Тогда освоила и лепку, и бисер.

— Можно ли заработать бисероплетением? Вспомни самые необычные заказы.

— В среднем покупают 1–2 картины в месяц. Среди заказчиков в основном знакомые, много постоянных клиентов. Стоимость работы зависит от размера и составляет от 350 до 3000 рублей. Физически успеваю сделать всего одну картину в месяц, не считая мелких промежуточных поделок.

Самый необычный заказ, пожалуй, 30 миниатюрных роз. На его выполнение у меня ушло 3 месяца. Заказчик — столичная сеть ветеринарных аптек. Они придумали благотворительную акцию: дарили каждому покупателю определённого препарата цветок, а часть вырученных средств переводили мне. Так люди могли помочь художнику с ограниченными возможностями, и вместе с тем это не выглядело как попрошайничество.

— Опиши любую значимую для тебя работу, которую недавно закончила. Что это было?

— Дерево мудрости с металлическими совами. Я сплела две таких статуэтки: одну оставила себе, вторую подарила своему наставнику по вокалу Бениамину Мирзояну, руководителю Брянского городского эстрадного оркестра. Более двух лет являюсь его ученицей. Он мне как отец, как старший друг.

— Как вышло, что Бениамин Мирзоян стал твоим наставником?

— Я состою во Всероссийском обществе слепых, а городской эстрадный оркестр несколько последних лет базируется в нашем доме культуры. Однажды заместитель председателя Брянского отделения ВОС помогла организовать прослушивание у Бена Эдуардовича. Я немного пела, когда училась на музыкальном отделении в БГУ, участвовала в самодеятельности. Несмотря на это, прослушивание провалила. Бену Эдуардовичу моё пение не понравилось, но он сказал: приходи снова. И я пришла.

У меня была мечта — петь джаз.

— Постой-ка! А как же репутация завсегдатая рок-концертов, на которые ты ходила вместе с бабушкой?

— Всё это в прошлом. Хотя действительно есть что вспомнить. Как-то раз солист группы «Сплин» Александр Васильев подарил мне 100 долларов на современную аудиосистему, когда узнал, что мне не на чем прослушать подаренный им диск. Или на концерте Дианы Гурцкой меня приняли за артистку и пытались взять автограф. А для настоящих рок-концертов у нас были пошиты специальные рокерские костюмы. Даже у моей на тот момент 70-летней бабушки.
Рок я по-прежнему люблю, но концерты посещаю всё больше городского эстрадного оркестра или заезжих джазовых исполнителей. Из последнего очень понравились рождественские гастроли джаз-бэнда Сергея Жилина «Хронограф».

«Я хотела петь джаз,
а пришлось начинать с «Ягоды малины»

— Ты упомянула, что недостаточно хорошо пела два года назад…

— У меня очень требовательный наставник. Он слышит малейшую фальшь. Сначала было тяжело. Для разминки Бениамин Эдуардович дал мне несколько простых песен — «Разгадай любовь» Жасмин, «Ягода малина». Попыталась намекнуть, что мне они культурно неприятны. Мой наставник пояснил: начинать надо с простого. А когда спою без фальши эти песенки, пообещал дать произведение посерьёзнее. Постепенно действительно стало получаться. Первой джазовой композицией стала Don't get around much any more Дюка Эллингтона. А впервые в сопровождении оркестра я выступала на юбилее маэстро в 2016 году на сцене областной филармонии. Но это, очевидно, было для меня авансом. По-настоящему уверенно на сцене я почувствовала себя спустя год на конкурсе «Особые таланты».

— В «Особых талантах» в этом году участвовали более 1500 человек. Как оценивала свои изначальные шансы на победу?

— В декоративно-прикладном направлении было много сильных работ: и лепка из солёного теста, и мягкая игрушка, и резьба по дереву. Я привезла три картины: флоксы, клематисы и букет. Ждать результатов было волнительно. Зато на вокальном конкурсе чувствовала себя уверено. Я слышала, как поют другие, и сразу выделила порядка десяти сильных соперников. Важно было спеть без ошибок, ярко, эмоционально. Видимо, это у меня получилось.

— Ты участвовала во многих конкурсах. Расскажи о самых необычных.

— Например, кулинарный «Вкус Востока на кончиках пальцев». Он проводился в 2015 году по инициативе турецкого культурного центра. Я иногда готовлю для себя и делаю это довольно-таки аккуратно, но не ожидала, что дойду до очного финала в студии Юлии Высоцкой! Я готовила два блюда: русскую окрошку и турецкий джаджик. Тотально незрячих, как и я, на конкурсе было всего трое, у многих участников было кулинарное образование. И всё же я вошла во вторую десятку и в награду получила путёвку в Тунис.

И ещё один необычный опыт… Перед Новым годом я участвовала в акции благотворительного фонда «Добрый мир», которая называлась «Письмо собаки-поводыря Деду Морозу». По задумке организаторов, потенциальные жертвователи сами выбирали историю на сайте «Доброго мира» и дарили желаемый подарок собаке. Я ничего не стала просить для своего лабрадора Торика, а попросила мешок корма для брянского приюта «Добрые руки». Моя история вдохновила незрячую певицу Юлию Дьякову — это у неё однажды украли лабрадора-поводыря в переходе московского метро. Мы дружим с Юлей ещё с юношеских лет, и ей пришла идея 10 февраля провести в Брянске кинологический фестиваль с участием дрессировщиков, грумеров, кинологов из Брянска, Москвы, Санкт-Петербурга. В итоге удалось собрать большой запас корма и средств по уходу.

А самая престижная и значима победа — международная премия «Филантроп». Вместе со мной награду получили 50 лауреатов из 23 регионов России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Китая и Швеции. Присуждается она за выдающиеся достижения в области культуры и искусства. Я несколько лет была в числе номинантов, а в 2014-м наконец-то победила.

«Без мамы я никуда»

Счастливое детство, 1989 г.— Карина, ты активно путешествуешь, у тебя много друзей по всей стране, ты училась в обычной группе университета и до сих пор посещаешь занятия вне дома. Какие изобретения помогают тебе чувствовать себя комфортно в городской среде, упрощают жизнь?

— В детстве я была на домашнем обучении: недостаток общения имел место быть, но он восполнялся перепиской по системе Брайля. Потом в семье появился компьютер, я набирала текст письма, распечатывала на принтере и отсылала в конверте обычной почтой. Сейчас у меня обыкновенный ноутбук с установленной программой экранного чтения. Называется она NVDA, это социальный проект, пользоваться можно абсолютно бесплатно. Программа озвучивает текст с экрана и команды. Благодаря ей я самостоятельно веду свои странички в социальных сетях. Такие же программы разработаны для мобильных телефонов. У меня пока кнопочный, сенсорный так и не освоила.

Что касается перемещений по городу, самое надёжное изобретение — белая трость. Но я так и не научилась обходиться без сопровождающего. Мама со мной всегда: и на концертах, и на экзаменах, и в путешествиях. Когда мы приезжаем в столицу, мама заранее подаёт заявку в службу сопровождения. Волонтёры встречают буквально у перрона и провожают до адреса назначения. Такие же службы обязательно есть в аэропортах. Жаль, в Брянске это совсем не развито. Хорошая между прочим идея для социального проекта.

— У тебя есть собака-поводырь. Повышает ли это твою самостоятельность, мобильность?

— Торесу уже 12 лет, но по своей основной «специальности» он не проработал ни дня. Собак-поводырей обучают в закрытых питомниках, где нет шумных дорог, автомобилей, прохожих. Поводыря ничто не должно отвлекать, а Торик пугается автомобилей и уличных собак.

— Карина, где в ближайшее время можно увидеть твои работы?

— Они всегда доступны в моём магазине на «Ярмарке мастеров» — www.livemaster.ru/roxy-light. А оценить вживую можно на моей персональной выставке — она открылась 16 марта в Городском выставочном зале на бульваре Гагарина. В этом году мне исполняется 30 лет — такой решила сделать себе подарок.

— А о каком «вещном» подарке мечтаешь?

— Много лет назад руководители одного брянского завода подарили мне муфельную печь для обжига глины. Тогда я всерьёз увлеклась лепкой, работы хорошо продавались, особенно на выставках и ярмарках. Десять лет назад печь сломалась, её несколько раз чинили, но она до сих пор так и не нагревается до нужной температуры. Я очень соскучилась по природной глине. От неё исходит тепло. Она гибкая и податливая. Из полимерной глины невозможно слепить настолько звонкий колокольчик, как из натуральной. А для меня очень важно, чтобы у всего в этом мире был голос…

Просмотров: 338